Реализация табачных изделий, или За что в ответе продавец
Данной статьей мы открываем серию публикаций, касающихся продажи отдельных видов товаров с нарушением действующего законодательства, что может грозить организациям торговли административной ответственностью. Начать решили с реализации табачных изделий.
Деятельность по розничной продаже табачной продукции на территории РФ регулируется федеральными законами от 22.12.2008 N 268-ФЗ "Технический регламент на табачную продукцию"*(1) (далее - Технический регламент) и от 10.07.2001 N 87-ФЗ "Об ограничении курения табака" (далее - Закон об ограничении курения). Согласно ст. 1 Закона об ограничении курения к табачным изделиям относятся: изделия для курения, жевания или нюханья, упакованные в потребительскую тару, в том числе сигареты с фильтром, сигареты без фильтра, папиросы, сигары, сигариллы, табак трубочный, табак курительный, махорка - крупка курительная.
Статьей 3 Закона об ограничении курения вводятся определенные запреты и правила, касающиеся оптовой и розничной продажи табачных изделий, а именно запрещается:
- производство, импорт, оптовая торговля и розничная продажа сигарет, не соответствующих гигиеническим нормам*(2) содержания в дыме никотина и смолы, утвержденным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения. При этом показатели содержания вредных веществ не могут превышать: для сигарет с фильтром - содержание в дыме сигареты смолы 14 мг на сигарету и никотина 1,2 мг на сигарету; для сигарет без фильтра - соответственно 16 и 1,3 мг на сигарету (п. 2);
Для справки. Частью 1 ст. 6 Технического регламента установлены иные предельно допустимые показатели содержания смолы и никотина в миллиграммах на одну сигарету (мг/сиг) в дыме одной сигареты (с фильтром и без фильтра) - 10 мг/сиг и 1,0 мг/сиг соответственно. В соответствии с ч. 2 ст. 24 Технического регламента данная норма начнет действовать по истечении трех лет со дня вступления в силу названного документа, то есть с 26.12.2012.
- продажа табачных изделий без предупредительных надписей о вреде курения табака на каждой упаковке (пачке) (п. 3);
- поштучная розничная продажа сигарет и папирос, а также продажа табачных изделий с использованием автоматов (п. 4);
- розничная продажа табачных изделий в организациях здравоохранения, организациях культуры, физкультурно-спортивных организациях, образовательных организациях, а также на расстоянии менее чем 100 м от границ территорий образовательных организаций (п. 5);
- розничная продажа сигарет и папирос без указания на каждой упаковке (пачке) максимальной розничной цены, сведений о месяце и годе изготовления (п. 7);
- розничная продажа сигарет и папирос по цене, превышающей максимальную розничную цену, указанную на каждой упаковке (пачке) (п. 8);
- розничная продажа табачных изделий, включая табак трубочный, курительный, жевательный, сосательный, нюхательный, кальянный, без потребительской упаковки. Максимальная нетто-масса табака, содержащегося в потребительской упаковке и предназначенного для розничной продажи, не должна превышать 500 граммов (п. 9).
Кроме того, не допускается розничная продажа табачных изделий лицам, не достигшим возраста 18 лет (ст. 4 Закона об ограничении курения), реализация на территории РФ табачной продукции без маркировки специальными (акцизными) марками (п. 5 ст. 4 Технического регламента). Реклама табака и табачных изделий осуществляется в соответствии с законодательством РФ о рекламе*(3).
К сведению. В 2008 году Россия присоединилась к Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по борьбе против табака (Федеральный закон от 24.04.2008 N 51-ФЗ). Согласно данной конвенции основными мерами, касающимися сокращения спроса на табак, являются ценовые и налоговые. К неценовым мерам относятся: защита от воздействия табачного дыма, регулирование состава табачных изделий, упаковка и маркировка табачных изделий и др. Принятый в 2008 году Технический регламент направлен в первую очередь на реализацию данных мер.
Поговорим о некоторых из перечисленных выше запретах (правилах) подробнее.
Предупредительные надписи
В соответствии с п. 3 ст. 3 Закона об ограничении курения каждая упаковка (пачка) табачных изделий должна содержать предупредительные надписи о вреде курения табака: основную - "Минздравсоцразвития России предупреждает: курение вредит Вашему здоровью" и дополнительную. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 28.02.2005 N 163 утверждены информационная надпись о содержании смолы и никотина в дыме сигареты и следующие дополнительные надписи о вреде курения:
1) "Курение - причина раковых заболеваний";
2) "Курение - причина смертельных заболеваний";
3) "Оградите детей от табачного дыма";
4) "Курение табака вызывает никотиновую зависимость";
5) "Курение - причина заболеваний сердца".
Основная предупредительная надпись о вреде курения табака должна быть помещена на одной большей стороне упаковки (пачки) табачных изделий. На другой большей стороне упаковки (пачки) должна быть помещена одна дополнительная надпись о вреде курения табака, причем производитель при нанесении этих надписей должен придерживаться следующих правил:
- выбрать из утвержденного федеральным органом исполнительной власти по здравоохранению списка четыре варианта дополнительных надписей о вреде курения табака;
- поместить каждый из выбранных вариантов дополнительных надписей на равное количество упаковок (пачек) табачных изделий.
Основная предупредительная надпись о вреде курения табака и дополнительная надпись о вреде курения табака должны занимать на упаковке (пачке) табачных изделий не менее 4% площади каждой большей стороны упаковки (пачки) табачных изделий без учета указания автором предупреждения о вреде курения (федеральным органом исполнительной власти по здравоохранению), иными словами, фраза "Минздравсоцразвития России предупреждает" не берется в расчет.
В настоящее время можно увидеть на упаковках (пачках) сигарет и другие предупредительные надписи, которые занимают отнюдь не 4% площади стороны упаковки. Дело в том, что ст. 10 Технического регламента для потребительской тары курительных табачных изделий предусмотрены другие надписи о вреде курения: основная предупредительная надпись - "Курение убивает" и одна из следующих предупредительных надписей о вреде курения:
1) "Курение вызывает инфаркты и инсульты";
2) "Курение - причина рака легких";
3) "Курение - причина хронической болезни легких";
4) "Курение во время беременности причиняет вред Вашему ребенку";
5) "Защитите детей от табачного дыма";
6) "Обратитесь к врачу, чтобы бросить курить";
7) "Курение вызывает сильную зависимость, не начинайте курить";
8) "Курение повышает риск смерти от заболеваний сердца и легких";
9) "Курение может стать причиной медленной и болезненной смерти";
10) "Курение может являться причиной импотенции";
11) "Курение вызывает преждевременное старение кожи";
12) "Курение может вызвать бесплодие".
В то же время федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, могут быть установлены другие предупредительные надписи. Названные надписи должны располагаться на обеих сторонах единицы потребительской тары курительных табачных изделий в рамке черного цвета. Площадь, ограниченная рамкой, включая площадь самой рамки, должна занимать: для основной предупредительной надписи - не менее 30% площади большей стороны потребительской тары, для другой предупредительной надписи - не менее 50%. Указанная информация наносится прописными буквами черного цвета на белом фоне, жирным, четким, легко читаемым шрифтом максимально крупного размера.
Для справки. Курительные табачные изделия - это табачные изделия, предназначенные для курения (п. 5 ст. 2 Технического регламента).
Для некурительных табачных изделий предусмотрена одна предупредительная надпись о вреде потребления табачного изделия: "Это табачное изделие вредит Вашему здоровью" (п. 6 Технического регламента). Данная информация также помещается в рамку черного цвета (площадь, ограниченная рамкой, - не менее 30% площади одной большей стороны (лицевой поверхности) единицы потребительской тары).
Для справки. Некурительные табачные изделия - это табачные изделия предназначенные для сосания, жевания или нюханья (п. 17 ст. 2 Технического регламента).
На первый взгляд требования п. 3 ст. 3 Закона об ограничении курения и ст. 10 - Технического регламента противоречат друг другу. На самом деле никакой несогласованности в данных предписаниях нет. Дело в том, что ст. 10 Технического регламента вступает в силу по истечении шести месяцев со дня вступления в силу самого документа, то есть с 26.06.2010 (ч. 3 ст. 24 Технического регламента). В то же время согласно п. 3 ст. 22 данного документа табачная продукция, произведенная или импортированная до дня вступления в силу ст. 10, допускается к реализации в течение одного года после дня вступления в силу этой статьи. Иными словами, вплоть до 26 июня 2011 года допускается реализация курительных табачных изделий, произведенных до вступления в силу п. 10 Технического регламента, с надписями старого образца.
Поштучная продажа сигарет
В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона об ограничении курения запрещаются розничная продажа сигарет с содержанием менее 20 штук в каждой упаковке (пачке), поштучная розничная продажа сигарет и папирос, а также продажа табачных изделий с использованием автоматов. Приведем примеры из арбитражной практики, в которых торговые предприятия были привлечены к административной ответственности за несоблюдение данного требования.
В Постановлении ФАС СКО от 30.03.2010 N А53-18986/2009 была рассмотрена следующая ситуация. Торговая организация осуществляла розничную продажу сигарет "Winston Lights" поштучно. Довод общества о том, что пачка сигарет принадлежала продавцу, судом был исследован и отклонен. Итог спора: факт совершения обществом административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.2 КоАП РФ, признан доказанным. Аналогичное дело рассматривалось ФАС УО (Постановление от 27.12.2007 N Ф09-10725/07-С1).
Для справки. Незаконная продажа товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством, - объект административного правонарушения. Размер штрафа для должностных лиц установлен в размере от 3 000 до 4 000 руб., для юридических лиц - от 30 000 до 40 000 руб. Причем в обоих случаях предметы административного правонарушения могут быть конфискованы (ст. 14.2 КоАП РФ).
Продажа табачных изделий в неустановленных местах
В соответствии с п. 5 ст. 3 Закона об ограничении курения запрещается розничная продажа табачных изделий в организациях здравоохранения, организациях культуры, физкультурно-спортивных организациях и на территориях и в помещениях образовательных организаций, а также на расстоянии менее чем 100 м от границ территорий образовательных организаций.
Больше всего судебных споров, связанных с нарушением данной нормы, приходится на деятельность магазинов, расположенных в стометровой либо сопредельной зоне от границ территорий образовательных организаций. Причем несмотря на разъяснения Роспотребнадзора*(4) о том, что запрет, установленный п. 5 ст. 3 Закона об ограничении курения, направлен прежде всего на ограничение доступности табачных изделий для детей и подростков <...> (особое внимание необходимо обратить на торговые точки, реализующие табачные изделия, находящиеся в непосредственной близости от общеобразовательных учреждений, учреждений начального и среднего профессионального образования, учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, учреждений дополнительного образования детей), образовательными учреждениями считаются даже дошкольные общеобразовательные учреждения (детские сады) (постановления ФАС СКО от 29.06.2009 N А32-24601/2008-29/435-170АЖ *(5), ФАС СЗО от 16.12.2008 N А05-6390/2008).
Нередко предметом спора выступает способ определения расстояния между образовательным учреждением и торговой точкой. Например, в арбитражном деле (Постановление ФАС ВВО от 10.11.2009 А31-5599/2009) индивидуальный предприниматель предположил, что расстояние необходимо рассчитывать с учетом правил дорожного движения. Суд же исходил из буквального толкования используемого в законе термина "расстояние", то есть как пространства между территорией границы образовательного учреждения и торговой точкой по кратчайшему пути (по прямой линии). При таких обстоятельствах суд отказал в удовлетворении заявленного предпринимателем требования и признал его виновным в совершении административного правонарушения.
Другой интересный момент: при определении 100-метровой зоны от границ территорий образовательных организаций следует руководствоваться кадастровым планом. В случаях, когда розничная торговля табачными изделиями осуществляется внутри большого торгового центра, 100-метровая зона должна учитывать расстояние, проходящее внутри торгового центра, до непосредственно торговой точки (абз. 2 Письма Роспотребнадзора от 03.06.2005 N 0100/4244-05-32).
Основываясь на данных разъяснениях, торговой организации удалось выиграть дело в суде (Постановление ФАС ЗСО от 24.05.2010 N А46-23540/2009). Суть спора в следующем: управление Роспотребнадзора привлекло к административной ответственности по ст. 14.2 КоАП РФ торговую организацию за реализацию табачной продукции на расстоянии менее 100 м от места расположения образовательного учреждения. В качестве доказательства, подтверждающего это расстояние, оно приняло во внимание топографическую съемку, составленную Департаментом архитектуры и градостроительства администрации города. Из данной съемки следует, что расстояние между границей территории учебного заведения и супермаркетом составляет 68,7 м.
Однако суд, удовлетворяя требования организации торговли, пришел к выводу, что из топографической съемки невозможно однозначно установить исходную точку для определения стометровой зоны от границы территории образовательного учреждения непосредственно до торговой точки, осуществляющей продажу табачных изделий. При определении расстояния не было использовано специальное техническое устройство для измерения, прошедшее метрологический контроль. При таких обстоятельствах постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека было признано незаконным и отменено.
Максимальная розничная цена
В соответствии с п. 7, 8 ст. 3 Закона об ограничении курения запрещается розничная продажа сигарет и папирос без указания на каждой упаковке (пачке) максимальной розничной цены, сведений о месяце и годе изготовления (за исключением табачных изделий, не подлежащих налогообложению или освобождаемых от налогообложения в соответствии со ст. 185 НК РФ). Кроме того, запрещается розничная продажа сигарет и папирос по цене, превышающей максимальную розничную цену, указанную на каждой упаковке (пачке).
Что такое максимальная розничная цена (МРЦ) и откуда появился данный запрет? Определение МРЦ дано в п. 2 ст. 187.1 гл. 22 "Акцизы" НК РФ. В соответствии с названной нормой максимальная розничная цена представляет собой цену, выше которой единица потребительской упаковки (пачка) табачных изделий не может быть реализована потребителям предприятиями розничной торговли, общественного питания, сферы услуг, а также индивидуальными предпринимателями. Максимальная розничная цена устанавливается налогоплательщиком (производителем) самостоятельно на единицу потребительской упаковки (пачку) табачных изделий отдельно по каждой марке (каждому наименованию) табачных изделий (под маркой (наименованием) понимается ассортиментная позиция табачных изделий, отличающаяся от других марок (наименований) одним или несколькими из следующих признаков - индивидуализированным обозначением (названием), присвоенным производителем или лицензиаром, рецептурой, размерами, наличием или отсутствием фильтра, упаковкой). В соответствии с п. 1 ст. 187.1 НК РФ знание МРЦ необходимо для определения расчетной стоимости табачных изделий, которая, в свою очередь, участвует в вычислении суммы акциза по товарам, в отношении которых установлены комбинированные налоговые ставки. Кстати, п. 4-6 названной статьи Налогового кодекса дублируют требования Закона об ограничении курения (о нанесении на каждую единицу потребительской упаковки (пачку) табачных изделий информации о МРЦ, а также сведений о месяце и годе изготовления табачных изделий)*(6).
Нарушения, которые выявляют проверяющие и за которые несут ответственность организации торговли, как правило, связаны с завышением максимальной розничной цены сигарет.
Для справки. Завышение розничным (оптовым) продавцом МРЦ, указанной производителем табачных изделий на каждой упаковке (пачке) сигарет, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере 5 000 руб., на должностных лиц - 50 000 руб. или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - в двукратном размере излишне полученной выручки от реализации табачных изделий за весь период, в течение которого совершалось правонарушение (но не более одного года) (п. 1 ст. 14.6 КоАП РФ).
Приведем примеры некоторых судебных решений.
Постановление ФАС ПО от 22.03.2010 N А65-22459/2009*(7). Индивидуальный предприниматель продавал табачные изделия с завышением максимальной розничной цены, указанной производителем на потребительской упаковке: сигареты "Максим" реализовались по цене 15 руб. (МРЦ - 11,50 руб.), "Союз Аполлон" - по цене 20 руб. (МРЦ - 14,50 руб.). В результате ИП привлекли к административной ответственности, размер штрафа весьма внушительный - 50 000 руб. (см. также постановления ФАС ПО от 16.04.2010 N А55-31930/2009, ФАС УО от 16.09.2009 N Ф09-6850/09-С1).
Справедливости ради отметим, что некоторые судьи, оценив материалы дела, встают на сторону налогоплательщика и признают данное нарушение малозначительным.
Постановление ФАС УО от 13.10.2010 N Ф09-8257/10-С1. В ходе проверки в магазине, принадлежавшем предпринимателю, был установлен факт продажи сигарет по ценам, превышающим максимальную розничную цену: сигареты "Оптима" реализовывались по цене 16 руб. (МРЦ - 14,50 руб.), "Оптима lights" - по цене 16 руб. (МРЦ - 14,50 руб.), "Максим" - по цене 13 руб. (МРЦ - 12,30 руб.) (см. также Постановление ФАС ЗСО от 06.10.2010 N А46-5391/2010).
Продажа табачных изделий несовершеннолетним
В соответствии с п. 1 ст. 4 Закона об ограничении курения не допускается розничная продажа табачных изделий лицам, не достигшим возраста 18 лет. Примеров судебных решений, в которых организации торговли (ИП) признаны виновными по ст. 14.2 КоАП, достаточно (постановления ФАС УО от 21.09.2010 N Ф09-6639/10-С1, ФАС СКО от 16.09.2008 N Ф08-5440/08-1967А, Московского областного суда от 22.10.2010 N 4а-1537/10).
В то же время ФАС ПО в Постановлении от 30.11.2010 N А49-3225/2010 отмечает, что законодатель, запретивший продажу табачных изделий несовершеннолетним, не обязал продавца в любом случае выяснять у покупателей возраст (требовать предъявления удостоверяющих документов). Предполагается, что такая обязанность возникает в случае, если у продавца (посредством визуального восприятия) возникнут сомнения в возрасте покупателя. В результате суд решил, что постановление о привлечении ИП к административной ответственности, вынесенное административным органом, незаконно, так как продавец действовал разумно и адекватно при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась (на момент совершения покупки покупателю до совершеннолетия оставалось два месяца, при этом он выглядел старше своего возраста).
С.В. Манохова,
редактор журнала "Торговля:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение", N 7, июль 2011 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Вступил в силу по истечении одного года со дня его официального опубликования, за исключением отдельных статей, то есть с 26.12.2009.
*(2) Утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.06.2003 N 137.
*(3) См. ст. 23 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
*(4) Письмо от 03.06.2005 N 0100/4244-05-32.
*(5) Определением ВАС РФ от 28.10.2009 N ВАС-10582/09 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора.
*(6) См. также Письмо Минфина РФ от 29.03.2007 N 03-07-15/1/4.
*(7) Определением ВАС РФ от 17.06.2010 N ВАС-7325/10 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"