Штрафы за опоздание представления документов
Обязанностью плательщиков страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в ПФР, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в ФСС России и обязательное медицинское страхование в ФФОМС является не только правильное их исчисление и своевременная уплата, но и представление в установленном порядке в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учёта расчётов по начисленным и уплаченным страховым взносам (подп. 3 п. 2 ст. 28 Федерального закона от 24.07.09 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования").
Страхователям, осуществляющим выплаты физическим лицам в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, надлежит представить в территориальные отделения ПФР и ФСС России по месту своего учёта (подп. 1 и 2 п. 15 ст. 15 закона N 212-ФЗ):
- расчёт по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (форма 4-ФСС, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 12.03.12 N 216н) - до 15-го числа календарного месяца, следующего за отчётным периодом;
- расчёт по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (форма РСВ-1 ПФР, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 15.03.12 N 232н) - до 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчётным периодом.
Но нередко страхователи не успевают представить приведённые расчёты в указанные сроки. За непредставление же расчётов по начисленным и уплаченным страховым взносам в срок, определённый законом N 212-ФЗ, предусмотрены штрафные санкции.
Уточнение положений
И установлены они статьёй 46 закона N 212-ФЗ. С начала текущего года действует её новая редакция (п. 15 ст. 6, п. 1 ст. 9 Федерального закона от 03.12.11 N 379-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды").
Штраф за непредставление расчёта в срок с 1 января 2012 года (п. 1 ст. 46 закона N 212-ФЗ):
- определяется исходя из суммы взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчётного (расчётного) периода;
- не зависит от периода просрочки представления расчёта и составляет 5% от указанной суммы за каждый полный (неполный) месяц со дня, установленного для подачи расчёта, но не более её 30%.
Не зависит от периода просрочки теперь и минимальная сумма штрафа, размер которой составляет 1000 руб.
Как видим, для расчёта штрафа берутся именно суммы страховых взносов, начисленные к уплате за последние три месяца отчётного (расчётного) периода. Таковыми при опоздании сдачи указанных расчётов:
- за первый квартал являются январь, февраль, март;
- за полугодие - апрель, май, июнь;
- за девять месяцев - июль, август, сентябрь;
- за год - октябрь, ноябрь, декабрь.
Пример 1
Организация представила расчёт по форме 4-ФСС за I полугодие 2012 года 2 августа текущего года. Сумма страховых взносов, начисленных к уплате за апрель, - 6380 руб., май - 6670 руб., июнь - 6815 руб.
Поскольку срок представления расчёта за I полугодие 2012 года истекает 16 июля, просрочка составила один неполный месяц. Исходя из этого размер штрафа - 993,25 руб. (19 865 руб. (6380 + 6670 + 6815) х 5% х 1 мес.). Так как данная сумма меньше минимального размера санкции (993 < 1000), то территориальным отделением ФСС России на организацию наложен штраф в размере 1000 руб.
Из дословного прочтения указанной нормы следует, что факт погашения задолженности по начисленным страховым взносам за эти три месяца не учитывается. Штраф за непредставление расчёта будет одинаковым и в случае неуплаты страховых взносов за все три месяца последнего квартала, и в случае их полной уплаты. Конечно, можно понадеяться, что суд признает полную уплату страховых взносов обстоятельством, смягчающим ответственность за совершение правонарушения (п. 4 ст. 44 закона N 212-ФЗ), и учтёт это при применении штрафных санкций.
Отсутствие задолженности по страховым взносам с имеющейся в наличии значительной их переплатой судьи ФАС Московского округа посчитали обстоятельством, смягчающим ответственность за совершение правонарушения в виде представления расчёта по страховым взносам в ПФР позже установленного срока. На основании этого они признали недействительным решение управления ПФР в части штрафных санкций (постановление ФАС Московского округа от 27.09.11 N А40-3144/11-115-11а).
Старые правила
Напомним, что до 2012 года размер штрафа определялся исходя из суммы страховых взносов, подлежащей уплате (доплате) на основе несвоевременно представленного расчёта. При этом если отчётность была сдана в пределах 180 календарных дней с момента истечения установленного срока, то взысканию подлежало 5% от указанной суммы страховых взносов за каждый полный или неполный месяц просрочки, но не более 30% и не менее 100 руб. В случае когда расчёт был задержан на больший срок, санкции возрастали: 30% процентов от суммы страховых взносов, подлежащей уплате (доплате) на основе этого расчёта, за 180 дней просрочки плюс 10% от неё за каждый полный или неполный последующий месяц просрочки, но не менее 1000 руб.
Как видим, в прежней редакции статьи 46 закона N 212-ФЗ базой для исчисления штрафа служила сумма страховых взносов, подлежащая уплате (доплате) на основе этого расчёта.
Напомним, что исчисление страховых взносов в течение расчётного (отчётного) периода осуществляется по итогам каждого календарного месяца как произведение совокупности выплат и иных вознаграждений, начисленных физическим лицам с начала расчётного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов. Отчётность же по страховым взносам в контролирующие органы представляется ежеквартально нарастающим итогом (п. 3, 9 ст. 15 закона N 212-ФЗ).
Единства в определении базы для исчисления штрафа у контролирующих органов не было.
Руководство ПФР настоятельно рекомендовало при вынесении решения о привлечении плательщика страховых взносов за совершение нарушения сроков представления расчётов по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование размер штрафа исчислять от начисленных сумм страховых взносов за отчётный период. Наличие при этом у страхователя на дату привлечения его к ответственности переплаты или факта уплаты страховых взносов не должно влиять на применение к нему ответственности за нарушение им установленного законодательством срока представления расчёта и не влечёт за собой уменьшение размера налагаемого штрафа (п. 2.1 Методических рекомендаций об организации работы территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации по привлечению плательщиков страховых взносов к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, утв. распоряжением правления ПФР от 05.05.10 N 120р). Пенсионщики при принятии просроченной отчётности неукоснительно следовали данным рекомендациям и начисляли штраф за задержку представления расчёта РСВ-1 ПФР, исходя из сумм страховых взносов, указанных в строке 110 раздела 1 "Расчёт по начисленным и уплаченным страховым взносам" расчёта РСВ-1 ПФР, по которой надлежало указать суммы страховых взносов, начисленных с начала расчётного периода.
Страхователи же не соглашались с начисленными суммами штрафа и обращались с жалобами в арбитражные суды. И судьи довольно часто оппонировали пенсионщикам по этому вопросу.
Так, судьи ФАС Западно-Сибирского округа пришли к выводу, что в рассматриваемом случае размер штрафа должен исчисляться с учётом сумм, отражённых по строке 150 раздела 1.
Напомним, что по данной строке указывался остаток страховых взносов, подлежащих уплате на конец отчётного периода, который определялся как разность строк 130 и 140. При этом по строке 130 приводилась совокупность сумм страховых взносов, подлежащих уплате на начало расчётного периода (строка 100), начисленных (строка 110) и доначисленных (строка 120) с начала расчётного периода, по строке же 140 - суммы страховых взносов, уплаченные с начала расчётного периода нарастающим итогом до окончания отчётного периода (п. 3.2 Рекомендуемого порядка заполнения расчёта по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование).
Судьи ФАС Северо-Кавказского округа поддержали решения арбитражного суда первой инстанции и апелляционного суда. Оба суда пришли к выводу о том, что правление ПФР необоснованно определило размер штрафа, не учитывая фактически уплаченные взносы за данный период, нарушение срока подачи расчёта на один день, отсутствие отягчающих ответственность обстоятельств. На конец отчётного периода сумма страховых взносов, подлежащая уплате предпринимателем, составила 11 426 руб., 5% от суммы подлежащих уплате страховых взносов - 571,30 руб. (11 426 руб. х 5%).
Указанный вывод судов, на взгляд кассационной инстанции, является правильным, сделан исходя из буквального толкования пункта 1 статьи 46 закона N 212-ФЗ, соответствует требованиям справедливости, соразмерности, дифференциации ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причинённого ущерба с учётом фактических обстоятельств конкретного дела (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 26.09.11 N А53-3608/2011).
Как видим, по мнению судей ФАС Западно-Сибирского округа и ФАС Северо-Кавказского округа, при начислении штрафных санкций следует учитывать уплаченные суммы страховых взносов, в том числе и за месяцы последнего квартала отчётного периода.
Судьи ФАС Восточно-Сибирского округа также поддержали суд первой инстанции, который пришёл к выводу о том, что санкция должна исчисляться с суммы страховых взносов, подлежащей уплате (доплате) на основе представленного расчёта, то есть за последние три месяца отчётного периода.
При этом выводы суда апелляционной инстанции о порядке исчисления штрафных санкций они посчитали не соответствующими закону N 212-ФЗ. Апелляционный суд в мотивировочной части постановления указал, что размер санкции надлежало исчислить от суммы остатка страховых взносов, подлежащих уплате на конец отчётного периода (строка 150 раздела 1), но при этом оставил решение суда первой инстанции без изменения, поскольку размер штрафа был снижен этим решением.
Кассационная инстанция посчитала данный вывод суда апелляционной инстанции ошибочным по следующим основаниям. Плательщики страховых взносов ежеквартально представляют в орган контроля по месту своего учёта отчётность по страховым взносам. Расчётным периодом по страховым взносам признаётся календарный год. Отчётными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год (п. 1, 2 ст. 10 закона N 212-ФЗ). Поскольку расчётным периодом является календарный год, то на основании представленного страхователем расчёта по отношению к ранее представленному расчёту доплате подлежит сумма страховых взносов за последние 3 месяца каждого отчётного периода (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 10.10.11 N А78-1626/2011).
Судьи ФАС Уральского округа рассматривали жалобу страхователя о снижении размера штрафа до минимального размера, установленного для данного вида нарушения, а именно до 100 руб. Заявитель жалобы посчитал, что размер штрафной санкции определён страховщиком неправильно, поскольку размер данной санкции следует исчислять из суммы страховых взносов, которые ещё не уплачены, а не из суммы взносов, которые исчислены в расчёте.
Суды первой и апелляционной инстанций отметили, что применение ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 46 закона N 212-ФЗ, не поставлено в зависимость от уплаты или неуплаты страховых взносов. Из этого следует, что санкция должна быть исчислена исходя из суммы страховых взносов, подлежащей уплате (доплате), на основе именно того расчёта, который был представлен с нарушением установленного срока.
В расчёте по страховым взносам за полугодие расчётного периода указаны начисленные суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащие уплате за расчётный период (с начала соответствующего календарного года, то есть в том числе за первый квартал расчётного периода).
В данном случае начисленные страховые взносы за первый квартал расчётного периода (указанные в спорном расчёте ввиду определения базы нарастающим итогом) подлежат уплате страхователем на основании расчёта по страховым взносам за первый квартал указанного периода. При этом расчёт по страховым взносам за первый квартал представлен плательщиком страховых взносов своевременно.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о том, что штрафная санкция должна быть исчислена с предшествующих полугодию трёх месяцев, то есть с последнего отчётного периода. Указав на наличие смягчающих ответственность обстоятельств, суды обоснованно посчитали возможным снизить сумму штрафа.
На основании вышеприведённого ФАС Уральского округа решение арбитражного суда первой инстанции и арбитражного апелляционного суда оставил без изменения, кассационную жалобу страхователя - без удовлетворения (постановление от 12.09.11 N Ф09-5452/11).
О том, что при расчёте суммы штрафа должны учитываться только суммы страховых взносов за последний квартал отчётного года, сказано и в постановлении ФАС Поволжского округа от 13.10.11 N А55-5387/2011. При этом судьи сослались на разъяснения, данные ФСС России в письме от 15.07.10 N 02-03-10/05-5910, хотя в деле рассматривался вопрос о начислении штрафных санкции территориальным отделением ПФР.
В указанном письме руководство ФСС России предлагало определять размер штрафа за несвоевременное представление плательщиком страховых взносов расчёта по начисленным и уплаченным страховым взносам по форме 4-ФСС, исходя из суммы начисленных страховых взносов, подлежащих уплате страхователем за последний квартал отчётного периода на основании данного расчёта.
Сумма страховых взносов, начисленных нарастающим итогом с начала расчётного периода, в расчёте по форме 4-ФСС указывается в графе 3 строки 2 таблицы 1 "Расчёты по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" раздела 1 "Расчёт по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и произведённым расходам". В графе же 1 этой строки приводятся суммы страховых взносов по каждому месяцу последнего квартала отчётного периода и их совокупность. Именно эту совокупность и предлагалось использовать как базу для начисления штрафа при опоздании представления расчёта.
Как известно, сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, подлежащая уплате в ФСС России, может быть уменьшена на величину расходов, произведённых страхователем на выплату обязательного страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования в соответствии с законодательством РФ (п. 2 ст. 15 закона N 212-ФЗ). Следовательно, при наличии таких расходов у страхователя сумма страховых взносов, подлежащих доплате по расчёту, уменьшится. Их меньшее значение вроде бы должно приводить и к уменьшению размера штрафа.
Однако руководство ФСС России посчитало, что суммы произведённых страхователем расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам и перечислений не должны уменьшать базу для начисления штрафных санкций (указанное письмо ФСС России N 02-03-10/05-5910).
Нашёлся оппонент страховщику и по этому вопросу. В качестве такового выступило Минздравсоцразвития России. На основании упомянутого пункта 2 статьи 15 закона N 212-ФЗ уплате по расчёту формы 4-ФСС, на взгляд руководства ведомства, подлежит сумма страховых взносов за вычетом соответствующей суммы произведённых организацией расходов на выплату обязательного страхового обеспечения. Поэтому при расчёте штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 46 закона N 212-ФЗ, должна учитываться сумма страховых взносов за последний отчётный период, уменьшенная на соответствующую сумму расходов на выплату обязательного страхового обеспечения, произведённых организацией за последний отчётный период (письмо Минздравсоцразвития России от 22.02.11 N 507-19).
Напомним, что в соответствии с пунктом 5 статьи 1 закона N 212-ФЗ в целях единообразного применения данного закона Минздравсоцразвития России Правительством РФ предоставлено право издавать соответствующие разъяснения (постановление Правительства РФ от 14.09.09 N 731).
В текущем году ФСС России ещё раз обратился к вопросу об определении размера штрафа при непредставлении расчёта по форме 4-ФСС в части взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Штраф вновь предложено рассчитывать только от суммы страховых взносов, начисленной к уплате за месяцы последнего квартала отчётного периода, без уменьшения их на величину расходов по выплате обязательного страхового обеспечения, произведённого страхователем за соответствующие месяцы отчётного периода. При этом руководство фонда подчеркнуло, что подобным образом штраф рассчитывается за правонарушения, совершённые после 1 января 2012 года (письмо ФСС России от 10.02.12 N 15-03-11/08-1395).
Расчёт штрафа
Таким образом, если страхователь несвоевременно подаёт отчётность по страховым взносам, срок представления которой оканчивается после 1 января 2012 года (к таковой относятся и расчёты за 2011 год), то его могут оштрафовать в соответствии с новой редакцией статьи 46 закона N 212-ФЗ.
Штраф же рассчитывался по старым правилам, если правонарушение было совершено до окончания 2011 года, и решение о привлечении к ответственности выносилось также до начала 2012 года.
Но не исключена вероятность, что расчёты по страховым взносам за отчётные периоды 2011 года представляются в текущем году, то есть часть просрочки приходится на период до 1 января 2012 года, а часть - после этой даты.
Законодатель не установил специальной нормы для этого случая. Разъяснений руководства ПФР и ФСС России пока не последовало, нет разъяснений и Минздравсоцразвития России. В такой ситуации, на наш взгляд, штраф за время просрочки, приходящееся на период после 1 января текущего года, должен определяться в соответствии с новой редакцией статьи 46 закона N 212-ФЗ. Штраф за время просрочки, приходящееся на период до начала 2012 года, также должен быть рассчитан по новым правилам. Однако его нужно сравнить с размером санкции, определённым по ранее действовавшим положениям статьи 46 закона N 212-ФЗ. Если размер ответственности по новым правилам больше, чем по прежним, применяться должна редакция статьи 46 закона N 212-ФЗ, действовавшая до конца 2011 года. Ведь нормы законодательства, ухудшающие положение плательщика, не могут иметь обратную силу (постановление Конституционного суда РФ от 24.02.98 N 7-П). Вывод высшие судьи сделали в отношении страховых взносов в ПФР, однако, исходя из аргументов, приведённых в постановлении, полагаем, что он может быть распространён и на иные виды взносов в государственные внебюджетные фонды.
Как было показано выше, положение старой редакции пункта 1 статьи 46 закона N 212-ФЗ большинство арбитражных судов трактуют идентично новым нормам этого пункта. Отсюда вытекает, что штраф за период до начала 2012 года следует исчислять по правилам текущего года.
Пример 2
Несколько изменим условие примера 1: организация представила расчёт по форме 4-ФСС за I полугодие 2011 года 2 августа текущего года. Сумма страховых взносов, начисленных к уплате за апрель, май и июнь прошлого года, - 6380, 6670 и 6815 руб. соответственно.
Срок представления расчёта за I полугодие 2011 года истекает 15 июля прошлого года. Просрочка составила 13 месяцев (12 полных и один неполный месяц). Исчисленная сумма штрафа 12 912,25 руб. (19 865 руб. (6380 + 6670 + 6815) х 5% х 13 мес.) превосходит установленное ограничение 5959,50 руб. (19 865 руб. х 30%). Поскольку данная сумма больше максимального размера санкции (5959,50 < 12 912,25), то территориальному отделению ФСС России на организацию надлежит наложить штраф в размере 5960 руб. (5959,50).
Штраф по травматизму
Напомним, что помимо информации о страховых взносах на обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством расчёт формы 4-ФСС содержит также сведения о страховых взносах на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В приведённых выше письмах ФСС России N 02-03-10/05-5910 и Минздравсоцразвития России N 507-19 чиновники разъяснили, что по каждому виду обязательного социального страхования предусмотрена ответственность за непредставление в установленный срок отчётности (раздела I и раздела II расчёта) в виде штрафа, определяемого за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для её представления.
При определении суммы штрафа по тому или иному виду страхования применяется различная база для исчисления - подлежащие уплате (доплате) суммы страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и суммы страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Учитывая изложенное, в случае непредставления расчёта по форме 4-ФСС территориальные органы фонда вправе применять как статью 46 закона N 212-ФЗ, так и статью 19 закона N 125-ФЗ. Таким образом, страхователи привлекаются к ответственности в виде штрафа, размер которого определяется отдельно по каждому виду обязательного социального страхования.
Ответственность за непредставление расчёта формы 4-ФСС по второму виду обязательного социального страхования в установленный срок определена абзацами 6 и 7 пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 24.07.98 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний". И она идентична нормам пункта 1 статьи 46 закона N 212-ФЗ, действующим до конца 2011 года.
Территориальные отделения ФСС России привлекают страхователей к ответственности в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ для привлечения к ответственности за налоговые правонарушения (абз. 8 п. 1 ст. 19 закона N 125-ФЗ). Напомним, что такой порядок предусмотрен главой 15 НК РФ.
Окончание примера 2
Дополним условие: суммы страховых взносов на травматизм, начисленных к уплате за апрель, май и июнь прошлого года, - 1980, 2070 и 2115 руб. соответственно.
При представлении страхователем отчётности с опозданием более 180 календарных дней по истечении установленного срока штрафные санкции составляют 30% от суммы страховых взносов, подлежащей уплате на основе этой отчётности, за первые 180 календарных дней плюс 10% за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го календарного дня, но не менее 1000 руб.
180-й календарный день после установленного срока представления расчёта формы 4-ФСС за I полугодие 2011 года (15 июля) приходится на 11 января текущего года. Отчётность же была представлена ещё позднее на семь месяцев: шесть полных (закончились 11 июля) и один неполный.
Рассчитанная сумма штрафа исходя из этого составила 6165 руб. ((1980 руб. + 2070 руб. + 2115 руб.) х (30% + 10%/мес. х 7 мес.)). Поскольку она превосходит минимальный размер штрафа (6165 > 1000), то именно на эту сумму и должен быть оштрафован страхователь территориальным отделением ФСС России.
Административная ответственность за нарушение срока представления расчётов в государственные внебюджетные фонды установлена пунктом 2 статьи 15.33 КоАП РФ. Штраф в данном случае применяется к должностному лицу организации, ответственному за представление отчётности, и составляет от 300 до 500 руб.
Отметим, что индивидуальные предприниматели не могут быть привлечены к административной ответственности за непредставление отчётности в ПФР и ФСС России (ст. 15.33 КоАП РФ).
Иные штрафные санкции
С начала текущего года введена ответственность за несоблюдение порядка подачи расчётов в органы контроля в электронном виде. Для этого случая пунктом 2 статьи 46 закона N 212-ФЗ предусмотрен штраф в размере 200 руб. До 1 января 2012 года подобной санкции законодательство о страховых взносах не содержало.
Напомним, что страхователи обязаны представлять отчётность в электронном виде по установленным форматам, если среднесписочная численность их работников за предшествующий расчётный период превысила 50 человек (п. 10 ст. 15 закона N 212-ФЗ).
Согласно введённой норме такая санкция налагается на страхователя, обязанного отчитываться в электронном виде в силу закона и сумевшего представить расчёт в бумажном варианте.
Именно так трактуют аналогичную норму, приведённую в статье 119.1 НК РФ, налоговики. Руководство налоговой службы в письме от 26.11.10 N ШС-37-7/16376@ пояснило, что ответственность, установленная статьёй 119.1 НК РФ, применяется в случае, если форма (формат) налоговой декларации (расчёта) соответствует установленной, но нарушен способ представления налоговой декларации (расчёта), указанный в статье 80 НК РФ. При этом в письме подчёркнуто, что отказать в принятии налоговой декларации налоговый орган в данном случае не вправе.
При сдаче отчётности в ПФР у некоторых страхователей может возникнуть коллизия. Как было сказано выше, расчёт по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование страхователь должен представить в территориальный орган Пенсионного фонда РФ не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчётным периодом. Вместе с этим расчётом ему надлежит подать также и сведения о каждом работающем у него застрахованном лице, установленные в соответствии с Федеральным законом от 01.04.96 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования" (подп. 1 п. 9 ст. 15 закона N 212-ФЗ).
В электронном виде расчёт РСВ-1 ПФР представляют страхователи, у которых среднесписочная численность за предшествующий год превысила 50 человек. При расчёте среднесписочной численности учитываются не только лица, с которыми оформлены трудовые договоры, но и все остальные застрахованные лица, в том числе и те, с кем заключался гражданско-правовой договор.
Персонифицированную отчётность в ПФР необходимо сдавать в электронном виде страхователям, которые подают сведения на 50 и более застрахованных лиц, в том числе и тех, с которыми были заключены договоры гражданско-правового характера. Показатель среднесписочной численности в данном случае не учитывается.
Не исключена ситуация, когда индивидуальные сведения за отчётный период необходимо представить на более чем 50 человек, а среднесписочная численность за предыдущий год при этом у страхователя не превысила 50 человек. Следуя нормам законодательства, страхователь персонифицированную отчётность должен представить в электронном виде, а расчёт РСВ-1 ПФР может в бумажном варианте. Пенсионщики же в таком случае, скорее всего, захотят получить расчёт также в электронном виде.
Если страхователь всё же направит и расчёт РСВ-1 ПФР, и персонифицированную отчётность на бумаге по почте, то штрафных санкций за некорректный формат сдачи отчётности в подобной ситуации быть не должно:
- требования закона N 212-ФЗ страхователь не нарушил, ведь среднесписочная численность за предыдущий год у него не превысила 50 человек и форму РСВ-1 ПФР он может сдавать на бумаге;
- штрафных же санкций за сдачу бумажной персонифицированной отчётности вместо электронной в законе N 27-ФЗ до сих пор нет.
В законе N 212-ФЗ с начала текущего года появилась новая статья 46.1. Согласно этой норме за нарушение плательщиком страховых взносов установленного срока представления в орган контроля за уплатой страховых взносов информации об открытии или о закрытии им счёта в банке на него может быть наложен штраф в размере 5000 руб.
Отметим, что точно такая же ответственность установлена за непредставление в установленные сроки информации об открытии (закрытии) расчётного счёта в налоговые органы (ст. 118 НК РФ).
Но поскольку штраф за неуведомление об открытии (закрытии) банковских счетов могут взять сразу два фонда - и ФСС России, и ПФР, то такая задержка с извещением может обойтись в 10 000 руб.
Представлять подобное сообщение в письменном виде в территориальные органы контроля по месту своего нахождения в течение семи дней со дня открытия (закрытия) таких счетов обязывает страхователей пункт 3 статьи 28 закона N 212-ФЗ. До 2012 года никакой ответственности за невыполнение этой обязанности установлено не было. Теперь же данное упущение законодатель исправил.
Рекомендуемую форму уведомления об открытии (закрытии) расчётного счёта для страхователей ФСС России привёл в письме от 28.12.09 N 02-10/05-13656, предложенный же ПФР вариант формы размещён на сайте фонда.
Сообщать в орган контроля за уплатой страховых взносов об открытии (закрытии) депозитных, а также ссудных и транзитных валютных счетов не требуется (письмо Минздравсоцразвития России от 21.05.10 N 1274-19).
Напомним, что административная ответственность за данное нарушение предусмотрена пунктом 1 статьи 15.33 КоАП РФ: должностные лица за это могут быть оштрафованы на сумму от 1000 до 2000 руб.
С 2012 года увеличен штраф за отказ или непредставление в орган контроля документов, необходимых для осуществления контроля за уплатой страховых взносов. Размер штрафа - 200 руб. за каждый непредставленный документ (ст. 48 закона N 212-ФЗ) (ранее - 50 руб.). За данное нарушение предусмотрена также и административная ответственность: должностные лица за это могут быть оштрафованы на сумму от 300 до 500 руб. (п. 1 ст. 15.33 КоАП РФ).
И. Богатый,
аудитор
"Практический бухгалтерский учет", N 5, май 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Практический бухгалтерский учет"
ООО Издательский дом "Бухгалтерия и банки"
Издание зарегистрировано в Министерстве по печати, телерадиовещанию и средствам массовой коммуникации РФ ПИ N 77-11140
Адрес редакции: 127055, Москва, а/я 3
Тел.: (495) 684-27-04, 684-27-820
Факс: (495) 631-13-22
E-mail: post@pbu.ru
Адрес в Internet: www.pbu.ru
Подписные индексы:
"Роспечать" - 80500
"Почта России" - 99455