Росалкогольрегулирование разъясняет положения измененного "алкогольного" законодательства
Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка в Информационном сообщении разъясняет вопросы применения норм Федерального закона N 171-ФЗ*(1) с учетом изменений, внесенных в него Федеральным законом от 18.07.2011 N 218-ФЗ*(2). Ознакомимся с основными положениями этого сообщения, которые будут интересны предприятиям общественного питания.
О выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции
Согласно новой редакции ст. 5, 6 Федерального закона N 171-ФЗ, вступившей в силу с 22.07.2011, к полномочиям органов государственной власти РФ в области производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции относится установление порядка лицензирования розничной продажи алкогольной продукции, а выдача этих лицензий - к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ.
Лицензии выдаются в порядке, установленном ст. 19 Федерального закона N 171-ФЗ (п. 8 ст. 18 данного закона). В связи с этим Росалкогольрегулирование разъясняет, что нормативные правовые акты субъектов РФ, регулирующие лицензирование розничной продажи алкогольной продукции, действуют в части, не противоречащей соответствующим положениям Федерального закона N 171-ФЗ. Отмечается также, что поскольку в силу новой редакции абз. 2 п. 5 ст. 16 Федерального закона N 171-ФЗ органы власти субъектов РФ вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции (в том числе полный запрет на ее розничную продажу), все положения нормативных актов субъектов РФ, устанавливающие дополнительные особые требования ко времени, условиям и местам продажи алкогольной продукции, после 22.07.2011 сохраняют свое действие.
Соответствие особым требованиям розничной продажи алкогольной продукции
Лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, выданные до 22.07.2011, действуют до окончания срока их действия (ч. 11 ст. 5 Федерального закона N 218-ФЗ). Однако, как отмечает Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка, если место нахождения обособленного подразделения в связи с изменениями, внесенными в ст. 16 Федерального закона N 171-ФЗ, перестает соответствовать особым требованиям к розничной продажи алкогольной продукции, организация обязана прекратить в нем осуществление лицензируемого вида деятельности. При этом у нее в связи с изменением указанных в лицензии мест нахождения обособленных подразделений возникает обязанность в течение 30 дней подать в лицензирующий орган заявление о ее переоформлении (ст. 19 Федерального закона N 171-ФЗ). Если это не будет сделано, лицензирующий орган своим решением приостановит действие лицензии (ст. 20 Федерального закона N 171-ФЗ).
Таким образом, лицензия, выданная до 22.07.2011, действует до окончания установленного в ней срока в отношении обособленных подразделений лицензиата только при условии соответствия их места нахождения особым требованиям к осуществлению данного вида деятельности, в противном случае она должна быть переоформлена.
Отмечается также, что согласно п. 4 ст. 16 Федерального закона N 171-ФЗ Правительство РФ устанавливает только порядок определения границ земельных участков, которые непосредственно прилегают к зданиям, строениям, сооружениям, где запрещена розничная продажа алкогольной продукции, однако непосредственное определение этих границ осуществляется решениями органов местного самоуправления. Также организация должна будет прекратить розничную продажу алкоголя в обособленном подразделении, находящемся на территории, прилегающей ко вновь открытому объекту спорта, детской, образовательной, медицинской организации.
Договор аренды, заключенный на один год и более
Согласно пп. 3 п. 3.2 ст. 19 Федерального закона N 171-ФЗ для получения лицензии на розничную продажу алкогольной продукции заявитель представляет в лицензирующий орган, в частности, документы, подтверждающие наличие у него стационарных торговых объектов и складских помещений в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более.
При этом в соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона N 218-ФЗ с 01.07.2012 вступают в силу требования, установленные абз. 1, 2 п. 6 ст. 16 Федерального закона N 171-ФЗ, согласно которым организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков), должны иметь для таких целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, стационарные торговые объекты и складские помещения (площадью не менее 50 кв. м - для городских поселений и не менее 25 кв. м - для сельских поселений), а также ККТ.
Как отмечает Росалкогольрегулирование, норма пп. 3 п. 3.2 ст. 19 Федерального закона N 171-ФЗ относится к порядку выдачи лицензии, а норма абз. 1, 2 п. 6 ст. 16 данного закона устанавливает особые требования к розничной продаже алкогольной продукции. При этом в ч. 11 ст. 5 Федерального закона N 218-ФЗ определено, что лицензии, выданные до дня вступления его в силу, действуют до окончания срока их действия, а требования абз. 1, 2 п. 6 ст. 16 Федерального закона N 171-ФЗ применяются к правоотношениям, возникшим после 21.07.2011. Следовательно, с 22.07.2011 организации для получения лицензии обязаны представлять в лицензирующий орган документы, подтверждающие наличие у них стационарных торговых объектов и складских помещений в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более. Организации, получившие лицензии до 22.07.2011, обязаны обеспечить соблюдение требований абз. 1, 2 п. 6 ст. 16 Федерального закона N 171-ФЗ с 01.07.2012.
Также в соответствии с абз. 10 п. 2 ст. 16 Федерального закона N 171-ФЗ запрет на розничную продажу алкогольной продукции в нестационарных торговых объектах не распространяется на осуществляемую организациями розничную продажу алкоголя с содержанием этилового спирта не более 16,5% объема готовой продукции при оказании ими услуг общепита. Исходя из этого разъясняется, что для получения лицензии на розничную продажу алкоголя, осуществляемую организацией при оказании услуг общепита в нестационарных торговых объектах, представление документа, подтверждающего наличие у нее стационарных торговых объектов и складских помещений в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, не требуется.
Государственная регистрация договора аренды
Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка напоминает, что согласно ч. 2 ст. 651 ГК РФ договор аренды здания или сооружения, заключенный на срок не менее года, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации. При этом несоблюдение требования о государственной регистрации договора аренды здания или сооружения влечет его недействительность.
По мнению данной службы, информация, содержащаяся в таком договоре, является недостоверной и напоминает о том, что выявление в представленных документах недостоверных данных является основанием для отказа в выдаче лицензии, а также для ее аннулирования (п. 9 ст. 19, п. 3 ст. 20 Федерального закона N 171-ФЗ).
Заключение о соответствии помещений экологическим требованиям
Перечень документов, представляемых для получения лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, содержит заключение уполномоченных органов о соответствии торговых и складских помещений санитарно-эпидемиологическим требованиям (пп. 4 п. 3.2 ст. 19 Федерального закона N 171-ФЗ). Представляется оно либо самим заявителем, либо по межведомственному запросу уполномоченным органом. При этом в силу пп. 4 п. 9 данной статьи основанием для отказа в выдаче лицензии является несоответствие помещений требованиям пожарной безопасности (за исключением лицензии на розничную продажу алкогольной продукции), экологическим требованиям, санитарно-эпидемиологическим требованиям, которое подтверждено заключением уполномоченного органа.
Росалкогольрегулирование разъясняет, что, поскольку п. 3.2 ст. 19 Федерального закона N 171-ФЗ не содержит в себе указание на заключение уполномоченного органа о соответствии помещений экологическим требованиям, норма пп. 4 п. 9 данной статьи, являющейся общей для всех видов деятельности, в части соответствия помещений экологическим требованиям при выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции не применяется.
Снятие остатков алкогольной продукции
Согласно п. 2 ст. 20 Федерального закона N 171-ФЗ лицензирующий орган в срок не позднее 14 дней со дня установления факта прекращения действия лицензии снимает остатки готовой продукции, сырья и полуфабрикатов, используемых для ее производства, а также пломбирует оборудование и коммуникации в целях недопущения производства и реализации этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка указывает на то, что в данном случае исключений для розничной продажи алкогольной продукции не установлено.
Хранение и реализация алкоголя при прекращении или аннулировании лицензии
Согласно п. 5 ст. 20 Федерального закона N 171-ФЗ в течение двух месяцев с момента аннулирования или прекращения действия лицензии (за исключением лицензии на розничную продажу алкоголя) организация имеет право на хранение остатков этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, на возврат их поставщику, на поставку алкогольной и спиртосодержащей продукции иной организации, имеющей лицензию на закупку, хранение и поставку, которые осуществляются под контролем лицензирующего органа, за исключением случаев, если такая продукция подлежит изъятию в соответствии с п. 1 ст. 25 данного закона.
Росалкогольрегулирование отмечает, что хотя данная норма не распространятся на лицензирование розничной продажи алкогольной продукции, согласно ч. 4 ст. 14.17 КоАП РФ оборот продукции (в том числе розничная продажа) без соответствующей лицензии влечет ее конфискацию в рамках производства по делу о соответствующем административном правонарушении.
Декларирование и лицензирование
Согласно новой редакции ст. 5, 6 Федерального закона N 171-ФЗ, вступивших в силу с 22.07.2011, порядок декларирования розничной продажи алкоголя устанавливается органами государственной власти РФ, а принятие соответствующий деклараций - органами государственной власти субъектов РФ. В разъяснении отмечается, что положения Федерального закона N 218-ФЗ, предусматривающие установление единого порядка декларирования розничной продажи алкогольной продукции, вступают в силу с 01.01.2012. До указанной даты сохраняют свою силу правовые акты субъектов РФ, принятые до 22.07.2011, кающиеся введения декларирования розничной продажи алкоголя и порядка представления деклараций.
Форма лицензии утверждается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (п. 19 ст. 19 Федерального закона N 171-ФЗ). Отмечается также, что до определения Правительством РФ указанного органа и издания этим органом соответствующего нормативного правового акта сохраняют свое действие положения нормативных правовых актов субъектов РФ, устанавливающие форму лицензии на розничную продажу алкогольной продукции.
Также Росалкогольрегулирование напоминает, что переоформление лицензии на розничную продажу алкогольной продукции в случае включения в нее нового обособленного подразделения осуществляется путем подачи заявления и документов, подтверждающих наличие в подразделении стационарных торговых объектов, складских помещений и заключения уполномоченного органа о соответствии помещений санитарно-эпидемиологическим требованиям (пп. 3, 4 п. 3.2, п. 12 ст. 19 Федерального закона N 171-ФЗ).
После чего лицензирующий орган проводит в указанном подразделении внеплановую выездную проверку в порядке, предусмотренном ст. 23.2 данного закона.
Возврат алкоголя поставщику
Отношения между поставщиком алкогольной продукции и розничным продавцом регулируются нормами гражданского законодательства и Федерального закона N 171-ФЗ. По мнению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, возврат товара, полученного по договору поставки, осуществленный по основаниям, предусмотренным законом или договором, в рамках гражданских правоотношений не может квалифицироваться как новый договор, в котором организация, которая приобрела товар для последующей розничной продажи, является поставщиком по отношению к организации, от которой она получила этот товар.
Н.В. Лебедева,
редактор журнала
"Предприятия общественного питания:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение", N 12, декабрь 2011 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".
*(2) Подробнее читайте в статье "Изменения в алкогольном законодательстве" N 8, 2011, стр. 32.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"