О чем и какими способами (согласно законодательству) должен быть проинформирован пациент при оказании ему платных медицинских услуг, чтобы соблюсти его право на надлежащее и достаточное информирование об оказываемых ему услугах?
Статьей 8 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-I "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей) закреплено право потребителей на получение необходимой и достоверной информации об исполнителе, режиме его работы и реализуемых им услугах. Такая информация должна быть в наглядной и доступной форме доведена до сведения потребителей при заключении договоров об оказании услуг способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению исполнителя, на государственных языках субъектов РФ и родных языках народов РФ.
Обязанность исполнителя по информированию потребителя конкретизирована в ст.ст. 9 и 10 Закона о защите прав потребителей (справочно смотрите схему "Информация, предоставляемая потребителю").
Так, статья 9 данного закона устанавливает, что исполнитель обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы, разместив указанную информацию на вывеске (будучи индивидуальным предпринимателем - также информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего органа). Поскольку в рассматриваемой ситуации исполнитель осуществляет медицинскую деятельность, подлежащую лицензированию (п. 46 части 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"), то при оказании потребителям соответствующих услуг до их сведения должна быть доведена информация о виде деятельности исполнителя, номере лицензии, сроках ее действия, а также информация об органе, выдавшем указанную лицензию (п. 2 ст. 9 Закона о защите прав потребителей).
Кроме того, согласно ст. 10 Закона о защите прав потребителей исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию об оказываемых услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. Такая информация доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к услугам, на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов услуг. Перечень необходимой информации установлен в п. 2 ст. 10 Закона о защите прав потребителей; в него входят, в частности, информация о правилах оказания услуг, сведения об основных потребительских свойствах услуги, цена в рублях и условия ее приобретения (в том числе порядок расчетов, которые могут быть произведены либо в самой медицинской организации, либо в учреждениях банка), о правилах эффективного и безопасного использования медицинских услуг, о гарантийном сроке, если он установлен, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанного срока и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если результаты работы по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья потребителя или становятся непригодными для использования по назначению.
Отметим, что по отдельным видам услуг перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством РФ (п. 1 ст. 10 Закона о защите прав потребителей). На отношения, связанные с оказанием платных медицинских услуг, распространяются Правила предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями, утвержденные постановлением Правительства РФ от 13.01.1996 N 27 (далее - Правила N 27). Так, пунктом 10 Правил N 27 установлено, что медицинские учреждения обязаны обеспечить граждан бесплатной, доступной и достоверной информацией, включающей в себя сведения о местонахождении учреждения (месте его государственной регистрации), режиме работы, перечне платных медицинских услуг с указанием их стоимости, об условиях предоставления и получения этих услуг, включая сведения о льготах для отдельных категорий граждан, а также сведения о квалификации и сертификации специалистов.
Дополняет данное требование пункт 7 части 1 ст. 79 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ), который возлагает на медицинские организации обязанность информировать граждан в доступной форме, в том числе с использованием сети "Интернет", об осуществляемой медицинской деятельности и о медицинских работниках медицинских организаций, об уровне их образования и об их квалификации.
При бесплатном оказании гражданам медицинской помощи Закон N 323-ФЗ обязывает медицинские организации предоставлять пациентам, помимо информации об осуществляемой медицинской деятельности и о медицинских работниках медицинских организаций (об уровне их образования и квалификации), сведения о порядке, об объеме и условиях оказания медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (часть 2 ст. 79 Закона N 323-ФЗ).
К сожалению, в Правилах N 27 не изложены правила доведения до потребителя необходимой информации. Как указывают суды, необходимая вышеуказанная информация должна содержаться на информационном стенде или в ином другом удобном для обозрения месте, доступном для потребителей (смотрите, например, постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 26.05.2010 N Ф09-3948/10-С1 по делу N А60-59928/2009-С9). Кроме того, платные медицинские услуги населению оказываются медицинскими учреждениями на основании письменного договора, которым регламентируются условия и сроки их получения, порядок расчетов, права, обязанности и ответственность сторон (п. 11 Правил N 27), что также является способом доведения необходимой информации до сведения граждан-потребителей. Также возможно отражать все требуемые сведения в памятке-приложении к договору на предоставление платных медицинских услуг, а при бесплатном оказании гражданам медицинской помощи - во вкладыше к медицинской карте больного, подписываемом пациентом. В этом случае медицинское учреждение будет иметь письменное подтверждение факта ознакомления потребителя с необходимыми ему сведениями, что позволит избежать впоследствии необоснованных претензий пациентов в этой части.
Нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о предоставляемых медицинскими учреждениями услугах влечет административную ответственность, предусмотренную частью 1 ст. 14.8 КоАП РФ (смотрите, например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 29.06.2010 N А26-11286/2009, Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2012 по делу N А44-6256/2011).
Отметим, что все виды вышеперечисленной информации должны быть доверены до сведения потребителей предварительно, до начала оказания медицинских услуг. В то же время Закон N 323-ФЗ предусматривает обязательное полное информирование пациентов в процессе лечения об их правах и обязанностях, состоянии здоровья (п. 5 части 5 ст. 19); о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи (часть 1 ст. 20, часть 1 ст. 22); об оказываемой медицинской помощи, эффективности методов лечения, используемых лекарственных препаратах и о медицинских изделиях (пункт 6 части 1 ст. 79).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Амирова Лариса
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Волкова Мария
13 июня 2012 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.