Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи О.М.Козырь, судей И.И.Полубениной, Г.Г.Поповой рассмотрела в судебном заседании заявление Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, г. Тюмень о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Тюменской области от 25.03.2010 по делу N А70-909/2010, постановления Восьмого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2010 и постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12.20.2010 по тому же делу по иску Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области к обществу с ограниченной ответственностью "Многопрофильная фирма "Сибкомплектстрой", г. Тюмень о взыскании ущерба в размере 6 380 000 рублей.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Главное управление Министерства по чрезвычайным ситуациям по Тюменской области, г. Тюмень.
СУД УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области (далее - Территориальное управление) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Многопрофильная фирма "Сибкомплектстрой" (далее - ООО "МФ "Сибкомплектстрой") о взыскании 6 380 000 рублей ущерба, понесенного Российской Федерацией в результате нарушения прав собственника земельного участка, расположенного в городе Тюмени по улице Московский тракт, 39.
Решением суда от 25.03.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2010 решение от 25.03.2010 оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12.20.2010 решение от 25.03.2010 и постановление от 29.07.2010 оставлены без изменения.
Территориальное управление в заявлении о пересмотре судебных актов в порядке надзора ссылается на неправильное применение судами норм материального и процессуального права. Заявитель указывает, что передача Главным управлением МЧС по Тюменской области (далее - Управление МЧС) права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в качестве вклада в общее имущество с целью строительства многоэтажного жилого дома совершена в нарушение пункта 4 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации.
Также заявитель полагает, что договор о совместной деятельности от 20.03.2002 N 26 ничтожен, поскольку заключен с нарушением пункта 2 статьи 1041 Гражданского кодекса Российской Федерации. Кроме того, по мнению заявителя спорный земельный участок всегда находился в федеральной собственности и поэтому ни Администрация города Тюмени, ни Управление МЧС не имели право им распоряжаться.
Судами установлено, что на основании распоряжения Администрации города Тюмени от 16.10.1995 N 2495 пожарной части N 13 УГПС УВД Тюменской области был предоставлен в бессрочное (постоянное) пользование земельный участок площадью 0,4974 га по адресу: г. Тюмень, ул. Московский тракт, 39. В связи с реорганизацией пожарной части данный участок по акту приема-передачи от 10.02.1998 был передан Государственной противопожарной службе-33.
Управление МЧС и ООО "МФ "Сибкомплектстрой" 20.03.2002 заключили договор о совместной деятельности N 26 с дополнительным соглашением от 02.04.2007, в соответствии с которыми, ООО "МФ "Сибкомплектстрой" осуществило строительство 9-этажного жилого дома с поликлиникой, находящегося в городе Тюмени по улице Московский тракт, 37 корп. 1.
В качестве вклада в совместную деятельность Управление МЧС предоставило принадлежащий ему на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок площадью 0,33 га., расположенный под указанным домом.
Для проведения строительства жилого дома актами уполномоченных органов в 2003 году было дано разрешение на его проектирование, в 2004 году - разрешение на строительство, в 2007 году выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
17.12.2004 на указанный земельный участок, относящийся к землям поселений с целевым использованием для существующих зданий и сооружений ПЧ-13, зарегистрировано право собственности Российской Федерации.
Суды, исследовав представленные доказательства и доводы сторон, пришли к выводу об отсутствии оснований для взыскания убытков с ООО "МФ "Сибкомплектстрой".
Действовавшая на момент заключения спорного договора редакция пункта 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусматривала, что правом распоряжения земельным участком обладал соответствующий орган местного самоуправления, уполномоченный на тот период времени собственником, которым применительно к настоящему делу являлась Администрация города Тюмени.
Территориальное управление не доказало наличие в действиях ООО "МФ "Сибкомплектстрой" противоправности, факт и размер причиненного ущерба, а также причинно-следственную связь между действиями последнего и заявленными убытками, являющиеся условиями возмещения причиненного ущерба в соответствии с положениями статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В признании договора о совместной деятельности от 20.03.2002 N 26 недействительной сделкой было отказано вступившим в законную силу решением суда от 21.04.2008 по другому делу N А70-8061/30-2007.
Судами установлено, что действиях ООО "МФ "Сибкомплектстрой" отсутствует вина и противоправность в причинении убытков Российской Федерации. На основании изложенного в удовлетворении требования Территориального управления о взыскании ущерба было отказано.
В соответствии со статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для изменения или отмены судебных актов арбитражных судов, вступивших в законную силу, являются:
1) нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права;
2) нарушение прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации;
3) нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц или иных публичных интересов.
Изучив содержащиеся в заявлении доводы и принятые по делу судебные акты, коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации пришла к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по которым дело может быть передано на рассмотрение в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Доводы, приведенные в заявлении о пересмотре судебных актов в порядке надзора, направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств, поэтому они не могут быть основанием для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
ОПРЕДЕЛИЛ
в передаче дела N А70-909/2010 Арбитражного суда Тюменской области в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения от 25.03.2010, постановления Восьмого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2010 и постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12.20.2010 по тому же делу отказать.
Председательствующий судья |
О.М. Козырь |
Судьи |
И.И. Полубенина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 20 января 2011 г. N ВАС-18225/10
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А70-909/2010
Истец: Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области
Ответчик: общество с ограниченной ответственностью "Многопрофильная фирма "Сибкомплектстрой", общество с ограниченной ответственностью "Многопрофильная фирма "Сибкомплектстрой"
Третье лицо: Государственное учреждение Министерство по чрезвычайным ситуациям по Тюменской области
Хронология рассмотрения дела:
20.01.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-18225/10
24.12.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-18225/10
12.10.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N А70-909/2010
29.07.2010 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-4389/2010