Изменения в производстве по делам об административных правонарушениях
В конце 2011 года были приняты Федеральный закон от 06.12.2011 N 409-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 409-ФЗ) и Федеральный закон от 06.12.2011 N 404-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Федеральный закон N 404-ФЗ), которые вступили в силу 7 декабря 2011 года и 7 января 2012 года соответственно.
Вышеуказанными законами в юрисдикционную процедуру производства по делам об административных правонарушениях внесены некоторые нововведения, анализу которых посвящена статья.
Исчисление сроков в административном производстве
Сроком признается определенный отрезок (промежуток) времени. В юридической теории под сроком понимается один из видов юридических фактов - событие, поэтому наступление или истечение установленного срока влечет за собой определенные юридические последствия.
В Решении Ленинградского областного суда от 17.01.2012 N 7-31/2012 сформулирован следующий вывод: из положений ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ следует, что постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 9.4 КоАП РФ, если дело о таком административном правонарушении рассматривают должностные лица несудебных органов, не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения.
Из дела усматривается, что фактические обстоятельства, квалифицированные должностным лицом Северо-Западного управления Ростехнадзора как административное правонарушение, совершенное С., имели место (были выявлены согласно акту проверки) 22 июля 2011 года.
Таким образом, срок давности привлечения к административной ответственности истек 22 сентября 2011 года.
Исходя из положений ч. 1 ст. 4.5, п. 6 ч. 1 ст. 24.5, ст. 30.7 КоАП РФ по истечении установленных сроков давности вопрос об административной ответственности лица, в отношении которого производство по делу прекращено, обсуждаться не может.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим дальнейшее производство по делу об административном правонарушении.
В приведенном судебном решении рассматривается установленный ст. 4.5 КоАП РФ срок - период, равный двум месяцам. Его окончание привело к юридическим последствиям - прекращению производства по административному правонарушению.
До введения в действие Федерального закона N 409-ФЗ порядок исчисления сроков в административном производстве установлен не был, хотя в других процессуальных кодексах (ГПК, УПК и АПК) процессуальным срокам были посвящены целые главы. Теперь данная особенность КоАП РФ устранена путем введения в него статьи 4.8. В соответствии с этой статьей сроки, предусмотренные КоАП РФ, исчисляются часами, сутками, днями, месяцами, годами.
Каждый из названных периодов используется в административном производстве. К примеру, часами исчисляется срок административного задержания (ст. 27.5), сутками - наказание в виде административного приостановления деятельности (ст. 3.12), днями - срок направления копии постановления по делу об административном правонарушении (ст. 29.11), месяцами - срок проведения административного расследования (ст. 28.7), годами - срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию (ст. 4.6).
Течение срока, определенного периодом, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено начало срока.
Частями 2 и 3 ст. 4.8 КоАП РФ установлены следующие правила исчисления сроков:
- срок, исчисляемый сутками, истекает в 24 часа последних суток;
- срок, исчисляемый днями, истекает в последний день установленного срока. Если окончание срока, исчисляемого днями, приходится на нерабочий день, последним днем срока считается первый следующий за ним рабочий день;
- срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца, а если этот месяц не имеет соответствующего числа, - в последние сутки этого месяца;
- срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года.
Следует помнить, что согласно ч. 4 ст. 4.8 КоАП РФ, если заявление, жалоба, другие документы либо денежные средства были сданы в организацию связи, кредитную организацию, заявлены или переданы в орган либо уполномоченному их принять лицу до 24 часов последнего дня срока, срок не считается пропущенным.
Примечанием к ст. 4.8 КоАП РФ предусмотрено, что вышеуказанные положения не применяются, если другими статьями КоАП РФ установлен иной порядок исчисления сроков, а также при исчислении сроков административных наказаний.
К примеру, в соответствии с ч. 2 ст. 27.17 КоАП РФ срок временного запрета деятельности исчисляется с момента фактического прекращения деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.
Обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность
Федеральным законом N 404-ФЗ уточнен перечень обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность.
В соответствии с новой редакцией ст. 4.2 КоАП РФ обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются:
1) раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;
2) добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение;
3) добровольное сообщение лицом, совершившим административное правонарушение, в орган, уполномоченный осуществлять производство по делу об административном правонарушении, о совершенном административном правонарушении;
4) оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении;
5) предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения;
6) добровольное возмещение лицом, совершившим административное правонарушение, причиненного ущерба или добровольное устранение причиненного вреда;
7) добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор);
8) совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;
9) совершение административного правонарушения несовершеннолетним;
10) совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.
Кроме того, в соответствии с п. 3 ст. 4.2 КоАП РФ кодексом могут быть предусмотрены иные обстоятельства, смягчающие административную ответственность за совершение отдельных административных правонарушений, а также особенности учета обстоятельств, смягчающих административную ответственность, при назначении административного наказания за совершение отдельных административных правонарушений.
Иные обстоятельства, смягчающее административную ответственность, и особенности учета таких обстоятельств установлены примечанием 3 к ст. 14.32 КоАП РФ, в соответствии с которым при назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.32 "Заключение ограничивающего конкуренцию соглашения, осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий, координация экономической деятельности" КоАП РФ, в отношении юридического лица учитываются обстоятельства, смягчающие административную ответственность, предусмотренные п. 2-7 ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ, а также следующие обстоятельства, смягчающие административную ответственность:
1) лицо, совершившее административное правонарушение, не является организатором ограничивающих конкуренцию соглашения или согласованных действий и (или) получило обязательные для исполнения указания участвовать в них;
2) лицо, совершившее административное правонарушение, не приступило к исполнению заключенного им ограничивающего конкуренцию соглашения.
Кроме того, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в кодексе или в законах субъектов РФ об административных правонарушениях.
Перечень обстоятельств, отягчающих административную ответственность, остался прежним, в него по-прежнему входят:
1) продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;
2) повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный ст. 4.6 КоАП РФ;
3) вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;
4) совершение административного правонарушения группой лиц;
5) совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;
6) совершение административного правонарушения в состоянии опьянения.
Статья 4.3 КоАП РФ дополнена частью 3, согласно которой кодексом могут быть предусмотрены иные обстоятельства, отягчающие административную ответственность за совершение отдельных административных правонарушений, а также особенности учета обстоятельств, отягчающих административную ответственность, при назначении административного наказания за совершение отдельных административных правонарушений.
Так, в соответствии с примечанием 3 к ст. 14.31 КоАП РФ при назначении административного наказания за совершение административных правонарушений, предусмотренных ст. 14.31 "Злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке", 14.31.1 "Злоупотребление доминирующим положением хозяйствующим субъектом, доля которого на рынке определенного товара составляет менее 35 процентов", 14.31.2 "Манипулирование ценами на оптовом и (или) розничных рынках электрической энергии (мощности)", 14.33 "Недобросовестная конкуренция", в отношении юридического лица учитываются обстоятельства, отягчающие административную ответственность, предусмотренные п. 1 и 2 ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ, а также следующие обстоятельства, отягчающие административную ответственность:
1) совершение длящегося административного правонарушения, продолжительность которого превышает один год;
2) причинение в результате совершения административного правонарушения ущерба гражданам, организациям или государству в размере более 1 млн. руб. либо извлечение в результате совершения административного правонарушения дохода в размере более 5 млн. руб.;
3) совершение административного правонарушения двумя и более лицами, входящими в группу лиц, определяемую в соответствии с антимонопольным законодательством РФ.
Согласно примечанию 4 к ст. 14.32 КоАП РФ при назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.32 "Заключение ограничивающего конкуренцию соглашения, осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий, координация экономической деятельности", в отношении юридического лица учитываются обстоятельства, отягчающие административную ответственность, предусмотренные п. 1 и 2 ч. 1 ст. 4.3, п. 1 и 2 примечания 3 к ст. 14.31 КоАП РФ, а также следующие обстоятельства, отягчающие административную ответственность:
1) организация лицом, совершившим административное правонарушение, ограничивающих конкуренцию соглашения или согласованных действий;
2) принуждение лицом, совершившим административное правонарушение, иных лиц к совершению административного правонарушения либо к продолжению участия в ограничивающих конкуренцию соглашении или согласованных действиях.
Порядок извещения участников административного производства
Наконец-то в КоАП РФ определен порядок извещения участников производства по делам об административных правонарушениях.
В соответствии с ч. 1 ст. 25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, следующими способами:
- заказным письмом с уведомлением о вручении;
- повесткой с уведомлением о вручении:
- телефонограммой или телеграммой;
- по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Извещения, адресованные гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, направляются по месту их жительства (место жительства индивидуального предпринимателя определяется на основании выписки из ЕГРИП).
Извещения, адресованные юридическому лицу, его филиалу и представительству, направляются по местам их нахождения, которые определяются на основании выписки из ЕГРЮЛ. Если в производстве по делу об административном правонарушении юридическое лицо ведет дело через представителя, извещение направляется по месту нахождения (месту жительства) представителя (ч. 3 ст. 25.15 КоАП РФ).
Участник производства по делу об административном правонарушении может заявить ходатайство о направлении извещений по иному адресу. В этом случае суд, орган или должностное лицо, в производстве которых находится дело, направляет извещение также по этому адресу (ч. 4 ст. 25.15 КоАП РФ).
Ранее в КоАП РФ лишь указывалось на необходимость извещения участников производства по делам об административных правонарушениях (ч. 2 ст. 25.1, ч. 3 ст. 25.2, ч. 3 ст. 25.4, ч. 2 ст. 25.11, ч. 4.1 ст. 28.2, п. 4 ч. 1 ст. 29.7, п. 4 ч. 2 ст. 29.8, ч. 2 ст. 31.8).
Следует отметить, что данная новелла КоАП РФ назрела давно, ибо отсутствие надлежащего правового регулирования вопросов извещения участников производства по делам об административных правонарушениях нередко приводило к злоупотреблениям (правонарушители зачастую избегали ответственности под предлогом "ненадлежащего" извещения, в то же время были случаи нарушения прав на участие в производстве по делам об административных нарушениях вполне добросовестных лиц).
Порядок объявления постановления по делу об административном правонарушении
В соответствии с предыдущей редакцией ч. 1 ст. 29.11 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении должно было быть объявлено немедленно по окончании рассмотрения дела, что очень часто не соблюдалось органами, рассматривающими дела об административных правонарушениях.
Между тем данное процессуальное нарушение являлось основанием для отмены вынесенного постановления.
В Постановлении Рязанского областного суда от 23.12.2011 N 4-а-174/11 указано следующее: исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Указание в протоколе судебного заседания от 12 июля 2011 года о том, что постановление будет оглашено 14 июля 2011 года в 09 часов 30 минут нельзя признать допустимым, поскольку КоАП РФ такого порядка оглашения постановления по делу об административном правонарушении не предусматривает. В силу требований ч. 1 ст. 29.11 КоАП РФ и разъяснений, содержащихся в пункте 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", постановление объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела.
Допущенные мировым судьей существенные нарушения требований КоАП РФ не были устранены вышестоящим судом при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах постановленные по делу судебные решения подлежат отмене.
Новой редакцией ч. 1 ст. 29.11 КоАП РФ оставлена в силе норма, в соответствии с которой постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела.
Однако в то же время допускается, что в исключительных случаях по решению лица (органа), рассматривающего дело об административном правонарушении, составление мотивированного постановления может быть отложено на срок не более трех дней со дня окончания разбирательства дела, за исключением дел об административных правонарушениях, указанных в ч. 3-5 ст. 29.6 КоАП РФ, при этом резолютивная часть постановления должна быть объявлена немедленно по окончании рассмотрения дела.
Кроме того, день изготовления постановления в полном объеме является днем его вынесения.
Подводя итог вышесказанному, нельзя не отметить положительный характер изменений, которыми восполнены некоторые пробелы в производстве по делам об административных правонарушениях. Остается загадкой, почему законодателю потребовалось столько времени на их формулирование, ведь в других процессуальных кодексах большинство подобных норм права существовало изначально.
А. Мандрюков,
юрист КГ "Аюдар"
"Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", N 4, апрель 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"