Претензии к перевозчикам и экспедиторам
В ходе перевозки грузов случиться может многое, поэтому ответственные за сохранность груза транспортные компании страхуют его от повреждения и утраты. Это не всегда помогает, тем более что страховые компании не спешат признавать страховые случаи и выплачивать положенное страховое возмещение. Так же перевозчик не сможет застраховаться от претензий грузоотправителей или грузополучателей. В статье представлен ряд судебных решений на данную тему, а также одно небезынтересное разъяснение финансового ведомства по вопросу оценки претензии в связи с утратой или повреждением товара - Письмо от 01.08.2011 N 03-07-11/207.
Кто халатно отгрузил - тот и отвечает
Именно так можно охарактеризовать решение, вынесенное в Постановлении ФАС ДВО от 25.01.2011 N Ф03-9083/2010. Предыстория возникновения спора заключалась в следующем. По условиям договора погрузка груза на поданный перевозчиком транспорт осуществляется силами и средствами клиента. При погрузке водитель обязан осмотреть груз и проверить соответствие передаваемого груза сведениям, указанным в товарно-транспортной накладной, а в случае если груз упакован (содержится в таре) перевозчик осматривает внешнее состояние упаковки.
Руководствуясь этой договоренностью, представитель перевозчика принял груз к перевозке автотранспортом для доставки по накладной, в которой имеется отметка о принятии груза без внутреннего пересчета и осмотра, а также о необходимости соблюдения теплого режима перевозки. По прибытии груза в пункт назначения составлен акт, согласно которому при получении груза (краска) обнаружено, что товар заморожен, при вскрытии банок в них обнаружен лед. Виновным в данной ситуации грузоотправитель (заказчик) посчитал перевозчика, который не обеспечил сохранность товара и соблюдение температурных условий. Но перевозчик не спешил соглашаться с претензией, ссылаясь на то, что спорный груз доставлялся к месту погрузки в машине, не оборудованной рефрижераторной установкой, и перегружался при низкой температуре, в то время как температурный режим в грузовом отсеке автомобиля при перевозке соблюдался.
Судьи напомнили, что перевозчик несет ответственность за несохранность груза или багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело (п. 1 ст. 796 ГК РФ). В данной ситуации повреждение груза произошло вследствие обстоятельств, которые перевозчик, в принципе, мог предвидеть, но их устранение от него не зависело: погрузка товара в специальный транспорт для перевозки осуществлялась непосредственно грузоотправителем, качество и состояние товара в момент погрузки перевозчиком не проверялись, так как по условиям договора он обязан осматривать только внешнее состояние упаковки груза и не вправе ее вскрывать. Установив отсутствие вины перевозчика в порче груза после его принятия к перевозке, суд не нашел оснований для удовлетворения заявленных грузоотправителем требований. По сути именно заказчик-грузоотправитель формально отнесся к погрузке транспортного средства. Транспортная организация не обязана доказывать свою невиновность, так как по условиям договора она принимала груз в том состоянии, в котором его загрузил в транспорт отправитель, и несет ответственность лишь за количество груза, а не за его качество, за которое отвечает тот, кто производил погрузку товара, - грузоотправитель.
Претензии в международном масштабе
Предметом разбирательства в Постановлении ФАС ПО от 03.11.2010 N А57-2685/2010 стало заявление о взыскании ущерба в размере стоимости утраченного груза и транспортных расходов на перевозку груза.
Перевозка осуществлялась в международном сообщении, что подтверждается международной товарно-транспортной накладной (CMR). В своей деятельности перевозчик и заказчик руководствуются положениями заключенного договора, Таможенной Конвенцией о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП)*(1), Конвенцией о договоре международной дорожной перевозки (CMR)*(2), Европейским соглашением о дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ)*(3).
При нанесении ущерба перевозимому грузу, его частичной или полной утрате перевозчик (ответчик) несет материальную ответственность перед грузоотправителем (грузополучателем) или уполномоченными ими лицами в соответствии с Конвенцией CMR и действующим законодательством Российской Федерации. В нем предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. При этом если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены отечественным гражданским законодательством, применяются правила международного договора.
Согласно Конвенции о договоре международной дорожной перевозки перевозчик обязан возместить ущерб, вызванный полной или частичной потерей груза, размер которого определяется на основании стоимости груза в месте и во время принятия его для перевозки. Стоимость груза определяется на основании биржевой котировки или (при отсутствии таковой) на основании текущей рыночной цены. При отсутствии и той, и другой - на основании обычной стоимости товара такого же рода и качества, однако в любом случае размер возмещения не должен превышать 8,33 единицы специальных прав заимствования за 1 кг недостающего веса брутто. Исходя из этого правила, судом была оценена претензия в части возмещения стоимости утраченного груза, после чего сумма требования оказалась меньше стоимости утраченного перевозчиком товара. Что касается иных расходов заказчика, они должны быть возмещены в полном размере. Согласно п. 4 ст. 23 названной конвенции подлежат возмещению: плата за перевозку, таможенные сборы и пошлины, а также прочие расходы, связанные с перевозкой груза, полностью в случае потери всего груза и в пропорции, соответствующей размеру ущерба, при частичной потере; иной убыток грузополучателя (грузоотправителя) возмещению не подлежит. Таким образом, конвенция защищает права и интересы всех участников международной перевозки. Этим может воспользоваться каждая сторона в разумных пределах и при наличии весомых аргументов.
Как отвечает экспедитор?
Экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после его принятия и до выдачи получателю, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) данного груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.
Право на предъявление экспедитору претензии и иска имеет клиент или уполномоченное им на предъявление претензии и иска лицо, получатель груза, указанный в договоре транспортной экспедиции, а также страховщик, приобретший право суброгации. К претензиям, предъявляемым экспедитору, должны прилагаться необходимые доказательства, подтверждающие заявленные требования. В то же время перечень документов, прилагаемых к претензии, законодательством не предусмотрен. В связи с этим экспедитор не вправе требовать с пострадавшей стороны документы, кроме тех, которые может предоставить грузоотправитель (например, товарная, товарно-транспортная накладная, акт о выявленных расхождениях по количеству и качеству товара) (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2011 N 09АП-8148/2011).
Чтобы не возмещать ущерб, экспедитор должен представить доказательства того, что им приняты исчерпывающие меры по обеспечению сохранности груза, а утрата последнего произошла вследствие непредотвратимых обстоятельств, которые он не мог предвидеть. При транспортировке дорогостоящего груза возможно его хищение. Оно не рассматривается как обстоятельство, избежать которого экспедитор не мог и последствия которого не были им предотвращены, например, путем страхования ответственности. При отсутствии этих или иных мер, принятых в целях сохранности доставляемого груза, экспедитор обязан возместить ущерб, причиненный грузоотправителю утратой (хищением) груза (Постановление ФАС ВВО от 18.01.2011 N А43-43183/2009)*(4).
Когда с перевозчика взятки гладки?
Перевозчик уже не несет ответственности, когда пропущен срок исковой давности, - заявляют судьи ФАС УО в Постановлении от 20.04.2011 N Ф09-1571/11-С5. Приняв груз к перевозке, предприниматель не доставил его получателю, после чего грузоотправитель направил перевозчику претензию с требованием возместить стоимость потерянного груза. Предприниматель признал факт утраты груза и согласился возместить стоимость ущерба в полном объеме, но не сразу, а постепенно, согласно предложенному графику, в течение года. Заказчик согласился на эти условия, но возмещения стоимости утраченного груза так и не получил. Перевозчик не только отсрочил платеж, но и смог от него "избавиться".
Исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Общий срок исковой давности - три года (ст. 196 ГК РФ). Вместе с тем для отдельных видов требований законом могут устанавливаться специальные сроки исковой давности или особый порядок исчисления указанных сроков.
Для требований, вытекающих из договора транспортной экспедиции, срок исковой давности составляет один год (ст. 13 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности). Указанный срок исчисляется со дня возникновения права на предъявление иска. В рассматриваемой ситуации срок исковой давности должен исчисляться со дня, когда грузоотправитель узнал о недостаче груза. Исковое заявление согласно штампу арбитражного суда подано грузоотправителем по истечении срока исковой давности (1 года), что дает суду право отказать ему в иске. Судебное решение послужит уроком для тех компаний, в которых слабо организована претензионная работа, а для перевозчиков это пример того, как можно выйти сухим из воды, казалось бы, в проигрышном разбирательстве.
Убытки при отсутствии договора
Заключение договора в письменной форме необходимо для защиты интересов сторон, что подтверждает Постановление ФАС ВВО от 21.06.2011 N А31-4554/2010. Между грузоотправителем и экспедитором было заключено соглашение, согласно которому заказчик поручает, а исполнитель обязуется выполнить доставку автомобильным транспортом и экспедировать вверенный ему груз из пункта отправления в пункт назначения. Для перевозки груза экспедитор нанял предпринимателя-исполнителя, подписав с ним договор-заявку на перевозку груза. Экспедитор посчитал, что отношения с предпринимателем по такому договору фактически сложились, следовательно, в данном случае не имеет значение то, что в надлежащей письменной форме договор перевозки не заключался. Экспедитор вправе требовать с предпринимателя-перевозчика возмещения убытков. Арбитры с таким мнением не согласились, указав на то, что спорный договор-заявка и товарная накладная на утраченный товар не подтверждают заключение договора перевозки груза. Это может подтверждаться составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной, составленной грузоотправителем (ст. 8 Устава автомобильного транспорта). Добавим, что транспортная накладная, составленная по новым правилам, прописанным в Постановлении Правительства РФ от 15.04.2011 N 272, содержит в себе все существенные условия договора перевозки груза. Поэтому экспедитору как грузоотправителю нужно всего лишь составить транспортную накладную, которая защитит его интересы в нештатных ситуациях.
Претензия перевозчику: с НДС или без?
Для ответа на этот вопрос смоделируем ситуацию. В процессе перевозки произошло повреждение товара, цена которого указана в товарной накладной с учетом НДС. В силу п. 59 Методических указаний по учету МПЗ*(5) фактическая себестоимость недостач и порчи сверх норм естественной убыли учитывается по дебету счета учета расчетов по претензиям и списывается с кредита счета расчетов (по лицевому счету поставщика). При оприходовании поступивших от поставщиков недостающих материалов, подлежащих оплате покупателем, уменьшаются стоимость материалов, транспортно-заготовительные расходы и налог на добавленную стоимость, включенные в фактическую себестоимость недостачи и порчи. Имеет ли перевозчик право возместить ущерб в размере стоимости товара по накладной, но без НДС? В Письме Минфина РФ от 01.08.2011 N 03-07-11/207 на этот счет сказано следующее. Вопросы определения размера возмещения ущерба нормами Налогового кодекса не регулируются, в нем освещены вопросы расчетов налогоплательщиков с бюджетом по налогам и сборам.
В частности, согласно п. 2 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав в случае использования указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав для осуществления операций, облагаемых НДС. В случае невозможности использования вышеуказанных товаров в деятельности, подлежащей обложению налогом, суммы НДС по этим товарам (работам, услугам) к вычету не принимаются. На этом разъяснение заканчивается, но мысль можно продолжить. Об НДС, который не предъявляется к вычету, забывать не следует, так как его нужно включить в стоимость приобретенных товаров (п. 2 ст. 170 НК РФ).
Далее обратимся к гражданскому законодательству, нормами которого регулируется порядок возмещения ущерба, причиненного в том числе в ходе перевозки. В силу п. 2 ст. 796 ГК РФ ущерб, причиненный при перевозке груза, возмещается перевозчиком в случае недостачи груза в размере стоимости недостающего (поврежденного) груза. Стоимость багажа или груза определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при отсутствии счета или указания цены в договоре - исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары. В связи с тем, что стоимость поврежденного груза включает НДС по указанным выше основаниям, ущерб в виде стоимости поврежденного груза должен возмещаться с НДС. В противном случае пострадавшей стороне ущерб будет возмещен не в полном объеме, что нарушает вышеизложенные принципы гражданского законодательства.
* * *
В заключение скажем, что повреждение или утрата груза - это внештатные ситуации, которые возникают нечасто, но тем не менее к ним следует быть готовым. Обеспечение сохранности груза - забота водителей и экспедиторов. Бухгалтер работает с уже свершившимися операциями, поэтому ему следует знать, что предпринять, чтобы выйти из создавшейся малоприятной для перевозчика и экспедитора ситуации повреждения (утраты) груза с минимальными потерями, в чем, надеемся, поможет данный материал.
А.В. Панкратова,
эксперт журнала
"Транспортные услуги: бухгалтерский
учет и налогообложение"
"Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", N 5, сентябрь-октябрь 2011 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Заключена в Женеве 14.11.1975.
*(2) Заключена в Женеве 19.05.1956.
*(3) Заключено в Женеве 30.09.1957.
*(4) С решением арбитражного суда согласилась коллегия ВАС в Определении от 26.05.2011 N ВАС-6121/11.
*(5) Утверждены Приказом Минфина РФ от 28.12.2001 N 119н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"