Новый порядок аттестации рабочих мест: шаг вперед, два шага назад
С 1 сентября 2011 г. вступает в действие новый Порядок аттестации рабочих мест по условиям труда. Автор анализирует изменения, критикует недостатки и недоработки нового документа, проводит анализ рисков для организаций и дает практические рекомендации по прохождению этой аттестации работодателям.
Сравнительный анализ систем аттестации рабочих мест в странах СНГ
При всем многообразии оценок процесса аттестации рабочих мест по условиям труда - от восторженных до откровенно негативных - следует признать, что в действующей на сегодняшний день государственной системе управления охраной труда это мероприятие является центральным. Основная цель этого мероприятия - обосновать необходимость установления так называемых "компенсаций" за так называемые "вредные условия труда". Здесь следует заметить, что термины, приведенные в скобках, используются в системе аттестации рабочих мест не вполне правомерно, однако более подробно этот вопрос будет освещен в следующем номере журнала.
Ни в одной развитой стране мира такая процедура, как аттестация рабочих мест по условиям труда, включающая обязательное измерение и оценку всех производственных факторов на рабочих местах, под пристальным надзором государства, не проводится. Вместо этого применяется процедура выявления опасностей и оценки рисков, информирование работников о рисках до подписания контракта и управление этими рисками. Управление рисками предполагает проведение целесообразных мероприятий по предотвращению выявленных опасностей, которые могут привести к неприемлемому ущербу для здоровья работника, а следовательно, и для бюджета работодателя. Устраняются только те опасности, которые явно определены законодательством или предполагаемый (вероятный) ущерб от которых явно превышает затраты на устранение опасности.
Международная организация труда смотрит на нашу национальную забаву под названием "аттестация рабочих мест по условиям труда" с некоторым сожалением, но и с пониманием того факта, что наше трудовое законодательство пока еще не созрело для рыночных отношений. В одной из брошюр Субрегионального Бюро МОТ для стран Восточной Европы и Центральной Азии, выпущенной к Международному дню охраны труда, говорится: "На ранней стадии промышленного развития за вредную и потенциально опасную работу трудящиеся получали более высокие выплаты. Таким образом, работникам частично компенсировали риски и вред их здоровью. Однако в современном обществе эта система практически изжила себя и в основном больше нигде не используется, за исключением стран СНГ и некоторых стран Восточной Европы".
Действительно, в ближайших республиках СНГ (Украина, Казахстан, Белоруссия) аттестация рабочих мест по условиям труда также проводится, хоть и с некоторыми особенностями, которые позволяют считать этот процесс более разумным и целесообразным.
Например, в Украине основная цель аттестации заключается в регулировании отношений между работодателем и работниками в области реализации прав на здоровые и безопасные условия труда, льготное пенсионное обеспечение, льготы и компенсации за работу в неблагоприятных условиях. Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда утвержден постановлением Кабинета Министров Украины от 01.08.1992 N 442, с тех пор не изменялся и примерно соответствует нашему положению, утвержденному постановлением Минтруда России от 14.03.1997 N 12. Иными словами, несмотря на законодательную обязанность проведения аттестации, сам процесс является внутренним делом организации, силовое навязывание услуг "аттестующих организаций" не осуществляется.
Ст. 2 Закона Республики Беларусь "О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс Республики Беларусь" (далее - Закон о внесении изменений в ТК РБ) предусмотрено, что нанимателями должна быть проведена аттестация рабочих мест по условиям труда только в целях определения права работников на дополнительный отпуск и сокращенную продолжительность рабочего времени за работу с вредными и (или) опасными условиями труда. Оценка условий труда осуществляется по упрощенной методике и не на всех рабочих местах, а только на тех, на которых аттестационная комиссия предполагает наличие вредных (опасных) производственных факторов, дающих право на указанные "компенсации".
В Республике Казахстан аттестации по условиям труда подвергаются не рабочие места, а производственные объекты (в соответствии с Правилами проведения обязательной периодической аттестации производственных объектов по условиям труда, утв. приказом Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 23.08.2007 N 203-п). В отчетных материалах (протоколах, планах мероприятий) фигурируют объекты, участки, помещения.
Такой подход существенно упрощает и удешевляет процедуру аттестации и облегчает формирование плана мероприятий по улучшению условий труда. Результаты аттестации также могут использоваться для "обоснования оплаты труда и предоставления льгот и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и опасными условиями труда, предусмотренных трудовым законодательством Республики Казахстан", однако, главной целью аттестации производственных объектов является приведение условий труда в соответствие нормативам. Для аттестации могут привлекаться и "специализированные организации", но, как и в других республиках СНГ, государственное навязывание их услуг не практикуется.
Обилие природных богатств и, в частности, высокие цены на энергоносители, пока позволяют национальной экономике выдерживать груз нашей отечественной аттестации, при которой проверяются все производственные факторы на всех рабочих местах. При этом работодателям внешняя "услуга" по проведению аттестации рабочих мест навязывается без учета собственных возможностей организации (которые зачастую превышают возможности любой аттестующей организации), без объяснения ее ценности и без предложения альтернативных способов достижения главной цели аттестации (ТК РФ, ст. 209) - приведение условий труда в соответствие государственным нормативным требованиями охраны труда, т.е. устранение нарушений трудового законодательства.
Исторические аспекты развития системы аттестации рабочих мест в СССР и в России
Термин "аттестация рабочих мест" встречается уже в союзном КЗоТе 1971 г., где (ст. 102) говорится, что "нормы труда подлежат обязательной замене новыми по мере проведения аттестации и рационализации рабочих мест, внедрения новой техники, технологии и организационно-технических мероприятий, обеспечивающих рост производительности труда".
При этом "администрация предприятия, учреждения, организации обязана обеспечивать нормальные условия работы для выполнения работниками норм выработки". Такими условиями, в т.ч., считаются "...5) безопасные и здоровые условия труда (соблюдение правил и норм по технике безопасности, необходимое освещение, отопление, вентиляция, устранение вредных последствий шума, излучений, вибрации и других факторов, отрицательно влияющих на здоровье работников, и т.д.)" (КЗоТ, ст. 108).
Поскольку в КЗоТ термин "аттестация рабочих мест" больше не встречался, из этого можно сделать вывод, что конечной целью "аттестации и рационализации рабочих мест" в СССР считалось повышение производительности труда. В качестве одного из факторов повышении производительности вполне разумно рассматривались "безопасные и здоровые условия труда".
В постановлении Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦРПС от 02.10.1985 N 381/22-68, п. 2, а также и во всех последующих записано, что объединения, предприятия и организации утверждают перечни рабочих мест, на которых устанавливаются конкретные размеры доплат рабочим по условиям труда на основе отраслевых перечней и аттестации рабочих мест. Так, впервые в законодательстве об охране труда понятие "аттестация рабочего места" связывается с уровнем заработной платы.
Этот подход также можно считать обоснованным, т.к. неблагоприятные (отклоняющиеся от нормальных) условия труда обуславливают повышенные затраты рабочей силы, что в свою очередь должно компенсироваться повышением оплаты труда. С другой стороны, такой подход сразу же становится сдерживающим фактором для совершенствования оборудования и технологий, обусловленным нежеланием работников расставаться с дополнительным доходом, не связанным с конечным результатом их труда. Выделение дополнительной оплаты труда из общей заработной платы, определяемой с учетом тяжести и напряженности труда, риска для жизни и здоровья, в отдельную статью (доплаты, "компенсации"), стало одним из факторов перерождения квалифицированного рабочего класса в частично люмпенизированный пролетариат, в большей степени ориентированный на "молоко за вредность" и доплаты, чем на профессионализм, производительность и качество труда.
Последний раз термин "аттестация рабочего места" в СССР появился в одном из последних законов "О пенсионном обеспечении граждан СССР" (от 15 мая 1990 г.), согласно которому (ст. 14) пенсии по возрасту на льготных условиях даются по результатам аттестации рабочих мест. В этой же статье поручается Совету Министров СССР разработать и утвердить Положение об органах Государственной экспертизы условий труда и порядок проведения аттестации рабочих мест. 13.08.1990 Совет Министров СССР издает постановление N 812 "О Государственной экспертизе условий труда". В связи с распадом СССР это постановление не было выполнено.
С созданием в России Государственной экспертизы условий труда (постановление СМ РСФСР от 03.12.1990 N 557) в ее функции было вменено "осуществление государственного контроля за... качеством проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и их отнесением к категории с вредными и тяжелыми условиями труда". На логичные вопросы: что такое "аттестация рабочих мест по условиям труда", кто и каким образом должен ее проводить, как отличить "вредные" условия труда от "полезных", а "тяжелые" от "легких" - это постановление ответа не дает.
В некоторой степени конкретизировал смысл "аттестации рабочих мест по условиям труда" в 1991 г. Совет Министров РСФСР, который обязал руководителей предприятий (объединений), организаций провести аттестацию рабочих мест и принять необходимые меры к улучшению условий труда (постановление СМ РСФСР от 02.10.1991 N 517 "О пенсиях на льготных условиях по старости (по возрасту) и за выслугу лет"). По своему смыслу действие постановления распространялось только на предприятия и соответственно на рабочие места, имевшие отношение к Спискам N 1 и N 2. По существу этот подход был более правильным, поскольку позволял сконцентрировать ограниченные ресурсы на решении наиболее важных проблем.
Во исполнение этого постановления приказом Минтруда РФ от 08.01.1992 N 2 была утверждена Инструкция о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, далее - Инструкция. Инструкция устанавливала порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в целях проведения оздоровительных мероприятий и предоставления льгот и компенсаций за вредные и тяжелые условия труда. Она предназначалась для использования на предприятиях и в организациях народного хозяйства, независимо от форм собственности и хозяйствования.
Инструкция уже содержала требование о проведении аттестации по условиям труда на всех рабочих местах с полным охватом измерениями и оценками всех вредных и опасных производственных факторов.
Эта инструкция и принятый в ней соответствующий подход не могли бы появиться в СССР, т.к. рачительный работодатель (советское государство в лице Совета Министров СССР, ЦК КПСС) не допустили бы нерациональных затрат государственных средств, чтобы "по каждому учтенному рабочему месту" измерить и оценить "все имеющиеся на рабочем месте опасные и вредные производственные факторы".
Гигиеническая классификация условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса в ходе аттестации осуществлялась в соответствии с одноименным документом, утвержденным Главным государственным санитарным врачом СССР 12.08.1986 N 4137-86. Характерно, что этот нормативный документ давал определение вредных и опасных условий труда, принципиально отличающееся от нынешнего (табл. 1).
Таблица 1
Сравнение классификаций условий труда
Гигиеническая классификация условий труда (1986 г.) | Критерии и классификация условий труда (2005 г.) |
"Вредные и опасные условия труда - это условия и характер труда, при которых, вследствие нарушения санитарных норм и правил, возможно воздействие опасных и вредных факторов производственной среды в значениях, превышающих гигиенические нормативы, и психофизиологических факторов трудовой деятельности, вызывающих функциональные изменения организма, которые могут привести к стойкому снижению работоспособности и/или нарушению здоровья работающих". | "Вредные условия труда (3 класс) характеризуются наличием вредных факторов, уровни которых превышают гигиенические нормативы и оказывают неблагоприятное действие на организм работника и/или его потомство. Вредные условия труда по степени превышения гигиенических нормативов и выраженности изменений в организме работников условно разделяют на 4 степени вредности..." "Опасные (экстремальные) условия труда (4 класс) - воздействие производственных факторов в течение рабочей смены (или ее части) создает угрозу для жизни, высокий риск развития острых профессиональных поражений, в т.ч. и тяжелых форм". |
В конце 90-х г. прошлого века идея аттестации рабочих мест получила новое развитие. Постановлением Минтруда РФ от 14.03.1997 N 12 утверждено Положение о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, далее - Положение 1997 г.
По существу, Положение 1997 г. практически ничего не изменило в методологии и целях аттестации рабочих мест. Положение 1997 г., как и Инструкция, выдержало направление в большей степени на "предоставление льгот и компенсаций за вредные условия труда", чем на улучшение условий труда. Несмотря на более высокий нормативный статус (постановление, а не инструкция), аттестация рабочих мест по условиям труда в организациях фактически началась только в 1999 г. с выходом Федерального закона от 17.07.1999 N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации". Этот законодательный акт утвердил обязательный характер проведения аттестации рабочих мест по условиям труда для каждого работодателя, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. В действующем ТК РФ положение об обязательности проведения аттестации рабочих мест также осталось в силе (ст. 212).
Начиная с 1991 г., т.е. с начала становления многоукладной экономики взамен единой государственной, цели аттестации рабочих мест от рациональных, осознанных, связанных с социально-экономическим развитием предприятия, начали все более интенсивно дрейфовать в сторону превращения этого мероприятия в вид государственного надзора за соблюдением работодателями государственных нормативных требований охраны труда. Аттестация рабочих мест окончательно оторвалась собственно от рабочего места, производственного процесса и результатов труда, ограничившись оценкой условий труда, "как бы" в интересах охраны здоровья работников. Интересы предприятия (работоспособность персонала и производительность труда), общества (опять же производительность труда, уровень жизни и состояние здоровья населения) оказались вне сферы интересов государства. При этом все расходы по проведению этого надзорного мероприятия несет хозяйствующий субъект. Аттестационный надзор за соблюдением государственных требований охраны труда в бюджетных учреждениях путем проведения аттестации рабочих мест государственных служащих также перекладывается на предприятия экономического сектора через налоговые отчисления, наполняющие бюджетную систему.
Разработка нового Порядка аттестации рабочих мест по условиям труда взамен Положения 1997 г. началась в 2005 г. В первом рабочем варианте новый порядок практически не отличался от прежнего. Последний вариант, подготовленный для направления в Минюст России, уже отражал точку зрения нового руководства "охраны труда" в Российской Федерации: усиление административного надзора за деятельностью хозяйствующих субъектов, за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда.
Однако большинство предложенных нововведений не прошли "сито" Минюста России и на выходе получилось фактически то же Положение 1997 г. с ошибками, обусловленными резкими изменениями концепции документа в процессе его разработки и не всегда корректными исправлениями, произведенными в Минюсте России. Единственным существенным изменением, отражающим политику нынешнего руководства Минздравсоцразвития России, явилось требование о направлении отчетных материалов о результатах аттестации в Государственную инспекцию труда.
Этот Порядок (утв. приказом Минздравсоцразвития России от 31.08.2007 N 569) вступил в силу с 01.09.2008 и действовал ровно 3 года до 01.09.2011, далее - Порядок 2007 г. На смену этому Порядку пришел новый ("новейший") Порядок, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342н, далее - Порядок 2011 г.
Следует отметить, что несмотря на настойчивые попытки Минздравсоцразвития России превратить систему аттестации рабочих мест в инструмент прямого государственного управления охраной труда на каждом хозяйствующем субъекте (независимо от формы собственности), "новейший" Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда фактически мало чем отличатся по существу от Положения 1997 г. К счастью, и в этом случае Минюст России оказался на высоте и не позволил реализовать в новом порядке аттестации противозаконные инициативы Минздравсоцразвития России.
Невозможность внесения существенных изменений в систему аттестации рабочих мест, т.к. ее понимают в Минздравсоцразвития России, обусловлена рядом объективных обстоятельств, которые инициаторы и разработчики "новейшего" Порядка аттестации рабочих мест, так же как и их предшественники, так и не смогли преодолеть или обойти.
Объективные ограничения системы аттестации
Невозможность дальнейшего развития системы аттестации рабочих мест по условиям труда обусловлена фундаментальным отставанием национального трудового законодательства от развития производительных сил и производственных отношений. Декларируя равенство сторон трудовых отношений (ст. 1), ТК РФ фактически стоит на стороне наемных работников, препятствуя развитию экономики, росту уровня жизни работающего населения и пенсионеров.
Это может показаться невероятным, но до сегодняшнего дня "охраной труда" в Российской Федерации управляет не работодатель или руководитель организации, а государство. ТК РФ (ст. 216) недвусмысленно определяет: "Государственное управление охраной труда осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти...". Это положение говорит очень о многом. Неспроста один из промежуточных проектов приказа о введении в действие нового Порядка аттестации рабочих мест (Порядка 2011 г.) начинался словами: "В соответствии со ст. 216 ТК РФ..." Аттестация рабочих мест по условиям труда является одним из обязательных элементов государственной системы управления охраной труда, в которой и работодатели и работники являются объектами, а не субъектами управления.
В ТК РФ (ст. 209) дается всеобъемлющее, очень формальное и в большей степени популистское определение "охраны труда", которое не отражает ни области действия этой "системы", ни состава мероприятий, ни конкретных целей этой деятельности ("сохранение жизни и здоровья работников" цель высокая, но фактически не достижимая, поскольку сам труд предполагает затраты здоровья).
Совместный анализ ст. 209, 211, 216 ТК РФ, а также постановления Правительства России от 26.12.2010 N 1160 (далее - Постановление N 1160) позволяет дать следующее примерное определение охраны труда, отражающее фактические рамки и цель этой деятельности: охрана труда - деятельность государственных органов управления по регулированию трудовых отношений, направленная на разработку и надзор за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в законодательных и иных нормативных правовых актах, и устанавливающих обязательные для всех работодателей и работников минимальные требования безопасности при выполнении типовых видов работ.
В соответствии со ст. 209 ТК РФ: "Аттестация рабочих мест по условиям труда - оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда".
Из приведенных определений следует и основное ограничение аттестации рабочих мест по условиям труда - область действия государственных нормативных требований охраны труда, которые на сегодняшний день содержатся только в следующих нормативных правовых актах (Постановление N 1160, п. 2.):
- стандарты безопасности труда (не следует путать с национальными стандартами ССБТ, не обязательными к применению);
- правила и типовые инструкции по охране труда (очевидно, имеются в виду Межотраслевые правила по охране труда, зарегистрированные в качестве нормативных правовых актов);
- государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (только имеющие действующий статус нормативного правового акта и устанавливающие требования к факторам рабочей среды и трудового процесса).
Следует также отметить, что в соответствии с Постановлением N 1160 Порядок 2011 г., являясь нормативным правовым актом, не содержит государственных нормативных требований охраны труда.
Второе ограничение связано с действующим ныне социальным характером понятия "рабочее место". Если в Советском Союзе считалось, что "рабочее место - это зона, оснащенная необходимыми техническими средствами, в которой один или несколько работников выполняют одну и ту же работу или операцию (ГОСТ 19 605-74 "Организация труда. Основные понятия, термины и определения"), то сейчас - "рабочее место - место, где работник должен находиться или куда ему необходимо следовать в связи с его работой и которые прямо или косвенно находятся под контролем работодателя (ТК РФ, ст. 209).
Складывается впечатление, что это действующее определение "рабочего места" в большей степени разработано для расследования несчастного случая, а не для создания нормальных условий для труда. Действующие ныне нормативные правовые акты практически не содержат требований безопасности к оборудованию и инструментам (эти требования ранее содержались в основном стандартах ССБТ), к зданиям и сооружениям (ранее содержались в СНиП). Требования безопасности к опасным производственным объектам, которые содержатся в Правилах безопасности Ростехнадзора, также не входят в состав государственных нормативных требований "охраны труда".
Третье ограничение связано с тем, что аттестация рабочих мест, как и охрана труда в целом, ограничена только сферой трудовых отношений, не распространяется на гражданско-правовые (подрядные) отношения, кооперативы и фермерские хозяйства (без привлечения наемного труда).
Таким образом, сфера действия государственной системы управления охраной труда и, следовательно, аттестации рабочих мест по условиям труда, крайне ограничена. Постепенное становление в России правового государства осталось незамеченным в "охране труда". Тем не менее, либо в силу недостаточной правовой квалификации авторов Порядка 2011 г., либо в результате умысла в тексте содержится множество свободных вариаций термина "государственные нормативные требования охраны труда", призванные неявным образом расширить сферу его действия.
Наличие отмеченных в этой части статьи объективных ограничений сферы охраны труда являются главными причинами безуспешности попыток Минздравсоцразвития России сколь-нибудь существенно видоизменить систему аттестации рабочих мест по условиям труда, которая на сегодняшний день является существенным препятствием для социально-экономического развития страны и значимым фактором риска при оценке инвестиционной привлекательности России.
Основные отличия нового порядка
Несмотря на то что в целом буква и дух нового Порядка 2011 г. остались прежними, некоторые изменения все же произошли. Часть этих изменений действительно являются существенными и должны быть приняты во внимание организациями, проводящими у себя аттестацию рабочих мест, большая часть связана с очередными изменениями в формах отчетных материалов и касается прежде всего аттестующих организаций.
В первую очередь отметим те нововведения, которые касаются аттестационных комиссий организаций и должны быть учтены при планировании процесса аттестации, разработке договора, технического задания и при выборе аттестующей организации.
Следует заметить, что по личному опыту автора в проведении и исследовании аттестации рабочих мест, некоторые важные моменты вскрываются только через несколько лет работы при решении некоторой новой проблемы. Поэтому совершенно точно можно сказать, что в следующем разделе отмечены не все наиболее существенные моменты. С другой стороны, проведенный анализ Порядка 2011 г. нашими специалистами позволил выявить столько противоречий и неточностей, что только перечень вопросов и замечаний сопоставим по объему с текстом Порядка (2011 г.). Это не столько претензия к разработчикам, сколько еще одно подтверждение того очевидного для специалистов факта, что не только аттестацию рабочих мест совершенно правильно провести невозможно, но и совершенный Порядок аттестации рабочих мест в рамках методологии, поддерживаемой Минздравсоцразвитием России, подготовить также невозможно. Устранение одного противоречия сразу же приводит к возникновению новых.
Итак, перечислим наиболее существенные изменения в Порядке аттестации рабочих мест:
Впервые дано определение аттестующей организации и четко обозначены ее неотъемлемые функции: проведение измерений и оценок условий труда, оценки обеспеченности работников СИЗ и оценки травмоопасности. В прежнем Порядке сторона, ответственная за измерения и оценки, была явным образом не установлена, роль аттестующей организации не была определена.
Работодатель теперь просто обязан заключить договор на оказание услуг по аттестации рабочих мест по условиям труда только с аттестующей организацией, аккредитованной на право оказывать услуги в области охраны труда в части проведения аттестации рабочих мест (приказ Минздравсоцразвития России от 01.04.2010 N 205н "Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда").
Порядком впервые установлены конкретные сроки выполнения работодателем своих обязанностей по аттестации:
- срок начала аттестации вновь организованных рабочих мест - не позднее 60 рабочих дней после ввода их в эксплуатацию;
- подписание аттестационной комиссией итогового протокола по результатам аттестации и передача его вместе с отчетом об аттестации работодателю (его представителю) - в течение 10 календарных дней с даты поступления отчета по аттестации, подготовленного аттестующей организацией;
- срок подписания работодателем приказа о завершении аттестации и утверждении отчета об аттестации, а также ознакомление каждого работника под роспись с результатами аттестации его рабочего места - в течение 10 рабочих дней с даты поступления указанного выше протокола и отчета об аттестации;
- срок передачи итоговых документов по аттестации в государственную инспекцию труда - в течение 10 календарных дней с даты издания приказа о завершении аттестации и утверждении отчета об аттестации;
- срок, в течение которого работодатель должен хранить у себя отчеты об аттестации, - в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с приказом Министерства культуры России от 25.08.2010 N 558 "Об утверждении Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения", раздел 7.3, п. 602, документы (положения, протоколы, решения, предложения, заключения, перечни стандартов и норм, перечни рабочих мест, обоснования, данные, информации, ведомости рабочих мест, карты аттестации рабочих мест, планы) об аттестации рабочих мест по условиям труда должны храниться в организации не менее 45 лет, а при тяжелых, вредных и опасных условиях труда - 75 лет на бумажных и электронных носителях, п. 608 планы мероприятий по улучшению условий труда работников - 5 лет и т.д. Исчисление сроков хранения документов производится с 1 января года, следующего за годом окончания их делопроизводством.
В соответствии с Порядком 2011 г. работодателю (руководителю организации) вменяется в обязанность:
а) разработать и утвердить график проведения работ по аттестации таким образом, чтобы все рабочие места организации были включены в график. В предыдущем Порядке 2007 г. также упоминался график проведения аттестации рабочих мест, но в этом документе обязанность по наличию такого графика и включению в него всех рабочих мест установлена совершенно конкретно;
б) утвердить Перечень рабочих мест, подлежащих аттестации по условиям труда, составленный аттестационной комиссией. Перечень рабочих мест является наиболее ответственным документом для всей процедуры аттестации и формальное отношение к нему аттестационных комиссий очень затрудняло как подготовку к аттестации, так и выполнение работ аттестующей организацией. Утверждение этого документа руководителем организации несомненно поднимет статус аттестации рабочих мест и уровень ответственности аттестационной комиссии организации.
Появилась новая отчетная форма, утверждаемая председателем аттестационной комиссии - "Сводная таблица классов условий труда, установленных по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, компенсаций, которые необходимо в этой связи устанавливать работникам". Этот очень полезный документ и раньше разрабатывался серьезными аттестующими организациями в инициативном порядке в целях представления предварительных итогов аттестации на рассмотрение аттестационной комиссии. Теперь этот документ становится обязательным, что является положительным моментом.
Порядок более четко определяет обязанность работодателя содействовать аттестующей организации в своевременном и полном проведении аттестации, предоставлять необходимую информацию и документацию, давать по запросу аттестующей организации разъяснения в устной и письменной формах по вопросам, относящимся к целям аттестации, а также запрашивать необходимые для проведения аттестации сведения у третьих лиц.
Возникла новая обязанность работодателя - издать и утвердить локальный нормативный акт, разработанный на основании Порядка 2011 г., согласованный с первичной профсоюзной организацией или иным представительным органом работника и утвержденном работодателем, в котором отражаются особенности аттестации в организации. Следует заметить, что и раньше специалистами нашей организации поручалась разработка такого локального нормативного акта для некоторых крупных организаций, в котором четко устанавливались обязанности членов аттестационной комиссии, должностных лиц организации, служб, аттестующей организации, формы рабочих документов и др. Более детально прописывались процедурные и методические вопросы, недостаточно конкретно урегулированные законодательством и Порядком аттестации.
По результатам аттестации рабочее место может быть признано аттестованным с комплексной оценкой условий труда: а) соответствует государственным нормативным требованиям охраны труда; б) не соответствует государственным нормативным требованиям охраны труда; в) не аттестовано. В каких случаях рабочее место считается неаттестованным - Порядком 2011 г. не определено (возможно, это ошибка).
Нерешенные проблемы и новые ошибки Порядка 2011 г.
Изменившиеся требования к содержанию Карт аттестации привели к тому, что теперь при ознакомлении с ними работники должны быть проинформированы только о том, предусмотрены ли действующими нормативными правовыми актами для него определенные "компенсации и гарантии" ("да" или "нет"). При этом работник не сможет узнать конкретный размер этих компенсаций. В новом Порядке 2011 г. более ясно сделан акцент на то, что компенсации работникам, занятым во вредных условиях труда, устанавливаются исключительно на основании нормативных правовых актов (вопрос о действующем правовом статусе оснований для назначения т. н. "компенсаций" более подробно будет рассмотрен в следующем номере журнала).
Со стороны нашей организации в рабочую группу по разработке Порядка 2011 г. неоднократно направлялись предложения перейти от оценки травмобезопасности (оценки соответствия рабочих мест нормативным требованиям) к оценке травмоопасности (выявлению опасных факторов).
В результате разработчиками Порядка произведена простая подмена термина "травмобезопасность" термином "травмоопасность" без замены содержания понятия и содержания самой процедуры оценки. Фактически по-прежнему оценивается травмобезопасность, при том, что между "оценкой травмобезопасности" и "оценкой травмоопасности" имеется принципиальное различие.
П. 3 приказа о введении в действие Порядка 2011 г. гласит: "Проведение аттестации рабочих мест по условиям труда до вступления в силу настоящего Приказа осуществляется в соответствии с Порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 31 августа 2007 г. N 569 "Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда" (зарегистрирован Минюстом России 29 ноября 2007 г. N 10577). Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от 31 августа 2007 г. N 569, действительны до проведения очередной аттестации рабочих мест по условиям труда".
В связи с этим возникают минимум два принципиальных вопроса:
- о способе совмещения результатов аттестации рабочих мест, которая проводится в течение периода, охватывающего сроки действия двух нормативных правовых актов. Скорее всего, придется идти на подтасовку дат, подлог документов, поскольку, по нашему опыту, разумного выхода из этой ситуации найти не удается;
- о действительности результатов аттестации, проведенной до вступления в силу приказа Минздравсоцразвития России от 31.08.2007 N 569, т.е. в соответствии с постановлением Минтруда России от 14.03.1997 N 12. Эти материалы, вообще говоря, должны действовать еще 2 года до 01.09.2013.
Возможно, последуют разъяснения Минздравсоцразвития России по этим вопросам, которые разрешат указанные проблемы.
В Порядке 2011 г. также указываются два документа, имеющие, посуществу, один смысл, но разные названия:
а) в п. 12 указано, что аттестационная комиссия "по результатам аттестации разрабатывает план мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. В плане мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда указываются источники финансирования мероприятий, сроки их выполнения, исполнители и устраняемые вредные и (или) опасные производственные факторы по конкретным рабочим местам";
б) в п. 44 Порядка сказано, что организация разрабатывает: "план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда, образец которого предусмотрен приложением N 8 к Порядку. План мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда подписывается председателем аттестационной комиссии и после согласования с комитетом (комиссией) по охране труда, профсоюзным или иным уполномоченным работниками представительным органом передается на утверждение работодателю.
Разумеется, это ошибка, но, учитывая крайний формализм национальной системы охраны труда, он может обернуться для организации значительными затруднениями при сдаче отчетных материалов в Государственную инспекцию труда или в Фонд социального страхования для получения финансирования на предупредительные меры.
В порядке также упоминается Отчет об аттестации, подготовленный аттестующей организации, однако, требования к содержанию и форма такого отчета Порядком 2011 г. не установлены.
Заключение
Таким образом, новый Порядок 2011 г., вступающий в силу с 01.09.2011, принципиально ничего не меняет в процедуре аттестации рабочих мест по сравнению с Положением 1997 г. за исключением полного и безусловного лишения права работодателя проводить аттестацию своими силами. Теперь работодатель обязан заключить договор на оказание услуг только с аккредитованной в Минздравсоцразвития России аттестующей организацией.
Новый Порядок 2011 г. изобилует ошибками, двусмысленностями, внутренними противоречиями, которые были бы не так критичны, если бы этот документ носил рекомендательный характер и допускал свободу толкования в местах его практического применения. Однако в связи с повышением внимания к процедуре аттестации рабочих мест на всех уровнях государственного управления, усилением надзора за проведением аттестации рабочих мест ошибки и недоработки авторов Порядка могут обернуться крупными неприятностями для работодателей. Например, в проекте поправок в КоАП РФ в ст. 5.271 "Нарушение порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда" предлагаются следующие санкции:
- за нарушение установленного порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда - наложение административного штрафа на юридических лиц - от 80 тыс. до 100 тыс. руб.;
- за непроведение аттестации рабочих мест по условиям труда - наложение административного штрафа на юридических лиц - от 100 тыс. до 300 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
- за нарушение установленного порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда либо непроведение аттестации рабочих мест по условиям труда лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичные административные правонарушения, для юридических лиц - наложение административного штрафа в размере от 300 тыс. до 500 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок от 30 до 90 суток.
В новом Порядке 2011 г. обязанность по обучению членов аттестационной комиссии "по общим вопросам" аттестации не упоминается. Но, по мнению автора, ответственные руководители организаций должны позаботиться о том, чтобы члены их аттестационных комиссии были осведомлены о "тонкостях" аттестации. Не следует слепо доверять принятие ответственных и важных для организации социально-экономических решений специалистам аттестующей организации даже при полной уверенности в их высокой профессиональной квалификации.
Перефразируя слова нашего знаменитого сатирика А.И. Райкина, можно сказать: "Есть процессы, которые настоящий руководитель должен возглавить сам, лично. Даже, несмотря на наличие здорового коллектива". Возглавить аттестационную комиссию должен сам руководитель организации или его заместитель, отвечающий за экономику или социально-экономические вопросы. Главный инженер далеко не в каждой организации является подходящей кандидатурой на роль руководителя этого, безусловно, важного и ответственного социально-экономического мероприятия, имеющего к безопасности труда очень отдаленное отношение.
Библиографический список
1. Дутчак А.В. Оплата труда за работу во вредных и опасных условиях // Трудовое право. 2009. - N 2.
2. Программа МОТ "Начни и совершенствуй свой бизнес" (НССБ). [Электронный ресурс] http://ilo.ru/siyb/index_ru.html.
3. Маркс К. Критика "Готской программы" ("Замечания к программе германской рабочей партии") / Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 19. С. 9-32.
4. Федорец А.Г. Аттестация рабочих мест - мина замедленного действия? // Кадровик. Трудовое право для кадровика. - 2010. - N 8.
5. Федорец А.Г. Управление рисками: от оценки травмобезопасности к оценке травмоопасности // Безопасность в техносфере. - 2009. - N 2.
А. Федорец,
канд. техн. наук, доцент, директор
Е. Мишутинская,
заместитель директора АНО "Институт безопасности труда"
"Кадровик. Трудовое право для кадровика", N 9, сентябрь 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Кадровик"
Журнал из 5 тетрадей: "Кадровик. Кадровое делопроизводство", "Кадровик. Кадровый менеджмент", "Кадровик. Официальные документы и нормативные акты для кадровика", "Кадровик. Рекрутинг для кадровика", "Кадровик. Трудовое право для кадровика".
Зарегистрирован Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации ПИ N 77 14211 от 22 декабря 2002 г.
Входит в перечень изданий ВАК.
Адрес: 125040, Москва, а/я 1 ИД "Панорама"
Тел.: (495) 250 76 87, (495) 250 75 24
Индексы на подписку:
- по каталогу агентства "Роспечать" - 80757;
- по каталогу "Почта России" - 99656.
ISSN 2074-0107