Публичные обязательства: финансовое обеспечение и учет
Федеральный орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления власти, осуществляющий функции и полномочия учредителя учреждения (далее - учредитель), может передать часть своих бюджетных полномочий автономным учреждениям. В соответствии с п. 3.12 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" могут быть переданы полномочия по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме. Примером таких публичных обязательств являются специальные стипендии, выплаты детям-сиротам, выплаты пособий и компенсаций гражданам. О порядке финансового обеспечения переданных бюджетных полномочий по исполнению публичных обязательств автономным учреждениям, а также об отражении операций с такими средствами в бухгалтерском учете и отчетности учреждения пойдет речь в статье.
В связи с проведением реформы государственных (муниципальных) учреждений на основании Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ изменен порядок их финансирования, в том числе и по публичным обязательствам.
Напомним, ранее финансирование публичных обязательств осуществлялось через лицевые счета получателей бюджетных средств, открытые в органах Федерального казначейства (лицевые счета с признаком 03 в виде бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств). Такие средства доводилось до учреждений расходными расписаниями. Теперь для автономных учреждений, созданных путем изменения типов прежних бюджетных учреждений, действует иной порядок.
Финансовое обеспечение переданных учредителем бюджетных полномочий по исполнению публичных обязательств перед физическими лицами, подлежащих исполнению в денежной форме, осуществляется в порядке, установленном соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией муниципального образования.
На федеральном уровне такой порядок утвержден Постановлением Правительства РФ от 02.08.2010 N 590 (далее - Правила N 590). Согласно этому документу публичными обязательствами являются публичные обязательства РФ перед физическим лицом, подлежащие исполнению учреждением от имени федерального органа государственной власти (государственного органа) в денежной форме в установленном законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный порядок индексации и не подлежащие включению в нормативные затраты на оказание государственных услуг (далее - публичные обязательства).
Заметим, что субсидия на оплату публичных обязательств учреждению не предоставляется. Финансирование осуществляется на отдельный лицевой счет, о котором мы расскажем ниже.
В соответствии с п. 5 Правил N 590 учредитель в течение месяца со дня утверждения ему в установленном порядке как главному распорядителю средств федерального бюджета соответствующих бюджетных ассигнований на исполнение публичных обязательств принимает правовой акт об осуществлении учреждением полномочий по исполнению публичных обязательств, информация об исполнении которых согласована с Минфином (далее - правовой акт учредителя).
Правовой акт учредителя должен содержать (п. 6 Правил N 590):
а) публичные обязательства, полномочия по осуществлению которых передаются учреждению;
б) права и обязанности учреждения по исполнению переданных ему полномочий учредителя, в том числе по ведению бюджетного учета, составлению и представлению бюджетной отчетности;
в) ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение учреждением переданных полномочий учредителя;
г) порядок проведения учредителем контроля за осуществлением учреждением переданных полномочий;
д) реквизиты территориального органа Федерального казначейства, в котором будет обслуживаться лицевой счет, предназначенный для отражения операций по переданным полномочиям.
В соответствии с п. 7 Правил N 590 копия правого акта учредителя (выписка из приказа) направляется учреждению в течение двух рабочих дней со дня его подписания руководителем.
Учреждение в течение пяти рабочих дней со дня получения копии правового акта учредителя (выписки из приказа) представляет в территориальный орган Федерального казначейства документы, необходимые для открытия лицевого счета.
Лицевой счет для учета операций по переданным полномочиям получателя бюджетных средств
Для отражения операций автономного учреждения, принявшего бюджетные полномочия в соответствии правовым актом учредителя, открывается лицевой счет в органе Федерального казначейства (далее - лицевой счет для учета операций по переданным полномочиям получателя бюджетных средств). Порядок открытия такого счета определен в Приказе Федерального казначейства РФ от 07.10.2008 N 7н "О порядке открытия и ведения лицевых счетов Федеральным казначейством и его территориальными органами" (далее - Порядок N 7н).
Лицевой счет для учета операций по переданным полномочиям получателя бюджетных средств имеет признак 14 в первых двух разрядах номера лицевого счета.
Лицевые счета для учета операций по переданным бюджетным полномочиям получателя бюджетных средств открываются по месту нахождения автономного учреждения, принимающего бюджетные полномочия получателя средств федерального бюджета.
В соответствии с п. 2.17 Порядка N 7н для открытия лицевого счета для учета операций по переданным полномочиям представляются следующие документы:
а) заявление на открытие лицевого счета по форме согласно приложению 2 к Порядку N 7н (код формы по КФД 0531752);
б) карточка образцов подписей к лицевым счетам по форме согласно приложению 3 к Порядку N 7 (код формы по КФД 0531753).
в) копия документа о передаче бюджетных полномочий, заверенная нотариально либо учредителем, передающим свои бюджетные полномочия;
г) копия учредительного документа органа, передающего бюджетные полномочия, заверенная нотариально либо учредителем;
д) копия свидетельства о постановке на учет юридического лица в налоговом органе по месту нахождения на территории РФ органа, передающего бюджетные полномочия (учредителя), заверенная нотариально либо выдавшим ее налоговым органом.
Обратите внимание! Карточку образцов подписей для открытия лицевого счета для учета операций по переданным полномочиям подписывают руководитель и главный бухгалтер (уполномоченные руководителем лица) автономного учреждения, принимающего бюджетные полномочия получателя средств бюджета, на лицевой стороне и заверяют на оборотной стороне подписью руководителя (уполномоченного им лица) получателя средств бюджета, передающего свои бюджетные полномочия, и оттиском гербовой печати на подписи указанного лица или нотариально (п. 2.20 Порядка N 7).
Письмом Федерального казначейства от 01.02.2012 N 42-7.405/3.3-51 разъяснен порядок открытия лицевых счетов для учета операций по переданным полномочиям Минобрнауки.
Оплата денежных обязательств по исполнению публичных обязательств
В соответствии с п. 10 Правил N 590 учреждение осуществляет оплату денежных обязательств по исполнению публичных обязательств от имени учредителя на основании платежных документов, представленных им в территориальный орган Федерального казначейства.
Согласно п. 11 Правил N 590 санкционирование кассовых выплат по исполнению публичных обязательств учреждением от имени учредителя осуществляется в порядке, установленном Минфином в отношении получателей средств федерального бюджета.
Таким образом, санкционирование таких расходов производится в соответствии с Приказом Минфина РФ от 01.09.2008 N 87н "О Порядке санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета" (далее - Порядок N 87н). В силу п. 12 данного документа при санкционировании оплаты денежных обязательств по расходам по публичным нормативным обязательствам осуществляется проверка заявки на кассовый расход по следующим направлениям:
1) коды классификации расходов бюджетов, указанные в заявке, должны соответствовать кодам бюджетной классификации РФ, действующим в текущем финансовом году на момент представления заявки;
2) соответствие указанных в заявке кодов КОСГУ, относящихся к расходам бюджетов, исходя из содержания текста назначения платежа кодам, указанным в порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденном в установленном порядке Минфином*(1);
3) непревышение сумм, указанных в заявке, остатков соответствующих бюджетных ассигнований, учтенных на лицевом счете получателя бюджетных средств.
Отражение в бухгалтерском учете операций по исполнению публичных обязательств
Прежде чем говорить об отражении в учете автономного учреждения операций по исполнению публичных обязательств, отметим, что в начале 2012 года федеральные автономные учреждения социальные выплаты (в том числе по исполнению публичных обязательств, иные целевые выплаты) осуществляли за счет собственных средств (средств, полученных ими от оказания платных услуг) по причине либо неоткрытия соответствующего лицевого счета, либо отсутствия на нем бюджетных ассигнований на исполнение переданных бюджетных полномочий, целевых субсидий. С учетом данного факта и в целях снижения социальной напряженности Минфин направил информацию в Правительство РФ для принятия мер к федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении учреждений.
При этом Минфин посчитал возможным восстановить ранее произведенные указанные расходы за счет бюджетных ассигнований, доведенных на исполнение переданных полномочий (либо за счет целевых субсидий, если произведенные расходы должны были осуществляться за счет этих средств). Разъяснения по данному вопросу содержатся в Письме Минфина РФ от 09.02.2012 N 02-03-09/428.
Далее речь пойдет о порядке восстановления понесенных автономным учреждением расходов и отражения операций с этими средствами в бухгалтерском учете учреждения в части переданных полномочий по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом в соответствии с указанным письмом.
Для восстановления понесенных учреждением расходов учреждение оформляет Заявку на кассовый расход (код формы по КФД 0531801), к которой прилагаются отчеты о произведенных выплатах. Отчеты подписывает руководитель автономного учреждения. Копии отчетов учреждение направляет учредителю. Ответственность за достоверность сведений, отраженных в отчетах, возлагается на руководителя учреждения. Отчеты должны содержать информацию о суммах произведенных в 2012 году расходов учреждения, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования, доведенные на исполнение переданных полномочий.
На основании представленной учреждением заявки в ОФК отражаются операции по восстановлению расходов учреждения на лицевом счете, предназначенном для учета операций со средствами автономных учреждений с кодом 30, на сумму произведенных расходов по социальным выплатам с лицевого счета для учета операций по переданным полномочиям получателя бюджетных средств с кодом 14.
Обратите внимание! Операции по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом отражаются в учете по бюджетному плану счетов на основании Инструкции N 162н*(2) по коду вида деятельности 1. Операции в части привлечения собственных средств учреждения для осуществления расходов по публичным обязательствам и их восстановление отражаются в бухгалтерском учете в соответствии с Инструкцией N 183н*(3) по коду вида финансового обеспечения 2.
В бухгалтерском учете учреждения операции в части социальных выплат по переданным бюджетным полномочиям (в том числе с дальнейшим их восстановлением за счет бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств) отражаются следующими корреспонденциями:
а) принятие бюджетных обязательств по социальным выплатам в рамках переданных полномочий:
Дебет счетов 1 503 13 262 "Бюджетные ассигнования текущего финансового года по пособиям по социальной помощи населению", 1 501 13 262 "Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств по пособиям по социальной помощи населению текущего финансового года"
Кредит счета 1 502 11 262 "Принятые обязательства по пособиям по социальной помощи населению текущего финансового года"
б) начисление (принятие к учету) денежных обязательств по социальной выплате в рамках переданных полномочий:
Дебет счета 1 401 20 262 "Расходы на пособия по социальной помощи населению"
Кредит счета 1 302 62 730 "Увеличение кредиторской задолженности по пособиям по социальной помощи населению" (с указанием в аналитическом учете фамилии, имени, отчества получателя социальной выплаты)
Одновременно производятся бухгалтерские записи по счетам санкционирования расходов:
Дебет счета 1 502 11 262 "Принятые обязательства по пособиям по социальной помощи населению текущего финансового года"
Кредит счета 1 502 12 262 "Принятые денежные обязательства по пособиям по социальной помощи населению текущего финансового года"
в) принятие учреждением решения об оплате за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, социальных выплат с последующим их возмещением:
Дебет счета 1 302 62 830 "Уменьшение кредиторской задолженности по пособиям по социальной помощи населению"
Кредит счета 1 304 06 730 "Увеличение дебиторской задолженности прочих кредиторов" (с указанием в аналитическом учете наименования учреждения)
Одновременно в бухгалтерском учете отражаются корреспонденции:
Дебет счета 2 304 06 000 "Расчеты с прочими кредиторами" (с указанием в аналитическом учете наименования учредителя)
Кредит счета 2 302 62 000 "Расчеты по пособиям по социальной помощи населению" (с указанием в аналитическом учете фамилии, имени, отчества получателя социальной выплаты)
Дебет счета 2 504 11 262 "Сметные (плановые) назначения по пособиям по социальной помощи населению текущего финансового года"
Кредит 2 506 11 262 "Право на принятие обязательств по пособиям по социальной помощи населению на текущий финансовый год"
Дебет счета 2 507 11 180 "Утвержденный объем прочих доходов на текущий финансовый год"
Кредит счета 2 504 11 180 "Сметные (плановые) назначения по прочим доходам текущего финансового года"
г) исполнение обязательств за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности:
- путем перечисления денежных средств с лицевого счета, открытого учреждению в органе Федерального казначейства:
Дебет счета 2 302 62 000 "Расчеты по пособиям по социальной помощи населению"
Кредит счета 2 201 11 000 "Денежные средства учреждения на лицевых счетах в органе казначейства" с одновременным отражением по забалансовому счету 18 "Выбытия денежных средств со счетов учреждения" увеличения по аналитическому коду расходов 262 "Пособия по социальной помощи населению"
- путем перечисления денежных средств со счета, открытого федеральным автономным учреждением в кредитной организации:
Дебет счета 2 302 62 000 "Расчеты по пособиям по социальной помощи населению"
Кредит счета 2 201 21 000 "Денежные средства учреждения на счетах в кредитной организации" с одновременным отражением по забалансовому счету 18 "Выбытия денежных средств со счетов учреждения" увеличения по аналитическому коду расходов 262 "Пособия по социальной помощи населению"
- путем выплаты наличных денежных средств:
1) при получении наличных денежных средств с лицевого счета:
Дебет счета 2 210 03 000 "Расчеты с финансовым органом по наличным денежным средствам"
Кредит счета 2 201 11 000 "Денежные средства учреждения на лицевых счетах в органе казначейства" с одновременным отражением по забалансовому счету 18 "Выбытия денежных средств со счетов учреждения" увеличения по аналитическому коду расходов 262 "Пособия по социальной помощи населению"
Дебет счета 2 201 34 000 "Касса"
Кредит счета 2 210 03 000 "Расчеты с финансовым органом по наличным денежным средствам"
2) при получении наличных денежных средств со счета автономного учреждения в кредитной организации:
Дебет счета 2 201 34 000 "Касса"
Кредит счета 2 201 21 000 "Денежные средства учреждения на счетах в кредитной организации" с одновременным отражением по забалансовому счету 18 "Выбытия денежных средств со счетов учреждения" увеличения по аналитическому коду расходов 262 "Пособия по социальной помощи населению"
д) осуществление выплат наличных денежных средств из кассы учреждения:
Дебет счета 2 302 62 000 "Расчеты по пособиям по социальной помощи населению"
Кредит счета 2 201 34 000 "Касса"
д) осуществление единовременной компенсации затрат по социальным выплатам согласно утвержденному отчету учреждения:
Дебет счета 1 304 06 830 "Уменьшение дебиторской задолженности прочих кредиторов"
Кредит счета 1 304 05 262 "Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по пособиям по социальной помощи населению"
е) поступление средств в целях восстановления затрат по социальным выплатам на лицевой счет учреждения, открытый в ОФК:
Дебет счета 2 201 11 000 "Денежные средства учреждения на лицевых счетах в органе казначейства"
Кредит счета 2 304 06 000 "Расчеты с прочими кредиторами" с одновременным отражением по забалансовому счету 17 "Поступления денежных средств на счета учреждения" увеличения по аналитическому коду расходов 180 "Прочие доходы"
Одновременно производятся бухгалтерские записи по счетам санкционирования расходов:
Дебет счета 2 508 11 180 "Получено прочих доходов текущего финансового года"
Кредит счета 2 507 11 180 "Утвержденный объем прочих доходов текущего финансового года"
Отчетность по публичным обязательствам
В соответствии с п. 12 Правил N 590 учреждение составляет и представляет учредителю бюджетную отчетность в порядке, установленном Минфином для составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ. Такой порядок утвержден Приказом Минфина РФ от 28.12.2010 N 191н "Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации".
Информация об осуществлении учреждением переданных учредителем полномочий по исполнению публичных обязательств отражается в отчете о результатах деятельности учреждения и об использовании закрепленного за ним государственного имущества, представляемом учреждением в порядке и по форме, установленным учредителем.
В. Король,
эксперт журнала "Автономные учреждения:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 4, апрель 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) В настоящее время такой порядок утвержден Приказом Минфина РФ от 21.12.2011 N 180н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации".
*(2) Приказ Минфина РФ от 26.12.2005 N 162н "Об утверждении Порядка сокращения лимитов бюджетных обязательств главным распорядителям средств федерального бюджета по фактам нецелевого использования средств федерального бюджета, установленным Федеральной службой финансово-бюджетного надзора и Счетной палатой Российской Федерации".
*(3) Приказ Минфина РФ от 23.12.2010 N 183н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"