Вахтовый метод работы
В настоящее время многие организации ведут свою деятельность с помощью вахтового метода. Наибольшее распространение вахтовый метод получил в строительстве, добывающей промышленности, сельском хозяйстве. Несмотря на распространенность этого метода, у организаций возникает много вопросов, связанных с налоговым учетом расходов на содержание вахтовых поселков. Посмотрим, как решаются данные вопросы контролирующими органами и судами.
Согласно ст. 297 ТК РФ вахтовый метод - это особая форма осуществления трудового процесса вне места постоянного проживания работников, когда не может быть обеспечено ежедневное их возвращение к месту постоянного проживания.
Применяется этот метод при значительном удалении места работы от места постоянного проживания работников или места нахождения работодателя в целях сокращения сроков строительства, ремонта или реконструкции объектов производственного, социального и иного назначения в необжитых, отдаленных районах или районах с особыми природными условиями, а также в целях осуществления иной производственной деятельности.
ТК РФ предусматривает, что работники, привлекаемые к работам вахтовым методом, проживают в специально создаваемых работодателем вахтовых поселках, которые представляют собой комплекс зданий и сооружений, предназначенных для обеспечения жизнедеятельности работников во время выполнения ими работ и междусменного отдыха, либо в приспособленных для этих целей и оплачиваемых за счет работодателя общежитиях, иных жилых помещениях.
Порядок применения вахтового метода утверждается работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. Применение вахтового метода регулируется главой 47 ТК РФ и Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС, Минздрава СССР от 31.12.87 г. N 794/33-82 "Об утверждении основных положений о вахтовом методе организации работ" (далее - Постановление N 794/33-82). При применении данного Постановления следует учитывать, что отдельные его положения были признаны Верховным Судом РФ не действующими, однако в целом данный документ применяется в частях, не противоречащих действующему законодательству.
Налог на прибыль
Плательщики налога на прибыль при исчислении налоговой базы по этому налогу уменьшают полученные доходы на обоснованные и документально подтвержденные расходы.
НК РФ установлено, что в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, могут включаться расходы на содержание вахтовых и временных поселков, включая все объекты жилищно-коммунального и социально-бытового назначения, подсобных хозяйств и иных аналогичных служб. Такие расходы могут учесть только те организации, которые ведут свою деятельность вахтовым способом или работают в полевых (экспедиционных) условиях.
Названные расходы признаются в пределах нормативов на содержание аналогичных объектов и служб, утвержденных органами местного самоуправления по месту деятельности налогоплательщика. Если такие нормативы органами местного самоуправления не утверждены, налогоплательщик вправе применять порядок определения расходов на содержание этих объектов, действующий для аналогичных объектов, находящихся на данной территории и подведомственных указанным органам (подпункт 32 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Как видим, в отношении учета расходов на содержание вахтовых и временных поселков достаточно много оговорок, которые могут привести к спорам с налоговыми органами.
Для обеспечения нормальных условий проживания в вахтовых поселках работодателю необходимо создать помещения для отдыха, сна работников, их питания и другие сооружения. Часто работники проживают в бытовках, расположенных на территории вахтового поселка.
Согласно подпункту 32 п. 1 ст. 264 НК РФ расходы по содержанию объектов жилищно-коммунального и социально-бытового назначения, подсобных хозяйств и иных аналогичных служб вахтового поселка для целей налогообложения прибыли учитываются в фактических размерах, не превышающих предельно установленных нормативов по содержанию аналогичных объектов (Письмо УФНС по г. Москве от 29.05.2008 г. N 21-11/052059@).
В Письме от 05.02.2010 г. N 03-03-06/1/49 Минфин разъясняет, что организации могут обеспечивать проживание работников, осуществляющих деятельность вахтовым способом, как путем создания вахтовых и временных поселков, так и путем размещения работников в помещениях, принадлежащих другим организациям. При соблюдении требования об обоснованности расходов налогоплательщик, осуществляющий свою деятельность вахтовым способом, расходы на размещение своих работников в общежитии вахтового поселка, находящегося в собственности другой организации, учитывает в целях налогообложения прибыли в соответствии с подпунктом 49 п. 1 ст. 264 НК РФ.
Суды указывают на правомерность уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль на расходы по аренде вахтового поселка. Так, ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 05.03.2008 г. N А05-5668/2007 отметил, что подпунктом 32 п. 1 ст. 264 НК РФ не предусмотрено такое обязательное условие для принятия расходов, как нахождение объектов жилищно-коммунального и социально-бытового назначения, используемых для ведения работ вахтовым методом, на балансе налогоплательщика. Суд установил, что организация использовала вахтовый поселок в целях осуществления производственной деятельности и относила в состав расходов затраты на содержание этого поселка, правильно применяя соответствующий норматив.
В Письме Минфина от 05.11.2008 г. N 03-03-06/1/613 изложена другая позиция: если организация не содержит вахтовые поселки, а заключает с собственником вахтовых поселков договор аренды на используемые для проживания вахтовиков площади, то арендные платежи по указанным договорам включаются в состав прочих расходов на основании подпункта 10 п. 1 ст. 264 НК РФ.
Затраты организации по оплате проживания работников в период вахты в арендованных квартирах и на койко-местах также могут быть учтены при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций на основании подпункта 32 п. 1 ст. 264 НК РФ. Данный вывод сделан Минфином в Письме от 16.06.2009 г. N 03-04-06-01/137.
Следовательно, расходы на содержание вахтовых поселков являются нормируемыми. Их можно учесть только в той сумме, которая не превышает утвержденных органами местного самоуправления по месту деятельности налогоплательщика нормативов на содержание аналогичных объектов и служб.
Если органом местного самоуправления не утверждены нормативы на содержание подобных объектов и на данной территории отсутствуют аналогичные объекты, подведомственные органам местного самоуправления, расходы на содержание вахтовых и временных поселков признаются в размере фактических затрат налогоплательщика (Письмо Минфина от 10.09.2010 г. N 03-03-06/1/583).
Такой вывод подтверждает и позиция Конституционного Суда РФ, изложенная в Определении от 19.05.2009 г. N 815-О-П, относительно аналогичной ситуации при признании расходов градообразующих организаций, в состав которых входят структурные подразделения по эксплуатации объектов жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферы. Суд указал, что отсутствие на территории муниципального образования аналогичных хозяйств, производств и служб либо неутверждение органами местного самоуправления соответствующих нормативов и порядка не должно ставить градообразующие организации в нарушение ст. 19 Конституции РФ в неравное положение по сравнению с иными налогоплательщиками, по месту нахождения которых упомянутые хозяйства, производства и службы имеются либо такие нормативы и порядок утверждены.
При этом в Постановлении Конституционного Суда РФ от 13.03.2008 г. N 5-П отмечается, что в сфере налогообложения равенство понимается прежде всего как равномерность, нейтральность и справедливость налогообложения. Это означает, что одинаковые экономические результаты деятельности налогоплательщиков должны влечь одинаковое налоговое бремя; принцип равенства налогового бремени нарушается в тех случаях, когда определенная категория налогоплательщиков попадает в иные по сравнению с другими налогоплательщиками условия, хотя между ними нет существенных различий, которые оправдывали бы неравное правовое регулирование.
Таким образом, если органами местного самоуправления по месту деятельности налогоплательщика не утверждены нормативы на содержание аналогичных объектов и служб и отсутствуют аналогичные объекты, находящиеся на данной территории и подведомственные указанным органам, расходы на содержание вахтовых и временных поселков учитываются налогоплательщиком в размере его фактических затрат.
Следует отметить, что суды считают правомерным учитывать затраты организаций при аренде помещений для вахтового персонала, если нормативы органами местного самоуправления не утверждены. Например, ВАС РФ в Определении от 11.09.2007 г. N 10961/07 указал, что при аренде помещений для вахтового персонала не применяются положения подпункта 32 п. 1 ст. 264 НК РФ, поскольку у налогоплательщика отсутствуют расходы, связанные с содержанием вахтовых поселков.
Как следует из Постановления ФАС Уральского округа от 17.08.2009 г. N Ф09-5852/09-С2, налоговый орган указал на имевшее место применение налогоплательщиком налогового вычета по НДС в завышенном размере, поскольку он, применяя вычет, не учел нормативы, установленные для определения расходов для соответствующего вида деятельности (подпункт 32 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Суд, установив, что налогоплательщик арендует койко-места в общежитии, сделал вывод о правомерности налогового вычета, так как положения подпункта 32 п. 1 ст. 264 НК РФ подлежат применению только в отношении организаций, которые содержат собственные вахтовые поселки.
Согласно подпункту 10 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся арендные (лизинговые) платежи за арендуемое (принятое в лизинг) имущество.
Кроме того, подпунктом 49 п. 1 ст. 264 НК РФ предусмотрена возможность для включения налогоплательщиками в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, других расходов, то есть перечень расходов не является закрытым.
ФАС Уральского округа в Постановлении от 25.05.2009 г. N Ф09-3315/09-С3 отметил, что подпункт 32 п. 1 ст. 264 НК РФ применяется налогоплательщиками, которые содержат собственные вахтовые и временные поселки. При этом при аренде налогоплательщиком койко-мест в общежитии для вахтовых работников организация уменьшает полученные доходы на расходы в соответствии с подпунктом 10 п. 1 ст. 264 НК РФ.
Таким образом, расходы по аренде помещений для вахтовых работников следует учитывать согласно подпункту 10 п. 1 ст. 264 НК РФ, а при отсутствии договора аренды расходы на содержание вахтового поселка учитываются в соответствии с подпунктом 32 п. 1 ст. 264 НК РФ.
Содержание работников - иностранных граждан
Довольно часто к осуществлению вахтового метода работы привлекаются иностранные работники, которыми признаются иностранные граждане, временно пребывающие в РФ и осуществляющие в установленном порядке трудовую деятельность (ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации").
Организациям, привлекающим иностранных работников, надо помнить, что они должны осуществить фиксацию сведений об иностранных гражданах, осуществляющих свою трудовую деятельность в условиях работы вахтовым методом. При этом сделать это они должны в отношении временно проживающих или временно пребывающих в РФ иностранных граждан по истечении семи рабочих дней со дня прибытия в место пребывания (подпункт 2 п. 2 ст. 20 Федерального закона от 18.07.2006 г. N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации").
Если организации арендуют для таких работников жилое помещение, то эти затраты не уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль на основании подпункта 32 п. 1 ст. 264 НК РФ. Данный вывод применяется в том случае, если работа организации не осуществляется вахтовым методом, то есть когда работодатель не оформил документы в порядке, предусмотренном главой 47 ТК РФ, которыми определен порядок применения вахтового метода работы. Как указывает УФНС по г. Москве в Письме от 27.07.2007 г. N 28-11/071807, расходы по обеспечению жильем иногородних и иностранных рабочих, привлекаемых организацией для работы на строительных объектах, расположенных в Москве, не могут быть учтены в уменьшение налогооблагаемой прибыли на основании подпункта 32 п. 1 ст. 264 НК РФ. В этом случае налоговый орган применил положения п. 23 ст. 270 НК РФ, согласно которым не учитываются при исчислении налога на прибыль затраты в виде сумм материальной помощи работникам.
Тем не менее, поскольку иностранные работники осуществляют трудовой процесс вне места своего постоянного проживания и не могут ежедневно возвращаться к месту постоянного проживания, работодатель вправе, руководствуясь положениями главы 47 ТК РФ, издать приказ (распоряжение) о введении вахтового метода, в котором должно быть указано, что порядок применения вахтового метода регламентируется в положении, утвержденном работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.
ФНС России в Письме от 13.03.2009 г. N 3-2-09/64@ ответила на вопрос организации, использующей труд иностранных рабочих, не имеющих другого места жительства на территории РФ, кроме как на строительной площадке во временных сооружениях в вахтовом поселке. Налоговый орган разъяснил, что определение целесообразности (эффективности) применения вахтового метода является прерогативой работодателя, чему предшествует обычно обоснование соответствующими технико-экономическими расчетами. При этом действующее законодательство не содержит запретов на работу вахтовым методом как всех работников организации, так и отдельных подразделений или их группы, а также нескольких или даже одного работника. ФНС указала, что работодатель вправе в отношении иностранных работников, проживающих на строительной площадке во временных сооружениях в вахтовом поселке, издать приказ (распоряжение) об осуществлении ими трудового процесса вахтовым методом. Порядок применения вахтового метода регламентируется в положении, которое работодатель должен утвердить с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.
Между тем Минфин в Письме от 27.01.2009 г. N 03-03-06/1/32 отмечает, что запрос о принадлежности к вахтовому методу ведения строительных работ, осуществляемых силами иностранных рабочих, постоянно проживающих в экспедиционных условиях на строительной площадке, следует направить по принадлежности в Федеральную службу по труду и занятости.
Следовательно, до разъяснений Федеральной службы по труду и занятости о вахтовом методе ведения работ налогоплательщикам во избежание споров с налоговыми органами следует придерживаться порядка, указанного в Письме ФНС.
Вахтовый поселок
Согласно п. 3.1 Постановления N 794/33-82 вахтовые поселки представляют собой комплекс жилых, культурно-бытовых, санитарных и хозяйственных зданий и сооружений, предназначенных для обеспечения жизнедеятельности работников, работающих вахтовым методом, в период их отдыха на вахте, а также обслуживания строительной и спецтехники, автотранспорта, хранения запасов товарно-материальных ценностей.
Поскольку законодательством не установлен конкретный перечень зданий и сооружений, расходы на содержание которых могут быть учтены при налогообложении прибыли, между налоговыми органами и налогоплательщиками часто возникают спорные ситуации.
Как следует из Постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 11.11.2011 г. N 09АП-22204/2011-АК, работа вахтовым методом в условиях Крайнего Севера на вредном производстве негативно сказывается на физическом и моральном состоянии работников.
С целью обеспечения работникам-вахтовикам нормальных условий труда организация-работодатель оборудует свои производственные объекты и жилые помещения спортивными тренажерами, теле-, видеотехникой и музыкальными центрами. Диваны, кресла, ковры и другие предметы обстановки являются предметами, без которых невозможно представить нормальную работу в любых помещениях. Инвентарными карточками учета объектов основных средств формы ОС-6 подтверждается, что данные объекты размещены в вахтовых поселках организации. Обязанность работодателя обеспечивать безопасные условия труда закреплена также в коллективном договоре организации.
При таких условиях расходы, связанные с оборудованием и содержанием помещений вахтового поселка, могут учитываться в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией.
Споры возникают и по вопросу о квалификации поселка, в котором проживают работники, то есть является ли он вахтовым.
ФАС Московского округа в Постановлении от 05.12.2006 г. N КА-А40/11827-06 рассмотрел ситуацию, когда организация была привлечена к налоговой ответственности за неуплату налога на прибыль в связи с неиспользованием нормативов, утвержденных местными органами власти на содержание вахтового поселка.
Суд пришел к выводу, что согласно подпункту 32 п. 1 ст. 264 НК РФ для отнесения затрат к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, необходимы три условия:
1) осуществление на предприятии деятельности вахтовым методом;
2) утверждение местными органами власти нормативов затрат;
3) нахождение на балансе налогоплательщика вахтового или временного поселка.
Поскольку поселок, в котором организация осуществляла свою деятельность, возник в связи с началом обустройства на территории района газоконденсатного месторождения и в соответствии с региональным законодательством является сельсоветом, то есть не был создан организацией и не числится у нее на балансе, суд пришел к выводу, что организация правомерно не применяла положения подпункта 32 п. 1 ст. 264 НК РФ.
В Постановлении от 10.12.2008 г. N КА-А40/10994-08 ФАС Московского округа указал, что в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, включаются только те затраты, которые связаны с содержанием непосредственно вахтовых и временных поселков, в организациях, осуществляющих свою деятельность вахтовым способом или работающих в полевых (экспедиционных) условиях.
Суд сделал вывод, что поселок, в котором организация ведет деятельность, не является вахтовым, поскольку в этом поселке наряду с вахтовым методом работы действует и обычный метод работы.
Проезд работников
Организации, применяющие вахтовый метод работы, часто оплачивают расходы по доставке работников от места жительства до работы (вахтового поселка) и обратно. Как указывает УФНС по г. Москве в Письме от 29.05.2008 г. N 21-11/052059@, такие расходы могут быть учтены при формировании налоговой базы по налогу на прибыль, если оплата проезда работника предусмотрена коллективным договором, а также при условии соответствия понесенных расходов п. 1 ст. 252 НК РФ.
ФНС также разъяснила, что учетный период рабочего времени при работе вахтовым методом охватывает все рабочее время, время в пути от места нахождения работодателя или от пункта сбора до места выполнения работы и обратно, а также время отдыха, приходящееся на данный календарный отрезок времени.
Подпунктом 12.1 п. 1 ст. 264 НК РФ предусмотрено отнесение к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, расходов налогоплательщика на доставку от места жительства (сбора) до места работы и обратно работников, занятых в организациях, осуществляющих свою деятельность вахтовым способом или в полевых (экспедиционных) условиях. Эти расходы должны быть предусмотрены коллективными договорами.
При перевозке рабочих к вахтовому поселку на собственном транспорте налогоплательщика он вправе применить положения подпункта 11 п. 1 ст. 264 НК РФ: уменьшить налогооблагаемую базу по налогу на прибыль на расходы на содержание служебного транспорта (например, ГСМ).
Как следует из Постановления ФАС Северо-Западного округа от 12.11.2009 г. N А26-5167/2008, организация в связи с производством работ собственными силами по вырубке леса и строительству лежневых дорог для прокладки магистрального газопровода на территории субъектов РФ отнесла на затраты стоимость ГСМ, использованных для заправки служебного автотранспорта, на котором осуществлялась доставка работников к месту работы на трассе газопровода.
Выезд работников организации в субъекты РФ в служебных целях подтверждается командировочными удостоверениями. Приказами по организации закреплен учет и списание израсходованных за рабочий день ГСМ и запасных частей к технике по фактической потребности. Фактическое расходование ГСМ и запасных частей отражено в материальных отчетах должностных лиц организации, списание материальных ценностей производилось на основании актов по итогам квартала.
При названных обстоятельствах расходы налогоплательщика учитываются на основании подпункта 11 п. 1 ст. 264 НК РФ.
Таким образом, в отношении учета расходов, связанных с проездом работников к вахтовому поселку и обратно, налогоплательщик должен руководствоваться подпунктом 12.1 п. 1 ст. 264 НК РФ. Если для перевозки работников использовался собственный транспорт организации, то расходы, которые она понесла в связи с этим (ГСМ), правомерно учесть на основании подпункта 11 п. 1 ст. 264 НК РФ. При этом желательно, чтобы такой транспорт не использовался только для транспортировки вахтовых работников, а был задействован и в другой деятельности организации.
Напомню, что п. 4 ст. 252 НК РФ установлено, что если некоторые затраты с равными основаниями могут быть отнесены одновременно к нескольким группам расходов, налогоплательщик вправе самостоятельно определить, к какой именно группе он отнесет такие затраты.
Питание работников
Пункт 6.1 Постановления N 794/33-82 закрепляет за работодателями обязанность по обеспечению вахтовых работников ежедневным трехразовым горячим питанием. Для этого на территории вахтового поселка организовываются пункты питания работников. Расходы на трехразовое питание, предусмотренное коллективным договором, могут быть учтены в составе расходов для целей налогообложения прибыли организаций. При этом такие расходы признаются в пределах нормативов на содержание аналогичных объектов и служб, утвержденных органами местного самоуправления по месту деятельности организации (Письмо Минфина от 07.02.2008 г. N 03-03-06/1/85).
Минфин в Письме от 03.09.2008 г. N 03-03-06/1/489 разъяснил порядок учета в составе расходов текущих затрат по обслуживанию здания и оборудования столовой, на суммы начисленной по ним амортизации, расходы на оплату труда, иные выплаты работникам столовой. При этом Минфин рассматривал ситуацию, когда столовая, находящаяся на территории вахтового поселка, обслуживает как работников организации (стоимость питания удерживается из заработной платы), так и работников сторонних фирм, которые оказывают организации различные услуги (на договорной основе).
Итак, Минфин делает вывод, что:
- затраты на обслуживание здания и оборудования столовой, находящихся на территории вахтового поселка, в пределах нормативов на содержание аналогичных объектов и служб, утвержденных органами местного самоуправления по месту деятельности организации, учитываются при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией;
- сумма начисленной амортизации по зданию и оборудованию столовой при применении налогоплательщиком метода начисления амортизация признается в качестве расхода для целей налогообложения прибыли ежемесячно, исходя из суммы начисленной амортизации, рассчитываемой в соответствии с порядком, установленным ст. 259-322 НК РФ;
- расходы на оплату труда и иные выплаты работникам столовой, предусмотренные законодательством РФ, трудовыми и (или) коллективными договорами, включаются в состав расходов на оплату труда в соответствии со ст. 255 НК РФ.
Кроме того, в соответствии с нормами ТК РФ организация оборудует производственные объекты вахтового поселка санитарно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема пищи, комнатами отдыха и психологической разгрузки. Такое имущество, как холодильники, печи СВЧ, электрокофеварки, электрочайники, используется организацией для осуществления деятельности, направленной на получение дохода, в связи с чем полученные доходы правомерно уменьшены на суммы произведенных расходов в части начисленной амортизации.
В Письме от 26.09.2011 г. N 03-03-06/2/149 Минфин указал, что расходы, связанные с оборудованием и содержанием помещения для приема пищи в рабочее время сотрудниками, могут учитываться в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией. Таким образом, Минфин подтверждает правомерность отнесения в силу подпункта 7 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, расходов на обеспечение нормальных условий труда, в том числе на оборудование и содержание помещений для приема пищи.
Еще на один важный момент необходимо обратить внимание. Если на территории, где расположен вахтовый поселок, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов введена система налогообложения в виде ЕНВД в отношении деятельности по оказанию услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации общественного питания, то такая деятельность подлежит переводу на указанный спецрежим в соответствии с главой 26.3 НК РФ (Письмо Минфина от 17.03.2006 г. N 03-11-04/3/141).
Если деятельность столовой по оказанию услуг общественного питания подлежит переводу на ЕНВД, налогоплательщик должен обеспечить раздельный учет этой деятельности и деятельности, подлежащей налогообложению в соответствии с иным режимом налогообложения. В этом случае расходы, связанные с содержанием помещения столовой, обслуживающей трудовой коллектив, следует отражать в учете хозяйственных операций, осуществляемом в отношении деятельности по оказанию услуг общественного питания, подлежащей обложению ЕНВД. При этом указанные расходы не могут быть также учтены при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
Суды поддерживают такую позицию (например, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 01.12.2008 г. N А29-9960/2007).
Итак, при осуществлении организацией деятельности вахтовым методом она вправе учитывать при исчислении налога на прибыль расходы, предусмотренные п. 32 п. 1 ст. 264 НК РФ (в пределах установленных норм), на содержание вахтового поселка. Сюда включаются расходы, связанные с проживанием работников, их питанием, организацией другого социально-бытового обеспечения. Расходы на проезд работников к вахтовому поселку и обратно учитываются в соответствии с подпунктом 12.1 п. 1 ст. 264 НК РФ. Эти расходы должны быть предусмотрены коллективным договором.
Ю. Лермонтов,
советник государственной гражданской службы РФ III класса
"Аудит и налогообложение", N 5, май 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Аудит и налогообложение"
Учредитель и издатель: ООО "Издательство "Аудит и налогообложение"
Журнал основан 23 мая 1993 г.
Издание зарегистрировано в Росохранкультуре.
Свидетельство о регистрации N ФС77-23885.
Адрес редакции: 119034, Москва, ул. Пречистенка, 10
Тел.: 8-499-766-9108
Тел./факс: 8-499-766-9221
Подписка по каталогам:
"Роспечать" - 70047, 82447
"Почта России" - 99341, 16720