город Ростов-на-Дону |
|
25 апреля 2014 г. |
дело N А53-23925/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 апреля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 апреля 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Стрекачёва А.Н.
судей Д.В. Николаева, Н.В. Шимбаревой
при ведении протокола судебного заседания
секретарем судебного заседания Костенко М.А.
при участии:
от Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Ростовской области: представитель Коньков С.А. по доверенности от 05.02.2013,
от общества с ограниченной ответственностью Транспортная компания "Авто-Лайн": представитель Гарматина Л.В. по доверенности от 14.01.2014, представитель Шадрина Е.Ю. по доверенности от 01.11.2013,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 30.01.2014 по делу N А53-23925/2013 по иску общества с ограниченной ответственностью Транспортная компания "Авто-Лайн" (ИНН 6168054670, ОГРН 1036168015784) к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Администрации города Ростова-на-Дону, при участии третьих лиц: Министерство труда и социального развития Ростовской области, Департамент социальной защиты населения, Муниципальное унитарное предприятие "Технологии управления", Департамент транспорта города Ростова-на-Дону, о возмещении убытков в размере 7 415 413 руб. 55 коп.
принятое в составе судьи Маштаковой Е.А.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью Транспортная компания "Авто-Лайн" (далее - ООО Транспортная компания "Авто-Лайн", истец) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с исковым заявлением к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Администрации города Ростова-на-Дону (далее - ответчики) о взыскании убытков в размере 7 006 250 руб. 50 коп. в виде неполученной платы от льготных категорий пассажиров.
С учетом уточнений первоначально заявленных требований, произведенных в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец просит взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации убытки в размере 7 415 413 руб. 55 коп., понесенные в связи с перевозкой льготных категорий пассажиров (т. 2 л.д. 91-93).
Решением суда от 30.01.2014 ходатайство ООО Транспортная компания "Авто-Лайн" об отказе от иска в части требований к Администрации города Ростова-на-Дону удовлетворено. Отказ принят. Производство по делу в части требований к Администрации города Ростова-на-Дону прекращено.
Взысканы с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу ООО Транспортная компания "Авто-Лайн" убытки в размере 7 415 413 руб. 55 коп., а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 58 331 руб. 25 коп., всего 7 473 744 руб. 80 коп.
Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Ростовской области обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило отменить решение суда от 30.01.2014 о взыскании в пользу ООО Транспортная компания "Авто-Лайн" 7 473 744 руб. 80 коп. в счет возмещения убытков, связанных с перевозкой льготной категории граждан и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований отказать.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что расходы автотранспортных организаций за перевозку граждан, включенных в федеральный регистр с 2010 года, осуществляется за счет средств областного бюджета, выводы суда первой инстанции о возложении обязанности по возмещению убытков на Российскую Федерацию является необоснованным. Кроме того, судом применен неверный расчет убытков.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО Транспортная компания "Авто-Лайн" просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве.
В судебном заседании представитель Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Ростовской области поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель ООО Транспортная компания "Авто-Лайн" поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, истец является коммерческим транспортным предприятием, целью и предметом деятельности которого является организация перевозки населения городским пассажирским автотранспортом (автобусами) на платной основе в городе Ростове-на-Дону.
В 2012 году истец во исполнение постановлений Администрации Ростовской области от 03.04.2006 N 120 "О порядке расходования межбюджетных трансфертов, поступающих в областной бюджет из федерального бюджета на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории области для отдельных категорий граждан, оказание социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и условий обеспечения им равной доступности услуг общественного транспорта", от 31.12.2004 г. N 534 "О расходовании средств областного бюджета на предоставление гражданам в целях оказания социальной поддержки субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг материальной и иной помощи для погребения, мер социальной поддержки в соответствии с отдельными нормативными правовыми актами социальной направленности, а также об условиях и порядке их назначения" (с изменениями и дополнениями) и на основании заключенного с МУ "Департамент транспорта" г. Ростова-на-Дону договора N 6-1/1а от 23.08.05 оказывал услуги по перевозке автобусами пассажиров, в том числе льготные услуги городских пассажирских перевозок гражданам, включенным в федеральный регистр льготников, в связи с чем, понес расходы в размере 8 289 877,51 руб., определенные расчетным методом.
В счет погашения возникших расходов МУП "Технологии управления" выплатило истцу компенсацию в размере 874 431 руб. 95 коп.
Учитывая неполное возмещение расходов на предоставление названных льгот из федерального бюджета, истец обратился в арбитражный суд.
Рассматривая исковые требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Согласно пункту 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Федеральным законом от 22.08.04 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный Закон от 22.08.04 N 122-ФЗ, Закон) с 01.01.05 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан. Указанным Законом предписано субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
Федеральным законом от 22.08.04 г. N 122-ФЗ на субъект Российской Федерации возложена обязанность по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта льготным категориям граждан.
Во исполнение возложенной на субъект Российской Федерации обязанности по обеспечению федеральным льготникам равной доступности услуг общественного транспорта Администрация Ростовской области приняла постановление от 03.04.06 N 120 "О порядке расходования межбюджетных трансфертов, поступающих в областной бюджет из федерального бюджета на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и условий обеспечения им равной доступности услуг общественного транспорта".
В соответствии с данным постановлением, в целях получения возмещения расходов по перевозке федеральных льготников, истцом с Муниципальным унитарным предприятием "Технология Управления" был заключен договор N 63 о перечислении денежных средств автотранспортному предприятию за перевозку граждан по единым социальным проездным билетам от 10.09.05 г. (в редакции дополнительного соглашения от 01.01.2011 г.).
Согласно вышеназванному договору МУП "Технологии управления" приняло на себя обязательства по возмещению затрат от перевозки граждан, включенных в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи в пределах поступивших на счет МУП "Технология Управления" средств, вырученных от реализации единых социальных проездных билетов.
Учитывая вышеизложенное, организации, непосредственно предоставившие потребителям услуги бесплатно или по льготной цене, в том числе ООО Транспортная компания "Авто-Лайн", имеют право получить от публично-правового образования компенсацию в виде неполученной с потребителей платы (пункт 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации").
В Постановлении Администрации Ростовской области от 03.04.06 N 120 не определен порядок расчета компенсации разницы между затратами транспортных организаций на обеспечение равной доступности услуг для отдельных категорий граждан на территории Ростовской области и стоимостью единого социального проездного билета.
В соответствии с установленными для предприятия истца тарифами на перевозку, компенсация расходов исходя из цены указанных льготных билетов, не приводит к полному возмещению понесенных им расходов.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума от 23.06.2009 N 2992/09, ввиду отсутствия на законодательном уровне способа расчета размера не полученной платы от льготных категорий пассажиров и их количества возможно использование расчетного метода исходя из конкретных обстоятельств дела.
Учитывая названную выше правовую позицию ВАС РФ и доводы Минфина Российской Федерации в отношении количества реализованных ЕСПБ, ООО Транспортная компания "Авто-Лайн" произвело с МУП "Технологии управления" сверку расчетов по количеству реализованных ЕСПБ, данные которой были использованы истцом в расчете расходов, понесенных предприятием вследствие предоставления льгот отдельной категории потребителей и не оспорены ни кем из участвующих в деле лиц.
В соответствии с правовой позицией ВАС РФ, изложенной в Постановлении Президиума от 25.01.2011 N 9621/2010, расходы транспортной организации определяются исходя из числа выданных единых социальных проездных билетов, тарифа на перевозку, количества поездок по таким билетам (согласно данным последних натурных обследований для соответствующего периода).
Используя данную методику, истец произвел следующий расчет выпадающих доходов предприятия в результате оказания услуг перевозки пассажиров, льготников федерального реестра по единому социальному проездному билету за 2012 год на общую сумму 8 289 877 руб. 51 коп.
Период |
Всего |
Коэффициент |
Тариф за одну |
Размер |
реализации |
реализовано |
кол-ва ездок на |
поездку |
понесенных |
ЕСПБ 2012 г. |
ЕСПБ с учетом доли предприят. |
один ЕСПБ |
|
убытков |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
январь |
284 |
180,21 |
12,5 |
639 745,5 |
февраль |
275 |
180,21 |
12,5 |
619 471,88 |
март |
243 |
180,21 |
12,5 |
547 387,88 |
апрель |
286,9 |
180,21 |
12,5 |
646 278,11 |
май |
264,8 |
180,21 |
12,5 |
596 495,10 |
июнь |
239 |
180,21 |
12,5 |
538 377,38 |
июль |
240,4 |
185,01 |
12,5 |
555 955,05 |
август |
229 |
185,01 |
12,5 |
529 591,13 |
сентябрь |
275,4 |
185,01 |
15,0 |
764 276,31 |
октябрь |
382 |
185,01 |
15,0 |
1 060 107,30 |
ноябрь |
246,8 |
185,01 |
15,0 |
684 907,02 |
декабрь |
399 |
185,01 |
15,0 |
1 107 284,85 |
|
|
|
|
8 289 877,51 |
Возмещение затрат от перевозки федеральных льготников по единым социальным билетам 2012 году от МУП "Технологии управления" составило: 874 431 руб. 95 коп.
Таким образом, за 2012 год размер непокрытых расходов по перевозке лиц, имеющих ЕСПБ - 7 415 413 руб. 55 коп.
Указанный расчет составлен с учетом корректировочных актов МУП "Технологии управления", актов сверки расчетов, составленных между МУП "Технологии управления" и ООО ТК "Авто-Лайн", методики определения количества перевезенных пассажиров различных категорий.
Методика расчета компенсации затрат транспортных предприятий при перевозке льготной категории граждан до настоящего времени не разработана. Поэтому представленный истцом в арбитражный суд расчет понесенных им расходов основан на следующих показателях: количество реализованных ЕСПБ с учетом доли предприятия, количество поездок одного льготника в месяц; тариф на проезд. Эти показатели подтверждены соответствующими документами и не опровергнуты Минфином России и иными лицами, участвующими в деле. Правомерность расчета компенсации, вышеуказанным путем, подтверждена Постановлением Президиума ВАС РФ N 9621/10 от 25.01.2011.
С учетом изложенного, доводы подателя жалобы о том, что расчет убытков произведен истцом методологически неверно, апелляционным судом во внимание не принимаются.
Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 17 Постановления от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", если требования истца являются обоснованными по существу, то суммы убытков подлежат взысканию с публично-правового образования на основании статьи 16 Гражданского кодекса Российской Федерации
Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 19 от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм бюджетного кодекса Российской Федерации" указано, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
Предметом доказывания наличия обязательств по возмещению указанных затрат является установление источника их финансирования, то есть бюджета соответствующего уровня, и факта выделения им средств, для возмещения затрат.
Доказательствами размера понесенных расходов являются документы, подтверждающие объем предоставленных льгот, их частичную оплату, а также правомерность предоставления льгот.
Поскольку в данном случае ООО ТК "Авто-Лайн" оказаны услуги по перевозке граждан, включенных в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, суд пришел к выводу о правомерности требований истца о взыскании понесенных им расходов в сумме 7 415 413 руб. 55 коп. с Российской Федерации в лице Министерства Финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации.
Доводы Министерства Финансов Российской Федерации о том, что с 01.01.2010 в соответствии с приложением N 3 к Постановлению Администрации Ростовской области от 31.12.2004 N 534, возмещение расходов транспортным организациям за перевозку льготных категорий граждан, включенных в федеральный регистр, производится за счет средств бюджета Ростовской области судом во внимание не принят в виду следующего.
Положение о порядке расходования средств областного бюджета на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории Ростовской области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и условиях обеспечения им равной доступности услуг общественного транспорта, утвержденное постановлением Администрации Ростовской области от 31.12.2004 N 534, устанавливает порядок возмещения фактических расходов организаций за бесплатный проезд федеральных льготников (федеральный регистр) на автомобильном транспорте по внутриобластным междугородным маршрутам и общественном транспорте по городским и внутрирайонным маршрутам.
Принятие данного Положения было осуществлено в соответствии с требованиями Правил предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2006 N 802.
Согласно указанным Правилам межбюджетные трансферты предоставлялись бюджетам субъектов Российской Федерации при условии принятия в установленном порядке нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающих расходные обязательства субъектов Российской Федерации по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для категорий граждан, оказание мер, социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1181 указанные Правила утратили силу с 1 января 2010 года.
Федеральным законом от 02.12.2009 N 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" предоставление межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории субъекта Российской Федерации для категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, не предусматривается.
Как разъяснено в пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Право бесплатного проезда на городском транспорте общего пользования для льготной категории граждан являлось гарантией, носящей компенсаторный характер. Предоставив это право, государство взяло на себя соответствующие публично-правовые обязанности в отношении социально незащищенных граждан.
Государством на субъект Российской Федерации возложена обязанность по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта льготным категориям граждан, а не по финансированию названных услуг, поэтому недостаточное выделение на эти цели денежных средств субъекту Российской Федерации не исключает доплаты разницы за счет средств Российской Федерации.
Перевозка граждан, включенных в федеральный регистр льготников, произведена истцом в интересах Российской Федерации как публично-правового образования, поскольку осуществление мер социальной поддержки федеральных льготников является полномочием Российской Федерации, финансирование данного вида расходов производится из федерального бюджета и относится к расходным обязательствам Российской Федерации.
Выводы суда согласуются со сложившейся судебной практикой (Постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14.08.2013 г. по делу N А53-34466/2012, от 27.01.2014 г. по делу N А32-8620/2012, определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.09.2013 N ВАС-11931/13).
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность сделанных судом первой инстанции и подтвержденных материалами дела выводов.
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 АПК РФ, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 АПК РФ, не имеется.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену оспариваемого акта (ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом изложенного, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 АПК РФ, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 30.01.2014 по делу N А53-23925/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном Арбитражным процессуальным Кодексом Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
А.Н. Стрекачёв |
Судьи |
Д.В. Николаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-23925/2013
Истец: ООО ТРАНСПОРТНАЯ КОМПАНИЯ "АВТО-ЛАЙН", Управление федерального казначейства по Ростовской области
Ответчик: Администрация города Ростова-на-Дону, Министерство финансов Российской Федерации, Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации, Управление Федерального Казначейства по Ростовской области
Третье лицо: Департамент соц защиты населения, Департамент социальной защиты населения, Депертамент транспорта г Ростова на Дону, Министерство труда и социального развития РО, Министерство труда и социального развития Ростовской области, МУП " Технологии управления"