Требования к гарантиям качества объекта закупки по Закону N 44-ФЗ и к выполнению сопутствующих обязательств
В соответствии с ч. 4 ст. 33 Закона N 44-ФЗ по общему правилу требования к гарантийному сроку товара, работы, услуги и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости. Только в случае определения поставщика машин и оборудования заказчик устанавливает, по смыслу нормы - обязательно, в документации о закупке требования к гарантийному сроку товара и (или) объему предоставления гарантий его качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на обслуживание товара в течение гарантийного срока, а также к осуществлению монтажа и наладки товара, если это предусмотрено технической документацией на товар. В случае определения поставщика новых машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к предоставлению гарантии производителя и (или) поставщика данного товара и к сроку действия такой гарантии. Предоставление такой гарантии осуществляется вместе с данным товаром.
Поскольку понятия "гарантия качества товара (работы, услуги)", "гарантийный срок" Законом N 44-ФЗ не определены, чтобы раскрыть их следует обратиться к нормам Гражданского кодекса РФ, на которых, помимо прочего, основан этот Закон (ч. 1 ст. 2 Закона N 44-ФЗ).
Так, согласно п. 2 ст. 470 ГК РФ в случае, когда договором купли-продажи предусмотрено предоставление продавцом гарантии качества товара, продавец обязан передать покупателю товар, который должен соответствовать требованиям, предусмотренным ст. 469 ГК РФ, то есть требованиям пригодности товара к использованию в целях, в которых обычно используется этот товар, либо требованиям, установленным договором, в течение определенного времени, установленного договором (гарантийного срока). По смыслу норм Гражданского кодекса РФ, в том числе п. 2 ст. 476 ГК РФ, требования, вытекающие из передачи некачественного товара, предусмотренные п. 2 т. 475 ГК РФ, могут быть предъявлены при обнаружении недостатков в течение гарантийного срока - см., например, постановление ФАС Поволжского округа от 01.08.2013 N Ф06-6148/13, постановление ФАС Московского округа от 31.07.2013 N Ф05-8707/13, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 29.07.2013 N Ф04-3384/13, постановление ФАС Центрального округа от 26.07.2013 N Ф10-2195/13.
Аналогичные требования установлены к гарантиям качества работы, точнее результата работ. Согласно п. 1 ст. 722 ГК РФ в случае, когда законом, иным правовым актом, договором подряда или обычаями делового оборота предусмотрен для результата работы гарантийный срок, результат работы должен в течение всего гарантийного срока соответствовать условиям договора о качестве (п. 1 ст. 721 ГК РФ). Заказчик вправе предъявить требования, связанные с недостатками результата работы, обнаруженными в течение гарантийного срока (п. 3 ст. 724 ГК РФ).
Относительно гарантий качества услуг Гражданский кодекс РФ никаких указаний не дает. Согласно ст. 783 ГК РФ общие положения о подряде (ст.ст. 702 - 729 ГК РФ) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит ст.ст. 779 - 782 ГК РФ, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг. При этом под услугами в юридической науке понимается совершение действий, в результате которых не создается отдельного овеществленного результата, в отличие от работ по договору подряда (сравните п. 1 ст. 702 и п. 1 ст. 779 ГК РФ). Соответственно, применить нормы о гарантиях качества результата работ к услугам представляется затруднительным. Однако, полагаем, что если действия, составляющие предмет договора услуг, совершаются с вещью и подразумевают сохранение или восстановление ее свойств или приобретение новых (например, ремонт или техническое обслуживание машин и оборудования, иных вещей и т.п.), то исполнитель вполне может принять по договору обязанность отвечать за сохранение такой вещью оговоренных свойств в течение определенного срока. На наш взгляд, в этом случае нормы о гарантиях качества результата работ по договору подряда в любом случае применимы, хотя бы по аналогии закона (п. 1 ст. 6 ГК РФ).
Иными словами, гарантия качества товара, результата работ, вещи, в отношении которой оказывались услуги, - это письменные заверения продавца, что качество такого объекта будет соответствовать установленным к нему требованиям на протяжении определенного - гарантийного - срока. Значит, требование предоставления гарантии всегда подразумевает определение гарантийного срока.
Понятия "объема гарантий" и "гарантийного обслуживания" рассматриваются в отдельных материалах.
Что касается требований к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, то можно посчитать, что речь идет о включении в контракт условия о выполнении поставщиком помимо непосредственно поставки сопутствующих обязательств. Однако с учетом того, что формирование предмета контракта законом не урегулировано (см. прилагаемый материал), полагаем, что речь идет о том, что если в случае включения указанных обязательств, что фактически делает контракт смешанным договором, содержащим элементы разных видов договоров (п. 3 ст. 421 ГК РФ), заказчик вправе установить требования гарантии качества и результата сопутствующих работ, услуг.
Отдельно следует сказать о требованиях к расходам на эксплуатацию товара. По нашему мнению, фактически они являются требованиями к качеству товара, поскольку такие расходы очевидным образом зависят от количества расходуемых расходных материалов и фактических сроков износа быстроизнашивающихся деталей.
Тема
Описание объекта закупки по Закону N 44-ФЗ
См. также
Описание объекта закупки и формирование предмета контракта
Качество товара по договору купли-продажи (поставки)
Объем гарантий качества товара, результата работ, услуг по контракту по Закону N 44-ФЗ
Гарантийное обслуживание по контракту по Закону N 44-ФЗ
Обеспечение исполнения гарантийных обязательств по контракту по Закону N 44-ФЗ
Практические ситуации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой, И. Беловой
См. информацию об авторах