Основания для проверок Роспотребнадзора Смотрите в этом материале: - поручение Президента РФ, Правительства РФ, вице-премьеров; - поручение Президента РФ, Правительства РФ, вице-премьеров в рамках моратория на проверки; ВниманиеВ связи "проверочным" мораторием, установленным постановлением Правительства РФ от 10.03.2022 N 336, проведение Роспотребнадзором большинства плановых и внеплановых КНМ в 2023 году невозможно. Подробнее - в Энциклопедии решений "Мораторий на проверки - 2023". Прийти с контрольным (надзорным) мероприятием (далее также - КНМ) просто так, без повода, инспектор не может, поэтому какая-нибудь причина - основание для проведения проверочных мероприятий - у него обязательно будет. Из этих причин лишь две - дата в плане КНМ на календарный год и выполнение ранее полученного предписания - поддается определенному контролю со стороны бизнеса, остальные являются неожиданными и непредсказуемыми даже для самого Роспотребнадзора. Основание для КНМ указывается в решении о его проведении (п. 3 ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ", далее - Закон о госконтроле), кроме мониторинга безопасности и выездного обследования - решения об их проведении не оформляются в принципе (ч. 3 ст. 64 Закона о госконтроле).
Наступление даты плановой проверки
Плановые КНМ без взаимодействия с проверяемым лицом (а это выездное обследование и мониторинг безопасности) проводятся на основании заданий, содержащихся в планах работы Роспотребнадзора, о которых ничего не известно (ч. 2 ст. 57 Закона о госконтроле). Плановые КНМ с взаимодействием с проверяемым лицом проводятся на основании заранее утвержденных планов проведения контрольных (надзорных) мероприятий с взаимодействием (п. 2 ч. 1 ст. 57, ч. 1 ст. 61 Закона о госконтроле, п. 62 Положения о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом контроле (надзоре), утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1100 (далее - ПП N 1100). Эти планы Роспотребнадзор готовит заранее и согласовывает с прокуратурой (ч. 1, ч. 3 ст. 61 Закона о госконтроле, пп. "а" п. 2, п. 9 Правил, утв. постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 N 2428, далее - Правила 2428). ВниманиеРоспотребнадзор проводит плановые КНМ исключительно в рамках санитарно-эпидемиологического надзора. Надзор в сферах защиты прав потребителей и защиты детей от вредоносной информации проводится без осуществления плановых надзорных мероприятий (п. 21 ПП 1005, абз.2 п. 38 ПП 1019). Проверку конкретного лица или объекта могут включить в План "санитарных" КНМ на очередной год, если именно в этом очередном году истекли 0,5-1-2-3-4 или 6 лет с начала осуществления деятельности, госрегистрации в качестве организации или ИП, истечения даты прошедшей проверки и т.п. (п. 35, п. 36, п. 37 ПП 1100, п. 7 Правил 2428), сам Роспотребнадзор полагает, что плановые проверки в отношении объектов возможны только по истечении указанного периода только после проведения последней плановой проверки или иного КНМ (см. письмо от 21.03.2022 N 09-5873-2022-40). Периодичность проверок установлена именно в отношении объектов контроля, а не самого контролируемого лица (постановление Седьмого ААС от 17.03.2023 N 07АП-1411/23). Для этого лица/ объекта в Плане КНМ указывают адрес, ФИО/наименование и ИНН (пп. "е", пп. "ж" п. 8 Правил 2428). После одобрения Плана на будущий год прокурором, он до 15 декабря текущего года утверждается Роспотребнадзором (п. 12 Правил 2428) и в течение недели публикуется на сайте регионального теруправления Роспотребнадзора (п. 13 Правил 2428), а также на официальном сайте центрального аппарата Роспотребнадзора (письмо Минэкономразвития РФ от 10.11.2021 N Д24и-35227). Если плановое КНМ началось позже срока, указанного в ЕРКНМ, то это не нарушает требования Закона о госконтроле, а такое КНМ не считается внеплановым (постановление АС Московского округа от 17.08.2022 N Ф05-17721/22). Санитарно-эпидемиологический надзор осуществляется на основе управления рисками причинения вреда (см. главу 5 Закона о госконтроле), а все поднадзорные объекты распределены по категориям риска (п.23, п. 24, п. 34 ПП 1100), см. также Энциклопедию решений "Управление рисками при организации плановых КНМ Роспотребнадзором". Поэтому именно присвоенная объекту категории риска - а она зависит от характеристик и репутации объекта - определяет, как часто объект будут включать в ежегодный План КНМ (с взаимодействием) (п. 35, 36, 37, 39 ПП 1100):
Кроме, собственно, проверочных мероприятий, инспекторы проводят и плановые "предупредительные" выезды на объект - профилактические визиты (ст. 52 Закона о госконтроле, п. 58 ПП 1100, п. 20 ПП 1005, п. 31 ПП 1019). Выдать предписание по итогам профвизита нельзя, но можно организовать выездную проверку после увиденного (ч. 9 ст. 52 Закона о госконтроле); правда, о таком профвизите предупреждают, минимум, за неделю, и от него можно отказаться (ч. 5 и ч. 6 ст. 52 Закона о госконтроле). Обязательные профилактические визиты проводят в течение первого года с даты ввода объекта в эксплуатацию или получения информации о начале осуществления их деятельности, в отношении: - контролируемых лиц, со дня начала фактического осуществления деятельности которых прошло менее 1 года (абз. 3 п. 58 ПП 1100), либо приступающих к осуществлению к осуществлению образовательной деятельности или деятельности в сфере продажи товаров, оказания услуг (выполнения работ), не позднее чем в течение 1 года со дня начала такой деятельности (пп. "б" п. 31 ПП 1019, абз. 3 п. 20 ПП 1005), - объектов контроля (виды деятельности и производственные объекты), отнесенных к категориям чрезвычайно высокого, высокого и значительного риска (абз. 2 п. 58 ПП 1100), а в сфере защиты детей от вредоносной информации - контролируемых лиц, деятельность которых отнесена к категории значительного риска, - в срок не позднее 1 года со дня присвоения категории (пп. "а" п. 31 ПП 1019); - контролируемых лиц, которые производят /реализуют объекты контроля (результаты деятельности - продукция/товары) чрезвычайно высокого и высокого рисков (абз. 2 п. 58 ПП 1100). Подробнее об отнесении к категориям риска - в отдельном материале.
Жалоба или любой сигнал о нарушениях обязательных требований
Основанием для внепланового КНМ могут быть достоверные, подтвержденные сведения, появившиеся у Роспотребнадзора, - о причинении вреда (ущерба) или - об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, - или выявление соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров (п. 1 ч. 1 ст. 57, ст. 58, ч. 1 ст. 66 Закона о госконтроле). Другими словами, одних только сведений о нарушении / наличии индикаторов недостаточно для проведения КНМ: эту информацию Роспотребнадзор сначала должен оценить, а по итогам оценки признать ее достоверной (ч. 2 ст. 58 Закона о госконтроле). Первоначальные - до их оценки на предмет достоверности - сведения о возможном нарушении Роспотребнадзор черпает (ч. 1 ст. 58 Закона о госконтроле): - во-первых, "изнутри": при проведении надзорных мероприятий, в том числе КНМ без взаимодействия или даже КНМ в отношении других лиц; - во-вторых, "снаружи": из информации иных органов власти (например, что при проверке лицензионных требований к УК МКД выявлены жалобы жителей на шум лифтового оборудования), из сообщений СМИ, а также - и главным образом - из поступивших жалоб/заявлений. Однако вовсе не любая жалоба может вызвать проверку, а только такая, чье авторство на 100% подтверждено. Поэтому Роспотребнадзор принимает к рассмотрению (как повод к проверке) только жалобы: - поданные в Роспотребнадзор, его территориальные органы лично с паспортом (или по доверенности). Или устно высказанные на личном приеме в этом надзорном ведомстве (п. 1 ч. 1 ст. 59 Закона о госконтроле); - поданные в Роспотребнадзор через МФЦ, также с паспортом (п. 1 ч. 1 ст. 59 Закона о госконтроле); - поданные онлайн после идентификации в ЕСИА - на портале госуслуг, аналогичных региональных порталах, через форму на официальном портале Роспотребнадзора (п. 2 ч. 1 ст. 59 Закона о госконтроле); - любые другие, если в ходе проверки достоверности инспектор отыщет истинного автора и установит и подтвердит его личность (п. 3 ч. 1 ст. 59 Закона о госконтроле). Если авторство не будет установлено, инспектор составит бумагу, что оснований для КНМ нет (п. 3 ст. 60 Закона о госконтроле). Анонимки не рассматриваются вообще, а всякие "сомнительные" доносы Роспотребнадзор вправе рассмотреть просто по правилам Закона N 59-ФЗ о порядке рассмотрения обращений граждан РФ (ст. 11 Закона N 59-ФЗ, ч. 3 ст. 59 Закона о госконтроле). Однако и по анонимным жалобам ведомство, если захочет, сможет организовать КНМ, котрое поддержит суд (постановление АС Уральского округа от 24.10.2023 г. N Ф09-6419/23 по делу N А60-12059/2023).
Каким образом Роспотребнадзор оценивает саму жалобу/сообщение?
Задача органа надзора - выяснить, насколько правдива жалоба, ведь автор-неспециалист мог ошибиться, солгать или вообще описать "несанитарное" нарушение. Для оценки достоверности жалобы у сотрудника Роспотребнадзора есть несколько инструментов: 1. можно запросить, в том числе устно, у автора жалобы/сообщения дополнительные сведения и материалы (п. 1 ч. 3 ст. 58 Закона о госконтроле) - другими словами, описать подробности или даже фото/видео/аудио - показать тараканов в магазине, книжку без знака информационной продукции, записать шум от кондиционеров и т.п. Для этого необязательно встречаться лично, можно общаться по телефону, в мессенджерах и т.п. (ч. 2 ст. 59 Закона о госконтроле); 2. можно запросить пояснения у предполагаемого нарушителя санитарных и иных норм, за соблюдением которых надзирает Роспотребнадзор, - правда, именно в этом случае возможный виновник бед не обязан отвечать и может не давать комментариев (п. 2 ч. 3 ст. 58 Закона о госконтроле); 3. провести выездное обследование (анонимно выехать на место и осмотреть все, что открыто для публики, см. ст. 75 Закона о госконтроле) и/или мониторинг безопасности (изучить ведомственные данные о потенциальном нарушителе - например, изучить его уведомление о начале деятельности, протоколы об АП, акты прошлых проверок, посмотреть данные из межведомственных и интернет-источников и т.п., см. ст. 74 Закона о госконтроле). Если по итогам оценки жалобы или заметки в СМИ они оказались заведомой ложью, то Роспотребнадзор вправе взыскать с таких жалобщика/СМИ расходы, понесенные в связи с рассмотрением их опусов (ч. 4 ст. 58 Закона о госконтроле); если же ошибся госорган или ОМСУ - с него "взятки гладки". Одновременно составляется документ о том, что нет оснований для проведения КНМ (п. 3 ст. 60 Закона о госконтроле). Если же по итогам оценки жалоба оказалась правдивой, то: - либо инспектор пишет начальнику представление о проведении внепланового КНМ, каковое затем и проводится, если в наличии точно имеются индикаторы риска нарушения требований, либо причинен вред/ущерб охраняемым законом ценностям, либо еще не причинен, но угроза уже есть (п. 1 ч. 1 ст. 57, п. 1 ст. 60 Закона о госконтроле), при этом ФИО жалобщика-гражданина не раскрывается инспектором без согласия самого гражданина (ч. 4 ст. 59 Закона о госконтроле), указывать ФИО в решении о проведении КНМ запрещено (см. формы решений о проведении КНМ, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 31.03.2021 N 151, например, примечание к пп. 1 п. 2 Типовой формы решения о проведении рейдового осмотра). Автор жалобы/сообщения в Роспотребнадзор, которому отказали в проведении КНМ по его жалобе, вправе обжаловать такой отказ (как определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении) по правилам КоАП РФ, по соответствующим составам - даже в арбитражном суде (ч. 5 ст. 28.1 КоАП РФ, постановления КС РФ от 30.03.2021 N 9-П, Одиннадцатого ААС от 07.06.2022 N 11АП-5475/22); - либо инспектор составляет представление о направлении предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, каковое затем и объявляется (п. 2 ст. 60, ст. 49 Закона о госконтроле, п. 46 ПП 1100, п. 17 ПП 1005, п. 18 ПП 1019), в случае, если и оснований для КНМ нет, но и полного соблюдения закона - тоже:
Подробнее о предостережении см. в отдельном материале "Предостережения Роспотребнадзора".
Индикаторы риска нарушения обязательных требований при осуществлении Роспотребнадзором отдельных видов надзора
Кроме сведений об ущербе/вреде или соответствующей угрозе, п. 1 ч. 1 ст. 57 Закон о госконтроле предлагает еще одно основание для внепланового КНМ: выявление соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров. Соответствующие индикаторы риска для госнадзора в области защиты прав потребителей утверждены приказом Роспотребнадзора от 14.09.2023 N 635. Индикаторы риска для санитарно-эпидемиологического надзора утверждены приказом Минздрава России от 18.04.2023 N 172н. Индикатор риска для надзора за соблюдением законодательства о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, утвержден приказом Минкомсвязи России от 20.12.2021 N 1357, это выявление изменения в течение календарного года категории информационной продукции, реализуемой контролируемым лицом потребителям, при отсутствии у Роспотребнадзора сведений об изменениях содержания данной информационной продукции, влекущих изменение ее категории.
Поручение Президента РФ или Правительства РФ и Зампреда Правительства РФ
Внеплановая проверка, согласно п. 3 ч. 1 ст. 57, ч. 1 ст. 66 Закона о госконтроле, может быть проведена по поручению Президента РФ или Правительства РФ о проведении КНМ в отношении конкретных контролируемых лиц (судебная практика "разрешает" проверки по поручению Президента о проверках без указания конкретных лиц, см. постановление Восьмого КСОЮ от 14.07.2022 по делу N 16-4702/2022), при этом ч. 2 ст. 62 того же Закона разрешает проводить ее уже по поручению вице-премьера, если в таком поручении будут перечислены: - конкретные контролируемые лица или группы контролируемых лиц, в отношении которых должны быть проведены контрольные мероприятия; - вид и предмет проверки, - период, в течение которого нужно их провести. Федеральный конституционный закон от 06.11.2020 N 4-ФКЗ "О Правительстве РФ" разрешает вице-премьерам давать поручения Роспотребнадзору на основании распоряжений и поручений Президента РФ (п. 4 ч. 1 ст. 28). Такие поручения выдаются в соответствии с распределением обязанностей между вице-премьерами (п. 46 Регламента Правительства РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 01.01.2004 N 260). Поручение может содержаться, согласно п. 47 этого же Регламента: - в акте Правительства РФ (доводится до Роспотребнадзора путем направления копии этого акта), - в протоколе заседания Правительства РФ (доводится до Роспотребнадзора путем направления выписки из протокола заседания), - в протоколах совещаний, проводимых Председателем Правительства РФ или вице-премьерами, и в резолюциях по рассмотренным ими документам (доводятся до Роспотребнадзора путем направления протокола совещания, или выписки из него, или оформленной в установленном порядке резолюции). Реквизиты этих документов вносятся - в формате текстового поля - в ЕРКНМ, в раздел "Основания для проведения контрольного (надзорного) мероприятия" (см. примечание 11 к ПП 604).
Профилактический визит по поручениям Президента и Правительства РФ
В рамках моратория на 2023-2029 годы Правительство РФ ввело новый вид контрольного (надзорного) мероприятия, не предусмотренный Законом о госконтроле, - профилактический визит без возможности отказаться от его проведения, зато с возможностью проведения контрольных (надзорных) действий: - такие визиты проводятся исключительно в рамках тех видов надзора, которые подчиняются Закону о госконтроле, - такие визиты проводятся исключительно по поручению Президента РФ, премьер-министра РФ, вице-премьеров (в последнем случае - по согласованию с руководителем Аппарата Правительства РФ), - в поручениях премьер-министра, вице-премьеров должны быть указаны перечень контролируемых лиц период времени, в течение которого должны быть проведены профилактические визиты; для поручения Президента РФ это не предусмотрено (п. 11.5 Постановления N 336). В рамках такого визита можно проводить: - осмотры, - отборы проб (образцов), - истребования документов, - испытания, - инструментальные обследования, - экспертизы (п. 11.6 Постановления N 336).
Срок такого визита - 1 день, но этот срок: - может быть продлен на срок, необходимый для инструментального обследования, но не более 4 рабочих дней; - может быть приостановлен на срок осуществления экспертиз или испытаний (п. 11.6 Постановления N 336). Если во время визита обнаружены нарушения, то контролируемому лицу выдается предписание, если контролируемое лицо является государственным или муниципальным учреждением, то предписание выдается либо самому учреждению, либо его учредителю (в первом случае учредителю направят копию предписания) (п. 11.6 Постановления N 336).
Требование прокурора о проведении внепланового КНМ
Внеплановая проверка может быть проведена, если того потребует прокурор, но не просто так, а в связи с теми жалобами (обращениями, материалами и прочим), которые: - поступили в прокуратуру в рамках прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина, - и при этом свидетельствуют о причинении вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или об угрозе такого причинения (п. 4 ч. 1 ст. 57, ст. 63, ч. 1 ст. 66 Закона о госконтроле, п. 1.1 ст. 22 Закона о прокуратуре, п. 2 Порядка направления требований, утв. приказом Генеральной прокуратуры РФ от 02.06.2021 N 294, далее - Приказ 294). Таким образом, в требовании может быть указано лишь на возможное нарушение санитарных или иных норм (постановление АС Уральского округа от 13.02.2023 N Ф09-10064/22). Требование оформляется по типовой форме (приложение N 1 к Приказу 294), в нем прокурор должен сообщить, в том числе, об обращениях и материалах, из-за которых он требует проведения КНМ (п. 2 ч. 1 ст. 63 Закона о госконтроле). Прокурору запрещено требовать проведения КНМ дважды в отношении одного и того же лица по одним и тем же основаниям (абз. 2 п. 1.1 ст. 22 Закона о прокуратуре, п. 6 Порядка направления требований). Прокурор сам выбирает тот вид КНМ, который будут проводить инспекторы Роспотребнадзора (п. 1 ч. 1 ст. 63 Закона о госконтроле, приложение N 1 к Приказу 294).
Истечение срока исполнения предписания
Если по итогам ранее проведенных КНМ организация или ИП получили предписание об устранении выявленных нарушений с указанием срока их устранения (п. 1 ч. 2 ст. 90 Закона о госконтроле), они обязаны это предписание исполнить (п. 2 ст. 50, абз .2 ст. 10, абз. 2 ст. 11 Закона о санэпидблагополучии), а Роспотребнадзор - принять меры по осуществлению контроля за устранением выявленных нарушений (п. 4 ч. 2 ст.90, ст. 92 Закона о госконтроле) под угрозой административной ответственности по ч. 4 ст. 19.6.1 КоАП РФ.
Что это могут быть за меры? Во-первых, рассмотрение документов и сведений, представленных адресатом предписания (если в предписании было требование о том, что эти документы и сведения были предоставлены). Во-вторых, рассмотрение информации, полученной в рамках мониторинга безопасности. В-третьих, новое КНМ с взаимодействием, предмет которого - контроль за исполнением предписания (ч. 1 ст. 95, п. 5 ч. 1 ст. 57, ч. 1 ст. 66 Закона о госконтроле). Такая новая проверка проводится только в том случае, если проверяемое лицо не представило никаких сведений об исполнении предписания (кстати, предписание этого может изначально не требовать), либо из этих документов / сведений, добытых мониторингом безопасности, неясно - исполнено предписание или нет (ч. 1 ст. 95 Закона о госконтроле). Таким образом, можно предположить, что перед назначением полноценного КНМ с взаимодействием (для контроля предписания) Роспотребнадзор будет проводить мониторинг безопасности. В какой форме будет проведено это КНМ зависит от того, по итогам какого именно КНМ было выдано предписание (ч. 1 ст. 95 Закона о госконтроле):
Проведение выездного обследования для контроля за выполнением предписания не предусмотрено ч. 1 ст. 95 Закона о госконтроле: дело в том, что если инспектор убедится, что предписание не исполнено, он обязан выдать повторное предписание (ч. 2 ст. 95 Закона о госконтроле), а выдавать предписания после выездного обследования - нельзя (ч. 5 ст. 75 Закона о госконтроле).
КНМ проведено по незаконному основанию
Роспотребнадзор обязан проводить КНМ исключительно на законном основании (п. 3 ч. 1 ст. 29 Закона о госконтроле). Проведение контрольного мероприятия без законного основания - это грубое нарушение требований к организации и осуществлению государственного надзора (п. 1 ч. 2 ст. 91 Закона о госконтроле), которое влечет следующие последствия: - принятые по итогам такого незаконного КНМ предписания и иные решения (а к ним п. 3 ч. 2 ст. 90 Закона о госконтроле относит, в том числе, "меры по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности"), должны быть отменены - либо самим органом Роспотребнадзора, который проводил такое КНМ, либо вышестоящим, либо судом, причем этого может требовать и прокурор (ч. 1 ст. 91 Закона о госконтроле); - если это нарушение выявлено самим Роспотребнадзором, уполномоченное должностное лицо "провинившегося" органа принимает решение о признании результатов такого КНМ недействительными (ч. 1 ст. 91 Закона о госконтроле); - повторное КНМ в отношении того же лица, независимо от его вида и основания, обязательно согласовывается с прокурором (ч. 3 ст. 91 Закона о госконтроле); - должностные лица Роспотребнадзора могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 19.6.1 КоАП РФ (исключительное право привлекать по этой статье есть у прокурора, см. ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ). Аналогичные последствия предусмотрены для частных случаев безосновательно КНМ - если нарушена периодичность проведения плановых КНМ (п. 4 ч. 2 ст. 91 Закона о госконтроле) или если "плановое" КНМ проведено, но в ежегодном Плане КНМ его не было (п. 5 ч. 2 ст. 91 Закона о госконтроле).
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей
При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.
См. информацию об авторах