Четвёртый повод для возбуждения уголовного дела
На протяжении долгого времени уголовно-процессуальный закон наделял прокурора правом самостоятельно возбуждать уголовные дела и даже принимать их к своему производству и расследовать самостоятельно. Однако в результате реформы досудебного производства, проведённой российским законодателем в 2007 г., прокурор эти полномочия утратил. Теперь, обнаружив признаки преступления, прокурор обязан выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных им нарушений уголовного законодательства (п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК).
В соответствии с нормативными актами Генеральной прокуратуры РФ прокуроры обязаны выносить мотивированные постановления о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании:
1) в случаях непосредственного обнаружения признаков преступления в ходе проверок исполнения законов и служебных проверок (п. 1.8 приказа Генерального прокурора РФ от 27 декабря 2007 г. N 212 "О порядке учета и рассмотрения в органах прокуратуры Российской Федерации сообщений о преступлениях");
2) в связи с выявлением преступлений в ходе проведения общенадзорных проверок (п. 18 приказа Генерального прокурора РФ от 7 декабря 2007 г. N 195 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина");
3) при установлении в ходе служебных расследований или проверок признаков преступления в действиях прокурорских работников (п. 8 приказа Генерального прокурора РФ от 18 апреля 2008 г. N 70 "О проведении проверок (служебных расследований) в отношении прокурорских работников органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации");
4) в связи с выявлением фактов фальсификации материалов доследственных проверок органами предварительного следствия и дознания (п. 1.17 приказа Генерального прокурора РФ от 2 июня 2011 г. N 162 "Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия"; п. 3 приказа Генерального прокурора РФ от 6 сентября 2007 г. N 137 "Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания");
5) для решения вопроса об уголовном преследовании лиц, причастных к безвестному исчезновению человека или к совершению иных противоправных действий в отношении потерпевшего, в случаях, когда в ходе проверки законности заведения дел оперативного учёта, полноты и достаточности мер, принятых к розыску пропавшего без вести лица, в материалах дела оперативного учёта или в материалах предварительной проверки по сообщению о безвестном исчезновении человека обнаруживаются данные, содержащие признаки преступления в отношении исчезнувшего лица (п. 14.3 Инструкции о порядке рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением граждан, утверждённой приказом Генерального прокурора РФ и МВД России от 27 февраля 2010 г. N 70/122);
6) в случаях выявления нарушений уголовного законодательства в ходе и по результатам проведения проверок исполнения законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, а также при восстановлении нарушенных прав и свобод граждан и устранении иных нарушений закона, допущенных должностными лицами органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (п. 9 приказа Генерального прокурора РФ от 15 февраля 2011 г. N 33 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности");
7) в иных случаях выявления нарушений уголовного законодательства.
Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. N 404-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов предварительного следствия" постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании было включено в перечень поводов для возбуждения уголовного дела (п. 4 ч. 1 ст. 140 УПК).
Напомним, что ранее, когда УПК содержал только три повода для возбуждения уголовного дела, постановление прокурора, предусмотренное п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК, имело для органов предварительного расследования значение сообщения о совершённом или готовящемся преступлении, полученного из иных источников (п. 3 ч. 1 ст. 140 УПК). В связи с этим при получении такого постановления следователь, дознаватель были обязаны в соответствии с правилами, предусмотренными ст. 143 УПК, составлять рапорт об обнаружении признаков преступления.
Думается, законодатель принял совершенно правильное решение, выделив рассматриваемое постановление прокурора в качестве самостоятельного повода для возбуждения уголовного дела.
Прежде всего заметим, что постановление прокурора, предусмотренное п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК, изначально не "вписывалось" в понятие "сообщение о совершенных или готовящихся преступлениях, полученное из иных источников".
Дело в том, что сообщения о совершённых или готовящихся преступлениях, полученные из иных источников (п. 3 ч. 1 ст. 140 УПК), несут в себе информацию, как правило, не имеющую какого- либо документального оформления (непосредственное обнаружение следователем признаков преступления; сообщения, распространённые СМИ или переданные по телефону, и т.п.). Именно эта особенность предопределила установление законодателем специальной процедуры фиксации полученных сведений в особом процессуальном документе - рапорте об обнаружении признаков преступления (ст. 143 УПК). Посредством составления рапорта полученная информация объективируется, приобретает документальную форму.
В отличие от сообщений о преступлениях, полученных из иных источников, информация, содержащаяся в постановлении прокурора, предусмотренном п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК, не нуждается в каком-либо дополнительном процессуальном оформлении. Нет никакой необходимости в составлении рапорта об обнаружении признаков преступления - сообщение о преступлении в этом случае поступает в распоряжение органов предварительного расследования уже оформленным в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона, в связи с чем оно может и должно сразу по получении использоваться в качестве полноценного повода для возбуждения уголовного дела*(1).
Общим правилом на практике должен стать порядок, при котором органы расследования, получив от прокурора постановление, предусмотренное п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК, возбуждали бы уголовное дело без проведения предварительной проверки. Дело в том, что, прежде чем вынести это постановление, прокурор обязан прийти к выводу о наличии признаков преступления и собрать материалы, которые этот вывод подтверждают*(2). Конечно, это не исключает принятие решения об отказе в возбуждении уголовного дела в тех случаях, когда следователь или дознаватель обнаружат новые, не известные прокурору обстоятельства, препятствующие возбуждению уголовного дела.
Законодатель предусматривает особый порядок принятия решений об отказе в возбуждении уголовного дела по материалам, направляемым прокурором для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных им нарушений уголовного законодательства. Согласно ч. 1.1 ст. 148 УПК решение об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с мотивированным постановлением прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного следствия может быть принято только с согласия руководителя следственного органа. Примечательно, что особый порядок отказа в возбуждении уголовного дела по материалам, направляемым прокурором, распространяется только на решения органа предварительного следствия, тогда как орган дознания и дознаватель принимают решение об отказе в возбуждении уголовного дела в общем порядке.
В. Григорьев объясняет это положение сложившейся в результате реформы 2007 г. новой системой взаимоотношений, по которой контроль за законностью расследования органами дознания осуществляет преимущественно прокурор, а органами предварительного следствия - руководитель следственного органа*(3).
Вместе с тем в настоящее время прокурор наделён одинаковыми полномочиями по отмене постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, выносимых как следователями, так и дознавателями (ч. 6 ст. 148 УПК). Поэтому, думается, нет необходимости усложнять процессуальную форму принятия следователями решений об отказе в возбуждении уголовного дела по материалам, направляемым прокурором. Так или иначе, копии всех постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела направляются прокурору (ч. 4 ст. 148 УПК), который, не согласившись с принятым решением, вправе незамедлительно отменить постановление и возвратить материалы соответственно руководителю следственного органа или начальнику органа дознания. В связи с этим положение ч. 1.1 ст. 148 УПК следовало бы из закона исключить.
И. Дикарев,
и.о. декана юридического факультета
Волгоградского госуниверситета,
кандидат юридических наук, доцент
"Законность", N 3, март 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) В силу тех же причин законодателю следовало бы выделить в качестве самостоятельного повода для возбуждения уголовного дела ещё один процессуальный документ - предусмотренное ст. 155 УПК постановление следователя или дознавателя о выделении материалов, содержащих сведения о новом преступлении, из уголовного дела и направлении их для принятия решения в соответствии со ст. 144 и 145 УПК (см. подробнее: Сущность и актуальные проблемы стадии возбуждения уголовного дела / Под ред. канд. юрид. наук, доц. И.С. Дикарева. Волгоград, 2011, с. 100).
*(2) См.: Пункт 2.3 указания Генерального прокурора РФ и Следственного комитета при прокуратуре РФ от 16 декабря 2008 г. N 272/49/5/206 "Об обеспечении реализации руководителями следственных органов и прокурорами своих полномочий в сфере уголовного судопроизводства".
*(3) См.: Григорьев В. Постановление прокурора - новый повод для возбуждения уголовного дела? - Законность, 2011, N 8, с. 47.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Законность"
Ежемесячное научно-практическое издание, в котором публикуются:
- материалы, отражающие деятельность прокуратуры по осуществлению надзора за исполнением законов, а также деятельность других правоохранительных органов;
- новое законодательство и его комментарий;
- организационно-распорядительные документы Генеральной прокуратуры Российской Федерации, носящие нормативно-правовой характер, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина (кроме актов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера);
- материалы, освещающие прокурорскую, следственную, судебную, арбитражную практику;
- дискуссионные статьи по актуальным правовым проблемам.