Без аттестации рабочих мест не обойтись
Организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся оказанием услуг в сфере общественного питания, в обязательном порядке должны проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда. Это требование Трудового кодекса, и касается оно всех работодателей без исключения. Многие видят в нем только лишнюю трату денег, на самом деле аттестация направлена на решение очень многих задач и в первую очередь на сокращение уровня травматизма от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Что такое аттестация рабочих мест?
Соответствующее определение можно найти в Трудовом кодексе. Согласно ст. 209 под аттестацией рабочих мест по условиям труда понимается оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. В свою очередь условия труда - это совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.
Аттестация рабочих мест проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. Обязанность по принятию указанного порядка возложена на Минздравсоцразвития*(1). С 1 сентября 2011 года введен в действие Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 N 342н (далее - Порядок). До этой даты действовал порядок, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.08.2007 N 569.
Обратите внимание! Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной до 01.09.2011, действительны до очередной аттестации рабочих мест по условиям труда.
Порядком установлены требования к проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, а также к оформлению и использованию результатов аттестации. В пункте 3 Порядка перечислено, в каких именно целях используются результаты аттестации.
Какие рабочие места подлежат аттестации?
Согласно п. 4 Порядка аттестации подлежат все рабочие места работодателя, в том числе вновь создаваемые (ранее действовало такое же требование). Определение рабочего места дано в ст. 209 ТК РФ: это место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. Нужно учитывать, что в состав рабочих мест могут войти нестационарные рабочие места - места с территориально меняющимися рабочими зонами. Такой зоной является часть рабочего места, оснащенная необходимыми средствами производства, в которой один или несколько работников выполняют сходную по характеру работу или операцию. В рамках проведения аттестации нестационарных рабочих мест в первую очередь определяется перечень типичных технологических операций со стабильным набором и величиной вредных или опасных производственных факторов. Время выполнения каждой операции рассчитывается экспертным путем (на основании локальных нормативных актов), а также (по новым правилам) путем опроса работников и их непосредственных руководителей. Именно этим операциям и будет даваться оценка соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (п. 41 Порядка).
Помимо этого, при проведении аттестации могут быть выделены аналогичные рабочие места, которые характеризуются совокупностью следующих признаков:
- профессии или должности одного наименования;
- выполнение одних и тех же профессиональных обязанностей при ведении однотипного технологического процесса в одинаковом режиме работы;
- использование однотипного производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья;
- работа в одном или нескольких однотипных помещениях или на открытом воздухе;
- использование однотипных систем вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;
- одинаковое расположение объектов (производственного оборудования, транспортных средств и т.п.) на рабочем месте;
- одинаковый набор вредных и (или) опасных производственных факторов одного класса и степени;
- одинаковая обеспеченность средствами индивидуальной защиты.
При аттестации аналогичных рабочих мест учитывается следующая особенность: как только будет проведена оценка 20% таких рабочих мест (но не менее двух), для оценки вредных и опасных производственные факторов можно использовать уже полученные данные. Но если в процессе выборочной оценки будет выявлено хотя бы одно рабочее место, не отвечающее признакам аналогичности, оценке придется подвергнуть все рабочие места без исключения. В результате нужно будет определять новый перечень рабочих мест с учетом результатов измерений и оценок (п. 40 Порядка). Новый потому, что первоначально был составлен перечень с выделением аналогичных рабочих мест.
Если все-таки наличие аналогичных рабочих мест подтвердится, на них (естественно, одного наименования) будет составлена одна карта аттестации рабочего места*(2) (карта оформляется на первое рабочее место из списка аналогичных мест). Это связано с тем, что условия труда и мероприятия по их улучшению, установленные хотя бы для одного рабочего места из числа 20% аналогичных рабочих мест, являются едиными для всех аналогичных рабочих мест.
К сведению. Перечень опасных и вредных факторов, свойственных производственным процессам в общественном питании, можно найти в Межотраслевых правилах по охране труда в общественном питании*(3). Согласно п. 2.1 этих правил в зависимости от вида организации общественного питания на работников может воздействовать комплекс опасных и вредных факторов производственной среды, в том числе психофизиологические факторы, обусловленные трудовым процессом, в частности:
- движущиеся машины и механизмы, подвижные части торгово-технологического оборудования, перемещаемые товары, сырье, тара;
- напряжение в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;
- острые кромки, заусенцы и шероховатость на поверхностях инструментов, оборудования, инвентаря, товаров и тары;
- повышенная или пониженная температура поверхностей оборудования, товаров, сырья и продукции;
- повышенная или пониженная температура, влажность и подвижность воздуха рабочей зоны;
- тепловое (инфракрасное) излучение;
- повышенный уровень шума на рабочем месте;
- общая и локальная вибрация;
- наличие статического электричества;
- повышенный уровень электромагнитных полей;
- отсутствие или недостаток естественного света;
- недостаточная освещенность рабочей зоны, пониженная контрастность, прямая и отраженная блесткость.
Допустимые параметры опасных и вредных производственных факторов приведены в приложении 1 к Межотраслевым правилам по охране труда в общественном питании.
Еще одна особенность, которая должна учитываться при аттестации рабочего места: возможны ситуации, когда в соответствии с приказом руководителя или трудовым договором в должностные обязанности работника определенной профессии (должности) включены виды работ, отсутствующие в квалифицированной характеристике этой профессии (должности). При проведении аттестации оценке подлежат все виды работ, выполняемые сотрудником на рабочем месте (п. 42 Порядка).
Плановые и внеплановые аттестации
Согласно п. 5 Порядка при установлении сроков проведения аттестации рабочих мест по условиям труда работодатель должен исходить из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет. Таким образом, каждые пять лет (или чаще) в организации общественного питания или у предпринимателя должна проводиться плановая аттестация рабочих мест. Ранее действовало такое же требование, но теперь уточнено, что указанный срок отсчитывается с даты завершения предыдущей аттестации. Что касается даты начала проведения очередной аттестации, ею признается дата издания приказа работодателя об утверждении состава аттестационной комиссии и графика проведения работ по аттестации.
Помимо плановой, возможна еще и внеплановая аттестация, которая проводится (п. 48 Порядка):
- в случае ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест. Здесь следует отметить: ранее такая аттестация должна была проводиться сразу после ввода нового рабочего места в эксплуатацию. По новым правилам внеплановая аттестация таких рабочих мест должна быть начата в течение 60 рабочих дней. При этом оценка факторов производственной среды и трудового процесса, травмоопасности рабочего места и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты (СИЗ) производится в полном объеме;
- по результатам государственной экспертизы условий труда, проведенной в целях оценки качества проведения аттестации. Если по результатам такой эксперты будут выявлены несоответствия материалов проведенной аттестации государственным нормативным требованиям, аттестационной комиссии необходимо разработать и реализовать комплекс мер по приведению материалов аттестации в соответствие с экспертным заключением (п. 51 Порядка);
- при выполнении мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда, а также мероприятий по улучшению условий труда;
- в случае замены производственного оборудования;
- при изменении технологического процесса;
- при изменении средств коллективной защиты.
Результаты внеплановой аттестации оформляются в том же порядке, что и результаты очередной плановой аттестации. При этом для каждого рабочего места оформляется новая карта аттестации с учетом изменений и дополнений.
О порядке создания аттестационной комиссии
В соответствии с п. 9 Порядка для организации и проведения аттестации работодателем создается аттестационная комиссия. При этом если в ранее применявшемся порядке состав данной комиссии всего лишь рекомендовался, теперь он четко определен. Итак, в состав аттестационной комиссии включаются:
- представители работодателя. Это могут быть руководители структурных подразделений, юристы, специалисты по кадрам, труду и заработной плате, главные специалисты, медицинские и иные работники;
- специалист по охране труда;
- представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников;
- представители аттестующей организации. Такой организацией признается юридическое лицо, аккредитованное в установленном порядке*(4) в качестве организации, оказывающей услуги по аттестации и выполняющей на основании договора гражданско-правового характера с работодателем измерения и оценки, а также оценку соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, оформление и подготовку отчета об аттестации. Привлекаемая аттестующая организация должна являться независимым лицом по отношению к работодателю, то есть эти лица не должны быть аффилированными*(5).
Обратите внимание! По новым правилам работодателю разрешается для выполнения работ по аттестации привлекать несколько аттестующих организаций. Работа между такими организациями может быть распределена как по количеству рабочих мест, подлежащих аттестации, так и по видам работ, выполняемых на данных рабочих местах.
Состав аттестационной комиссии предприятий малого бизнеса, включая микропредприятия (речь идет о субъектах малого предпринимательства), представлен в упрощенном варианте:
- работодатель (его представитель);
- представители аттестующей организации;
- представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии);
- представители организации или специалист, привлекаемый работодателем по гражданско-правовому договору для осуществления функций службы охраны труда (специалиста по охране труда).
К сведению. Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ" субъектами малого и среднего предпринимательства являются хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям. Если средняя численность работников за предшествующий календарный год не превышает 100 человек, а выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) - 400 млн. руб., хозяйствующий субъект признается субъектом малого предпринимательства. Если же эти данные составляют 15 человек и 60 млн. руб. соответственно, это уже микропредприятие (ст. 4 указанного закона)*(6).
Права и обязанности работодателя и аттестующей организации
В соответствии с п. 7 Порядка при проведении аттестации работодатель вправе требовать от аттестующей организации:
- документального подтверждения аккредитации на право оказывать услуги в области охраны труда в части проведения аттестации рабочих мест путем предоставления уведомления (его копии) о включении аттестующей организации в реестр организаций, оказывающих услуги в области охраны труда;
- проведения измерений и оценок в соответствии с действующими нормативными правовыми актами;
- представления обоснований выводов, сделанных аттестующей организацией по результатам аттестации. Аттестующая организация не вправе отказаться от представления этих обоснований.
Что касается обязанностей, работодатель при проведении аттестации должен:
- содействовать аттестующей организации в своевременном и полном проведении аттестации, предоставлять необходимую информацию и документацию, давать по запросу аттестующей организации разъяснения в устной и письменной форме по вопросам, относящимся к целям аттестации, а также запрашивать у третьих лиц необходимые для проведения аттестации сведения;
- не предпринимать преднамеренных действий, направленных на сужение круга вопросов, подлежащих анализу и оценке при проведении аттестации, а также на сокрытие (ограничение доступа) к информации и документации по вопросам, относящимся к целям аттестации, запрашиваемых аттестующей организацией;
- не утверждать отчет об аттестации, если он содержит документы (по перечню, приведенному в п. 44 Порядка), не подписанные представителями аттестующей организации, входящими в состав аттестационной комиссии.
Аттестующая организация в ходе проведения аттестации:
- определяет методы проведения измерений и оценок, руководствуясь действующим нормативными правовыми актами и Порядком, а также количественный и персональный состав специалистов, проводящих измерения и оценку;
- исследует в полном объеме документацию, связанную с организацией работы по обеспечению требований охраны труда у работодателя;
- запрашивает и получает у работодателя (его представителя) разъяснения по возникшим в ходе аттестации вопросам;
- отказывается от проведения аттестации в случае непредставления работодателем необходимой документации или отказа работодателя обеспечить требуемые нормативной документацией условия проведения измерений и оценок.
Порядок проведения оценки условий труда
На основании п. 13 Порядка оценка соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда включает в себя:
- оценку соответствия условий труда гигиеническим нормативам;
- оценку травмоопасности рабочих мест;
- оценку обеспеченности работников СИЗ. Данная оценка не проводится, если выдача СИЗ не предусмотрена типовыми нормами бесплатной выдачи работникам СИЗ и не требуется по фактическому состоянию условий труда;
- комплексную оценку условий труда на рабочих местах.
Обратите внимание: оценки проводятся последовательно. Например, оценка обеспеченности работников СИЗ может быть проведена только при наличии результатов оценки соответствия условий труда гигиеническим нормативам и оценки травмоопасности рабочего места.
Оценка соответствия условий труда гигиеническим нормативам
На данном этапе оценке подлежат все имеющиеся на рабочем месте факторы производственной среды и трудового процесса, характерные для технологического процесса и оборудования, применяемых на данном рабочем месте. С этой целью используется Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда Р 2.2.2006-05*(7). Кроме того, при формировании перечня факторов производственной среды и трудового процесса, подлежащих оценке, учитываются:
- положения государственных нормативных требований охраны труда;
- характеристики технологического процесса и производственного оборудования;
- применяемые сырье и материалы;
- результаты ранее проводившихся измерений показателей вредных и (или) опасных производственных факторов;
- предложения работников.
Оценка соответствия условий труда гигиеническим нормативам проводится путем инструментальных измерений и оценок уровней факторов производственной среды и трудового процесса в ходе осуществления штатных производственных (технологических) процессов и штатной деятельности организации. Исходя из степени отклонения фактических уровней факторов рабочей среды и трудового процесса от гигиенических нормативов, условия труда по степени вредности и опасности условно п. 4.2 указанного руководства подразделяются на 4 класса:
- оптимальные (1-й класс) - условия, при которых сохраняется здоровье работника и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности;
- допустимые (безопасные) (2-й класс). Данный класс присваивается таким уровням факторов, которые не превышают установленных гигиенических нормативов для рабочих мест, а возможные изменения функционального состояния организма восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены и не оказывают неблагоприятного действия в ближайшем и отдаленном периоде на состояние здоровья работников и их потомство;
- вредные (3-й класс). В этом случае условия труда характеризуются наличием вредных факторов, уровни которых превышают гигиенические нормативы и оказывают неблагоприятное действие на организм работника и (или) его потомство. Вредные условия труда по степени превышения гигиенических нормативов и выраженности изменений в организме работников условно разделяют на 4 степени вредности;
- опасные (экстремальные) (4-й класс). К этому классу относятся такие факторы рабочей среды, воздействие которых в течение рабочей смены (или ее части) создает угрозу для жизни, высокий риск развития острых профессиональных поражений, в том числе в тяжелых формах.
В результате оценки соответствия условий труда гигиеническим нормативам по каждому фактору или группе факторов на отдельное рабочее место оформляются протоколы измерений и оценок, являющиеся неотъемлемой частью карты аттестации рабочего места по условиям труда.
Обратите внимание: согласно п. 5 Порядка аттестационная комиссия вправе принять мотивированное решение о непроведении измерений и оценок факторов рабочей среды и трудового процесса, если их проведение угрожает безопасности работников при выполнении ими основной работы или специалистов аттестующей организации, выполняющих измерения и оценки. Указанное решение оформляется в письменном виде, подписывается членами аттестационной комиссии и прилагается к материалам аттестации. При этом условия труда на рабочих местах, в отношении которых принимается решение не проводить изменения и оценки, относятся к опасным условиям труда.
Оценка травмоопасности рабочих мест
Объектами данной оценки выступают:
- производственное оборудование. Оценка травмоопасности оборудования осуществляется путем анализа технической документации, содержащей требования безопасности при выполнении работ, внешнего осмотра оборудования в ходе штатной работы на соответствие его состояния требованиям действующих нормативных правовых актов по охране труда;
- приспособления и инструменты, используемые при осуществлении технологических процессов. В данном случае оценка проводится путем внешнего осмотра и проверки соответствия состояния приспособлений и инструментов требованиям нормативных правовых актов по охране труда;
- соответствие подготовки работников по вопросам охраны труда установленным требованиям.
В ходе проверки выявляется соответствие указанных объектов требованиям охраны труда, невыполнение которых может привести к травмированию работников. Полученные результаты фиксируются в протоколе оценки травмоопасности рабочего места, в котором среди прочего указывается, к какому классу относятся условия труда.
В соответствии с п. 28 Порядка по результатам оценки травмоопасности условиям труда может быть присвоен один из трех классов.
Класс травмоопасности | Характеристика |
1-й класс (оптимальный) | 1. На рабочем месте не выявлено ни одного несоответствия требованиям охраны труда. 2. Не проводятся работы, связанные с ремонтом производственного оборудования, зданий и сооружений, работы повышенной опасности и другие работы, требующие специального обучения по охране труда, или отсутствует производственное оборудование и инструмент |
2-й класс (допустимый) | 1. На рабочем месте не выявлено ни одного несоответствия требованиям охраны труда. 2. Проводятся работы, связанные с ремонтом производственного оборудования, зданий и сооружений, работы повышенной опасности и другие работы, требующие специального обучения по охране труда. 3. Эксплуатируется производственное оборудование с превышенным сроком службы (выработанным ресурсом), что не запрещено специальными требованиями безопасности на это оборудование. 4. Выявлены повреждения и (или) неисправности средств защиты, не снижающие их защитных функций |
3-й класс (опасный) | На рабочем месте выявлено одно и более несоответствие требованиям охраны труда |
Оценка обеспеченности работников СИЗ
На данном этапе проводятся следующие процедуры (последовательно):
- сопоставляется номенклатура фактически выданных СИЗ с соответствующими типовыми нормами бесплатной выдачи работникам СИЗ. В отношении работников предприятий общественного питания такие нормы приведены в разделе II приложения 7 к Постановлению Минтруда РФ от 29.12.1997 N 68. Нормы выдачи СИЗ для работников профессий, общих для всех отраслей экономики, приведены в приложении к Приказу Минздравсоцразвития РФ от 01.10.2008 N 541н и приложении к Постановлению Минтруда РФ от 31.12.1997 N 70;
- проверяется наличие сертификатов (деклараций) соответствия СИЗ, выданных работникам;
- проверяется соблюдение установленного порядка обеспечения работников СИЗ. Обязательные требования к приобретению, выдаче, применению, хранению и уходу за специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты установлены Межотраслевыми правилами обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты*(8);
- оценивается соответствие выданных СИЗ фактическому состоянию условий труда на рабочем месте.
Оценка обеспеченности работников СИЗ на рабочем месте оформляется протоколом оценки обеспеченности работников СИЗ на рабочем месте, в котором в качестве итоговой оценки указывается, соответствует или не соответствует рабочее место требованиям обеспеченности работников СИЗ. Дается отрицательная оценка, если выявляется хотя бы одно несоответствие.
Комплексная оценка условий труда на рабочих местах
Данная оценка на рабочем месте включает в себя результаты оценок:
- класса (подкласса) условий труда, установленного по результатам оценки соответствия условий труда гигиеническим нормативам;
- класса условий труда по травмоопасности;
- обеспеченности работников СИЗ.
Рабочее место признается аттестованным с комплексной оценкой условий труда "соответствует государственным нормативным требованиям охраны труда" при соблюдении следующих условий:
1) условия труда на рабочем месте отвечают гигиеническим нормативам;
2) при оценке травмоопасности рабочего места не выявлены несоответствия требованиям охраны труда;
3) рабочее место соответствует требованиям обеспеченности работников СИЗ.
Если выявлено хотя бы одно несоответствие, рабочее место признается аттестованным с комплексной оценкой условий труда "не соответствует государственным нормативным требованиям охраны труда". В случае отнесения условий труда на рабочем месте к опасным условиям работодатель должен незамедлительно разработать и реализовать комплекс мер, направленных на снижение уровня воздействия опасных факторов производственной среды и трудового процесса либо на уменьшение времени их воздействия (п. 39 Порядка).
Порядок оформления результатов аттестации рабочих мест
Результаты аттестации заносятся в отчет об аттестации, к которому прилагаются документы, перечисленные в п. 44 Порядка. Аттестационная комиссия рассматривает этот отчет в течение 10 календарных дней, после чего подписывается итоговый протокол заседания комиссии. Протокол вместе с отчетом передается работодателю (его представителю), который в течение 10 рабочих дней должен подписать приказ о завершении аттестации и утвердить отчет об аттестации, а также ознакомить работников под подпись с результатами аттестации. Кроме того, на работодателя возложена обязанность по направлению сводной ведомости результатов аттестации рабочих мест по условиям труда и сведений об аттестующей организации в государственную инспекцию труда субъекта РФ. На это ему дается 10 календарных дней с даты издания приказа о завершении аттестации и подписании отчета об аттестации (п. 45 Порядка).
Отчеты об аттестации должны храниться у работодателя в течение сроков, установленных законодательством РФ. Место и порядок хранения отчетов определяет работодатель. В прежнем порядке был установлен конкретный срок - 45 лет.
На сегодняшний день сроки хранения документов об аттестации рабочих мест по условиям труда установлены Приказом Минкультуры РФ от 25.08.2010 N 558 (45 лет, а при тяжелых, вредных и опасных условиях труда - 75 лет). Однако данный документ в свое время не прошел процедуру обязательного опубликования (была опубликована только вводная часть приказа, что не может рассматриваться как его публикация, поскольку без неопубликованного перечня положения приказа не могут применяться). В связи с этим ВАС признал, что данный приказ не влечет правовых последствий как не вступивший в силу и не подлежит применению в полном объеме с момента его издания (Решение от 06.09.2011 N 7889/11). Со своей стороны, рекомендуем хранить отчеты об аттестации не менее 45 лет.
Кто за что отвечает?
В соответствии с п. 52 Порядка на работодателя возложена ответственность за проведение аттестации, а также за достоверность и полноту предоставления информации в государственную инспекцию труда субъекта РФ. А вот ответственность за достоверность проведения измерений и оценок по новым правилам работодатель разделяет с аттестующей организацией.
Обеспечивать проведение аттестации рабочих мест по условиям труда - одна из обязанностей работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда (ст. 212 ТК РФ). Поэтому нарушения порядка проведения аттестации рабочих мест квалифицируются как нарушения законодательства о труде и об охране труда. Ответственность за данные нарушения предусмотрена ст. 5.27 КоАП РФ. Должностные лица и индивидуальные предприниматели могут быть оштрафованы на сумму от 1 000 до 5 000 руб., юридические лица - от 30 000 до 50 000 руб. Штрафные санкции в отношении предпринимателей и юридических лиц могут быть заменены на административное наказание в виде приостановления деятельности на срок до 90 суток. Повторное привлечение должностного лица к административной ответственности по указанной статье может обернуться дисквалификацией на срок от года до трех лет.
Учтите, 22.04.2011 в Государственную Думу по инициативе Государственного Собрания - Курултай Республики Башкортостан - был вынесен на рассмотрение Законопроект N 535733-5, в котором предлагалось увеличить суммы штрафных санкций по ст. 5.27 КоАП РФ: для должностных лиц установить штраф в размере от 5 000 до 10 000 руб., для индивидуальных предпринимателей - от 10 000 до 15 000 руб., для юридических лиц - от 60 000 до 80 000 руб. Законопроект был рассмотрен Советом Государственной Думы 16.05.2011. Дальше дело пока не пошло.
Н.В. Герасимова,
эксперт журнала "Предприятия общественного питания:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение", N 10, октябрь 2011 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Подпункт 5.2.65.2 п. 5 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 321.
*(2) Данный документ включает в себя сведения о фактических условиях труда на рабочем месте, применяемых компенсациях, а также рекомендации по улучшению и оздоровлению условий труда на этом рабочем месте или в группе аналогичных рабочих мест.
*(3) Утверждены Постановлением Минтруда РФ от 24.12.1999 N 52. Данные правила являются нормативным правовым актом, устанавливающим единые государственные требования охраны труда для организаций общественного питания независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также индивидуальных предпринимателей, занятых в этой сфере и использующих наемный труд.
*(4) Правила аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.04.2010 N 205н.
*(5) Аффилированными признаются физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность (ст. 4 Закона РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках"). В этой же статье конкретизирован перечень таких лиц.
*(6) Для юридических лиц установлено еще одно условие для отнесения их к субъектам малого предпринимательства, касающееся доли участия других лиц в их уставном (складочном) капитале.
*(7) Утверждено Роспотребнадзором 29.07.2005.
*(8) Утверждены Приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.06.2009 N 290н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"