Особенности регулирования труда работников транспорта
От работников транспорта зачастую зависит жизнь пассажиров, поэтому Трудовой кодекс предъявляет повышенные требования к организации трудового процесса данной категории работников. Для них установлены особенности приема на работу, труда и отдыха, работы по совместительству и иные требования. В статье расскажем, что нужно знать работодателю, ведущему деятельность в сфере транспорта.
Правовая регламентация
Гражданским законодательством транспортные средства отнесены к источникам повышенной опасности, поэтому для работников, чей труд связан с ними, законодатель установил как общие для всех транспортников требования, так и специфические для лиц, чья деятельность связана с непосредственным управлением транспортными средствами.
Итак, особенности регулирования труда работников транспорта регламентированы:
- гл. 51 ТК РФ;
- Кодексом внутреннего водного транспорта (Федеральный закон от 07.03.2001 N 24-ФЗ);
- Кодексом торгового мореплавания (Федеральный закон от 30.04.1999 N 81-ФЗ);
- Воздушным кодексом (Федеральный закон от 19.03.1997 N 60-ФЗ);
- Федеральным законом от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (далее - Закон N 17-ФЗ);
- Федеральным законом от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон о безопасности дорожного движения).
Есть множество иных нормативных актов: постановлений Правительства и Минтруда, приказов Минтранса, МПС и прочих ведомств, имеющих отношение к регулированию труда транспортников. Эти документы также играют немаловажную роль. Например, Приказом Минтранса РФ от 12.09.2008 N 147 утверждены Федеральные авиационные правила "Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации".
Прием на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств
На основании ст. 328 ТК РФ лица, принимаемые на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, должны пройти профессиональный отбор и профессиональную подготовку в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области соответствующего вида транспорта.
Прохождение профессиональной подготовки удостоверяется свидетельствами, дипломами и квалификационными свидетельствами, которые подтверждают право на ведение трудовой деятельности в сфере транспорта. Кроме этого, прием на такую работу производится после обязательного предварительного медицинского осмотра (обследования).
Железнодорожники
Профессиональная подготовка. Для трудоустройства на работу, непосредственно связанную с движением поездов, кандидатам необходимо иметь соответствующую подготовку и здоровье, а также пройти профессиональный отбор.
Согласно п. 3 ст. 25 Закона N 17-ФЗ порядок профессионального отбора, в том числе определения психофизиологических качеств и профессиональной пригодности, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта. Так, Приказом МПС РФ от 11.11.1997 N 23ц утверждено Положение о порядке проведения испытаний, выдачи свидетельств на право управления локомотивом, моторвагонным подвижным составом на российских железных дорогах*(1), которым установлены требования к лицам, направляемым на профессиональную подготовку, и порядок ее проведения.
Пунктом 4 данного положения предусмотрено, что профессиональная подготовка машинистов локомотивов проводится с отрывом от производства в образовательных учреждениях и образовательных подразделениях локомотивных депо, имеющих право на такую подготовку. Для лиц с высшим и средним специальным образованием по тяговым специальностям разрешается проводить профессиональную подготовку машинистов локомотивов без отрыва от производства. Практические испытания с пассажирскими и пригородными поездами проводятся на участках, обслуживаемых локомотивными бригадами данного депо.
При этом уточняется, что лица, направляемые на профессиональную подготовку, должны иметь первую группу профессиональной пригодности в соответствии с Методическими указаниями по проведению психологических обследований в локомотивном хозяйстве, утвержденными Указанием МПС РФ от 25.11.1993 N 226у (п. 7). К теоретическим испытаниям на право управления локомотивом (электровоз, тепловоз, паровоз, газотурбовоз) и моторвагонным подвижным составом (электропоезд, дизельпоезд), далее именуемых локомотивом, на путях общего пользования допускаются лица не моложе 18 лет при наличии:
- квалификации слесаря по ремонту локомотива не ниже 3-го разряда;
- стажа работы в качестве действующего помощника машиниста локомотива (для получения права управления - не менее двух лет, при переходе на работу с локомотивов одного вида тяги на локомотивы другого вида тяги стаж работы после перехода должен быть не менее трех месяцев, а общий стаж работы в качестве действующего помощника машиниста локомотива - не менее двух лет (п. 9));
- свидетельства о присвоении профессии машиниста локомотива установленного образца, которое выдается по окончании специализированного учебного заведения.
Лицам, выдержавшим испытания на право управления локомотивом, служба локомотивного хозяйства выдает свидетельство на право управления локомотивом формы ТУ-123, а лицам, переквалифицировавшимся с локомотива одного вида тяги на локомотив другого вида тяги, свидетельство - вкладыш к форме ТУ-123, которое без основного свидетельства недействительно.
Отметим, что повышение квалификации работников железнодорожного транспорта, производственная деятельность которых непосредственно связана с движением поездов, осуществляется за счет средств работодателей. Порядок проведения технического обучения и повышения квалификации указанных работников устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденными Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 26, установлена необходимость прохождения аттестации для работников:
- производственная деятельность которых связана с движением поездов и маневровой работой на железнодорожных путях общего пользования;
- ответственных за погрузку, размещение, крепление грузов в вагонах, контейнерах и выгрузку грузов.
Обратите внимание! С 1 июля 2012 года вступят в силу новые Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденные Приказом Минтранса РФ от 21.12.2010 N 286. Они содержат аналогичные требования.
Работники, не прошедшие аттестацию, не допускаются к выполнению работ.
Порядок и сроки проведения указанных аттестаций, а также порядок формирования аттестационных комиссий устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
Медицинские осмотры. На основании ст. 25 Закона N 17-ФЗ лица, принимаемые на работу, непосредственно связанную с движением поездов и маневровой работой, и лица, выполняющие такую работу или подвергающиеся воздействию вредных и опасных производственных факторов, проходят за счет средств работодателей обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры. Порядок их проведения утвержден Приказом МПС РФ от 29.03.1999 N 6ц.
Работники некоторых категорий должны проходить не только предварительные или периодические медосмотры, но и предрейсовые или предсменные. Перечень профессий работников, производственная деятельность которых непосредственно связана с движением поездов и маневровой работой на железнодорожном транспорте общего пользования, подлежащих обязательным предрейсовым или предсменным медицинским осмотрам, утвержден Приказом Минтранса РФ от 28.03.2007 N 36. Более того, лица, указанные в перечне, должны проходить по требованию работодателей медицинское освидетельствование на установление факта употребления алкоголя, наркотического средства или психотропного вещества.
К сведению. Порядок проведения предрейсового или предсменного осмотра на железнодорожном транспорте общего пользования утвержден Приказом Минтранса РФ от 16.07.2010 N 154.
Водители автомобильного транспорта
Профессиональная подготовка. Основные требования к подготовке водителей транспортных средств предусмотрены Законом о безопасности дорожного движения. Граждане РФ, достигшие необходимого возраста (он различается в зависимости от категории транспортных средств, которыми водитель будет управлять) и не имеющие ограничений к водительской деятельности, допускаются к экзаменам на получение права на управление транспортными средствами.
Так, в силу ст. 26 данного закона к сдаче экзаменов на получение права на управление транспортными средствами допускаются граждане, прошедшие соответствующую подготовку в объеме, предусмотренном учебными планами и программами подготовки водителей транспортных средств соответствующей категории.
Согласно ст. 25 Закона о безопасности дорожного движения право на управление транспортными средствами предоставляется:
- мотоциклами, мотороллерами и другими мототранспортными средствами (категория "А") - лицам, достигшим 16-летнего возраста;
- автомобилями, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3 500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми (категория "В"), а также автомобилями, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 кг, за исключением относящихся к категории "Д" (категория "С"), - лицам, достигшим 18 лет;
- автомобилями, предназначенными для перевозки пассажиров и имеющими, помимо сиденья водителя, более восьми сидячих мест (категория "Д"), - лицам, достигшим 20-летнего возраста;
- составами транспортных средств (категория "Е") - лицам, имеющим право на управление транспортными средствами категорий "В", "С" или "Д", при наличии стажа управления транспортным средством соответствующей категории не менее 12 месяцев;
- трамваями и троллейбусами - лицам, достигшим 20-летнего возраста.
Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств, проведении предрейсовых, послерейсовых и текущих медосмотров водителей. Целью такого освидетельствования является определение медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности.
Порядок и периодичность проведения медицинских осмотров водителей транспортных средств регламентированы приказами Минздрава СССР от 29.09.1989 N 555 *(2) и Минздравмедпрома РФ от 14.03.1996 N 90 *(3).
Поскольку транспортные средства относятся к источникам повышенной опасности, работники, непосредственно занятые управлением им, должны проходить психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет в соответствии с правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 N 695.
Примечание. Типовые программы подготовки водителей транспортных средств соответствующих категорий утверждены Приказом Минобрнауки РФ от 18.06.2010 N 636.
Авиационный персонал
На основании ст. 52 ВК РФ к авиационному персоналу относятся лица, имеющие специальную подготовку и сертификат (свидетельство) и осуществляющие деятельность по обеспечению безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности, а также деятельность по организации, выполнению, обеспечению и обслуживанию воздушных перевозок и полетов воздушных судов, авиационных работ, организации использования воздушного пространства, организации и обслуживанию воздушного движения.
Профессиональная подготовка. Требования, предъявляемые к авиационному персоналу гражданской авиации, установлены Федеральными авиационными правилами "Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации" (упомянутыми в начале статьи).
Подготовка специалистов соответствующего уровня согласно перечню должностей авиационного персонала гражданской авиации проводится в образовательных учреждениях, имеющих сертификаты, выданные уполномоченным органом в области гражданской авиации.
Обратите внимание! Лица из числа авиационного персонала гражданской авиации допускаются к деятельности при наличии сертификата (свидетельства)*(4). Если такой документ выдан лицу иностранным государством, он признается в России действительным при условии, что этот сертификат (свидетельство) соответствует международным авиационным стандартам, признаваемым РФ, и федеральным авиационным правилам (ст. 55 ВК РФ).
Подготовку пилотов сверхлегких гражданских воздушных судов авиации общего назначения могут проводить инструкторы, получившие соответствующее разрешение уполномоченного органа в области гражданской авиации.
Отметим, что авиационный персонал подлежит обязательной аттестации в целях установления соответствия квалификации работников выполняемой работе.
Медицинский осмотр. Приказом Минтранса РФ от 22.04.2002 N 50 были утверждены Федеральные авиационные правила "Медицинское освидетельствование летного, диспетчерского состава, бортпроводников, курсантов и кандидатов, поступающих в учебные заведения гражданской авиации", в соответствии с которыми медицинскому освидетельствованию подлежат:
- кандидаты, поступающие в учебные заведения гражданской авиации по подготовке пилотов, штурманов, бортинженеров, бортпроводников, специалистов по организации воздушного движения;
- студенты и курсанты высших и средних учебных заведений гражданской авиации по подготовке пилотов, штурманов, бортинженеров, бортпроводников, специалистов по организации воздушного движения;
- члены летного экипажа - пилоты коммерческой авиации (самолет и вертолет), линейные пилоты авиакомпании (самолет и вертолет), штурманы, бортинженеры, бортмеханики, бортрадисты, летчики-наблюдатели;
- специалисты, осуществляющие управление движением воздушных судов в воздухе;
- члены кабинного экипажа - бортоператоры и бортпроводники;
- пилоты авиации общего назначения - пилоты-любители, пилоты-планеристы, пилоты свободного аэростата, парашютисты, пилоты сверхлегких летательных аппаратов.
По результатам медицинского освидетельствования выдается медицинское заключение, являющееся неотъемлемой частью свидетельства авиационного персонала.
Медицинское заключение курсанта, пилота коммерческой авиации и линейного пилота авиакомпании, штурмана, бортинженера (бортмеханика) и бортрадиста действительно в течение срока, не превышающего 12 месяцев.
Для линейных пилотов и пилотов коммерческой авиации старше 40 лет, выполняющих полеты на воздушных судах, сертифицированных для полетов с одним пилотом, медицинское заключение действительно в течение срока, не превышающего шести месяцев.
Для летчиков-наблюдателей, пилотов-любителей, пилотов сверхлегких летательных аппаратов, пилотов-планеристов, парашютистов, бортоператоров, бортпроводников и диспетчеров УВД срок действия медицинского заключения составляет не более 24 месяцев.
Допуск к полетам осуществляет врач авиационного предприятия.
Примечание. Авиационный персонал без медицинского заключения или с медицинским заключением с истекшим сроком действия к выполнению профессиональных обязанностей не допускается.
Мореплаватели
Профессиональная подготовка. В состав экипажа судна входят лица командного состава судна, судовая команда, а в состав экипажа пассажирского судна - также работники, обслуживающие пассажиров судна (ст. 26 КВВТ РФ). К назначению на должности, относящиеся к командному составу судна и судовой команде, допускаются лица, имеющие дипломы и квалификационные свидетельства, установленные Положением о дипломировании членов экипажей судов внутреннего плавания*(5).
Дипломы выдаются капитанам, старшим помощникам капитана, вторым помощникам капитана, механикам, помощникам механика, капитанам скоростных судов и пр., а квалификационные свидетельства - шкиперам, боцманам, рулевым, матросам, мотористам, машинистам, судовым электрикам и т.д.
Дипломы и квалификационные свидетельства выдаются квалификационными комиссиями по результатам квалификационных испытаний.
Дипломы, выданные лицам командного состава судов, дают им право занимать соответствующие должности на судах в течение пяти лет со дня получения дипломов. Лица командного состава судов, имеющие дипломы, должны не реже раза в пять лет проходить обучение на курсах повышения квалификации. По результатам испытаний квалификационные комиссии выдают подтверждения к дипломам. Срок действия таких подтверждений не может превышать пять лет.
Иностранные граждане и лица без гражданства, входящие в состав экипажа судна, не могут назначаться на должности капитана судна, старшего помощника капитана судна, старшего механика и радиоспециалистов. Условия, на которых иностранные граждане и лица без гражданства могут входить в состав экипажа судна, утверждены Приказом Минтранса РФ от 08.07.2009 N 110.
Примечание. Образование квалификационных комиссий, проведение квалификационных испытаний, выдача дипломов, подтверждений к дипломам и квалификационных свидетельств осуществляются в порядке, установленном Приказом Минтранса РФ от 30.10.2007 N 154.
К работе на судне допускаются лица, годные к такой работе по состоянию здоровья.
На основании ст. 57 КТМ РФ порядок приема на работу членов экипажа судна, их права и обязанности, условия труда и оплаты труда, а также порядок и основания их увольнения определяются законодательством РФ о труде, КТМ РФ, уставами службы на судах и уставами о дисциплине, генеральными и отраслевыми тарифными соглашениями, коллективными договорами и трудовыми договорами. Например, устав службы на судах рыбопромыслового флота РФ утвержден Приказом Роскомрыболовства от 30.08.1995 N 140.
Никто из членов экипажа судна не может быть принят на работу на судно без согласия капитана судна.
Медицинские осмотры. В отношении моряков действует Конвенция МОТ N 73 "О медицинском освидетельствовании моряков", принятая 29.06.1946. В соответствии со ст. 3 данной конвенции ни одно лицо не принимается на работу на судно, если не представит удостоверения, подтверждающего его пригодность к работе в море, на которую он нанимается, подписанного врачом.
В соответствии с п. 8.2 Санитарных правил для судов N 2641-82, утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР П.Н. Бургасовым 21.12.1982, все лица, вновь поступающие на работу на морские суда и старослужащие, независимо от должности ежегодно подвергаются медицинскому освидетельствованию. Предварительные и периодические медицинские осмотры плавсостава осуществляются лечебно-профилактическими учреждениями, находящимися в ведении центральных бассейновых больниц (водздравотделов).
Медицинский осмотр проводится комплексно с участием врачей-специалистов: терапевта, хирурга, окулиста, невропатолога, отоларинголога, стоматолога, а также соответствующих лабораторных исследований. Женщины, кроме того, посещают гинеколога.
В период между очередными переосвидетельствованиями медосмотру подвергаются экипажи судов, отправляющиеся в длительные (больше четырех месяцев) тропические, арктические, антарктические рейсы, если после последнего медицинского освидетельствования прошло более трех месяцев.
Результаты предварительных и периодических медосмотров заносятся в индивидуальную карту амбулаторного больного и в медицинскую книжку моряка, которая выдается при зачислении на работу отделом кадров пароходства, хранится у администрации судна и выдается для посещения медицинского учреждения.
Наряду с медицинской книжкой моряка плавсоставу всех судов загранплавания в соответствующих учреждениях системы здравоохранения в порту приписки судна выдается международное свидетельство о прививках.
Рабочее время и время отдыха лиц, труд которых непосредственно связан с движением ТС
Статьей 329 ТК РФ работникам, труд которых непосредственно связан с управлением транспортными средствами или управлением движением ТС, запрещена работа по совместительству, непосредственно связанная с управлением ТС или управлением их движением. Отметим, что иная работа по совместительству таким работникам не запрещена.
Перечень работ, профессий, должностей работников, чей труд непосредственно связан с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, утвержден Постановлением Правительства РФ от 19.01.2008 N 16. Должности, профессии и работы в нем поделены по видам транспорта:
- автомобильный, городской наземный электрический транспорт, промышленный транспорт, дорожное хозяйство (например, водитель автомобиля или троллейбуса, машинист укладчика асфальтобетона, диспетчер службы движения);
- железнодорожный транспорт общего и необщего пользования, метрополитен (например, машинист паровоза или электропоезда, дежурный по приему и отправлению поездов метрополитена, старший диспетчер);
- гражданская авиация (например, бортоператор, бортрадист, главный штурман, диспетчер-инструктор управления воздушным движением, диспетчер пункта подхода или направления, летчик-испытатель);
- морской и речной транспорт (матрос, машинист помповый (донкерман), помощник механика, диспетчер по флоту, капитан портового надзора, капитан рейда).
Примечание. Совместительство - выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время (ст. 282 ТК РФ).
Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта, с учетом мнения соответствующих общероссийских профсоюза и объединения работодателей.
Отметим: законодатель установил, что такие особенности не могут ухудшать положение работников по сравнению с установленными Трудовым кодексом.
Поскольку особенности режима труда и отдыха работников транспорта устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области соответствующего вида транспорта, таких нормативных актов издано более десятка. В частности, это приказы Минтранса РФ:
- от 07.07.2011 N 181 "Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха специалистов по техническому обслуживанию и ремонту воздушных судов в гражданской авиации";
- от 18.10.2005 N 127 "Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей трамвая и троллейбуса";
- от 08.06.2005 N 63 "Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников метрополитена";
- от 20.08.2004 N 15 "Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей" (далее - Положение о режиме рабочего времени водителей автомобилей);
- от 16.05.2003 N 133 "Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников плавающего состава судов внутреннего водного транспорта" (далее - Положение о режиме рабочего времени работников плавсостава);
- от 21.11.2005 N 139 "Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации" (далее - Положение о режиме рабочего времени работников, осуществляющих УВД),
- а также Приказ МПС РФ от 05.03.2004 N 7 "Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов" (далее - Положение о режиме рабочего времени железнодорожников) и Постановление Минтруда РФ от 12.07.1999 N 22 "Об установлении продолжительности рабочей недели членам экипажей воздушных судов гражданской авиации".
В соответствии с данными актами транспортники могут работать как в режиме гибкого графика, ненормированного рабочего дня, сменной работы, так и в иных режимах рабочего времени, предусмотренных Трудовым кодексом.
Примечание. В силу ст. 91 ТК РФ под рабочим понимается время, в течение которого работник по правилам внутреннего трудового распорядка организации и условиям трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами относятся к рабочему времени.
Рассмотрим кратко некоторые особенности рабочего времени основных категорий транспортников.
1. Водители автомобилей. Положение о режиме рабочего времени водителей автомобилей должно применяться организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, ведомственной принадлежности, индивидуальными предпринимателями и иными лицами, осуществляющими перевозочную деятельность. Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, предусмотренные этим положением, обязательно учитываются при составлении графиков работы (сменности) водителей. Расписания и графики движения автомобилей также должны разрабатываться с учетом норм положения.
Графики работы (сменности) составляются работодателем для всех водителей ежемесячно на каждый день (смену) с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени, утверждаются с учетом мнения представительного органа работников и доводятся до сведения водителей не позднее чем за один месяц до введения в действие. В таких графиках устанавливаются время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха.
В силу п. 7 Положения о режиме рабочего времени водителей автомобилей нормальная продолжительность их рабочего времени не может превышать 40 ч в неделю. Для водителей, работающих по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 ч, а для работающих по календарю шестидневной рабочей недели с одним выходным днем - 7 ч. В тех случаях, когда по условиям производства (работы) невозможно соблюдать установленную продолжительность рабочего времени водителей, им вводится суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц. В таком случае длительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 ч. Но в некоторых случаях, прямо предусмотренных названным положением, она может быть увеличена до 12 ч. Водителям автобусов, работающим на регулярных городских, пригородных и междугородных автобусных маршрутах, с их согласия рабочий день может быть разделен на две части. Разделение производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого с учетом мнения представительного органа работников.
Продолжительность перерыва между двумя частями рабочего дня должна быть не более двух часов без учета времени для отдыха и питания. Она не включается в рабочее время.
Обратите внимание! Водителям легковых автомобилей (кроме автомобилей-такси), а также водителям автомобилей экспедиций и изыскательских партий, занятым на геологоразведочных, топографо-геодезических и изыскательских работах в полевых условиях, может устанавливаться ненормированный рабочий день. Такое решение принимается работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации.
Время управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) не может превышать 9 ч, а в условиях горной местности при перевозке пассажиров автобусами габаритной длиной свыше 9,5 м и при перевозке тяжеловесных, длинномерных и крупногабаритных грузов - 8 ч. При суммированном учете рабочего времени время управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) может быть увеличено до 10 ч, но не более двух раз в неделю. При этом суммарная продолжительность управления автомобилем за две недели подряд не может превышать 90 ч.
2. Работники железнодорожного транспорта, работа которых непосредственно связана с движением поездов. На основании положения об особенностях режима рабочего времени таких работников продолжительность рабочей недели, работа с ненормированным рабочим днем для отдельных категорий работников, продолжительность ежедневной работы (смены), время начала и окончания работы (смены), время перерывов в работе, число смен в сутки, чередование рабочих и нерабочих дней устанавливаются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка.
Графики сменности утверждаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников и в соответствии со ст. 103 ТК РФ объявляются работникам не позднее чем за один месяц до введения в действие.
Если указанные работники заняты круглосуточно на непрерывных работах, Положением о режиме рабочего времени железнодорожников допускается в соответствии со ст. 104 ТК РФ введение суммированного учета рабочего времени с учетным периодом месяц, квартал и др., но не более года. При этом сумма отработанных в данный период часов не может превышать нормального числа рабочих часов в учетном периоде.
Продолжительность рабочего времени при сменной работе устанавливается работодателем с учетом мнения представительного органа работников, но не более 12 ч. Работа более двух календарных дней подряд в период ночного времени (с 22.00 до 6.00) не допускается.
Обратите внимание! Положением о режиме рабочего времени железнодорожников не регулируется рабочее время и время отдыха работников железнодорожного транспорта, осуществляющих деятельность в области строительства, ведомственной охраны, эксплуатационных организаций связи, образовательной деятельности, торговли, медицинского обслуживания, общественного питания (включая вагоны-рестораны, вагоны-кафе, вагоны-бары), водителей автомобилей, а также работников, для которых применяется вахтовый метод организации работ.
Рабочее время лиц, постоянная работа которых осуществляется в пути, при общей продолжительности поездки в оба конца трое суток и более может исчисляться турой (учетный период с момента явки работника на работу для поездки до момента его явки для следующей поездки после отдыха в пункте постоянной работы). Такой учет рабочего времени возможен для работников:
- поездных бригад пассажирских поездов;
- рефрижераторных секций и АРВЭ;
- хоппер-дозаторных и думпкарных маршрутов;
- вагонов-транспортеров сочлененного типа;
- служебных, багажных и сборно-раздаточных вагонов.
Некоторым категориям железнодорожников допускается установление дежурства на дому (при возможности вызова на работу), в специально оборудованной комнате (помещении), в купе вагона - только с письменного согласия работника согласно утвержденным работодателем положениям о дежурстве в соответствующих видах деятельности железнодорожного транспорта (п. 8 Положения о режиме рабочего времени железнодорожников).
3. Работники, осуществляющие управление воздушным движением. Положением о режиме рабочего времени работников, осуществляющих УВД, для лиц, занимающих должности руководителя полетов, диспетчера - инструктора службы движения (включая старшего), диспетчера службы движения, осуществляющего непосредственное управление движением воздушных судов (включая старшего) (далее - диспетчер УВД), предусмотрено, что нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 36 ч в неделю. То есть продолжительность ежедневной работы (смены) составляет 7,2 ч с понедельника по пятницу включительно с двумя выходными днями (суббота и воскресенье).
Как и у других транспортников, возможно введение суммированного учета рабочего времени и сменной работы, если по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени.
Примечание. Работа в течение двух смен подряд запрещается (ст. 103 ТК РФ).
При суммированном учете рабочего времени максимально допустимая продолжительность ежедневной работы не может превышать в дневное время 9 ч, в ночное время - 12 ч. При работе в ночную смену диспетчеру УВД должен быть предоставлен дополнительный перерыв продолжительностью один час с правом сна в специально оборудованном помещении. Такой перерыв не включается в рабочее время.
Диспетчеру, осуществляющему непосредственное управление воздушным движением за диспетчерским пультом, оборудованным видеодисплейным терминалом, после двух часов непрерывной работы предоставляется специальный перерыв продолжительностью не менее 20 мин. Кроме того, при интенсивности воздушного движения более допустимой, определяемой в установленном порядке, диспетчеру УВД после каждого часа работы предоставляется дополнительный специальный перерыв продолжительностью 10 мин. Выходные дни (еженедельный непрерывный отдых) предоставляются диспетчеру УВД в различные дни недели в соответствии с графиками сменности.
4. Работники плавающего состава судов внутреннего водного транспорта*(6). Нормальная продолжительность их рабочего времени не может превышать 40 ч в неделю. Продолжительность ежедневной работы (смены) составляет 8 ч с понедельника по пятницу с двумя выходными днями в субботу и воскресенье. Для женщин - работников плавсостава, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также для работников в возрасте от 17 до 18 лет устанавливается 36-часовая рабочая неделя.
Для работников плавсостава устанавливается суммированный учет рабочего времени. Порядок его введения и продолжительность учетного периода (месяц, квартал, год) определяются локальным нормативным актом работодателя. Учетный период не должен превышать год (с начала навигации до начала следующей навигации).
Время начала и окончания ежедневной работы работников плавсостава определяется графиками несения вахт или расписаниями выполнения работ, оформляемыми в установленном порядке и утверждаемыми работодателем или по его поручению капитаном судна. Графики устанавливаются для работников плавсостава, несущих вахту в течение суток (00.00 - 24.00), и для остальных работников плавсостава, как правило, в дневное время (6.00 - 18.00).
На судах, эксплуатируемых круглосуточно, устанавливается:
- при постоянном нахождении всего экипажа на борту судна в течение навигационного периода (экипажный метод работы) - трехсменная вахта (работа);
- при распределении экипажа на бригады для обеспечения несения вахт (бригадный метод работы) - трехсменная или двухсменная вахта (работа).
При круглогодичном плавании на морских путях максимальная продолжительность работы работников плавсостава между двумя периодами отдыха на берегу (нахождение в отпуске, использование суммированных дней отдыха) не должна превышать 150 календарных дней.
Максимально допустимая продолжительность ежедневной работы (смены) работника плавсостава, включая время несения вахт (работ), - не более 12 ч. Продолжительность периода ежедневной 12-часовой работы при двухсменном режиме работы работников плавсостава самоходных судов не должна превышать 30 суток подряд.
Продолжительность вахт в ночное время не сокращается.
Сверхурочные работы, работа в праздничные и выходные дни
Применение сверхурочных работ допускается в случаях и порядке, предусмотренных ст. 99 ТК РФ. Напомним, что сверхурочной считается работа, выполняемая по инициативе работодателя работником за пределами установленной для него продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени - сверх нормального числа рабочих часов за учетный период.
Привлечение к сверхурочной работе допускается только с письменного согласия работника и в определенных законом случаях. Однако этой же статьей установлено исключение для привлечения работника к сверхурочным работам без его письменного согласия: необходимость проведения работ для предотвращения катастрофы, производственной аварии либо устранения последствий катастрофы, производственной аварии или стихийного бедствия.
К сведению. Для водителей автомобилей с суммированным учетом рабочего времени сверхурочная работа в течение рабочего дня (смены) вместе с работой по графику не должна превышать 12 ч.
К работе в выходной день транспортники привлекаются также на общих основаниях и по правилам, установленным ст. 113 ТК РФ.
Дисциплина труда работников транспортных организаций
Дисциплина работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, регулируется не только нормами ТК РФ, но и положениями (уставами) о дисциплине, устанавливаемыми федеральными законами. Такие положения и уставы предусматривают более широкий круг мер дисциплинарного воздействия. Такая жесткость в отношении дисциплины транспортников понятна, ведь любое ее нарушение может повлечь возникновение аварийных ситуаций и даже гибель людей.
Уставом о дисциплине работников рыбопромыслового флота Российской Федерации*(7) определено, что дисциплинарным поступком считается нарушение работником трудовой дисциплины на борту судна рыбопромыслового флота, а также в служебных помещениях и на территории организации рыбопромыслового комплекса. За совершение дисциплинарного проступка на работника могут налагаться следующие виды дисциплинарного взыскания:
- замечание;
- выговор;
- строгий выговор;
- предупреждение о неполном служебном соответствии (применяется в случаях систематического невыполнения служебных обязанностей; неоднократного совершения дисциплинарных проступков; нарушения законов РФ по вопросам обеспечения безопасности мореплавания, сохранности имущества на море, предотвращения ситуаций, угрожающих жизни и здоровью людей, защиты и сохранения окружающей среды);
- изъятие дипломов у капитанов и лиц командного состава рыбопромыслового флота на срок до трех лет с переводом с согласия работника на другую работу на тот же срок с учетом профессии (специальности) (осуществляется за нарушение трудовой дисциплины, создавшее угрозу безопасности мореплавания, жизни и здоровью людей на море, загрязнения окружающей среды, а также за грубое нарушение правил ведения промысла);
- увольнение.
Увольнение работника рыбопромыслового флота в качестве меры дисциплинарной ответственности может быть применено:
- за систематическое неисполнение без уважительных причин предусмотренных уставом обязанностей, если на работника ранее налагались дисциплинарные взыскания;
- за прогул (в том числе отсутствие на работе более 3 ч в течение рабочего дня) без уважительных причин;
- за появление на работе в нетрезвом состоянии, в состоянии наркотического или токсического опьянения;
- за грубое нарушение законодательства РФ о труде и охране труда, повлекшее за собой несчастный случай с тяжелым исходом или гибель людей;
- за грубое нарушение дисциплины, угрожающее безопасности мореплавания или создающее опасность для жизни и здоровья людей;
- за нарушение таможенных правил;
- за грубое нарушение правил ведения промысла.
Перечень грубых нарушений дисциплины, угрожающих безопасности мореплавания, жизни и здоровью людей на море, правил ведения промысла и перечень категорий работников, увольняемых за эти проступки без предварительного согласия профсоюзного комитета, утверждаются федеральным органом исполнительной власти по рыболовству.
Кроме названного устава, у мореплавателей действуют:
- Устав о дисциплине экипажей судов обеспечения военно-морского флота*(8);
- Устав о дисциплине работников морского транспорта*(9).
В отношении железнодорожников действует Положение о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 25.08.1992 N 621. Данное положение, за исключением некоторых пунктов, распространяется на всех работников метрополитенов (Постановление Правительства РФ от 11.10.1993 N 1032). В соответствии с этим документом за совершение работником дисциплинарного проступка к нему могут применяться, помимо предусмотренных ТК РФ, следующие виды дисциплинарных взысканий:
1. Лишение:
- машиниста - свидетельства на право управления локомотивом, мотор-вагонным подвижным или специальным самоходным подвижным составом;
- водителя - удостоверения на право управления дрезиной;
- помощника машиниста локомотива, мотор-вагонного подвижного состава, специального самоходного подвижного состава - свидетельства помощника машиниста;
- помощника водителя дрезины - удостоверения помощника водителя на срок до трех месяцев или до одного года, с переводом с согласия работника на другую работу на тот же срок.
Дисциплинарное взыскание в виде лишения свидетельства или удостоверения на срок до трех месяцев может быть применено за совершение проступка, который создавал угрозу крушения или аварии, жизни и здоровью людей. В случае совершения проступка, который привел к крушению или аварии, появления на работе в нетрезвом состоянии, в состоянии наркотического или токсического опьянения машинист, водитель моторно-рельсового транспорта несъемного типа и помощник машиниста отстраняются от работы и могут быть лишены свидетельства (удостоверения) на срок до одного года с переводом с согласия работника на другую работу на тот же срок.
2. Освобождение от занимаемой должности, связанной с эксплуатационной работой железных дорог, предприятий промышленного железнодорожного транспорта или иной работой по обеспечению безопасности движения поездов и маневровой работы, сохранности перевозимых грузов, багажа и иного вверенного имущества, законодательства по охране труда, с предоставлением с согласия работника в порядке перевода другой работы.
3. Увольнение за совершение работником грубого нарушения дисциплины, создавшего угрозу безопасности движения поездов, маневровой работы, жизни и здоровью людей или приведшего к нарушению сохранности грузов, багажа и вверенного имущества, неисполнению служебных обязанностей по обслуживанию пассажиров.
Процедура применения дисциплинарных взысканий к транспортникам не отличается от общепринятой установленной трудовым законодательством. Поэтому в любом случае работодателю придется соблюдать положения ст. 192, 193 ТК РФ.
В.П. Кузнецова,
эксперт журнала "Отдел кадров коммерческой организации"
"Отдел кадров коммерческой организации", N 11, 12, ноябрь, декабрь 2011 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См. также, например: Положение о порядке проведения испытаний, выдачи свидетельств помощника машиниста локомотива, моторвагонного и специального самоходного подвижного состава на железных дорогах Российской Федерации, утв. Приказом МПС РФ от 28.10.1999 N 39ц.
*(2) "О совершенствовании системы медицинских осмотров трудящихся и водителей индивидуальных транспортных средств".
*(3) "О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии".
*(4) Приказ Минтранса РФ от 23.12.2009 N 249 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Требования к проведению обязательной сертификации физических лиц, юридических лиц, выполняющих авиационные работы. Порядок проведения сертификации".
*(5) Утверждено Постановлением Правительства РФ от 31.05.2005 N 349.
*(6) В соответствии с Положением о режиме рабочего времени работников плавсостава.
*(7) Утвержден Постановлением Правительства РФ от 21.09.2000 N 708.
*(8) Утвержден Постановлением Правительства РФ от 22.09.2000 N 715.
*(9) Утвержден Постановлением Правительства РФ от 23.05.2000 N 395.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"
Почтовый адрес: 125124, г. Москва, 1-я улица Ямского поля, д. 15
Телефон редакции: (495) 925-11-73 (многоканальный)