Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Конституционного Суда РФ от 20 июля 2011 г. N 20-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 4 статьи 93.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, части 6 статьи 5 Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации" и статьи 116 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2007 год" в связи с запросом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"

Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

С 1 января 2007 г. вступил в силу Закон о федеральном бюджете на 2007 г. Согласно ему исковая давность не распространяется на требования Российской Федерации по обязательствам, возникшим, в частности, в связи с предоставлением государственных кредитов (ссуд). С 1 января 2008 г. в Бюджетном кодексе РФ закрепили аналогичное правило в отношении бюджетных кредитов. А с 26 ноября 2011 г. вступил в силу закон, придающий этим поправкам обратную силу (т. е. распространяющий их на отношения, возникшие до 2008 г.). ВАС РФ просил проверить конституционность указанных положений.

По мнению Конституционного Суда РФ, отмена сроков исковой давности по таким требованиям означает, что задолженность может взыскиваться в течение, по существу, не ограниченного периода. Это неоправданно ограничивает имущественные права получателей бюджетных кредитов, нарушает баланс публичных и частных интересов.

Между тем период, в течение которого к соответствующим требованиям не применялся общий срок исковой давности, составляет 4,5 года. Он не может считаться чрезмерно длительным. Поэтому оспоренные взаимосвязанные положения признаны не противоречащими Конституции РФ. Установленное ими специальное правило обусловлено особым характером отношений, предметом которых выступают публичные финансы. Бюджетные кредиты предоставляются на льготных условиях и нацелены на развитие отраслей экономики, нуждающихся в господдержке.

Указанные выше поправки к Бюджетному кодексу РФ применяются лишь в тех случаях, когда срок исковой давности не истек на 1 января 2007 г. (т. е. на момент, когда впервые ввели соответствующее правило).

Федеральному законодателю надлежит установить конкретный временной предел для увеличенного срока исковой давности по таким делам.

Один из судей КС РФ изложил особое мнение по данному делу. В частности, он указал, что оспоренные нормы не устанавливают и не отягчают ответственность. Законодатель, преследуя важный публичный интерес, был вправе придать им обратную силу.


Постановление Конституционного Суда РФ от 20 июля 2011 г. N 20-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 4 статьи 93.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, части 6 статьи 5 Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации" и статьи 116 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2007 год" в связи с запросом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"










Текст постановления опубликован в "Российской газете" от 12 августа 2011 г. N 177, в Собрании законодательства Российской Федерации от 15 августа 2011 г. N 33 ст. 4948, в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации", 2011 г., N 6