Договор аренды лесного участка
Весьма значим для правовой характеристики состава административного правонарушения всесторонний анализ его объективной стороны. Согласно теории права содержание объективной стороны любого правонарушения составляют: противоправное деяние, общественно опасные последствия и причинно-следственная связь между деянием и наступившими последствиями*(1).
Следует отметить, что противоправное деяние не всегда приводит к причинению реальных вредных последствий. Оно противоправно само по себе и может быть связано лишь с созданием опасности причинения того или иного вреда. К числу таких деяний можно отнести нарушение порядка предоставления лесных участков гражданам и юридическим лицам для их использования, предусмотренное ст. 8.24 КоАП.
Объективную сторону правонарушения образует нарушение порядка предоставления гражданам и юридическим лицам (лесопользователям) лесных участков для их использования. Субъект правонарушения - должностное лицо исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющее полномочия в области лесных отношений.
Порядок и основания предоставления лесных участков для использования предусмотрены лесным законодательством РФ. Одна из форм предоставления лесного участка гражданам и юридическим лицам - договор аренды, который заключается межу органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих полномочия в области лесных отношений (арендодателем), и лесопользователями (арендаторами). Предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с Лесным кодексом РФ и некоторыми подзаконными нормативными правовыми актами*(2). К договору аренды лесного участка применяются также положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом.
В соответствии со ст. 72 ЛК арендодатель по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, предоставляет арендатору лесной участок для использования его в указанных в ст. 25 ЛК целях. При этом объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учёт.
По договору аренды лесной участок предоставляется для одной или нескольких целей использования*(3), но в законодательстве не уточняется - можно ли один и тот же лесной участок предоставить нескольким лицам для использования в различных целях (например, для рубки и в то же время - для ведения охотничьего хозяйства). От решения этого вопроса зависит, есть ли у лесопользователя (арендатора) правовые основания для использования лесного участка, что важно не только с точки зрения действительности договора аренды лесного участка, но и с точки зрения возможности привлечения к административной ответственности должностных лиц по ст. 8.24 КоАП.
Как справедливо отмечает Н. Филимонов, "вопрос о возможности или невозможности использования одного лесного участка несколькими лицами для различных видов использования лесов в настоящее время стоит очень остро"*(4). Видимо, это возможно, так как в п. 12 Порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности предусмотрена обязанность арендодателя предупредить арендатора о правах третьих лиц на предоставляемый в аренду лесной участок. Согласно п. 2 ст. 609 ГК договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации. Пройдёт ли государственную регистрацию договор аренды одного и того же лесного участка несколькими арендаторами?
Анализ судебной практики позволяет сделать вывод о том, что у судов не выработан единый подход по этому вопросу и существует две позиции:
1) в отношении лесного участка может быть заключён только один договор аренды, поскольку:
- ч. 1 ст. 72 ЛК предусматривает только однократное предоставление лесного участка в аренду*(5);
- норма ч. 2 ст. 25 ЛК о том, что использование лесов возможно для одной или нескольких целей, не является основанием для предоставления лесного участка для разных целей разным субъектам*(6).
2) ЛК не запрещает заключения нескольких договоров аренды, объектом которых является один и тот же лесной участок, при условии различного его использования. То есть ЛК допускает предоставление лесного участка нескольким арендаторам*(7).
В судебной практике преобладала первая позиция, отрицающая возможность заключения нескольких договоров аренды, объектом которых является один и тот же лесной участок, при условии различного его использования.
Президиум ВАС РФ своим постановлением *(8) отменил судебные акты нижестоящих инстанций и признал недействительным отказ в государственной регистрации договора аренды лесного участка, придя к следующим выводам: ЛК не содержит запрета на предоставление лесных участков разным лесопользователям для осуществления разных видов деятельности. Ограничение по виду лесопользования и по числу лесопользователей возникает только в том случае, когда одновременное многоцелевое пользование одним лесным участком невозможно.
Поэтому правомерно заключение нескольких договоров аренды, объектом которых является один и тот же земельный участок, при условии, что эти договоры отличаются по видам лесопользования.
Договор аренды лесного участка может заключаться на срок от одного года до сорока девяти лет. В случае надлежащего исполнения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендатор по истечении его срока имеет преимущественное право на заключение договора аренды на новый срок. Например, лесной участок предоставлен в аренду для ведения охотничьего хозяйства сроком на 49 лет, в момент заключения договора лесные насаждения ещё не достигли возраста, годного для рубки. Через 30-40 лет древостой достигнет спелости, т.е. станет пригодным и подлежащим рубке. Арендатор согласно п. 1 ст. 621 ГК имеет преимущественное право на продление срока аренды. Будет ли отказано ему в продлении срока договора аренды для ведения охотничьего хозяйства, а лесной участок передан в аренду для заготовки древесины? На каком основании будет отказано в продлении договора аренды, если арендатор добросовестно исполняет условия договора? Согласно абз. 3 п. 1 ст. 621 ГК, если арендодатель отказал арендатору в заключении договора на новый срок, но в течение года со дня истечения срока договора с ним заключил договор аренды с другим лицом, арендатор вправе по своему выбору потребовать в суде перевода на себя прав и обязанностей по заключённому договору и возмещения убытков, причинённых отказом возобновить с ним договор аренды, либо только возмещения таких убытков.
Такие случаи не возникали при билетном лесопользовании, когда на одном и том же лесном участке можно было использовать леса для различных видов лесопользования.
На наш взгляд, с помощью норм гражданско-правового договора использование лесных участков, расположенных на землях лесного фонда, невозможно из-за специфики самого предмета договора - лесного участка, который можно использовать в различных целях. Многие исследователи придерживаются этой точки зрения. В. Яковлев считает, что возможность применения гражданско-правовых отношений в природоресурсном законодательстве возникает лишь в случае закрепления нормы о нахождении природного объекта в частной собственности*(9). Такого же мнения придерживается Д. Василевская*(10). Как справедливо подчёркивает О. Сиваков, расширенное применение гражданского законодательства в природоресурсном праве чревато игнорированием глобальных задач охраны природы*(11). На наш взгляд, порядок предоставления лесных участков для использования гражданами и юридическими лицами должен регулироваться административно-правовым договором.
Многие специалисты в области экологического права, поддерживая договорные начала в природопользовании, неоднократно выступали за преимущественное регулирование договорных отношений специальным природоресурсным законодательством*(12). Только административный договор в природоресурсном праве позволит обеспечить соблюдение экологических приоритетов.
Примерный договор аренды лесного участка*(13) по своей сути - административный договор, так как обладает признаками, характерными для административных договоров:
во-первых, одной из сторон договора является орган государственной власти - орган исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющий полномочия в сфере лесных отношений, который реализует публичный интерес;
во-вторых, перечень дозволенных к заключению договоров, его форма и структура определяются не самими сторонами, а подзаконным актом, который содержит необходимые условия договора и достаточно чётко определяет пределы условий договора;
в-третьих, использование государственным органом предоставленных ему властных полномочий в процессе заключения и реализации договора. Порядок заключения договора аренды лесного участка в большинстве положений повторяет порядок организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе*(14).
Предоставление гражданам и юридическим лицам лесных участков для их использования должно осуществляться не на основе гражданско-правового договора аренды, а на основе административного договора - договора предоставления лесного участка, находящегося в государственной и муниципальной собственности, для использования гражданами и юридическими лицами (договора лесопользования), в котором необходимо: 1) исключить преимущественное право использования арендатора (лесопользователя) на продление срока договора;
2) исключить право субаренды лесного участка;
3) предоставить возможность использования одного и того же лесного участка несколькими лесопользователями, возможность осуществления нескольких видов использования лесов, предусмотренных ч. 1 ст. 25 ЛК;
4) в случае предоставления одного и того же лесного участка нескольким лицам распределить, в зависимости от вида использования лесов, обязанности лесопользователей.
Заключение административного договора о предоставлении лесных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, для использования гражданами и юридическими лицами позволит исключить существующие коллизии между лесным, административным и гражданским законодательством, значительно облегчит и улучшит правоприменительную деятельность исполнительных органов, осуществляющих полномочия в области лесных отношений, правоохранительных органов при решении вопроса о привлечении нарушителей к административной ответственности по ст. 8.24 КоАП РФ за нарушение порядка предоставления гражданам и юридическим лицам лесов для использования.
Т. Яковлева,
старший преподаватель кафедры административного права,
административно-служебной и оперативно-розыскной деятельности
ОВД Якутского филиала Дальневосточного юридического института МВД РФ,
адъюнкт Санкт-Петербургского университета МВД РФ
"Законность", N 4, апрель 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См.: Теория государства и права: курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2006, с. 586.
*(2) См.: Постановление Правительства РФ от 24 февраля 2009 г. N 161 "Об утверждении положения о предоставлении в аренду без проведения аукциона лесного участка, в том числе расположенного в резервных лесах, для выполнения изыскательских работ"; приказ Министерства сельского хозяйства от 12 февраля 2010 г. N 48 "Об утверждении порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и формы примерного договора аренды лесного участка".
*(3) Пункт 3 Порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
*(4) Филимонов Н. Аренда лесных участков (публично-правовой и частноправовой аспекты). - Юридический мир, 2009, N 4, с. 64-67.
*(5) См.: Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 4 марта 2010 г. по делу N А70-8185/2009, ФАС Северо-Западного округа от 24 марта 2010 г. по делу N А05-8114/2009.
*(6) См.: Постановление ФАС Поволжского округа от 12 апреля 2010 г. по делу N А55-14946/2009. Такую же позицию занимает Федеральное агентство лесного хозяйства (см.: письмо Рослесхоза от 2 апреля 2008 г. N МГ-03-28/2198 "О возможности предоставления одного лесного участка в аренду нескольким лицам для различных видов его использования").
*(7) См.: Постановления ФАС Центрального округа от 11 ноября 2009 г. по делу N А23-1183/08А-9-78, Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29 июня 2010 г. N 17АП-5997/2010-АК.
*(8) Постановление президиума ВАС РФ от 27 июля 2010 г. N 2111/10 по делу N А05-7607/2009.
*(9) См.: Актуальные правовые вопросы в Российской Федерации на современном этапе. Интернет-конференция советника Президента РФ В.Ф. Яковлева: http://www.lawtek.ru.
*(10) См.: Василевская Д.В. Об административно-правовой природе отношений в сфере недропользования. - Закон и право, 2009, N 6, с. 41-43.
*(11) См.: Сиваков Д.О. Особенности договорных отношений в области рыбного хозяйства. - Журнал российского права, 2011, N 2, с. 55-62.
*(12) См.: Правовой механизм государственного регулирования и поддержки агропромышленного комплекса / Под ред. С.А. Боголюбова. М., 2009, с. 278-299; Сиваков Д.О. Указ. соч., с. 55-62 и др.
*(13) См.: Приказ Министерства сельского хозяйства от 12 февраля 2010 г. N 48.
*(14) См.: Постановление Правительства РФ от 12 августа 2002 г. N 585.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Законность"
Ежемесячное научно-практическое издание, в котором публикуются:
- материалы, отражающие деятельность прокуратуры по осуществлению надзора за исполнением законов, а также деятельность других правоохранительных органов;
- новое законодательство и его комментарий;
- организационно-распорядительные документы Генеральной прокуратуры Российской Федерации, носящие нормативно-правовой характер, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина (кроме актов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера);
- материалы, освещающие прокурорскую, следственную, судебную, арбитражную практику;
- дискуссионные статьи по актуальным правовым проблемам.