Комментарий к письму Федеральной налоговой службы от 21.03.2012 N АС-4-2/4767 "О рассмотрении обращения"
Согласно нормам ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника, включенная в государственный реестр, применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Исключением являются виды деятельности, поименованные в п. 3 указанной статьи.
В этой статье говорится о том, что организации в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения могут производить наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт при осуществлении ряда видов деятельности без применения контрольно-кассовой техники. Принимая во внимание положения данного пункта, автономные учреждения при осуществлении деятельности по обеспечению питанием учащихся и работников общеобразовательных школ и приравненных к ним учебных заведений во время учебных занятий вправе не применять контрольно-кассовые аппараты. Также могут не применять ККТ автономные организации, находящиеся в отдаленных или труднодоступных местностях (за исключением городов, районных центров, поселков городского типа), указанных в перечне, утвержденном органом государственной власти субъекта РФ. Аптечные организации, находящиеся в фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, расположенных в сельских поселениях, и обособленные подразделения медицинских организаций, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность (амбулатории, фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты, центры (отделения) общей врачебной (семейной) практики), расположенные в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, также могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт при продаже лекарственных препаратов без применения контрольно-кассовой техники.
Организации при расчетах наличными деньгами применяют лишь те аппараты, которые поименованы в государственном реестре, утвержденном Приказом Роспрома от 06.03.2007 N 105.
Как установлено ст. 4 Закона N 54-ФЗ, ККТ, применяемая организациями (за исключением кредитных организаций), должна:
- быть зарегистрирована в налоговых органах по месту учета организации в качестве налогоплательщика;
- быть исправна, опломбирована в установленном порядке;
- иметь фискальную память и эксплуатироваться в фискальном режиме.
Таким образом, автономные организации обязаны (ст. 5 Закона N 54-ФЗ):
- регистрировать ККТ в налоговых органах;
- применять при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт исправную ККТ, опломбированную в установленном порядке, зарегистрированную в налоговых органах и обеспечивающую надлежащий учет денежных средств при проведении расчетов (фиксацию расчетных операций на контрольной ленте и в фискальной памяти);
- выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки;
- обеспечивать ведение и хранение в установленном порядке документации, связанной с приобретением и регистрацией, вводом в эксплуатацию и применением ККТ;
- производить при первичной регистрации и перерегистрации ККТ введение в ее фискальную память информации и замену накопителей фискальной памяти с участием представителей налоговых органов.
ФНС в Письме от 21.03.2012 N АС-4-2/4767 уточняет, что Приказом ФНС РФ от 21.11.2011 N ММВ-7-2/891 "О внесении изменений в Приказ ФНС России от 09.04.2008 N ММ-3-2/152 "Об утверждении форм заявления о регистрации контрольно-кассовой техники, книги учета контрольно-кассовой техники и карточки регистрации контрольно-кассовой техники" (зарегистрирован в Минюсте РФ 13.12.2011 N 22578) установлена новая форма заявления о регистрации контрольно-кассовой техники (далее - Заявление). Эта форма предусматривает возможность выбора пользователем соответствующего вида документа:
1) заявление о регистрации контрольно-кассовой техники;
2) заявление о перерегистрации контрольно-кассовой техники (заполняется в связи с изменением адреса места установки, со сменой центра технического обслуживания, с заменой блока электронной контрольной ленты защищенной (ЭКЛЗ), с заменой блока фискальной памяти, по иным причинам);
3) заявление о снятии с регистрации контрольно-кассовой техники.
Далее ФНС разъясняет, как заполняются отдельные графы Заявления. В Письме от 03.04.2012 N АС-4-2/5537@ "О заполнении заявления о регистрации контрольно-кассовой техники" (далее - Письмо N АС-4-2/5537@) ФНС также представляет ответы на вопросы пользователей ККТ. На что должны обращать внимание пользователи ККТ при заполнении Заявления?
Форма Заявления состоит из титульного листа, раздела 1 и раздела 2. Рассмотрим информацию, которая отражается по каждому разделу Заявления.
Для справки. Программное обеспечение ввода и формирования файла в формате передачи данных заявления о регистрации ККТ (форма по КНД 1110021) в соответствии с Приказом ФНС РФ от 14.03.2012 N ММВ-7-6/155@ разработано и реализовано в программе "Налогоплательщик ЮЛ" (версия 4.29), размещенной на официальном сайте ФНС в Интернете.
Титульный лист Заявления
На титульном листе Заявления указываются:
1. ИНН и КПП организации.
2. Код налогового органа, в который представляется Заявление (состоит из четырех цифр и содержится в имеющемся у организации свидетельстве или уведомлении о постановке на налоговый учет).
3. Вид документа.
Информация в местах, предназначенных для ее отражения, зависит от цели подачи Заявления. При регистрации ККТ в ячейке проставляется цифра 1, остальные ячейки не заполняются. При перерегистрации ККТ в первой ячейке проставляется цифра 2 и заполняются следующие за ней через дробь ячейки кода причины перерегистрации.
ФНС отмечает несколько причин перерегистрации ККТ:
- изменение адреса места установки ККТ (в ячейке N 1 проставляется цифра 1);
- смена центра технического обслуживания (в ячейке N 2 проставляется цифра 1);
- замена блока ЭКЛЗ (в ячейке N 3 проставляется цифра 1);
- перерегистрация в связи с заменой блока фискальной памяти (в ячейке N 4 проставляется цифра 1);
- иные причины (в ячейке N 5 проставляется цифра 1).
Если оснований для перерегистрации ККТ нет, то в первой ячейке, следующей через дробь, указывается цифра 2.
Обратите внимание! В случае если для подачи заявления о перерегистрации ККТ существуют одновременно несколько причин, следует подавать одно заявление с указанием всех причин перерегистрации (Письмо N АС-4-2/5537@).
При снятии ККТ с регистрации в первой ячейке проставляется цифра 3, остальные ячейки не заполняются.
4. Полное наименование организации с указанием ее организационно-правовой формы.
5. Код вида экономической деятельности по ОКВЭД.
6. Кем представлено Заявление (самой организацией, обособленным подразделением). Если Заявление представлено самой организацией, указывается цифра 1, при подаче Заявления обособленным подразделением организации проставляется цифра 2.
7. Номер контактного телефона, количество страниц, на которых составлено Заявление, и количество листов прилагаемых документов.
Также в титульном листе Заявления отражаются сведения о лицах, подтверждающих достоверность и полноту сведений. Если Заявление представляется самой организацией, то указывается цифра 1, цифра 2 указывается, если Заявление подается в ФНС представителем пользователя ККТ. Также в титульном листе отражаются ФИО руководителя организации, дата заполнения Заявления, оттиск печати представителя. Как отмечает ФНС, в случае если Заявление подписано руководителем организации, поле "Наименование документа, подтверждающего полномочия представителя" на странице 1 Заявления не заполняется.
Раздел 1 Заявления (отражаются сведения о модели ККТ)
В разделе 1 отражается следующая информация:
- строка 010 - модель контрольно-кассовой техники;
- строка 020 - заводской номер ККТ;
- строка 030 - год выпуска ККТ;
- строка 040 - номер версии ККТ (при наличии);
- строка 050 - серия и учетный номер идентификационного знака ККТ.
В Письме N АС-4-2/4767 ФНС относительно указания по коду строки 050 учетного номера идентификационного знака ККТ отмечает следующее.
Согласно пп. "о" п. 3 Постановления Правительства РФ от 23.07.2007 N 470 (далее - Положение N 470) контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр контрольно-кассовой техники и применяемая пользователями при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, должна, в частности, иметь идентификационный знак установленного образца.
Образец идентификационного знака утвержден Приказом Минпромэнерго РФ от 05.09.2007 N 352, который зарегистрирован в Минюсте РФ 11.10.2007 N 10310 и вступил в силу 07.11.2007 (далее - Приказ Минпромэнерго РФ N 352).
При этом п. 2 Постановления Правительства РФ N 470 разрешено применение исправной, опломбированной в установленном порядке контрольно-кассовой техники, включенной в Государственный реестр контрольно-кассовой техники, зарегистрированной в налоговых органах, и соответствующей требованиям, действовавшим при регистрации контрольно-кассовой техники в налоговых органах, и документации к ней.
Таким образом, контрольно-кассовая техника, зарегистрированная в налоговом органе до вступления в силу Приказа Минпромэнерго РФ N 352, может не иметь идентификационного знака и, соответственно, при представлении заявления на перерегистрацию или снятие с регистрации такой контрольно-кассовой техники указание в Заявлении серии и учетного номера идентификационного знака контрольно-кассовой техники не требуется.
Вместе с тем контрольно-кассовая техника, представляемая на регистрацию в налоговом органе в настоящее время, должна соответствовать всем требованиям, предъявляемым к контрольно-кассовой технике, в том числе и Положению N 470 в части наличия идентификационного знака контрольно-кассовой техники.
Обеспечение наличия такого идентификационного знака осуществляется поставщиком или центром технического обслуживания контрольно-кассовой техники в рамках технической поддержки контрольно-кассовой техники.
Здесь же хотелось бы обратить внимание читателей на следующее. В случае если поставщик установил на ККТ идентификационный знак, содержащий 15 символов (8 букв в серии и 7 цифр в номере), налоговый орган не вправе отказать в регистрации (перерегистрации) ККТ по причине превышения буквенным обозначением серии и учетным номером идентификационного знака. При вводе в автоматизированную систему налоговых органов реквизитов из Заявления предусмотрено указание от 7 до 20 разрядов в серии и учетном номере идентификационного знака ККТ, что полностью обеспечивает машиночитаемость формы Заявления;
- строка 060 - номер паспорта ККТ.
Относительно указания по коду строки 060 раздела 1 Заявления номера паспорта ККТ ФНС в Письме N АС-4-2/4767 дает следующие разъяснения.
Согласно пп. "н" п. 3 Положения N 470 включенная в Государственный реестр контрольно-кассовой техники и применяемая пользователями при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт контрольно-кассовая техника должна, в частности, иметь паспорт установленного образца.
При этом в соответствии с п. 8 Положения N 470 образец паспорта контрольно-кассовой техники утверждается Минпромторгом по согласованию с Минфином и Минэкономразвития; до настоящего времени указанный образец паспорта контрольно-кассовой техники не утвержден.
В этой связи до момента утверждения образца паспорта контрольно-кассовой техники в Заявлении указывается номер действующего паспорта ККТ, а в случае отсутствия такого номера в графе "Номер паспорта" проставляется прочерк;
- строка 070 - заводской номер ЭКЛЗ контрольно-кассовой техники. Следует помнить, что в случае подачи заявления о перерегистрации контрольно-кассовой техники в связи с заменой блока ЭКЛЗ в поле "Регистрационный номер ЭКЛЗ" на странице 1 Заявления сотрудником налогового органа указывается регистрационный номер устанавливаемого блока ЭКЛЗ. На вопрос о том, как указывать заводской номер ЭКЛЗ, если он превышает количество символов, для отражения которых отведено место в Заявлении, ФНС в Письме N АС-4-2/5537@ дан ответ, что при заполнении бланка Заявления допустимо указание символов в количестве, превышающем обозначенные в бланке Заявления поля;
- строка 080 - регистрационный номер ЭКЛЗ контрольно-кассовой техники (заполняется в случае перерегистрации или снятия с учета). Он не проставляется, когда заявление о перерегистрации подается в связи с заменой блока ЭКЛЗ (в этой строке ставится прочерк). Регистрационный номер вновь устанавливаемого блока ЭКЛЗ указывается сотрудником налогового органа на странице 1 Заявления (Письмо N АС-4-2/4767);
- строка 090 - входит ли ККТ в состав платежного терминала (банкомата) (указывается 1, если да, и 2, если нет);
- строка 100 - регистрационный номер (код) точки приема платежей;
- срока 110 - номер платежного терминала (банкомата). Указывается в случае регистрации, перерегистрации или снятия с учета ККТ, входящей в состав платежного терминала (банкомата);
- строка 120 - код доступа для входа в режим налогового инспектора (для платежных терминалов (банкоматов));
- строка 130 - данные о лице, осуществляющем техническую поддержку ККТ (центре технического обслуживания). При подаче заявления о перерегистрации ККТ в связи со сменой данного центра указывается новый центр технического обслуживания;
- строка 140 - ИНН лица, осуществляющего техническую поддержку ККТ (центра технического обслуживания);
- строка 150 - номер, дата начала и окончания действия договора с лицом, осуществляющим техническую поддержку ККТ (с центром технического обслуживания);
- строка 160 - учетный и индивидуальный номер марки-пломбы;
- строки 170 и 180 - номер и год выпуска средства визуального контроля, используемого на ККТ.
Раздел 2 Заявления (отражаются сведения об адресе места установки ККТ)
В частности, в этом разделе указываются почтовый индекс, код региона, район, город, населенный пункт, улица (проспект, переулок и т.д.), номер дома (владения), номер корпуса (строения), номер помещения; наименование организации, предоставившей в аренду (пользование) помещение, в котором установлена ККТ.
Т. Обухова,
эксперт журнала "Автономные учреждения:
акты и комментарии для бухгалтера"
"Автономные учреждения: акты и комментарии для бухгалтера", N 3, май-июнь, 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"