Организация применяет УСН с объектом "доходы минус расходы". Имеющиеся расходы связаны в основном с размещением рекламы в Интернете и СМИ.
Есть ли лимит учета рекламных затрат при УСН?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Документально подтвержденные расходы организации, применяющей УСН с объектом налогообложения "доходы минус расходы", на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети (в том числе Интернет) учитываются в размере фактически уплаченных сумм при условии, что указанные расходы произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Обоснование вывода:
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ при определении объекта налогообложения налогоплательщики, применяющие УСН с объектом налогообложения "доходы за минусом расходов", уменьшают полученные доходы на расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), товарного знака и знака обслуживания.
Согласно пункту 2 статьи 346.16 НК РФ рекламные расходы при применении УСН принимаются в порядке, предусмотренном для исчисления налога на прибыль организаций статьей 264 НК РФ.
Подпунктом 28 пункта 1 статьи 264 НК РФ предусмотрено, что расходы на рекламу следует принимать с учетом положений пункта 4 статьи 264 НК РФ, абзацем 2 которого установлено, что к расходам организаций на рекламу относятся, в частности, расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети.
По мнению налоговых органов, расходы на рекламу могут быть приняты в составе расходов при применении УСН, если они поименованы в пункте 4 статьи 264 НК РФ. Согласно пункту 2 статьи 346.16 и пункту 2 статьи 346.17 НК РФ указанные в закрытом перечне расходы принимаются после их фактической оплаты и при условии соответствия критериям, установленным пунктом 1 статьи 252 НК РФ. То есть расходы должны быть обоснованы, экономически оправданы, документально подтверждены, а также произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода*(1).
При этом из положений пункта 4 статьи 264 НК РФ следует, что расходы на рекламу, установленные абзацем 2 этого пункта, не нормируются. Иными словами, расходы на рекламу через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети учитываются в целях налогообложения в размере фактически уплаченных сумм*(2).
В соответствии с пунктом 4 статьи 264 НК РФ нормируются в целях налогообложения расходы налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, а также расходы на иные виды рекламы, не указанные в абзацах 2-4 данного пункта, осуществленные им в течение отчетного (налогового) периода. Указанные расходы для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1% выручки от реализации. Размер выручки в целях нормирования расходов на рекламу определяется в соответствии со статьей 249 НК РФ, на которую имеется ссылка в статье 346.15 НК РФ, устанавливающей правила определения доходов при упрощенной системе налогообложения.
Унифицированных форм первичных документов, с помощью которых отражаются расходы на рекламу, нет. Поэтому считаем, что подтвердить произведенные расходы организация может теми документами, которые ей представляет организация, производящая рекламный продукт или оказывающая рекламные услуги. Главное, чтобы эти документы обладали признаками первичных документов, перечисленными в статье 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете". Так, согласно пункту 2 указанной статьи первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты:
а) наименование документа;
б) дату составления документа;
в) наименование организации, от имени которой составлен документ;
г) содержание хозяйственной операции;
д) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
е) наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
ж) личные подписи указанных лиц.
Таким образом, при наличии документов, содержащих все вышеперечисленные реквизиты, организация сможет учесть расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), товарного знака и знака обслуживания, осуществляемую через средства массовой информации и Интернет, в сумме фактически произведенных затрат. Как правило, таким документом является акт об оказании услуг.
Однако следует учесть, что в случае проверки организации придется доказывать назначение осуществляемой рекламы, то есть что производилась именно реклама товаров (работ услуг), реализуемых организацией или ее товарного знака и знака обслуживания*(3). Поэтому для устранения вероятности возникновения споров с налоговыми органами организации следует запастись и другими документами, подтверждающими назначение рекламы.
Как показывает практика, кроме договоров и актов об оказании услуг, целесообразно, чтобы к договору был приложен медиаплан с графиком выхода рекламы организации, а также запись или текст аудио- или видеоролика (рекламного сообщения). После того, как ролик пройдет по радио, организации следует также запросить эфирную справку радиостанции, в которой будет информация о том, в какое время и в какие даты транслировался ролик*(4).
В случае, если реклама размещается в периодических печатных изданиях, которые не специализируются на сообщениях и материалах рекламного характера, то размещенный материал должен содержать пометку "реклама" или "на правах рекламы"*(5). Если такой пометки не будет, то, по мнению Минфина России, признать расходы рекламными и учесть их в целях налогообложения нельзя*(6). При этом для того, чтобы в дальнейшем избежать споров с контролирующими органами, рекомендуем организации иметь экземпляры печатных изданий с размещенной рекламой.
В то же время из постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2008 N 09АП-18310/2006 видно, что налогоплательщик в качестве доказательства понесенных расходов представил в налоговый орган оригиналы публикаций рекламы в газетах и журналах, подтверждающих факт оказания услуг.
Но налоговые органы требовали от налогоплательщика поручения на организацию рекламных кампаний, заявки на проведение консультаций, макеты, сметы, заключения по маркетинговым исследованиям.
Как отметил суд, такие документы, как сметы расходов, медиапланы и графики размещения рекламной информации в СМИ, не являются первичными учетными документами, а также документами, на основании которых исчисляются и уплачиваются налоги, в связи с чем довод налогового органа об их непредставлении заявителем является необоснованным.
Соглашаясь с таким выводом суда, считаем, что наличие документов, подтверждающих характер и назначение рекламы, в последующем может избавить организацию от возможных споров с налоговыми органами.
В том случае, если услуги рекламы оказывает организация - плательщик НДС, то, кроме первичного документа, следует также получить от этой организации счет-фактуру. Несмотря на то что организация, применяющая УСН, освобождена от уплаты НДС, счет-фактура необходим ей для того, чтобы в дальнейшем у организации не возникло споров с контролирующими органами по вопросу учета в расходах суммы НДС, уплаченной организацией поставщику услуг*(7).
В. Молчанов,
эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ, профессиональный бухгалтер
15 ноября 2011 г.
"В курсе правового дела", N 22, ноябрь 2011 г.
------------------------------------------------------------------------
*(1) письмо УФНС России по г. Москве от 03.07.2006 N 18-11/3/57652@
*(2) письма Минфина России от 05.04.2010 N 03-11-06/2/48, УФНС России по г. Москве от 18.01.2007 N 18-11/3/04158@
*(3) постановление ФАС Северо-Западного округа от 26.02.2007 N А05-8755/2006-9
*(4) постановление ФАС Северо-Западного округа от 13.04.2007 N А56-4088/2006
*(5) ст. 16 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе"
*(6) письма Минфина России от 31.01.2006 N 03-03-04/1/66, от 27.06.2007 N 03-03-06/1/418
*(7) письма Минфина России от 24.09.2008 N 03-11-04/2/147, УФНС России по г. Москве от 28.06.2006 N 18-11/3/56398@
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "В курсе правового дела"
Практический журнал для бухгалтера, кадровика, юриста, руководителя. В нем вы найдете новости законодательства, обзор арбитражно-налоговой практики, разъяснения специалистов министерств и ведомств, статьи экспертов-практиков и другие интересные материалы. Качество и актуальность информации выгодно отличают журнал "В курсе правового дела" от других профессиональных изданий.
Учредитель: ООО "Специализированный Центр Правовой Информации ПРАВОВЕСТ"