Расчеты транспортной организации при ДТП
В предыдущем номере журнала была затронута тема претензий, связанных с некачественным оказанием транспортных услуг, в частности, рассматривались правовые аспекты. Сегодня уделим больше внимания учету и налогообложению в ситуации, когда автомобиль транспортной компании попадает в ДТП. Кому же отвечать за причиненный ущерб? С кого его проще взыскать - с виновника или со страховой организации? Как отражаются в учете грузоперевозчика расчеты по претензиям? В чем состоят нюансы налогообложения? Попробуем разобраться вместе.
Кому и за что отвечать?
Очевидно, что за причиненный утратой, порчей груза ущерб отвечать водителю, по чьей вине произошло ДТП. Однако виновником может быть не только водитель транспортной компании, доставляющей грузы, но и другой участник ДТП, нарушивший правила дорожного движения. Кроме того, если перевозка организуется экспедитором, для него водитель перевозчика - это работник сторонней компании, которая также должна возмещать причиненный партнеру ущерб. Однако практика показывает, что взыскать с водителя (собственного или стороннего) причиненный ущерб непросто. Поясним почему.
Начнем с собственного работника транспортной организации. Он отвечает перед работодателем в пределах возложенной на него материальной ответственности, обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат (ст. 238 ТК РФ). Материальная ответственность работника исключается в случаях возникновения ущерба вследствие непреодолимой силы, нормального хозяйственного риска, крайней необходимости или обороны либо неисполнения работодателем обязанности по обеспечению надлежащих условий для хранения имущества, вверенного работнику (ст. 239 ТК РФ). Согласитесь, ДТП сложно отнести к одному из перечисленных обстоятельств освобождения от ответственности, если только происшествие не связано со стихийным бедствием. Поэтому работнику придется (конечно, если он виноват в ДТП) возмещать стоимость ремонта транспортного средства и поврежденного груза, если тот перевозился. Сам работник вряд ли сможет погасить всю сумму ущерба, поэтому его придется возмещать за счет удержаний из заработной платы. Трудовое законодательство накладывает ограничения на размер этих удержаний (ст. 138 ТК РФ), что усложняет процесс взыскания ущерба.
Перейдем к виновнику ДТП - стороннему автовладельцу. В таком случае ущерб за повреждение автомобиля следует взыскать со страховой компании, в которой застрахована гражданская ответственность нарушителя. Увы, скорее всего страховая компания приложит все усилия, чтобы найти какой-нибудь недочет и не платить страховое возмещение независимо от вида страхования, будь то ОСАГО или КАСКО. Что касается ущерба от порчи (утраты) перевозимых материальных ценностей, то со страховой компании стороннего автовладельца возмещение взыскать не удастся, возмещать ущерб должен непосредственный виновник ДТП. Но он не является работником организации, поэтому механизм удержаний организация применить не сможет. Остается либо договориться о возмещении ущерба, что маловероятно, либо подать иск в суд. Но даже если арбитры примут решение о взыскании ущерба, не факт, что судебные приставы смогут исполнить судебное решение: у виновника ДТП не обязательно окажется достаточно средств для покрытия убытков.
У экспедиторов есть определенные сложности с взысканием ущерба со стороннего исполнителя транспортных услуг, с которым оформлены гражданско-правовые, а не трудовые отношения. Гражданское законодательство устанавливает свои условия привлечения перевозчика к ответственности за необеспечение сохранности принятого груза. Перевозчик несет ответственность, если не докажет, что повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело (ст. 796 ГК РФ). Другая, не менее важная особенность урегулирования гражданско-правовых споров - его досудебный (претензионный) порядок. Для договора перевозки это условие обязательно. Иск в суд подается экспедитором после того, как перевозчик отказался или не полностью возместил причиненный повреждением груза ущерб (п. 1, 2 ст. 797 ГК РФ). Исполнить судебное решение в отношении юридического лица, обладающего имуществом, не так сложно, как в отношении гражданина, но все же взыскание ущерба в судебном порядке тоже отнимет время и деньги.
В целом проблем хватает. Поэтому чтобы упростить процесс возмещения убытков, перевозчик (экспедитор) страхует свою ответственность и предлагает поставщику (грузоотправителю) застраховать груз. Возможны три варианта:
- ответственность перевозчика (экспедитора) застрахована, но не застрахован груз;
- застрахована и ответственность перевозчика (экспедитора), и груз;
- груз застрахован, а ответственность перевозчика (экспедитора) - нет.
В первом варианте страховая компания перевозчика выплачивает компенсацию грузовладельцу, но только если вина транспортной компании доказана. Если же утрата груза произошла по вине третьих лиц, то грузовладельцу никакого возмещения не полагается. Владелец либо взыскивает ущерб с виновного лица, либо несет убытки. Во втором случае компенсацию грузовладельцу платит его страховщик, который затем отправляется к перевозчику с регрессным иском. Правда, перевозчик не платит из собственного кармана - за него это делает страховая компания, с которой он заключал договор страхования ответственности. И наконец, в третьем случае грузовладелец получает возмещение от своей страховой компании, после чего последняя предъявляет регрессный иск на выплаченную сумму к перевозчику. За него никто не платит, и ему приходится рассчитываться за счет собственных средств, то есть нести убытки. Чтобы этого не произошло, нужно рассматривать страхование грузов как инструмент защиты имущественных интересов обеих сторон грузоперевозки.
Правда, нужно помнить, что со страхованием грузов тоже не все гладко. Ведь в этом вопросе следует руководствоваться общими нормами гражданского законодательства, посвященными страхованию (гл. 48 ГК РФ), и специальными нормами Закона об организации страхового дела в РФ*(1). В последнем четко сказано, что страховая выплата перечисляется страхователю только при наступлении страхового случая, но, как показывают практика и условия заключенных договоров, не любое повреждение грузов признается страховым случаем. Суд, конечно, может обязать непорядочных страховщиков выплатить полагающееся возмещение, но нет гарантии, что судебные приставы смогут исполнить решение суда, а не придут к выводу о невозможности взыскания. Но даже при благоприятном исходе, когда повреждение товаров в результате ДТП признано страховым случаем и страховая компания выплатила полагающееся, она внакладе не останется и потребует возмещения убытков в порядке суброгации с виновника ДТП.
Все приведенные аргументы свидетельствуют о том, что с взысканием ущерба во всех ситуациях есть свои сложности. Транспортной организации нужно просчитать риски и выбрать, с кого же именно в случае нештатной ситуации взыскивать убытки, причиненные в результате ДТП. Мы же уделим внимание учету и налогам во всех трех ситуациях: взыскание ущерба с работника транспортной компании, со стороннего водителя или перевозчика, работающего по договору с экспедитором, а также со страховой компании.
Виновник ДТП - водитель транспортной компании
Смоделируем ситуацию. Транспортная организация приняла к перевозке незастрахованный груз. Также не застрахована ответственность перевозчика. Произошло ДТП, в котором груз пострадал. Грузовладелец отказался от получения груза, требуя возместить его стоимость. Как она рассчитывается? В силу п. 2 ст. 796 ГК РФ ущерб, причиненный при перевозке груза, возмещается в размере стоимости недостающего (поврежденного) груза. Стоимость багажа или груза определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при отсутствии счета или указания цены в договоре - исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары. Это не только покупная стоимость товаров, но и сумма штрафов и, кроме того, сумма убытков, причиненных такой поставкой без зачета неустойки (штрафа), - упущенная выгода. В сумме получится стоимость реализованного товара (груза), указанная в документах поставщика.
Пример 1
Водитель транспортной организации получил на складе оптовика товар. Его отпускная цена по документам - 236 тыс. руб. (в том числе НДС - 36 тыс. руб.). В результате ДТП товар был испорчен, а автомобили - участники происшествия повреждены. Виновником признан водитель транспортной организации, нарушивший правила дорожного движения. Стоимость ремонта автомобиля другого участника ДТП оплатила страховая компания по ОСАГО, восстанавливать собственный автомобиль транспортной компании пришлось самостоятельно (стоимость ремонта - 50 тыс. руб.). Руководством принято решение взыскать с работника ущерб от повреждения груза. Предоплата за неоказанные услуги (11 800 руб., в том числе НДС - 800 руб.) возвращена.
В бухгалтерском учете транспортной организации будут сделаны проводки:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Расчеты по транспортным услугам | |||
Получена предоплата за транспортные услуги | 11 800 | ||
Начислен НДС с предоплаты | 1 800 | ||
Возвращена предоплата за неоказанные услуги | 11 800 | ||
Принят к вычету НДС с возвращенного аванса | 1 800 | ||
Расчеты по претензиям | |||
Предъявлена претензия грузовладельцем* | 236 000 | ||
Удовлетворена претензия грузовладельца | 236 000 | ||
Расчеты по ремонту автомобиля | |||
Отражена стоимость ремонта автомобиля** | 50 000 | ||
Оплачен ремонт за счет средств транспортной организации | 50 000 | ||
Ежемесячно при компенсации ущерба | |||
Удержана из зарплаты часть суммы ущерба*** | 5 000 | ||
* В связи с тем, что виновник ДТП известен (водитель организации), сумму предъявленной претензии бухгалтер вправе отнести на расчеты с данным лицом. Штрафные санкции за нарушение условий договора в примере не рассматриваются, а упущенная выгода в виде неполученной выручки взысканию с работника не подлежит (ст. 238 ТК РФ). ** Затраты на ремонт основных средств в бухгалтерском учете являются расходами по обычным видам деятельности, для целей налогообложения они учитываются в составе расходов, связанных с производством и реализацией. Нужно помнить об экономическом обосновании расходов, которое в данной ситуации не очевидно. Ведь расходов можно было бы избежать, переложив ремонт на сотрудника. Однако нет уверенности в том, что сотрудник справится с возложенным на него бременем и продолжит эффективно работать и приносить организации прибыль. С этой позиции расходы на ремонт обоснованы и могут быть учтены для налогообложения, но налоговые риски в части их непризнания сохраняются. *** Предполагается, что сумма ежемесячного удержания в пределах 20%-го ограничения от заработной платы водителя составляет 5 тыс. руб. |
Виновник - другой участник ДТП
В этой ситуации расходы на ремонт автомобиля транспортной компании, водитель которой невиновен, оплачивает страховая компания виновника ДТП. А сам автовладелец, нарушивший правила, возмещает ущерб, причиненный в результате повреждения груза, а также штрафы (если они предусмотрены договором перевозки) и упущенную выгоду - часть выручки, которую недополучила транспортная компания в связи с неоказанием транспортных услуг, по которым были понесены расходы на оплату ГСМ, труда водителя. Автовладелец, даже если он неправ, не будет торопиться с возмещением причиненных убытков, поэтому не исключено, что их придется взыскивать в судебном порядке.
Пример 2
Изменим условия предыдущего примера. Водитель транспортной организации в ДТП невиновен. Страховая компания нарушителя ПДД (стороннего лица) оплатила по ОСАГО ремонт автомобиля организации. Ущерб, причиненный порчей товара и возмещенный перевозчиком грузоотправителю, предъявлен стороннему лицу - виновнику ДТП. Взыскать убытки с него удалось только через суд, который удовлетворил иск в сумме стоимости утраченного груза (236 000 руб.) и упущенной выгоды (от перевозки товаров недополучена выручка - 10 тыс. руб. без НДС).
В бухгалтерском учете транспортной организации будут сделаны проводки:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Расчеты по транспортным услугам | |||
Получена предоплата за транспортные услуги | 11 800 | ||
Начислен НДС с предоплаты | 1 800 | ||
Возвращена предоплата за неоказанные услуги | 11 800 | ||
Принят к вычету НДС с возвращенного аванса | 1 800 | ||
Расчеты по претензиям с грузовладельцем | |||
Отражено возмещение убытков грузовладельцу* | 236 000 | ||
Удовлетворена претензия грузовладельца | 236 000 | ||
Расчеты по ремонту автомобиля | |||
Отражена стоимость ремонта авто за счет ОСАГО | 50 000 | ||
Оплачен ремонт из средств страховой организации | 50 000 | ||
Расчеты по взысканию ущерба с виновника ДТП | |||
На основании решения суда отражено возмещение причиненных убытков, включая упущенную выгоду** | 246 000 | ||
Взысканы приставами ущерб и упущенная выгода | 246 000 | ||
* В данном примере, хотя виновник ДТП и известен, нет уверенности, что с него удастся взыскать все убытки, поэтому на основании п. 11 ПБУ 10/99 "Расходы организации" бухгалтер вправе учесть в составе прочих расходов возмещение причиненных грузоотправителю убытков в связи с произошедшим ДТП и повреждением груза. ** Поступления в возмещение причиненных организации убытков, присужденные судом, признаются в учете в качестве прочих доходов. При этом бухгалтер вправе признать их в полной сумме (стоимость груза и упущенная выгода), так как причиненные грузополучателю убытки также в полной сумме отражены в прочих расходах. |
Налоговый учет в данной ситуации аналогичен бухгалтерским правилам. В частности, суммы возмещения убытков с виновника ДТП на основании решения суда признаются организацией в составе внереализационных доходов (п. 3 ст. 250 НК РФ), а в состав внереализационных расходов включаются признанные транспортной компанией и возмещенные грузовладельцу суммы причиненного ущерба (пп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ).
К сведению. Неиспользование автомобиля после произошедшего ДТП не является обстоятельством, исключающим уплату транспортного налога. Он входит в систему имущественных налогов, взимаемых вне зависимости от факта использования имущества. Поэтому взимание транспортного налога прекращается с месяца, следующего за месяцем снятия автомобиля с учета (Письмо Минфина РФ от 31.08.2011 N 03-05-06-04/269).
Ущерб возмещает страховая компания
Что и кем может быть застраховано? Применительно к перевозкам можно выделить два объекта страхования - собственно перевозимые грузы и ответственность перевозчика (экспедитора). Начнем с первого.
Груз страхует тот, кто является его собственником и несет все риски, связанные с его владением. Если право собственности на товары переходит после их получения покупателем, то груз логичнее застраховать поставщику, который является собственником товара до указанного момента. Если же реализация товаров происходит в момент их передачи перевозчику, то страхователем уже выступает покупатель. Но гражданское законодательство допускает, что имущество может быть застраховано по договору страхования в пользу как страхователя, так и выгодоприобретателя, имеющего основанный на договоре интерес в сохранении этого имущества (ст. 930 ГК РФ). Поэтому товары могут быть застрахованы одной стороной сделки купли-продажи, а страховое возмещение может быть выплачено другому участнику, интересы которого пострадали.
В итоге определяющим является то, кому будет выплачено страховое возмещение в случае повреждения (порчи) товара в ДТП. Как правило, возмещение выплачивается пострадавшей стороне, которая осталась без товаров и денег. Многие транспортные и логистические компании настойчиво рекомендуют застраховать груз, хотя это вовсе не обязательное условие перевозки. За страховкой грузовладелец может обратиться в страховую компанию перевозчика или к другому страховщику, по своему выбору. В любом случае страхователем является грузовладелец (поставщик или покупатель), он же будет и выгодоприобретателем, если не укажет в договоре иное лицо в качестве того, кому полагается страховое возмещение.
Для перевозчика объектом страхования является ответственность по договору перед грузовладельцем в случае повреждения или утраты груза вследствие случайных рисков. Предлагаемое сегодня на рынке страхование ответственности перевозчика в основном касается лишь автомобильных перевозок, но не привязано к конкретному виду транспорта. Для бухгалтера важно, что страхование ответственности и грузов - это два различных вида страхования, которые не заменяют, а дополняют друг друга. Ведь повреждение груза в ДТП может произойти при обстоятельствах, которые в одном виде страхования признаются страховым случаем, а в другом виде считаются форс-мажорными. Рассмотрим на примерах основные варианты страхования перевозок, исключив расчеты со страховой компанией по ОСАГО (за поврежденный автомобиль) и расчеты по вознаграждению за перевозку.
Пример 3
Грузоотправитель передал перевозчику товар, предварительно застраховав его в размере цены его реализации (236 тыс. руб., в том числе НДС - 36 тыс. руб.). Право собственности на товар переходит от поставщика в момент получения его покупателем. Виновным в ДТП признан не водитель перевозчика, а другой участник ДТП. Претензию по порче товара в ДТП предъявляет перевозчику в порядке суброгации страховщик, который выплатил возмещение поставщику в сумме стоимости груза. Перевозчик же потребовал с виновника ДТП выплатить ущерб только в размере стоимости застрахованного груза.
По условиям примера, после того как грузоотправителю возмещен ущерб, страховая компания предъявила иск в порядке суброгации к перевозчику. Напомним, суброгация - это перемена кредитора (переход прав кредитора к другому лицу) в уже существующем обязательстве, возникшем из причинения вреда застрахованному лицу. Таким образом, при суброгации не возникает нового обязательства, а происходит замена кредитора (потерпевшего) в уже существующем обязательстве. За сохранность груза ответственность в обязательствах по договору перевозки несет транспортная компания, которая вправе требовать ущерб с непосредственного виновника ДТП.
В бухгалтерском учете перевозчика будут сделаны следующие проводки:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Расчеты по претензиям со страховой компанией | |||
Отражено возмещение убытков страховой компании | 236 000 | ||
Удовлетворена претензия страховой компании | 236 000 | ||
Расчеты по взысканию ущерба с виновника ДТП | |||
Отражено возмещение причиненного убытка | 236 000 | ||
Перечислено возмещение убытка на расчетный счет | 236 000 |
В принципе, если бы страховая компания напрямую обратилась к виновнику ДТП, то транспортной компании не пришлось бы отражать все указанные операции, однако такое развитие ситуации нарушило бы правовую сущность суброгации.
Пример 4
Дополним условия предыдущего примера. Перевозчик застраховал риск гражданской ответственности, заплатив страховой взнос в размере 20 тыс. руб. В ДТП оказался виновен водитель перевозчика. Остальные условия оставим прежними, в частности, стоимость поврежденного в ДТП и застрахованного груза - 236 тыс. руб. (в том числе НДС - 36 тыс. руб.). Претензию по порче товара в ДТП предъявляет перевозчику в порядке суброгации страховщик, который выплатил возмещение поставщику в сумме стоимости груза. Перевозчик же переадресовал эту претензию своей страховой компании, в которой застрахована ответственность транспортной организации.
В бухгалтерском учете перевозчика будут сделаны следующие проводки:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Страхование ответственности перевозчика | |||
Перечислена страховая премия по договору | 20 000 | ||
Страховая премия включена в расходы | 20 000 | ||
Расчеты по претензиям со страховыми компаниями | |||
Предъявлена претензия страховщиком грузовладельца | 236 000 | ||
Претензия перенаправлена страховщику перевозчика | 236 000 | ||
Выплачено страховое возмещение по договору страхования ответственности перевозчика | 236 000 | ||
Выполнено требование страховой компании, застраховавшей груз от утраты и порчи | 236 000 |
Данный вариант удобен тем, что признаются расходы лишь по уплате страховой премии (взноса), с учетом и налогообложением которой не возникает особых проблем. Все остальные операции затрагивают счета учета денежных средств и расчетов с контрагентами, которые используются лишь в бухгалтерском учете, но не играют роли в налогообложении.
Пример 5
Изменим условия предыдущего примера. Грузоотправитель не застраховал груз, однако перевозчик застраховал свой риск ответственности по заключенному договору на оказание транспортных услуг. Напомним остальные условия. Претензия перевозчику предъявлена грузовладельцем в размере стоимости утраченного в ДТП и незастрахованного груза (236 тыс. руб.). Виновный в ДТП - водитель перевозчика, а выгодоприобретатель по договору страхования ответственности - сам перевозчик.
В бухгалтерском учете перевозчика будут сделаны следующие проводки:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Страхование ответственности перевозчика | |||
Перечислена страховая премия по договору | 20 000 | ||
Страховая премия включена в расходы | 20 000 | ||
Расчеты по претензиям | |||
Предъявлена претензия грузовладельцем | 236 000 | ||
Претензия перенаправлена страховщику перевозчика | 236 000 | ||
Выплачено страховое возмещение перевозчику | 236 000 | ||
Возмещен причиненный грузовладельцу убыток | 236 000 |
Отметим, что если бы выгодоприобретателем по договору являлся не перевозчик, а лицо, которому причинен ущерб по договору перевозки, то страховщик бы напрямую выплатил возмещение грузополучателю. В таком случае в учете транспортной компании можно было бы ограничиться следующими проводками:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Страхование ответственности перевозчика | |||
Перечислена страховая премия по договору | 20 000 | ||
Страховая премия включена в расходы | 20 000 | ||
Расчеты по претензиям | |||
Предъявлена претензия грузовладельцем | 236 000 | ||
Претензия перенаправлена страховщику перевозчика | 236 000 |
Из приведенных этот вариант можно назвать одним из самых простых, наименее трудоемких с позиции бухгалтерского учета и налогообложения. Однако это не означает, что на практике все так гладко. Разногласия со страховыми компаниями иногда вынуждают перевозчиков оплачивать убытки из собственного кармана, а потом доказывать в суде, что ДТП и порча груза - страховой случай, по которому полагается выплата. Поэтому страховка - не панацея от бед. Ясно, что работники транспортных компаний должны принимать все возможные меры, чтобы избежать ДТП.
* * *
В статье рассмотрено несколько часто встречающихся случаев, связанных с возмещением ущерба от порчи (повреждения) груза при ДТП. В жизни их намного больше, но надеемся, что предложенные рекомендации по учету и налогообложению помогут бухгалтеру разобраться в любом затруднении. Ведь тупиковых ситуаций нет, бывают только сложные решения.
М.А. Потехина,
эксперт журнала "Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение"
"Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", N 6, ноябрь-декабрь 2011 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Закон РФ от 27.11.1992 N 4015-1.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"