Уменьшим единый налог на страховые взносы
Существуют специальные налоговые режимы, учет в рамках которых упрощен до такой степени, что налогоплательщикам, применяющим их, совсем не обязательно учитывать произведенные расходы, во всяком случае в целях налогообложения. Это "упрощенцы", выбравшие объектом налогообложения доходы, а также те, кто перешел на уплату ЕНВД. При этом они, как и прочие налогоплательщики, уплачивают пенсионные взносы, ведь ни один работающий не должен быть лишен пенсионного обеспечения.
Естественно и то, что законодатели нашли способ, как такие налогоплательщики смогут все же уменьшить уплачиваемый ими единый налог на сумму страховых взносов. О нюансах этой процедуры расскажем в данной статье.
Налоговая служба разъясняет
Начнем с упрощенной системы налогообложения. Согласно абз. 2 п. 3 ст. 346.21 НК РФ сумма единого налога (авансовых платежей по налогу), исчисленная за налоговый (отчетный) период, уменьшается налогоплательщиками, выбравшими в качестве объекта обложения налогом доходы, на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (ОПС), уплаченных (в пределах исчисленных сумм) за этот же период времени в соответствии с законодательством РФ, а также на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма налога (авансовых платежей по налогу) не может быть уменьшена более чем на 50%.
ФНС решила раз и навсегда покончить с возникающими по этому поводу вопросами и выпустила довольно большое Письмо от 28.09.2009 N ШС-22-3/743@. По мнению налоговиков, условия уменьшения единого налога на суммы страховых взносов изложены в п. 3 ст. 346.21 НК РФ предельно четко.
Так, они считают, что налог можно уменьшить на сумму исчисленных и уплаченных страховых взносов. Получается, что сумма налога по УСНО за календарный год может быть уменьшена только на суммы страховых взносов на ОПС за период с 1 января по 31 декабря этого же года.
Налоговики настаивают на том, что суммы взносов должны быть именно исчислены за данный период, повторив это в письме еще раз. И таковыми считаются те суммы пенсионных взносов, которые отражены в декларациях по ОПС, представленных в налоговый орган.
Соответственно, если налогоплательщик уплатил вдруг больше, чем было указано в декларации по ОПС, превышение никак не может быть засчитано в счет уменьшения единого налога.
Все бы ничего, но ведь есть типичная ситуация, основанная, между прочим, на нормах Налогового кодекса, согласно которым пенсионные взносы за декабрь вполне законно можно уплатить в январе следующего года. Но в таком случае они не пойдут в уменьшение единого налога ни в периоде исчисления, ни в периоде уплаты.
Налоговики дают вполне удовлетворительный для налогоплательщиков ответ. Сначала они обращают внимание на разные сроки представления деклараций и уплаты единого налога на УСНО и пенсионных взносов. "Упрощенцы" отчитываются по налогу один раз в год, организации - не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, предприниматели - не позднее 30 апреля (ст. 346.23 НК РФ). В эти же сроки следует уплатить налог по итогам года с учетом авансовых платежей, которые уплачиваются не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (кварталом) (п. 7 ст. 346.21 НК РФ).
Уплата авансовых платежей страховых взносов производится ежемесячно в срок, установленный для получения в банке средств на оплату труда за истекший месяц, или в день перечисления денежных средств на оплату труда со счетов страхователя на счета работников, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж по страховым взносам.
Соответствующий расчет (за I, II и III кварталы) представляется не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, а не позднее 30 марта года, следующего за истекшим расчетным периодом, подается также и декларация (п. 2 и 6 ст. 24 Закона об обязательном пенсионном страховании*(1)).
Итак, сроки отчетности и уплаты по пенсионным взносам наступают раньше, чем по единому налогу на УСНО. Исходя из этого, налоговики считают возможным учитывать в вычетах из единого налога пенсионные взносы (в пределах исчисленных за налоговый (отчетный) период), если они уплачены не позже установленной даты уплаты авансовых платежей (15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж по страховым взносам), а по итогам года - не позднее даты подачи налоговой декларации (не позднее 30 марта года, следующего за истекшим расчетным периодом).
Обратите внимание:
Данный подход несколько отличается от позиции Минфина. В Письме от 05.02.2009 N 03-11-06/2/16 он указал, что при расчете сумм налога, уплачиваемого в связи с применением УСНО за I квартал 2008 года, учитываются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, уплаченные в январе 2008 года за декабрь 2007 года, а взносы за июнь 2008 года, уплаченные в июле 2008 года, учитываются по итогам 9 месяцев 2008 года (см. также письма от 18.06.2009 N 03-11-06/2/105, от 31.03.2009 N 03-11-06/2/53, от 07.07.2008 N 03-11-04/2/97).
Это можно трактовать так: если пенсионные взносы были уплачены позднее того отчетного (налогового) периода, за который были исчислены, то и уменьшать они будут единый налог, рассчитанный именно за тот период, когда пенсионные взносы были уплачены.
Причем Минфин настаивает на своей позиции, озвученной в указанных письмах, он подчеркнул это в Письме от 01.10.2009 N 03-11-11/193. Данное письмо выглядит как ответ на разъяснения ФНС, при этом финансисты пытаются найти новые, но, по нашему мнению, сомнительные аргументы. Они ссылаются на ст. 346.17 НК РФ. В пункте 2 названной статьи указывается, что расходами налогоплательщика признаются затраты после их фактической оплаты.
При этом в соответствии с пп. 3 п. 2 ст. 346.17 НК РФ расходы на уплату налогов и сборов включаются в состав расходов в сумме, фактически уплаченной налогоплательщиком. При наличии задолженности по уплате налогов и сборов расходы на ее погашение учитываются в составе расходов в пределах фактически погашенной задолженности в те отчетные (налоговые) периоды, когда налогоплательщик погашает указанную задолженность. Учитывая, что начисление и уплата страховых взносов на ОПС производится так же, как по налогам, Минфин пришел к выводу: в отношении страховых взносов на ОПС должен применяться аналогичный порядок включения в состав расходов.
Спору нет, это так, вот только при чем здесь расходы на ОПС, ведь в абз. 2 п. 3 ст. 346.21 НК РФ речь идет о вычетах пенсионных взносов, к чему ст. 346.17 НК РФ не имеет никакого отношения.
Читатели сами могут решить для себя, чьим мнением им стоит руководствоваться, не забывая при этом уточнить позицию налоговиков на местах.
Не пропадут и страховые взносы, уплаченные после указанных сроков. Поскольку УСНО в течение года исчисляется нарастающим итогом, "опоздавшие" взносы можно учесть в следующий отчетный период, вплоть до момента внесения последнего годового платежа (31 марта следующего года - для организаций, 30 апреля - для предпринимателей). Если же взносы были уплачены после указанных дат, то поможет только подача уточненной декларации по УСНО, где эту дополнительную уплату можно учесть в качестве вычета.
Именно подачу уточненной налоговой декларации в такой ситуации назвали правильным действием судьи ФАС СКО в Постановлении от 25.09.2007 N Ф08-5887/2007-2217А*(2). Кроме того, они указали, что занижение суммы единого налога по УСНО по причине неполной уплаты исчисленных пенсионных взносов нельзя признать неправомерным действием (бездействием), поэтому оно не образует состава правонарушения, предусмотренного ст. 122 НК РФ (аналогичный вывод в отношении ЕНВД приведен, например, в Постановлении ФАС ЗСО от 14.07.2009 N Ф04-4125/2009(10394-А03-46)).
Ну и последний критерий, упомянутый налоговиками в Письме от 28.09.2009 N ШС-22-3/743@ (не вызывающий никакого сомнения): страховые взносы на ОПС могут уменьшить сумму исчисленного за налоговый (отчетный) период налога (авансового платежа) по УСНО не более чем на 50%.
А как на ЕНВД?
Любопытно то, что для "вмененщиков" Минфин дает иные разъяснения. Напомним, что согласно п. 2 ст. 346.32 НК РФ сумма единого налога, исчисленная "вмененщиками" за налоговый период, уменьшается ими на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) за этот же период времени в соответствии с законодательством РФ при выплате налогоплательщиками вознаграждений работникам, занятым в тех сферах деятельности налогоплательщика, по которым уплачивается единый налог, а также на сумму страховых взносов в виде фиксированных платежей, уплаченных индивидуальными предпринимателями за свое страхование, и на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма единого налога не может быть уменьшена более чем на 50%.
В Письме Минфина России от 22.07.2009 N 03-11-06/3/293 сказано, что ЕНВД уменьшается на сумму фактически уплаченных (в пределах суммы исчисленных (подлежащих уплате) за отчетный (расчетный) период на дату представления налоговой декларации по ЕНВД) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Согласно п. 3 ст. 346.32 НК РФ это 20-е число первого месяца следующего налогового периода.
В соответствии со ст. 346.30 НК РФ налоговым периодом по ЕНВД признается квартал. В связи с этим в целях гл. 26.3 НК РФ уменьшение налогоплательщиками исчисленной за налоговый период суммы ЕНВД на сумму страховых взносов производится поквартально. Так, уменьшение ЕНВД за налоговый период осуществляется налогоплательщиком на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных за этот же период времени. Поэтому сумма страховых взносов за I и II квартал 2009 года, уплаченных во II квартале 2009 года, не должна уменьшать сумму ЕНВД по налоговой декларации за III квартал 2009 года (Письмо Минфина России от 07.10.2009 N 03-11-09/340).
Так вот, если страховые взносы на обязательное пенсионное страхование были уплачены после подачи в налоговый орган декларации по ЕНВД (в следующем налоговом периоде), то, по мнению Минфина, после их уплаты организации следует подать уточненную декларацию за тот квартал, за который уплачены указанные взносы (см. также Письмо Минфина России от 18.12.2008 N 03-11-05/302 в отношении уплаты фиксированных взносов в ПФР).
Еще о вычетах из единого налога
В Письме от 28.09.2009 N ШС-22-3/743@ налоговики затрагивают и тему выплаты пособий по временной нетрудоспособности, которые также можно вычитать из суммы единого налога по УСНО. Речь идет именно об оплаченных больничных, в абз. 2 п. 3 ст. 346.21 НК РФ об этом сказано однозначно.
Уменьшение суммы налога производится на сумму выплаченных пособий по временной нетрудоспособности без уменьшения суммы пособия на сумму исчисленного с нее НДФЛ (Письмо Минфина России от 20.10.2006 N 03-11-04/2/216).
Налогоплательщикам с объектом налогообложения "доходы" в целях налогового учета необязательно документально подтверждать произведенные расходы, за исключением документального подтверждения расходов в виде уплаченных ими сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и сумм выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности (Письмо УФНС по г. Москве от 20.01.2009 N 19-11/003082). Под этим надо понимать авансовые расчеты и налоговые декларации по пенсионным взносам, платежки, подтверждающие их уплату в фонд, больничные листы и расходные кассовые ордера на выплату работникам пособий.
Обратите внимание:
В редакции абз. 2 п. 3 ст. 346.21 НК РФ, которая будет действовать с 01.01.2010, учтена замена ЕСН страховыми взносами. Поскольку "упрощенцы" станут плательщиками страховых взносов (изменены п. 2 и 3 ст. 346.11 НК РФ), они смогут вычитать из единого налога страховые взносы не только на обязательное пенсионное страхование, но и на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование (п. 12 ст. 24 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ).
Более того, вычитать можно будет также и исчисленные и уплаченные страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. "Упрощенцы" и сейчас являются плательщиками этих взносов в соответствии с Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний". Однако в случае, когда объектом обложения признаются доходы, на величину единого налога это никак не влияет.
Значит, величина возможного вычета явно возрастет, но по-прежнему единый налог можно будет уменьшить не более чем на 50% от его рассчитанной величины.
Здесь укажем также, что согласно п. 5 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ ежемесячный обязательный платеж по страховым взносам подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который он начисляется. В соответствии с п. 9 той же статьи до 1-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган ПФР представляется расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФР и на обязательное медицинское страхование в фонды обязательного медицинского страхования. До 15-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган ФСС представляется расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование.
Это к вопросу о том, до какого срока можно будет учесть уплаченные страховые взносы в счет уменьшения единого налога, исходя из логики разъяснений, данных налоговой службой в Письме от 28.09.2009 N ШС-22-3/743@. А она подсказывает, что если страховые взносы, исчисленные за год, будут уплачены после 15 января, то придется подать уточненную декларацию за IV квартал.
Заметим, что есть еще одна проблема. Контролеры всегда настаивали на том, что для вычета из единого налога страховые взносы должны быть не только исчислены, но и уплачены. Однако согласно п. 2 ст. 15 Федерального закона N 212-ФЗ сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, подлежащая уплате в ФСС, должна быть уменьшена плательщиками страховых взносов на сумму произведенных ими расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования.
Иначе говоря, многие налогоплательщики, имеющие расходы на цели обязательного социального страхования, уплачивают взносов в ФСС меньше, чем начисляют, так как часть расходов просто возмещают. В новой редакции Налогового кодекса по этому поводу не сказано ничего, однако мы полагаем, что будет естественно считать возмещенные Фондом социального страхования суммы уплаченными в целях применения абз. 2 п. 3 ст. 346.21 НК РФ. Именно на такой взгляд чиновников на данную проблему мы рассчитываем, надеясь, что их разъяснения появятся раньше, чем начнутся споры в арбитражном суде.
Аналогичные изменения с 01.01.2010 коснутся и "вмененщиков" (п. 16 ст. 24 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ).
Остановимся на фиксированном платеже
Не лишены права уменьшить налог, уплачиваемый в связи с применением УСНО, и те "упрощенцы", которые уплачивают пенсионные взносы в виде фиксированного платежа (ст. 28 Закона об обязательном пенсионном страховании), в том числе и предприниматели, перешедшие на патент. При этом учитываются как взносы, начисленные на оплату труда наемных работников, так и собственные платежи предпринимателя в виде фиксированного взноса (Письмо Минфина России от 26.12.2008 N 03-11-02/162*(3)). Это следует из п. 10 ст. 346.25.1 НК РФ. Но уменьшение стоимости патента на сумму уплаченных пособий по временной нетрудоспособности для данной категории налогоплательщиков указанным пунктом не предусмотрено.
При этом учесть сумму уплаты страховых взносов можно только при выплате последней части стоимости патента, срок для уплаты которой - не позднее 25 календарных дней со дня окончания периода, на который был получен патент.
В отличие от абз. 2 п. 3 ст. 346.21 НК РФ в п. 10 ст. 346.25.1 НК РФ прямо не сказано, что вычет в виде страховых взносов не должен превышать 50% единого налога. Но, руководствуясь здравым смыслом, Минфин в том же письме указал, что стоимость патента не может быть уменьшена суммой страховых взносов более чем на 50%. В качестве основания финансисты отметили, что УСНО на основе патента, применяемая индивидуальными предпринимателями в соответствии со ст. 346.25.1 НК РФ, является разновидностью УСНО в целом, применение которой регулируется гл. 26.2 НК РФ.
Обратите внимание:
Как и прочие "упрощенцы", те, кто перешел на патент, с 01.01.2010 смогут вычитать из единого налога страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, а также и на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (п. 14 ст. 24 Федерального закона N 213-ФЗ).
Предприниматели, уплачивающие страховые взносы в виде фиксированного платежа, могут дополнительно добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию (пп. 3 п. 1, п. 3 ст. 29 Закона об обязательном пенсионном страховании). Это выражается в уплате фиксированного платежа в размере, превышающем его установленный минимальный размер. Согласно п. 3 ст. 28 Закона об обязательном пенсионном страховании минимальный размер фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии устанавливается в размере 150 руб. в месяц и является обязательным для уплаты. При этом 100 руб. направляется на финансирование страховой части трудовой пенсии, 50 руб. - на финансирование накопительной части трудовой пенсии.
Конечно, установление минимального размера фиксированного платежа давно уже потеряло какой-либо практический смысл. Ведь, например, в 2009 году фактическая величина фиксированного платежа составляет 7274 руб. 40 коп.*(4), что намного превосходит минимальный размер.
Но надо понимать, что сумму единого налога на УСНО уменьшают уплаченные обязательные пенсионные взносы, а не добровольные. В подтверждение этого можно привести даже Определение КС РФ от 06.03.2008 N 430-О-О, а также Постановление Президиума ВАС РФ от 05.12.2007 N 8919/07.
Отметим, хотя из ст. 29 Закона об обязательном пенсионном страховании следует, что застрахованные лица, уплачивающие страховые взносы в ПФР в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии вправе добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в части, превышающей сумму установленного минимального размера фиксированного платежа, это не означает, что добровольной будет признана вся сумма платежа, превышающая минимальный размер. Речь здесь может идти только о добровольных платежах, уплачиваемых в соответствии с Федеральным законом от 30.04.2008 N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".
Уплата страховых взносов в части, превышающей сумму установленного фиксированного платежа, осуществляется на основании договора с ПФР, заключаемого добровольно. При этом такие платежи производятся физическими лицами не в связи с наличием их регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и осуществлением ими предпринимательской деятельности. Ввиду изложенного индивидуальные предприниматели, применяющие УСНО и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, при применении налогового вычета в размере суммы страховых взносов, уплаченных за свое страхование, вправе учитывать только взносы, уплачиваемые в обязательном порядке (Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 18.12.2007 N 123, см. также письма Минфина России от 10.03.2009 N 03-11-09/92, от 30.01.2009 N 03-11-09/28).
О совмещении спецрежимов
Нередко два специальных режима, УСНО и ЕНВД, совмещаются. При этом часть персонала может участвовать одновременно в обоих видах деятельности, то есть пенсионные взносы, начисляемые на оплату труда, следует распределить между двумя видами деятельности, чтобы они пошли в уменьшение обоих налогов. Казалось бы простая задача, но сложность в том, что у названных режимов разные налоговые периоды.
Для "упрощенцев" это год, причем есть также понятие и отчетного периода, равного кварталу, полугодию и девяти месяцам, то есть учет доходов и расходов ведется нарастающим итогом (ст. 346.19, п. 5 ст. 346.18 НК РФ).
Для "вмененщиков" налоговый период - каждый отдельный квартал (ст. 346.30 НК РФ).
По мнению Минфина, при распределении общих расходов следует руководствоваться принципом, установленным Налоговым кодексом для УСНО. Финансисты считают, что распределение расходов между видами деятельности, налогообложение которых осуществляется в рамках УСНО и в рамках системы налогообложения в виде ЕНВД, должно осуществляться также нарастающим итогом с начала календарного года. В таком же порядке надо распределять суммы взносов на обязательное пенсионное страхование, уменьшающие суммы налогов, исчисленных при применении указанных специальных режимов налогообложения (письма от 31.12.2008 N 03-11-05/325, от 04.09.2008 N 03-11-05/208).
Данный порядок не изменится до конца календарного года, даже если в течение этого года налогоплательщик прекратит заниматься деятельностью, переводимой на УСНО, хотя бы уже и после I квартала. То есть до конца года придется суммировать доход от деятельности, облагаемой ЕНВД, нарастающим итогом с целью определить его долю в общей сумме доходов за год (Письмо Минфина России от 12.04.2007 N 03-11-05/70).
Заметим, что это может привести к постоянным пересчетам ЕНВД и подаче уточненных деклараций по данному налогу в определенных ситуациях, например, если доход по деятельности, облагаемой ЕНВД, имеется не в каждом квартале или есть существенные поквартальные различия в сумме оплаты труда, подлежащей распределению.
Здесь же укажем, что, если налогоплательщик занимается облагаемыми ЕНВД видами деятельности в разных муниципальных образованиях, сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с выплат, произведенных работникам административно-управленческого персонала, следует распределять пропорционально доходам от реализации товаров по каждому муниципальному образованию в общей сумме доходов от реализации товаров (Письмо Минфина России от 04.07.2008 N 03-11-04/3/309).
А.Б. Сухов,
эксперт журнала "Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения"
"Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", N 22, ноябрь 2009 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
*(2) Определением ВАС РФ от 24.01.2008 N 15663/07 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора.
*(3) Доведено до сведения территориальных налоговых органов Письмом ФНС России от 14.01.2009 N ВЕ-17-3/5@.
*(4) Постановление Правительства РФ от 27.10.2008 N 799 "О стоимости страхового года на 2009 год".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"