Организации, подлежащие обязательному аудиту:
система внутреннего контроля
Приводится перечень организаций, подлежащих обязательному аудиту. Разъясняются особенности функционирования служб внутреннего контроля в этих организациях.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 30.12.08 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (в ред. от 28.12.10 г. N 400-ФЗ) обязательному аудиту бухгалтерской (финансовой) отчетности начиная с отчетности за 2010 г. подлежат организации, представленные ниже (звездочками отмечены организации, обязательный аудит которых проводят только аудиторские фирмы):
- открытые акционерные общества;
- организации, чьи ценные бумаги допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг*;
- кредитные организации*;
- бюро кредитных историй;
- организации, являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг;
- страховые организации*;
- клиринговые организации;
- общества взаимного страхования;
- товарные, валютные и фондовые биржи;
- негосударственные пенсионные фонды*;
- фонды;
- акционерные инвестиционные фонды;
- управляющие компании акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов (за исключением государственных внебюджетных фондов);
- объем выручки которых от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 млн. руб. или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 млн. руб.;
- организации (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения), представляющие и (или) публикующие сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность*;
- государственные корпорации (годовая бухгалтерская отчетность государственной корпорации подлежит обязательному аудиту, проводимому аудиторской организацией, отобранной по результатам открытого конкурса и утвержденной высшим органом управления государственной корпорации в соответствии со ст. 7.1 Федерального закона от 12.01.96 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", в ред. Федерального закона от 29.12.10 г. N 437-ФЗ);
- государственные компании (годовая бухгалтерская отчетность государственной компании подлежит обязательному аудиту, проводимому аудиторской организацией, отобранной по результатам открытого конкурса и утвержденной высшим органом управления государственной компании в соответствии со ст. 7.2 Закона N 7-ФЗ) [1].
С 1 января 2011 г. обязательный аудит юридических лиц проводят только аудиторские организации.
Рассмотрим, какова ситуация с внутренним контролем представленных в Законе N 307-ФЗ публичных организаций.
Открытые акционерные общества
Согласно ст. 85 Федерального закона от 26.12.95 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (в ред. от 28.12.10 г.) для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества общим собранием акционеров в соответствии с уставом общества избирается ревизионная комиссия (ревизор). По решению общего собрания акционеров членам ревизионной комиссии (ревизору) общества в период исполнения ими своих обязанностей могут выплачиваться вознаграждения и (или) компенсироваться расходы, связанные с исполнением ими своих обязанностей. Размеры таких вознаграждений и компенсаций устанавливаются решением общего собрания акционеров. Порядок деятельности ревизионной комиссии (ревизора) общества определяется внутренним документом общества, утверждаемым общим собранием акционеров.
Проверка (ревизия) финансово-хозяйственной деятельности общества осуществляется по итогам деятельности общества за год, а также во всякое время по инициативе ревизионной комиссии (ревизора), решению общего собрания акционеров, совета директоров (наблюдательного совета) или по требованию акционера (акционеров), владеющего в совокупности не менее чем 10% голосующих акций общества. По требованию ревизионной комиссии (ревизора) лица, занимающие должности в органах управления общества, обязаны представить документы о его финансово-хозяйственной деятельности.
Члены ревизионной комиссии (ревизор) не могут одновременно являться членами совета директоров (наблюдательного совета), а также занимать иные должности в органах управления общества и акции, принадлежащие членам совета директоров (наблюдательного совета) или лицам, занимающим должности в органах управления, не могут участвовать в голосовании при избрании членов ревизионной комиссии (ревизора) общества.
Организации, чьи ценные бумаги допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг
Обращение ценных бумаг на торгах фондовых бирж и/или иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг называется публичным обращением ценных бумаг (ст. 2 Федерального закона от 22.04.96 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (в ред. от 7.02.11 г.). К торгам на фондовой бирже могут быть допущены эмиссионные ценные бумаги в процессе их размещения и обращения, а также иные ценные бумаги в процессе их выдачи и обращения, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации. Включение в котировальные списки эмиссионных ценных бумаг (листинг) осуществляется фондовой биржей на основании договора с эмитентом ценных бумаг. В котировальные списки могут включаться только ценные бумаги, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации и нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, кроме того, фондовая биржа вправе устанавливать дополнительные требования к ценным бумагам, включаемым в котировальные списки (ст. 14 Закона N 39-ФЗ).
В настоящее время допуск ценных бумаг к торгам осуществляется в соответствии с требованиями Положения о деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг, утвержденного приказом ФСФР России от 9.10.07 г. N 07-102/пз-н.
При этом ценными бумагами, допущенными к торгам, могут быть, в частности, паи ПИФ и облигации и иные эмиссионные ценные бумаги, размещенные ООО (ст. 31 Федерального закона от 8.02.98 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (в ред. от 28.12.10 г.)
Обязательному аудиту могут подлежать организации, имеющие организационно-правовую форму как ЗАО, так и ООО в случае допуска их облигаций к обращению на торгах [2].
В ЗАО также избирается ревизионная комиссия (ревизор). В ООО образование ревизионной комиссии (избрание ревизора) общества является обязательным только в обществах, имеющих более 15 участников (ст. 32 Закона N 14-ФЗ). Ревизионная комиссия (ревизор) общества в обязательном порядке проводит проверку годовых отчетов и бухгалтерских балансов общества до их утверждения общим собранием участников общества (ст. 47 Закона N 14-ФЗ).
Кредитные организации
Статьей 57 Федерального закона от 10.07.02 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" определено, что Банк России устанавливает обязательные для кредитных организаций и банковских групп правила организации внутреннего контроля. В соответствии со ст. 24 Закона N 86-ФЗ наряду с прочими мерами кредитная организация обязана организовывать внутренний контроль, обеспечивающий надлежащий уровень надежности, соответствующей характеру и масштабам проводимых операций (ст. 24 Федерального закона от 2.12.90 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (в ред. от 15.11.10 г.).
В ходе аудиторской проверки кредитных организаций, банковских групп и банковских холдингов аудиторская организация обязана составить заключение о результатах аудиторской проверки, содержащее сведения (ст. 42 Закона N 395-1):
- о достоверности финансовой отчетности кредитной организации;
- о выполнении кредитной организацией обязательных нормативов, установленных Банком России;
- о качестве управления кредитной организацией;
- о состоянии внутреннего контроля.
Внутренний контроль в кредитных организациях осуществляется в соответствии с Положением об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах, утвержденным Банком России от 16.12.03 г. N 242-П (в ред. указаний Банка России от 30.11.04 г. N 1521-У и от 5.03.09 г. N 2194-У).
Бюро кредитных историй
Бюро кредитных историй - юридическое лицо, зарегистрированное в соответствии с законодательством Российской Федерации, являющееся коммерческой организацией и оказывающее в соответствии с настоящим Федеральным законом услуги по формированию, обработке и хранению кредитных историй, а также по предоставлению кредитных отчетов и сопутствующих услуг (ст. 3 Федерального закона от 30.12.04 г. N 218-ФЗ "О кредитных историях" (в ред. от 6.04.11 г.).
Согласно ст. 1 Закона N 395-1 в понятие "кредитная организация" входят два вида юридических лиц: банковские и небанковские кредитные организации. Их различие заключается в том, что первым предоставляется исключительное право в совокупности осуществлять все банковские операции и сделки, перечисленные в данном Законе (ст. 5), а вторым - только отдельные виды.
Таким образом, на бюро кредитных историй распространяется все отмеченное относительно внутреннего контроля в кредитных организациях.
Организации, являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг
Согласно ст. 3-9 Закона N 39-ФЗ организации, являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, осуществляют:
- брокерскую деятельность (брокеры);
- дилерскую деятельность (дилеры);
- деятельность по управлению ценными бумагами (управляющие);
- клиринговую деятельность;
- депозитарную деятельность (депозитарии);
- деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг (регистраторы);
- деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг (организатор торговли на рынке ценных бумаг).
Положение о внутреннем контроле профессионального участника рынка ценных бумаг утверждено приказом ФСФР России от 21.03.06 г. N 06-29/пз-н. В соответствии с ним внутренний контроль может быть возложен на контролера - профессионального участника или может быть сформировано структурное подразделение под руководством контролера.
Страховые организации
В целях формализации различных процессов деятельности страховой организации необходимо законодательно ввести требование о наличии в страховых организациях службы внутреннего контроля, системы анализа и управления рисками, ликвидностью, инвестиционной политикой*(1). В настоящее время страховые организации в обязательном порядке применяют только Правила внутреннего контроля страховых организаций в соответствии с Федеральным законом от 7.08.01 г. N 115-ФЗ (в ред. от 27.07.10 г.) "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (см. информационное письмо Росстрахнадзора от 20.03.08 г. N 1407/03-04).
Клиринговые организации
Согласно ст. 10 Федерального закона от 7.02.11 г. N 7-ФЗ "О клиринге и клиринговой деятельности" (вступает в силу с 1 января 2012 г.) клиринговая организация обязана организовать внутренний контроль за соответствием ее клиринговой деятельности требованиям данного Закона и принятым в соответствии с ним нормативным правовым актам федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков, а также правилам клиринга, учредительным документам и иным документам клиринговой организации.
Для организации и осуществления внутреннего контроля клиринговая организация обязана назначить контролера и (или) сформировать отдельное структурное подразделение (службу внутреннего контроля). Контролер (руководитель службы внутреннего контроля) назначается на должность и освобождается от должности решением совета директоров (наблюдательного совета). Контролер (руководитель службы внутреннего контроля) подотчетен совету директоров (наблюдательному совету).
Порядок осуществления внутреннего контроля устанавливается документами клиринговой организации. Эти документы формируются в соответствии с нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков, а если клиринговая организация является кредитной организацией, то в соответствии с нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков по согласованию с Банком России.
Общества взаимного страхования
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29.11.07 г. N 286-ФЗ "О взаимном страховании" в целях взаимного страхования создаются основанные на членстве некоммерческие организации в форме общества взаимного страхования.
Высшим органом управления является общее собрание членов общества, к компетенции которого, в частности, относится утверждение ревизионной комиссии (ревизора).
Ревизионная комиссия (ревизор) общества подотчетна общему собранию членов общества. Общее собрание членов общества не вправе утверждать годовые отчеты и годовую бухгалтерскую отчетность общества при отсутствии заключения ревизионной комиссии (ревизора) общества.
Порядок работы ревизионной комиссии (ревизора) общества определяется уставом общества и положением о его ревизионной комиссии общества (ст. 14 Закона N 286-ФЗ).
Товарные, валютные и фондовые биржи
На товарной бирже должен быть в обязательном порядке организован внутренний контроль, что следует из Положения о лицензировании товарных бирж на территории Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 4.03.10 г. N 121. Для получения лицензии соискатель подает в федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков заявление о предоставлении лицензии, к которому, в частности, должна быль приложена копия инструкции о внутреннем контроле на товарной бирже, утвержденной в соответствии с уставом соискателя лицензии.
Статус валютных бирж определяется Федеральным законом от 10.12.03 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" и положением Банка России от 16.06.99 г. N 77-П "О порядке и условиях проведения торгов иностранной валютой за российские рубли на единой торговой сессии межбанковских валютных бирж" (в ред. от 30.03.04 г. N 1413-У). По нашему мнению, на валютные биржи распространяются правила по организации внутреннего контроля, установленные Банком России.
На фондовой бирже также в обязательном порядке должен быть организован внутренний контроль, что следует из п. 1.7 Положения о деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг (приказ N 07-102/пз-н). Фондовая биржа должна иметь специальный комитет совета директоров по аудиту, к функциям которого относятся оценка кандидатов в аудиторы и предоставление результатов такой оценки совету директоров биржи, рассмотрение заключения аудитора биржи до его представления высшему органу управления биржи, а также оценка эффективности действующих на фондовой бирже процедур внутреннего контроля и подготовка предложений по их совершенствованию.
Негосударственные пенсионные фонды
В соответствии с п. 8 Федерального закона от 7.05.98 г. N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" (в ред. от 27.07.10 г.) негосударственный пенсионный фонд должен организовать внутренний контроль за соответствием своей деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению, пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию требованиям федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих указанные виды деятельности.
Внутренний контроль должен осуществляться должностным лицом - контролером или отдельным структурным подразделением (службой внутреннего контроля). Контролер, руководитель и сотрудники службы внутреннего контроля, которые осуществляют внутренний контроль, назначаются на должность и освобождаются от должности советом фонда. Контролер и служба внутреннего контроля независимы от исполнительных органов фонда и подотчетны совету фонда.
Правила организации и осуществления внутреннего контроля утверждаются советом фонда и должны соответствовать требованиям уполномоченного федерального органа. Правила внутреннего контроля и изменения и дополнения в них подлежат регистрации в уполномоченном федеральном органе. Регистрация указанных правил осуществляется при предоставлении лицензии, а регистрация изменений и дополнений в них - в порядке и сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом (ст. 7 Закона N 75-ФЗ).
Фонды
Согласно ст. 7 Федерального закона от 12.01.96 г. N 7-ФЗ фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели. Фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, соответствующей этим целям. Фонды вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них.
Попечительский совет фонда является органом фонда и осуществляет надзор за деятельностью фонда, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств фонда, соблюдением фондом законодательства.
Акционерные инвестиционные фонды
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 29.11.01 г. N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" (в ред. от 4.10.10 г.) акционерный инвестиционный фонд (далее - АИФ) представляет собой открытое акционерное общество, исключительным предметом деятельности которого является инвестирование имущества в ценные бумаги и иные объекты. Фирменное наименование АИФ содержит слова "акционерный инвестиционный фонд" или "инвестиционный фонд".
Закон N 156-ФЗ устанавливает требования к организации внутреннего контроля в управляющих компаниях АИФ, но не в самих фондах. Как открытое акционерное общество АИФ должен сформировать ревизионную комиссию.
Управляющие компании акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов
Наиболее жесткие требования к организации внутреннего контроля установлены, на наш взгляд, к управляющим компаниям. Так, в соответствии со ст. 38 Закона N 156-ФЗ управляющей компанией может быть только созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации АО или ООО. Такая компания может использовать в своем наименовании слова "инвестиционный фонд", "акционерный инвестиционный фонд" или "паевой инвестиционный фонд" в сочетании со словами "управляющая компания".
Управляющая компания обязана организовать внутренний контроль за соответствием деятельности, осуществляемой на основании лицензии управляющей компании:
- требованиям федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации;
- правилам доверительного управления паевым инвестиционным фондом, иным договорам, заключенным управляющей компанией при осуществлении указанной деятельности;
- учредительным документам и внутренним документам управляющей компании.
Внутренний контроль осуществляется должностным лицом - контролером или отдельным структурным подразделением управляющей компании (службой внутреннего контроля). Контролер (руководитель службы внутреннего контроля) должен иметь высшее профессиональное образование и отвечать квалификационным требованиям, установленным федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг [3].
Правила организации и осуществления внутреннего контроля в управляющей компании утверждаются советом директоров (наблюдательным советом), а при его отсутствии - общим собранием акционеров (участников) управляющей компании и подлежат регистрации федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Согласно п. 2 ст. 55 Закона N 156-ФЗ федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг в составе прочего устанавливает:
- требования к правилам внутреннего контроля управляющей компании и специализированного депозитария;
- квалификационные требования и требования к профессиональному опыту контролеров (руководителей службы внутреннего контроля) управляющей компании и специализированного депозитария.
Организации, объем выручки которых от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) за предшествовавший отчетному год превышает 400 млн. руб. или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 млн. руб.
На основании данного критерия судить об обязательности организации внутреннего контроля и форме его организации представляется затруднительным.
Организации, представляющие и (или) публикующие сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность
В настоящее время обязательный внутренний контроль установлен только для банковских групп, формирующих консолидированную финансовую отчетность, в целях управления банковскими рисками на консолидированной основе по банковской группе (п. 1.3 положения N 242-П). Организация внутреннего контроля в банковской группе предусматривает единство подходов к организации внутреннего контроля в кредитных организациях, входящих в банковскую группу.
Организации, подлежащие обязательному аудиту в соответствии с иными федеральными законами
Не претендуя на исчерпывающий перечень организаций, подлежащих обязательному аудиту в соответствии с различными федеральными законами, в настоящей статье отметим только те, обязательный аудит которых может быть осуществлен только аудиторскими организациями согласно части третьей ст. 5 Закона N 307-ФЗ.
Государственные корпорации. Государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций (ст. 7.1 Федерального закона от 12.01.96 г. N 7-ФЗ).
В настоящее время на основании отдельных федеральных законов действуют следующие корпорации [4]:
- Государственные корпорации в сфере промышленности и технологий:
- Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом";
- Государственная корпорация "Ростехнологии";
- Государственная корпорация нанотехнологий "Роснано".
- Государственные корпорации в финансовой сфере;
- Государственная корпорация "Внешэкономбанк";
- Государственная корпорация "Агентство по страхованию вкладов";
- Государственные корпорации в иных сферах;
- Государственная корпорация по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта;
- Государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.
Рассмотрим подробнее требования к организации внутреннего контроля в государственных корпорациях.
В соответствии со ст. 32 Федерального закона от 1.12.07 г. N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" для осуществления внутреннего контроля в организациях корпорации создается структурное подразделение внутреннего аудита. Руководитель структурного подразделения внутреннего аудита назначается генеральным директором Государственной корпорации. К компетенции структурного подразделения внутреннего аудита относятся:
- проверка финансово-хозяйственной деятельности организаций корпорации;
- проверка соблюдения установленного порядка ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности в организациях корпорации;
- проверка законности осуществляемых организациями корпорации хозяйственных операций;
- проверка эффективности использования имущества и иных ресурсов организаций корпорации;
- проверка целевого использования средств специальных резервных фондов корпорации ее организациями;
- осуществление по решению наблюдательного совета, генерального директора или правления корпорации контроля за финансово-хозяйственной деятельностью учреждений корпорации, акционерных обществ корпорации и их дочерних и зависимых обществ, а также подведомственных предприятий.
Согласно п. 2 ст. 10 Федерального закона от 23.11.07 г. N 270-ФЗ "О Государственной корпорации "Ростехнологии" (в ред. от 29.12.10 г.) органом внутреннего финансового контроля Государственной корпорации "Ростехнологии" является ее ревизионная комиссия.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27.07.10 г. N 211-ФЗ "О реорганизации Российской корпорации нанотехнологий" Государственная корпорация "Роснано" реорганизуется в форме преобразования в открытое акционерное общество.
Внутренний аудит Внешэкономбанка осуществляется службой внутреннего контроля. Порядок деятельности службы внутреннего контроля определяется наблюдательным советом Внешэкономбанка на основании п. 4 ст. 8 Федерального закона от 17.05.07 г. N 82-ФЗ "О банке развития" (в ред. от 29.12.10 г.). Служба внутреннего контроля Внешэкономбанка выдает заключение по результатам проверки годовой бухгалтерской отчетности и иных документов, предусмотренных данным Законом (ст. 6 Закона N 82-ФЗ). В том числе служба осуществляет контроль за исполнением Меморандума о финансовой политике Государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.07.07 г. N 1007-р (в ред. от 26.11.09 г., с изм. от 15.07.10 г. N 1170-р). Банк ежеквартально готовит отчет, который рассматривается наблюдательным советом Внешэкономбанка (п. 49 распоряжения N 1007-р).
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 23.12.03 г. N 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" (в ред. от 29.12.10 г.) агентство по страхованию вкладов создается в целях осуществления функций по обязательному страхованию вкладов.
Агентство является государственной корпорацией. Статус, цель деятельности, функции и полномочия которой определяются также Федеральным законом от 12.01.96 г. N 7-ФЗ, Законом Российской Федерации от 2.12.90 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" и Федеральным законом от 25.02.99 г. N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" (в ред. от 19.07.09 г.).
Согласно п. 2 ст. 25 Закона N 177-ФЗ внутренний аудит агентства осуществляется службой внутреннего аудита, подотчетной совету директоров.
В соответствии с п. 4 ст. 9 Федерального закона от 30.10.07 г. N 238-ФЗ "О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта" (в ред. от 29.12.10 г.) внутренний финансовый контроль корпорации осуществляется ее ревизионной комиссией.
Согласно п. 3 ст. 5 Федерального закона от 24.07.08 г. N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства" (в ред. от 28.12.10 г.) органом внутреннего финансового контроля фонда содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства является его ревизионная комиссия.
Государственные компании. Государственной компанией признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией на основе имущественных взносов для оказания государственных услуг и выполнения иных функций с использованием государственного имущества на основе доверительного управления. Образование каждой государственной компании осуществляется отдельным Федеральным законом (ст. 7.2 Закона N 7-ФЗ).
В частности, согласно ст. 20 Федерального закона от 17.07.09 г. N 145-ФЗ "О государственной компании "Российские автомобильные дороги" (в ред. от 20.03.11 г.) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" для осуществления внутреннего контроля в государственной компании организовано структурное подразделение внутреннего аудита.
Председатель правления государственной компании назначает руководителя структурного подразделения внутреннего аудита.
К компетенции структурного подразделения внутреннего аудита относится проведение проверок по следующим направлениям:
- финансово-хозяйственная деятельность компании;
- соблюдение установленного порядка ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности в компании;
- законность совершаемых компанией сделок;
- эффективность использования имущества компании;
- целевое использование средств фонда компании.
Отметим, что в обязательном порядке внутренний контроль должен функционировать в организациях (в том числе подлежащих обязательному аудиту), осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, предусмотренные законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ст. 3 Федерального закона от 7.08.01 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (в ред. от 21.04.11 г.).
Литература
1. Головач A.M. Внутренний контроль и внутренний аудит в организации: разграничение компетенции // Аудиторские ведомости. - 2007. - N 1.
2. Никулина Н.Н., Березина С.В. Внутренний контроль в страховом предпринимательстве // Страховые организации: бухгалтерский учет и налогообложение. - 2009. - N 5-6.
3. Малыхин Д.В. О некоторых инициативах по укреплению взаимодействия внешнего и внутреннего аудита // Финансовые и бухгалтерские консультации. - 2006. - N 3.
4. Сотникова Л.В. Оценка состояния внутреннего аудита: практическое пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАТА, 2005.
5. Сотникова Л.В., Шапошникова О.Г. Обязательный аудит - состав объектов и процедура выбора аудитора // Аудиторские ведомости. - 2010. - N 9.
Т.В. Каковкина,
кандидат экономических наук, доцент
Государственная академия промышленного
менеджмента им. Н.П. Пастухова (г. Ярославль)
"Аудиторские ведомости", N 8, август 2011 г.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Стратегия развития страхования в Российской Федерации на 2008-2012 годы (протокол заседания экспертного совета при ФССН России от 25 октября 2007 г. (www.fssn.ru).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Аудиторские ведомости"
Учредители: Аудиторская палата России, Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ
Международный еженедельник "Финансовая газета"
Издатель: Международный еженедельник "Финансовая газета"
Журнал зарегистрирован в Комитете Российской Федерации по печати 31 января 1997 г.
Свидетельство о регистрации N 015676
Адрес редакции: 103006, Москва, ул. Ткацкая, 17а