Снятие автомобиля с регистрационного учета для утилизации
Транспортные средства (ТС) подлежат государственному учету в целях их допуска к дорожному движению. При утилизации ТС должно быть снято с учета. Как это влияет на ведение бухгалтерского учета и изменение налоговых обязательств (в частности, по налогу на прибыль и транспортному налогу)?
Основания и порядок снятия ТС с учета
Согласно п. 3 ст. 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" допуск ТС к дорожному движению на территории РФ осуществляется путем регистрации ТС и выдачи соответствующих документов. В соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории РФ" (далее - Постановление N 938) юридические и физические лица, за которыми зарегистрированы ТС, обязаны снять их с учета в подразделениях Государственной инспекции, военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах) или органах гостехнадзора, в которых они зарегистрированы, в случае изменения места регистрации, утилизации (списания) ТС либо при прекращении права собственности на ТС в предусмотренном законодательством РФ порядке. Приказом МВД РФ от 24.11.2008 N 1001 "О порядке регистрации транспортных средств" (далее - Приказ N 1001) утверждены Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в ГИБДД МВД РФ. В силу п. 43 данного документа при снятии с регистрационного учета транспортных средств в случаях их утилизации регистрационные документы, регистрационные знаки и паспорта транспортных средств сдаются в регистрационное подразделение. Согласно п. 50 указанных правил документы (свидетельства) на высвободившиеся номерные агрегаты зарегистрированных в Госавтоинспекции ТС выдаются по заявлениям собственников или владельцев ТС при снятии с регистрационного учета ТС в связи с их утилизацией (списанием). В силу п. 13 не производится восстановление регистрации ТС, снятых с учета на основании соответствующих документов в связи с утилизацией (списанием). Согласно Административному регламенту МВД РФ исполнения государственной функции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним (также утвержден Приказом N 1001) при снятии ТС с учета в связи с его утилизацией само ТС не представляется (пп. "е" п. 16), а регистрационные документы и паспорт ТС взамен утраченных не выдаются (п. 40).
Таким образом, для снятия ТС с учета в связи с утилизацией представлять автомобиль на осмотр в регистрационное подразделение не требуется (если собственник изъявил желание получить свидетельства на высвободившиеся номерные агрегаты, их необходимо представить на осмотр (отдельно или в составе ТС)). Все документы, относящиеся к ТС, а также регистрационные номера остаются у инспектора, а взамен собственник получает справку (выписку из реестра) о совершенной регистрационной операции.
Заметим, что ни Постановление N 938, ни Приказ N 1001 не оговаривают срок, в течение которого собственник обязан снять ТС с учета в связи с утилизацией (такой срок установлен для постановки ТС на учет при приобретении, он составляет пять суток). Кроме того, в регистрирующий орган не требуется представлять никаких документов, свидетельствующих о том, что ТС действительно утилизировано либо будет утилизировано.
Под утилизацией (от лат. utilis - "полезный") понимается использование ресурсов, не находящих прямого применения по назначению, вторичных ресурсов, отходов производства и потребления*(1). ТС, непригодное к дальнейшей эксплуатации, полностью отвечает определению отходов производства и потребления, данному в ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (как товар, утративший свои потребительские свойства). Полагаем, что под утилизацией в нормативно-правовых документах о регистрационном учете ТС следует понимать процедуру по разборке ТС, в результате которой оно прекращает существовать именно как ТС и образуются отходы разных видов, подлежащие как дальнейшему использованию (исправные или требующие ремонта агрегаты, передаваемые на переработку части), так и обезвреживанию (масляные фильтры) и захоронению.
Транспортный налог
О важности снятия ТС с регистрационного учета для исполнения обязательств по уплате транспортного налога сказано в Постановлении Президиума ВАС РФ от 15.12.2011 N 12223/10 (опубликовано на сайте ВАС 14.02.2012). Главный вывод звучит так: списание транспортного средства с баланса организации без снятия его с учета в регистрирующем государственном органе не освобождает налогоплательщика, на которого зарегистрировано это транспортное средство, от обязанности по исчислению и уплате транспортного налога, поскольку в силу императивных положений статей 357, 358, 362 Налогового кодекса признание лиц налогоплательщиками, определение объекта налогообложения и возникновение обязанности по исчислению и уплате транспортного налога основаны на сведениях о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы.
Опишем вкратце суть дела. В связи с непригодностью ТС к дальнейшей эксплуатации и нерентабельностью восстановления налогоплательщик списал их с бухгалтерского учета и прекратил начислять и уплачивать транспортный налог, однако не снял ТС с регистрационного учета. Налоговая инспекция доначислила транспортный налог, опираясь на сведения, представленные Управлением ГИБДД ГУВД области. В дальнейших судебных разбирательствах (спор дважды прошел все инстанции, прежде чем попасть на рассмотрение в Президиум ВАС) налогоплательщик обосновывал свою позицию следующим образом. Регистрация ТС в органах ГИБДД при фактическом отсутствии объекта налогообложения не является основанием для исчисления и уплаты транспортного налога. Автомобили с момента списания по причине их полного износа перестали соответствовать определению ТС по своим физическим характеристикам и не могли использоваться налогоплательщиком в его деятельности, то есть перестали соответствовать критериям отнесения ТС к объекту обложения транспортным налогом. НК РФ в качестве объекта обложения транспортным налогом признает объекты, соответствующие двум критериям: объект является ТС, то есть соответствует определенным физическим характеристикам (ст. 38 НК РФ), и зарегистрирован в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ. Поскольку ТС были списаны с баланса в связи с износом и отсутствовали ввиду утилизации, начислять по ним транспортный налог не было оснований. Впоследствии с налогоплательщиком полностью согласился ФАС МО в Постановлении от 25.04.2011 N КА-А40/2915-11-П, добавив: нарушение заявителем порядка списания имевшихся у него транспортных средств не может само по себе являться основанием для начисления спорного налога при условии доказанности налогоплательщиком факта отсутствия объекта налогообложения.
Инспекция же полагала, что первостепенное значение для установления объекта налогообложения и налогоплательщика имеет факт регистрации ТС за конкретным лицом. Пока ТС зарегистрированы, они допущены к дорожному движению. Эту точку зрения разделили суды первой (Решение Арбитражного суда г. Москвы от 11.10.2010 N А40-62640/09-151-457) и апелляционной инстанций (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2010 N 09АП-30135/2010-АК). Более того, они указали, что в материалах дела нет документов о фактической утилизации (списании) ТС, оформленных в установленном законодательством порядке. В представленных актах о списании ТС отсутствовала обязательная отметка о дате снятия ТС с учета, без которой данные документы не имели правового значения (в унифицированных формах должны быть заполнены все графы). Именно поэтому такие акты не были приняты судами в качестве допустимых и достаточных доказательств физического отсутствия ТС (объекта налогообложения) у налогоплательщика. Обществом документально не подтверждено фактическое уничтожение транспортного средства путем разборки, распилки и т.п. Указание в актах на непригодность транспортных средств к дальнейшей эксплуатации и нерентабельность восстановления, наименования основных деталей и узлов, массы металлолома само по себе не может служить основанием для утверждения о фактическом отсутствии транспортного средства у общества.
Передав дело на пересмотр в порядке надзора, коллегия ВАС выявила отсутствие единообразия практики по спорному вопросу (см. Определение от 07.10.2011 N ВАС-12223/10). Теперь же (после принятия Постановления от 15.12.2011 N 12223/10) правовая позиция Президиума ВАС по данному вопросу определена.
Бухгалтерский учет
Подчеркнем, что Президиум ВАС не рассматривал вопрос о правомерности списания ТС с бухгалтерского баланса без снятия его с учета, все выводы касались исключительно исчисления транспортного налога. Более того, из выбранных арбитрами формулировок можно сделать вывод, что они допускают такую ситуацию. Проанализируем соответствующие положения бухгалтерского законодательства.
ТС учитываются в составе основных средств (ОС). В силу п. 29 ПБУ 6/01 стоимость объекта ОС, который выбывает или не способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем, подлежит списанию с бухгалтерского учета. В Методических указаниях по учету ОС*(2) использована другая формулировка: стоимость объекта ОС, который выбывает или постоянно не используется для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг либо для управленческих нужд организации, подлежит списанию с бухгалтерского учета (п. 75). Впрочем, ранее такая формулировка присутствовала и в п. 29 ПБУ 6/01 до внесения в него изменений Приказом Минфина РФ от 12.12.2005 N 147н.
Как указано в п. 29 ПБУ 6/01 и п. 76 Методических указаний по учету ОС, выбытие объекта ОС может иметь место, в частности, при прекращении использования вследствие морального или физического износа, а также в случае ликвидации при аварии, стихийном бедствии и иной чрезвычайной ситуации. Рассматриваемая в статье утилизация ТС, как уже было отмечено выше, сопряжена с утратой потребительских свойств ТС, непригодностью ТС к дальнейшему использованию, что может быть обусловлено как раз таки износом или ликвидацией (повреждениями) при ДТП либо при иных обстоятельствах. В этих случаях ТС, хоть и не выбывает из владения организации, уже не способно приносить ей экономические выгоды (доход) в будущем, а это, напомним, одно из условий принятия объекта к учету в составе ОС (пп. "г" п. 4 ПБУ 6/01). О том, что такое будущие экономические выгоды, сказано в п. 7.2.1 Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России*(3): это потенциальная возможность активов прямо или косвенно способствовать притоку денежных средств в организацию. Считается, что актив принесет организации экономические выгоды в будущем, когда он может быть:
а) использован обособленно или в сочетании с другим активом в процессе производства продукции, выполнения работ, оказания услуг, предназначенных для продажи;
б) обменен на другой актив;
в) использован для погашения обязательства;
г) распределен между собственниками организации.
Если ТС непригодно к использованию и его восстановление нецелесообразно, оно не способно приносить доход, следовательно, подлежит списанию с баланса. Однако этот факт должен быть надлежащим образом подтвержден. Методические указания по учету ОС (п. 77) предусматривают соответствующий порядок. Так, определять целесообразность дальнейшего использования объекта ОС, возможность и эффективность его восстановления, оформлять документы при выбытии объекта должна комиссия, специально созданная приказом руководителя организации. Комиссия осматривает объект, устанавливает причины его преждевременного списания, виновных лиц, возможность использования отдельных деталей и материалов выбывающего объекта, оценивает их исходя из рыночной стоимости и т.д., итогом ее работы является акт списания объекта.
Бывает, что не подлежащее восстановлению ТС продается специализированным компаниям, занимающимся скупкой автомобилей после ДТП. В этом случае у организации нет оснований для оформления списания ТС в изложенном выше порядке (объект принесет экономические выгоды в виде выручки). При передаче ТС покупателю оформляется акт приемки-передачи (п. 81 Методических указаний по учету ОС). Однако эта ситуация не будет рассмотрена в данной статье.
Подчеркнем, что бухгалтерские стандарты не содержат указаний на необходимость проведения каких-либо регистрационных действий со списываемыми объектами, а также не связывают списание объекта ОС с баланса (оно производится на основании акта, который отражает лишь управленческое решение, принятое и оформленное в установленном порядке) с осуществлением фактических действий по ликвидации объекта (демонтаж, разборка, сдача в виде отходов на переработку или захоронение и т.д.).
Единственное упоминание о необходимости снятия ТС с учета при списании содержится в указаниях по заполнению унифицированной формы N ОС-4 "Акт о списании автотранспортных средств", утвержденных Постановлением Госкомстата РФ от 21.01.2003 N 7. Данная форма применяется для оформления и учета списания пришедших в негодность ТС. В указаниях специально отмечено: в случае списания автотранспортного средства в бухгалтерию вместе с актом также передается документ, подтверждающий снятие его с учета в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (Госавтоинспекции). В самой форме есть специальная графа для проставления даты снятия ТС с учета в ГИБДД. Заметим, что раздел 5 этого акта предусматривает указание информации о затратах, связанных со списанием объекта (в частности, о расходах на демонтаж).
Примечание. Начиная с 2013 года...
... формы первичных учетных документов утверждает руководитель экономического субъекта (п. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"). Значит, применение унифицированных форм станет добровольным.
Напомним, что в силу п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Постановлением от 24.03.1999 N 20 "Об утверждении порядка применения унифицированных форм первичной учетной документации" Госкомстат запретил удалять отдельные реквизиты из унифицированных форм. О том, что наличие в унифицированных формах незаполненных реквизитов не допускается, сообщил Росстат в п. 4 Письма от 31.03.2005 N 01-02-09/205. Чиновники признали, что срок подачи заявления на снятие ТС с учета в ГИБДД законом не оговорен, однако, следуя указаниям по применению и заполнению формы первичной учетной документации N ОС-4а, вместе с актом в бухгалтерию необходимо передать документ о снятии ТС с учета. Опираясь на эти положения, некоторые эксперты полагают, что без отметки о дате снятия ТС с регистрационного учета его списание с бухгалтерского баланса неправомерно. Этого мнения придерживались и арбитры при рассмотрении спора об исчислении транспортного налога, который в дальнейшем попал на пересмотр в Президиум ВАС. Так, и в Решении Арбитражного суда г. Москвы от 11.10.2010 N А40-62640/09-151-457, и в Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2010 N 09АП-30135/2010-АК содержится такой вывод: списание транспортного средства в предусмотренном законодательством порядке для целей бухгалтерского учета возможно при одновременном снятии объекта с учета в органах ГИБДД.
Между тем другие арбитры в аналогичных случаях не находили ничего предосудительного в том, что ТС были списаны с баланса, но не сняты с регистрационного учета (постановления ФАС ВВО от 27.05.2010 N А38-2593/2009, ФАС ПО от 11.10.2007 N А65-21847/2006-СА1-19). Однако эти суды полагали, что отсутствие ТС на балансе (а значит, и его физическое отсутствие) означает отсутствие объекта налогообложения. Как следствие, обязанности уплачивать транспортный налог нет (напомним, в Определении ВАС РФ от 07.10.2011 N ВАС-12223/10 было указано на отсутствие единого подхода арбитров к озвученной проблеме).
Кроме того, в том же Письме от 31.03.2005 N 01-02-09/205 Росстат отметил: при отсутствии отдельных реквизитов в соответствующей строке (графе) проставляется прочерк. Если ТС не снято с учета, у организации просто отсутствует такой реквизит акта, как "Дата снятия с учета в ГИБДД". Обязательные реквизиты, названные в п. 2 ст. 9 Федерального закона N 129-ФЗ, в акте должны быть заполнены. Подчеркнем, что п. 29 ПБУ 6/01 предписывает отразить выбытие объекта ОС в случае, когда он не способен приносить организации экономические выгоды. Если ТС непригодно к использованию, наличие его регистрации в ГИБДД никак не меняет этот факт, значит, не должно влиять на списание ТС с бухгалтерского баланса.
Добавим, что решение данного вопроса также важно для исчисления налога на имущество. Вспомним, что Президиум ВАС в п. 2 Информационного письма от 17.11.2011 N 148 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 30 НК РФ" подчеркнул, что регистрация перехода права собственности на объект недвижимости не указана среди обязательных условий учета соответствующих объектов на балансе в качестве ОС. Несмотря на то, что регистрационный учет ТС осуществляется исключительно в целях их допуска к дорожному движению, а регистрация объектов недвижимости подтверждает права на них, параллель провести все же можно: бухгалтерские стандарты не связывают статус объекта с какими-либо регистрационными действиями в отношении него.
Итак, позиция, согласно которой списание ТС с бухгалтерского баланса возможно только при одновременном снятии его с регистрационного учета в ГИБДД, представляется необоснованной. А как сложится ситуация, когда ТС снято с учета (именно для утилизации), но фактически пригодно к дальнейшему использованию?*(4) Снятие с учета исправного ТС не исключает иные направления его использования, кроме использования в дорожном движении (например, путем продажи)*(5). Следовательно, даже снятое с учета ТС до его фактического выбытия из владения организации продолжает соответствовать всем признакам ОС (по-прежнему способно приносить экономические выгоды в будущем), а значит, не должно быть списано с баланса исключительно по причине снятия с регистрационного учета.
Налог на прибыль
Последний вопрос, интересующий нас в рамках данной статьи, заключается в том, как регистрационные действия с ТС влияют на порядок исчисления налога на прибыль (в частности, признание расходов в виде амортизационных отчислений и недоамортизированной стоимости ТС при ликвидации).
ТС признаются амортизируемым имуществом (п. 1 ст. 256 НК РФ). В Письме Минфина РФ от 21.07.2010 N 03-03-06/1/468 приведены следующие рекомендации: амортизация по амортизируемому имуществу может учитываться при формировании налоговой базы для целей исчисления налога на прибыль при условии эксплуатации в деятельности, направленной на извлечение дохода. Исходя из текста письма, транспортное средство находится на балансе организации, но снято с учета в органах государственной регистрации (в ГИБДД и Гостехнадзоре). Таким образом, начисление амортизации по транспортным средствам, находящимся на балансе организации, но снятым с учета в органах ГИБДД и Гостехнадзора, прекращается с месяца, следующего за месяцем снятия этих средств с учета. Можно ли согласиться с подобными доводами?
В соответствии с п. 5 ст. 259.1 НК РФ начисление амортизации линейным методом прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, когда произошло полное списание стоимости объекта амортизируемого имущества либо данный объект выбыл из состава амортизируемого имущества налогоплательщика по любым основаниям. Согласно п. 10 ст. 259.2 НК РФ при выбытии объектов амортизируемого имущества суммарный баланс соответствующей амортизационной группы (подгруппы) уменьшается на остаточную стоимость таких объектов (если амортизация начисляется нелинейным методом). В главе 25 НК РФ не расшифровывается, что считать выбытием объектов амортизируемого имущества (из текста ст. 323 НК РФ понятно, что реализация является частным случаем выбытия). В то же время при решении вопроса о начале начисления амортизации в налоговом учете (в силу п. 4 ст. 259 НК РФ начисление амортизации по объектам амортизируемого имущества начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию) Президиум ВАС сослался на принятие объекта ОС к бухгалтерскому учету: принятие обществом к бухгалтерскому учету в 2003-2004 годах сооружений связи на основании актов приемки-передачи основных средств, составленных по унифицированной форме ОС-1, является необходимым подтверждением ввода данных объектов в эксплуатацию (Постановление от 18.09.2007 N 5600/07). Основание - тот факт, что в состав амортизируемого имущества включены основные средства, а порядок учета операций с ними прописан в бухгалтерских стандартах. Полагаем, что точно так же (в соответствии с бухгалтерскими правилами) определяется и момент выбытия объекта из состава амортизируемого имущества (при износе, ликвидации, продаже, безвозмездной передаче и т.д.)*(6). Снятие ТС с учета в ГИБДД вовсе не предопределяет его выбытие.
Налоговый кодекс не содержит оснований для исключения из налоговой базы суммы амортизации, начисленной по объектам, которые в силу каких-либо причин невозможно было использовать в хозяйственной деятельности. К такому выводу пришли, например, арбитры ФАС СЗО (Постановление от 03.04.2009 N А56-16802/2008), отклонив следующие аргументы налоговиков: вследствие отсутствия первичных документов, подтверждающих прием и переработку отходов в спорном периоде, и передачи третьему лицу части объектов недвижимости завода, в которых было смонтировано спорное оборудование, последнее не могло быть использовано для деятельности, направленной на получение дохода. Однако, по мнению суда, временная невозможность использования амортизируемого имущества, принадлежащего налогоплательщику на праве собственности и числящегося на его балансе, не изменяет назначение данного имущества и не свидетельствует о том, что оно не использовалось либо не будет использоваться налогоплательщиком в дальнейшем для извлечения дохода.
Полагаем, что выводы, сделанные в Письме Минфина РФ от 21.07.2010 N 03-03-06/1/468, продиктованы именно тем, что снятое с учета в ГИБДД ТС не допущено к дорожному движению и, следовательно, не может использоваться в хозяйственной деятельности. Вместе с тем на практике ничто не мешает эксплуатировать такой автомобиль, придется лишь уплачивать административные штрафы*(7). Таким образом, по мнению автора, амортизацию по ТС, снятому с учета, но еще не списанному, можно продолжать начислять и включать в расчет налоговой базы.
А как быть в ситуации, когда ТС списано с бухгалтерского баланса в связи с утилизацией, но не снято с регистрационного учета? Разъяснения на этот счет отсутствуют, но, полагаем, выбора у налогоплательщика нет (выбытие ОС отражено в первичных документах, значит, амортизация больше не начисляется). Однако в этой ситуации возникает вопрос: как учесть остаточную стоимость списанного ТС?
Глава 25 НК РФ предусматривает специальное основание для учета расходов на ликвидацию выводимых из эксплуатации ОС, включая суммы недоначисленной в соответствии с установленным сроком полезного использования амортизации (если амортизация начислялась линейным методом), - пп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ. Учитывая, что далее в этой норме поясняется состав расходов (в частности, расходов на демонтаж, разборку, вывоз разобранного имущества), можно сделать вывод, что под ликвидацией понимается прекращение существования конкретного объекта ОС. Еще в 2005 году финансисты пояснили, что расходы, предусмотренные пп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ, являются обоснованными, если ОС непригодны к дальнейшему использованию, а их восстановление невозможно или неэффективно. Именно эти обстоятельства устанавливаются при списании ОС и для целей бухгалтерского учета (п. 77 Методических указаний по учету ОС). Таким образом, вывод ОС из эксплуатации, о котором сказано в ст. 265 НК РФ, соотносится со списанием объекта с бухгалтерского баланса. Кстати, об этом свидетельствуют и разъяснения чиновников. В частности, в письмах Минфина РФ от 08.12.2009 N 03-03-06/1/793, от 21.10.2008 N 03-03-06/1/592 сказано следующее. В целях налогового учета списание не полностью амортизированного имущества возможно при его реализации или ликвидации. Ликвидация объектов выводимых из эксплуатации основных средств осуществляется:
- в результате списания в случае морального и (или) физического износа;
- в результате ликвидации при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях, вызванных форс-мажорными обстоятельствами;
- по другим аналогичным причинам.
В целях бухучета, как мы разобрались выше, снятие ТС с регистрационного учета роли не играет. Названные финансистами обстоятельства также не "завязаны" на регистрационных действиях с ТС. Добавим, что чиновники указывают на необходимость подтверждения ликвидации объекта ОС актом о списании (в частности, по форме N ОС-4а) и перечисляют его реквизиты, среди которых не упоминают дату снятия ТС с учета в ГИБДД (см., например, Письмо Минфина РФ от 21.10.2008 N 03-03-06/1/592). Таким образом, расходы в виде сумм недоначисленной амортизации выводимых из эксплуатации (списываемых) ТС учитываются при налогообложении, даже если эти ТС не сняты с учета в ГИБДД. Соответственно, при снятии с учета ТС, которые еще пригодны к использованию и числятся на балансе, расходы, названные в пп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ, просто не возникают.
К сведению. Если организация применяет нелинейный метод при амортизации ликвидируемого объекта ОС, то на основании специальных положений абз. 2 пп. 8 п. 1 ст. 265, п. 13 ст. 259.2 НК РФ сумма недоначисленной амортизации будет продолжать списываться в рамках суммарного баланса соответствующей амортизационной группы (подгруппы), хотя сам объект исключен из ее состава (Письмо Минфина РФ от 20.12.2010 N 03-03-06/2/217).
Заметим, что включение в расчет налоговой базы расходов в виде недоначисленной амортизации выводимых из эксплуатации ОС не обусловлено фактом проведения демонтажа этих объектов. Это признали финансисты в Письме от 08.12.2009 N 03-03-06/1/793. Однако у московских налоговиков на этот счет было иное мнение. Так, в Письме от 07.04.2009 N 16-15/033038 сказано: ликвидация объектов основных средств предполагает демонтаж и разборку оборудования (разборку или снос здания, сооружения), утилизацию или реализацию полученных при демонтаже и разборке материалов. Впрочем, позднее они согласились с Минфином (см. Письмо от 30.09.2010 N 16-15/102338@).
* * *
Исследование, проведенное в статье, показало, что снятие ТС с регистрационного учета в связи с утилизацией влияет только на обязательства по уплате транспортного налога. Ни для целей бухгалтерского учета (обязанность списать ТС с баланса), ни для целей исчисления налога на прибыль (правомерность признания расходов на ликвидацию выводимых из эксплуатации ТС) тот факт, что непригодное к эксплуатации ТС не снято с учета в ГИБДД, роли не играет. Точно так же, с точки зрения автора, организация вправе включать в налоговую базу по налогу на прибыль суммы амортизации по ТС, фактически не выведенным из эксплуатации, даже если они сняты с учета. Однако здесь нужно помнить, что у Минфина на этот счет противоположное мнение.
Н.М. Софийская,
эксперт журнала "Жилищно-коммунальное хозяйство:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", N 3, март 2012 г.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Райзберг, Б.А. Современный экономический словарь / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. - М.: ИНФРА-М, 2006.
*(2) Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утв. Приказом Минфина РФ от 13.10.2003 N 91н.
*(3) Одобрена Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине РФ, Президентским советом ИПБ РФ 29.12.1997.
*(4) Это выглядит нелогично (снятие ТС с учета для утилизации является следствием того, что оно непригодно к дальнейшему использованию), но законом не запрещено (напомним, что представлять ТС на осмотр в регистрационное подразделение не требуется) и на практике встречается.
*(5) Здесь нужно учитывать, что восстановление регистрации ТС, снятых с учета на основании соответствующих документов в связи с утилизацией (списанием), теперь (с апреля 2011 года) не производится (п. 13 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в ГИБДД МВД РФ), то есть ТС без документов может быть продано только на разборку.
*(6) Специально оговоренное в НК РФ основание для исключения имущества из состава амортизируемого - п. 3 ст. 256 НК РФ.
*(7) Согласно п. 1 ст. 12.1 КоАП РФ управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке, влечет наложение административного штрафа в размере от 300 до 800 руб.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"