город Омск |
|
27 мая 2014 г. |
Дело N А46-12604/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 мая 2014 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кудриной Е.Н.,
судей Грязниковой А.С., Ивановой Н.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лепёхиной М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2119/2014) открытого акционерного общества "ОмскВодоканал" на решение Арбитражного суда Омской области от 27 января 2014 года по делу N А46-12604/2013 (судья Е.В. Скиллер-Котунова), принятое по исковому заявлению закрытого акционерного общества "Акционерная строительная компания крупнопанельного домостроения" (ИНН 5502003815, ОГРН 1025500528074) к открытому акционерному обществу "ОмскВодоканал" (ИНН 5504097128, ОГРН 1045507037344) о признании недействительными ничтожные условия договора,
при участии в судебном заседании представителей:
от открытого акционерного общества "ОмскВодоканал" - представитель Нос С.С. (паспорт, по доверенности N 15/340 от 27.12.2013);
от закрытого акционерного общества "Акционерная строительная компания крупнопанельного домостроения" - представитель Костылецкий О.А. (паспорт, по доверенности от 15.07.2013);
установил:
закрытое акционерное общество "Акционерная строительная компания крупнопанельного домостроения" (далее по тексту - ЗАО "АСК КПД", истец) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "ОмскВодоканал" (далее - ОАО "ОмскВодоканал", ответчик) о признании недействительными ничтожные условия договора N П-20639 от 23 августа 2013 года на подключение к сетям водоснабжения и водоотведения - пунктов 3.2.3, раздела 5 и приложения N 2 - "График платежей" к договору.
До вынесения судебного акта по делу истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил заявленные требования и просил суд признать недействительными ничтожными условия договора N П-20639 на подключение к сетям водоснабжения и водоотведения - пункта 1.1. договора в части обязанности Заказчика оплатить услуги по подключению согласно Графику, приведенному в Приложении N 2, пунктов 3.2.1, 3.2.3, 3.2.6, 4.1.6, раздела 5, пункта 6.4, 6.5, 6.7, 8.5 в части "График платежей (приложение N 2) и приложение N 2 - "График платежей" по договору.
Решением от 27.01.2014 по делу N А46-12604/2013 Арбитражный суд Омской области исковые требования ЗАО "АСК КПД" удовлетворил в полном объеме, признав недействительными ничтожные условия договора N П-20639 от 23 августа 2013 года на подключение к сетям водоснабжения и водоотведения - пункта 1.1 договора в части обязанности Заказчика оплатить услуги по подключению согласно Графику, приведенному в Приложении N 2, пунктов 3.2.1, 3.2.3, 3.2.6, 4.1.6, раздела 5, пунктов 6.5, 6.7, 8.5 в части "График платежей" (Приложение N 2) и приложения N 2 - "График платежей" по договору.
С ОАО "ОмскВодоканал" в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 4000 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, ОАО "ОмскВодоканал" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение арбитражного суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы ОАО "ОмскВодоканал" указывает, что по смыслу пункта 6 статьи 42 Федерального закона от 07.12.2011 N ФЗ-416 "О водоснабжении и водоотведении" Постановление Правительства от 09.06.2007 N 360 "Об утверждении правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры" не распространяет своего действия на ОАО "ОмскВодоканал", имеющие меньшую юридически силу и противоречащие Федеральному закону от 07.12.2011 N ФЗ-416 в вопросе оснований для взимания платы за подключение, не подлежит применению к рассматриваемым отношениям, при разрешении данного спора следует руководствоваться положениями Федерального закона от 07.12.2011 N ФЗ-416 "О водоснабжении и водоотведении". Обращает внимание на то, что отсутствие в договорах о подключении и технических условиях указаний на мероприятия по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения, к которой подключается объект истца, не может однозначно свидетельствовать о том, что мероприятия по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети, к которой планировалось подключать объекты ЗАО "АСК КПД", не нужны были на момент заключения договоров, поскольку такие мероприятия указываются в самой инвестиционной программе, и их наличие в инвестиционной программе, а не в договоре о подключении является основанием для взимания платы за подключение. Отсутствие в договоре о подключении и технических условиях указаний на мероприятия по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения к которой подключается объект истца, не влечет их недействительность.
Действующее при заключении вышеуказанных договоров на подключение законодательство предусматривало обязательность внесения платы за подключение в случае, если для подключения к сетям коммунальной инфраструктуры требуется создание или реконструкция таких сетей и (или) проведение мероприятий по увеличению мощности сетей.
Также судом не учтено, что сети инженерно-технического обеспечения и система коммунальной инфраструктуры тождественные понятия, в которые входит совокупность производственных и имущественных объектов, включая сети водопровода и канализации, водозаборные сооружения, водопроводные насосные станции, канализационно-насосные станции, очистные сооружения, и другие объекты ОАО "ОмскВодоканал".
Инвестиционной программой предусматривались мероприятия по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения, к которой предполагалось подключать объект истца.
Инвестиционная программа однозначно направлена на увеличение мощности сети, которая помимо прочего предусматривает мероприятия по увеличению мощности и пропускной способности сети, к которой планируется подключение объекта истца и выполнение которых связано с водоснабжением и водоотведением объекта истца. Также она предусматривает перечень конкретных мероприятий, выполнение которых непосредственно влияет на водоснабжение и водоотведение объекта истца.
Кроме того, инвестиционная программа ОАО "ОмскВодоканал" предусматривает мероприятия не только по увеличению мощности и пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения к которой подключен объект истца, но и мероприятия по увеличению мощности и пропускной способности отдельно взятых трубопроводов к которым непосредственно производится подключение объекта.
ЗАО "АСК КПД" не представлены доказательства, подтверждающие, тот факт, что обеспечение водоснабжения объекта истца возможно за счет другого водозаборного узла, а также других водопроводов, чем тех, модернизация которых предусмотрена в инвестиционной программе ОАО "ОмскВодоканал".
Правовая позиция ОАО "ОмскВодоканал" основана на судебной практике по аналогичным спорам по делам: А70-8204/2013, А70-8834/2013, А70-8206/2013, А70-8207/2013, А70-8205/2013, А70-8208/2013, А70-8833/2013, позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 31.01.2013 N ВАС 129/2013, от 22.04.2011 N ВАС 4178/2011, от 22.04.2011 N ВАС-4178/11, от 25.04.2011 N ВАС-4432/11.
В дополнения к апелляционной жалобе ОАО "ОмскВодоканал" указывает на то, что судом первой инстанции не учтена судебная практика, сложившая по данной категории дел (определения Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.04.2011 N ВАС-4178/2011, от 31.01.2013 N ВАС-129/13, N ВАС-4432/11 от 25.04.2011, постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23.01.2014 по делу N А70-2619/2013, от 27.02.2014 NА46-7674/2013, от 27.02.2014 NА46-5800/2013).
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ОАО "ОмскВодоканал" поддержал требования, заявленные в апелляционной жалобе, дополнениях к ней.
В письменном отзыве на апелляционную жалобу и в устном выступлении в судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ЗАО "АСК КПД", заявленные в апелляционной жалобе требования отклонил по основаниям, изложенным в отзыве, просит решение арбитражного суда оставить без изменения как законное и обоснованное, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание в порядке части 9 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации было отложено на 20.05.2014 на 12 час. 45 мин., информация размещена на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда РФ в сети "Интернет" в карточке дела N А46-12604/2013 в картотеке арбитражных дел.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу с дополнениями к ней и письменный отзыв на неё, выслушав явившихся представителей истца и ответчика, суд апелляционной инстанции проверил законность и обоснованность решения суда и считает его подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, между ЗАО "АСК КПД" и ОАО "ОмскВодоканал" был заключен договор N П-20639 на подключение к сетям водоснабжения и водоотведения.
Сторонами 24 июля 2013 года был подписан Протокол разногласий к проекту договора на подключение к сетям водоснабжения и водоотведения, а также протокол согласования разногласий к договору N П-20639 от 23.08.2013 на подключение к сетям водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с подпунктом 1.1 заключенного сторонами договора ОАО "ОмскВодоканал" приняло на себя обязательства по подключению строящегося объекта капитального строительства: 10-ти этажный многоквартирный жилой дом по адресу: установлено в 90 м северо-восточнее относительно строения по ул. 3-я Любинская, 30 (далее - Объект) в соответствии с градостроительным планом земельного участка в границах зон действия публичных сервитутов к сетям водоснабжения и водоотведения Исполнителя в точке подключения и в сроки, определенные настоящим Договором, а ЗАО "АСК КПД" оплатить услуги по подключению согласно Графику, приведенному в Приложении N 2.
ОАО "ОмскВодоканал" выданы ЗАО "АСК КПД" условия подключения объекта капитального строительства к системам водоснабжения и канализации N 05-06/4662/12 от 19.12.2012 в которых определен разрешенный отбор объема питьевой воды общим объемом потребления 119,7 мЗ/сут. и разрешенный объем сброса сточных вод: 119,7 мЗ/сут.
Пунктами 3.2.1, 3.2.3 и 3.2.6 договора предусмотрено, что исполнитель вправе не осуществлять (не производить) мероприятия по подключению объекта заказчика к сетям водоснабжения и водоотведения исполнителя в случае частичной оплаты или нарушения сроков оплаты заказчиком услуг исполнителя, предусмотренных договором; а также в случае нарушения заказчиком сроков оплаты по договору в одностороннем порядке без обращения в суд перенести срок выполнения мероприятий исполнителя на дату подключения объекта заказчика к сетям водоснабжения и водоотведения исполнителя на срок задержки платежей и потребовать уплаты неустойки за все время просрочки платежа, в размере, определенном договором; помимо этого исполнитель вправе согласовать с заказчиком перерасчет платы за подключение объекта в случае изменения заявленной нагрузки.
Также в пункте 4.1.6 договора определено, что заказчик обязан в сроки определенные настоящим договором оплатить услуги исполнителя по подключению объекта путем внесения платы за подключение в соответствии с графиком платежей (Приложение N 2).
В соответствии с подпунктом 5.1 заключенного договора "Стоимость услуг по подключению к сетям водоснабжения и водоотведения Исполнителя по настоящему Договору составляет 7 079 249,51 рублей, в том числе НДС - 1 079 885,51 рублей".
Согласно подпункту 5.2 договора "Заказчик производит Исполнителю оплату по настоящему Договору в порядке и в сроки в соответствии с Приложением N 2 путем перечисления денежных средств на расчетный счет Исполнителя".
Пунктами 6.4, 6.5, 6.7 предусмотрено, что договор может быть расторгнут по инициативе любой из сторон с письменным предупреждением другой стороны за три месяца до предполагаемой даты расторжения в случаях: прекращения строительства и/или изъятия земельного участка у заказчика; в случает расторжения договора по причине прекращения строительства объекта заказчик обязан компенсировать расходы исполнителя, понесенные в соответствии с договором, а также уплатить штраф, определяемый в размере 10% от платы за подключение, указанной в пункте 5.1 договора; в случае аннулирования условий подключения заказчик обязан возместить исполнителю фактически понесенные расходы, связанные с исполнением исполнителем обязательств по договору.
Ссылаясь на то, что условия договора N П-20639 на подключение к сетям водоснабжения и водоотведения - пункта 1.1. договора в части обязанности Заказчика оплатить услуги по подключению согласно Графику, приведенному в Приложении N 2, пунктов 3.2.1, 3.2.3, 3.2.6, 4.1.6, раздела 5, пункта 6.4, 6.5, 6.7, 8.5 в части "График платежей (приложение N 2) и приложение N 2 - "График платежей" по договору, истец обратился с соответствующим иском в суд.
Повторно исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что при заключении договора N П-20639 действовали Правила заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2007 N 360 и Правила и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83, в связи с чем отклоняет доводы апелляционной жалобы в указанной части, при этом исходит из следующего.
Позиция ЗАО "АСК КПД", изложенная суду первой инстанции и поддержанная в апелляционном суде, заключается в том, что оспариваемый договор N П-20639, заключен не 23 августа 2013 г., а ранее, уточнив дату заключения сторонами договора - 12 августа 2013 г.
В обоснование того, что оспариваемый договор был заключен сторонами не 23 августа 2013 г., а 12 августа 2013 г. свидетельствуют следующие обстоятельства: в соответствии с пунктом 1.4 договора стороны предусмотрели, что их отношения регулируются ФЗ "Об основах регулирования тарифов организации коммунального комплекса"; Правилами заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2007 N 360 и Правилами и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83, действовавшие в редакции регулирующей вопросы водоотведения до 14 августа 2013 г. отметкой канцелярии ОАО "ОмскВодоканал" на входящем письме ЗАО "АСК КПД" о принятии первым подписанного истцом договора и протокола разногласий к нему от 05 августа 2013 г., 22 августа 2013 г., что полностью исключает его заключение 23 августа 2013 г., приказом директора ЗАО "АСК КПД" от 12 августа 2013 г., из которого определенно четко следует, что ЗАО "АСК КПД" подписало оспариваемый договор и протокол разногласий к нему от 05 августа 2013 г. не позднее 12 августа 2013 г.
В соответствии со статьей 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной.
В соответствии со статьей 433 Гражданского кодекса Российской Федерации договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта.
В соответствии со статьей 443 Гражданского кодекса Российской Федерации ответ о согласии заключить договор на иных условиях, чем предложено в оферте, не является акцептом. Такой ответ признается отказом от акцепта и в то же время новой офертой.
Применительно к настоящему случаю ОАО "ОмскВодоканал" направило ЗАО "АСК КПД" проект договора (оферту), подписанный со стороны ОАО "ОмскВодоконал" 26 июня 2013 г., о чем свидетельствует запись на последней странице договора под печатью ОАО "ОмскВодоканал". Данный договор был подписан ЗАО "АСК КПД" с направлением протокола разногласий к нему.
24 июля 2013 г. ЗАО "АСК КПД" и ОАО "ОмскВодоканал" подписали протокол разногласий к указанному договору, изготовленный ЗАО "АСК КПД".
ОАО "ОмскВодоканал" возвратил ЗАО "АСК КПД" оспариваемый договор на подписание, вместе со своим протоколом разногласий от 05 августа 2013 г.
12 августа 2013 г. ЗАО "АСК КПД" подписало протокол разногласий от 05 августа 2013 г. и 22 августа 2013 г. возвратило договор и указанный протокол в ОАО "ОмскВодоканал", которое и проставило в нем дату 23 августа 2013 г.
Однако, само ОАО "ОмскВодоканал" путем подписания своего протокола разногласий к договору 05 августа 2013 г. полностью определило для себя все существенные условия договора и направило его, как оферту в ЗАО "АСК КПД". Подписание ЗАО "АСК КПД" указанного протокола разногласий 12 августа 2013 г. является полным акцептом ранее подписанного договора, и именно данная дата является моментом его заключения, а не 23 августа 2013 г., когда стороны уже не совершали никаких юридически значимых обстоятельств, связанных с заключением договора.
Как следствие, при рассмотрении настоящего дела моментом заключения оспариваемого договора, по мнению суда, является 12 августа 2013 г. и при применении к правоотношениям сторон норм права должно учитываться на указанную дату.
Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" в вышеуказанные постановления Правительства N 360 и N 83 и утвержденные ими правила были внесены изменения. В частности данными правилами более не регулируются вопросы о взимании платы за подключение и водоотведение объектов капитального строительства к объектам коммунальной инфраструктуры, данные вопросы регулируются ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Постановление Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 было опубликовано на официальном сайте Правительства РФ 06.08.2013, т.е. вступило в силу с 14 августа 2013 г., после заключения ЗАО "АСК КПД" и ОАО "ОмскВодоканал" спорного договора, а потому вопросы взимания платы при подключении объекта капитального строительства по указанному договору, регулируются Правилами, утвержденными Постановлениями Правительства РФ N 360 и N 83, а не нормами ФЗ "О водоснабжении и водоотведении". И данное обстоятельство подтверждается, в том числе и тем, что стороны договора в качестве регулирования их взаимоотношений по договору ссылались именно на Постановления Правительства РФ N 360 и N 83, а не на ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", т.е. при заключении договора действовали именно данные правовые акты.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 10.07.2012 N 2551/12 по делу N А56-66569/2010 указано, что согласно пункту 2 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. Нормы, регламентирующие договор об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих (теплопринимающих) устройств, не включены в раздел IV "Отдельные виды обязательств" Гражданского кодекса, однако эти нормы содержатся в специальных нормативных актах, закрепляющих правила подключения к системам тепло- и энергоснабжения. Применительно к энергоснабжению такие нормы содержатся в статье 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" и Правилах технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 "Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям". В сфере теплоснабжения соответствующие нормы до 01.05.2012 содержались в Правилах заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2007 N 360. Все названные правила, среди прочего, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств и определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения. Соответствующие договоры, включающие в себя существенные условия договора технологического присоединения, необоснованно квалифицировать как договор оказания услуг и как смешанный договор, включающий в себя элементы договора возмездного оказания услуг и подряда. Соответствующие договоры по своей правовой природе являются договорами технологического присоединения. Соответствующее толкование правовых норм является обязательным при разрешении настоящего спора. Согласно статье 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
В силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
В соответствии со статьей 180 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части.
Под частью сделки по смыслу названной нормы следует понимать одно или несколько условий сделки.
В рамках настоящего дела между сторонами возник спор по поводу соответствия требованиям действующего законодательства договорных условий, связанных с возложением на истца обязанности по оплате за подключение к сети водоснабжения и водоотведения.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
На основании пункта 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации публичным договором признается договор, заключённый коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится.
Постановлением Правительства РФ от 09.06.2007 N 360 утверждены Правила заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры, которые действовали на момент возникновения договорных отношений сторон.
Правила определяют порядок заключения, в том числе определения существенных условий, изменения и исполнения договора о подключении строящегося, реконструируемого или построенного, но не подключенного здания, строения, сооружения или иного объекта капитального строительства к входящим к систему коммунальной инфраструктуры сетям инженерно-технического обеспечения, включающим тепло-, газо-, водоснабжение и очистку сточных вод (пункт 1).
Договор о подключении согласно пункту 5 Правил является публичным договором и заключается в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, с соблюдением особенностей, определенных настоящими Правилами.
Пунктом 12 Правил заключения и исполнения публичных договоров определены существенные условия договора о подключении, к числу которых относится размер платы за подключение и порядок ее внесения (подпункты "г" и "д").
Суд первой инстанции, оценив условия договора N П-20639 на подключение к сетям водоснабжения и водоотведения - пункта 1.1. договора в части обязанности Заказчика оплатить услуги по подключению согласно Графику, приведенному в Приложении N 2, пунктов 3.2.1, 3.2.3, 3.2.6, 4.1.6, раздела 5 (пункты 5.1., 5.2.), пункта 6.4, 6.5, 6.7, 8.5 в части "График платежей (приложение N 2) и приложение N 2 - "График платежей" по договору, удовлетворил исковые требования о признании недействительным условия договора. При этом суд исходил из того, что, несмотря на обязательное представление ответчиком безусловных доказательств, свидетельствующих о том, что при подключении объекта истца требуется проведение мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности указанных сетей, соответствующих действий ОАО "ОмскВодоканал" не произвело.
Утвержденная решением Омского городского Совета от 13.02.2008 N 102 инвестиционная программа ОАО "ОмскВодоканал" по развитию систем водоснабжения и водоотведения в городе Омске на период до 2013 года не предусматривает мероприятий по увеличению мощности по производству ресурсов и (или) пропускной способности сетей инженерно-технического обеспечения, к которым непосредственно планируется подключение спорного объекта истца.
Судом также указано, что доказательства несения ответчиком расходов по созданию (реконструкции) сетей инженерно-технического обеспечения для подключения объекта истца в материалах дела отсутствуют.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к выводу, что ни инвестиционной программой ОАО "ОмскВодоканал" по развитию систем водоснабжения и водоотведения в городе Омске, ни условиями подключения объекта не предусмотрено строительство (реконструкция) сетей в районе строительства объекта истца, а также не предусмотрено мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности этой сети, в связи с чем плата за подключение к сетям водоснабжения и водоотведения не должна взиматься.
Руководствуясь статьями 166, 168, 180, 426 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции удовлетворил исковые требования, исходя из того, что условия договора о взимании платы за подключение противоречат действующему законодательству, в связи с чем являются недействительными.
Между тем суд апелляционной инстанции не может согласиться с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на неправильном толковании понятия инженерно-технических сетей, приведшем к выводам, несоответствующим обстоятельствам дела.
В силу пункта 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Согласно пункту 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение, а также порядок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации (часть 10 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства Российской Федерации утверждены Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения от 13.02.2006 N 83 (далее - Правила N 83). Порядок определения размера платы за подключение и основания ее взимания установлены пунктом 14 Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2007 N 360 (далее - Правила N 360).
Пунктом 15 Правил N 83 определено, что подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения осуществляется на основании договора.
Плата за подключение не взимается, если для подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения не требуется проведение мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности (подпункт 3 пункта 14 Правил N 360, пункт 11 Правил N 83).
Плата за подключение взимается и ее размер определяется как произведение заявленной нагрузки объекта капитального строительства и тарифа на подключение при соблюдении следующих условий (подпункт 1 пункта 14 Правил N 360):
- наличие утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы у исполнителя по договору о подключении;
- в инвестиционной программе включены мероприятия по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения, к которой будет подключаться объект капитального строительства;
- установлены тарифы на подключение.
В соответствии с пунктом 2 Правил N 83 под сетями инженерно-технического обеспечения понимается совокупность имущественных объектов, непосредственно используемых в процессе тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения. Подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения - процесс, дающий возможность осуществления подключения строящихся (реконструируемых) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, а также к оборудованию по производству ресурса.
Сети инженерно-технического обеспечения, включающие тепло-, газо-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, входят в систему коммунальной инфраструктуры. Следовательно, к объектам сетей инженерно-технического обеспечения (системе коммунальной инфраструктуры) относятся сети водопровода и канализации, водозаборные сооружения, канализационно-насосные станции, очистные сооружения и другие объекты, в совокупности обеспечивающие водоснабжение конкретных объектов (пункт 1 Правил N 360).
Водоотведение - прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения; водоснабжение - водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных систем холодного водоснабжения (статья 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ).
Как следует из материалов дела, на момент заключения сторонами договора N П-20639 действовало решение Омского городского Совета от 13.02.2008 N 102 "Об утверждении инвестиционной программы ОАО "ОмскВодоканал" по развитию систем водоснабжения и водоотведения в городе Омске на период до 2015 года и установлении надбавок к тарифам на холодную воду и водоотведение ОАО "ОмскВодоканал" для потребителей".
Согласно утвержденной указанным решением инвестиционной программе ее целями являются обеспечение возможности гарантированного подключения к сетям водоснабжения и водоотведения новых построенных объектов капитального строительства на территории города Омска, а также повышение надежности и качества предоставления услуг водоснабжения и водоотведения в городе Омске. Задачи Программы, в том числе: развитие систем водопровода и канализации в соответствии с перспективой развития жилищного и промышленного строительства в рамках Генерального плана муниципального образования городской округ город Омск Омской области; обеспечение стабильной и безопасной работы систем водоснабжения и водоотведения города Омска за счет поэтапной реконструкции всей системы водоснабжения и водоотведения города Омска; увеличение объема услуг за счет расширения наружных магистральных и распределительных сетей до необходимого уровня; обеспечение подключения к сетям водоснабжения и водоотведения вводимых в эксплуатацию на территории города Омска объектов жилищного и промышленного строительства; повышение надежности и качества оказываемых услуг.
В разделе 7 Программы указано, что системы водоснабжения и канализации являются частью городской инфраструктуры, совершенствование и расширение которой необходимо для поддержания экономического роста и экономической стабильности, улучшения экологического состояния территории города Омска, прилегающих территорий, бассейна реки Иртыш. Протяженность водопроводных сетей составляет 1582,63 км. Физический износ сетей составляет 71,11%, а 951,6 км сетей отслужили нормативный срок службы и нуждаются в замене. С целью обеспечения возможности подключения к системе новых потребителей требуется провести комплекс неотложных мероприятий по увеличению производительности насосных станций и очистных сооружений канализации, а также пропускной способности линейных сооружений водоснабжения и водоотведения.
Инвестиционный проект по повышению качества услуг водоснабжения и водоотведения, улучшению экологической ситуации в свою очередь включает в себя, в том числе строительство, модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры левобережной зоны застройки города Омска (раздел 8 Программы).
В плане мероприятий по строительству систем коммунальной инфраструктуры и модернизации систем коммунальной инфраструктуры предусмотрено: развитие сетей и сооружений водоснабжения, канализации, модернизация систем водоснабжения и водоотведения; строительство, модернизация объектов коммунальной инфраструктуры общегородского значения на территории города Омска, в том числе левобережной зоны застройки города Омска, включающем строительство внеплощадочных сетей к северным зонам застройки (к микрорайонам) с целью обеспечения услугами по водоснабжению и водоотведению новых потребителей (приложение N 1 Программы).
Согласно разделу 11 Программы результатами ее реализации должны стать: строительство сетей водоснабжения и водоотведения с целью обеспечения подключения строящихся (реконструируемых) объектов капитального строительства с подключаемой нагрузкой 55,44 тыс. куб. м/сутки по водоснабжению и 55,136 тыс. куб. м/сутки по водоотведению; повышение качества оказываемых услуг по водоснабжению и водоотведению; обеспечение санитарно-гигиенической и экологической безопасности территории города Омска и реки Иртыш.
Объект заказчика расположен в 90 м северо-восточнее относительно строения по ул. 3-я Любинская, 30 левобережной части города Омска и согласно договору на подключение к сетям водоснабжения и водоотведения строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства подключен к системам водоснабжения и водоотведения, услуги выполнены полностью и в срок, претензий по объему, качеству и срокам оказания услуг заказчик не имеет.
Тариф на подключение установлен постановлением мэра города Омска от 16.05.2008 N 345-п "Об установлении тарифов на подключение вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений, иных объектов) к системам холодного водоснабжения и водоотведения, тарифов ОАО "ОмскВодоканал" на подключение к системам холодного водоснабжения и водоотведения".
Анализ инвестиционной программы позволяет установить, что она направлена на развитие системы коммунальной инфраструктуры города Омска в целом, а не отдельных частей сетей инженерно-технического обеспечения. Из содержания письма департамента архитектуры и градостроительства администрации города Омска от 23.10.2013 N 10/13018 (л.д.60) следует, что в инвестиционной программе по развитию водоснабжения и водоотведения в городе Омске на период до 2015 года предусмотрены мероприятия по увеличению мощности и пропускной способности систем водоснабжения и водоотведения для подключения объектов капитального строительства, планируемых для размещения, реконструируемых в соответствии с Генеральным планом муниципального образования городской округ город Омск Омской области.
ОАО "ОмскВодоканал", являясь коммерческим предприятием, деятельность которого влияет на коммунальную инфраструктуру города Омска, обязан нести затраты на модернизацию инженерно-технических сетей, входящих в единую систему коммунальной инфраструктуры города Омска.
Более того, как усматривается из представленных в материалы дела реестров подтверждающих документов к Отчету о выполнении плана мероприятий к инвестиционной программе ОАО "ОмскВодоканал" по развитию систем водоснабжения и водоотведения в городе Омске на период до 2013 года за 3 квартал 2012 года (л.д. 107-117) и отчета о выполнении плана мероприятий к инвестиционной программе ОАО "ОмскВодоканал" по развитию систем водоснабжения и водоотведения в г. Омске на период до 2013 года за 3 квартал 2012 года (л.д. 118-120), ОАО "ОмскВодоканал" понесло соответствующие расходы по созданию (реконструкции) сетей инженерно-технического обеспечения для подключения объекта истца.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что ни инвестиционной программой ОАО "ОмскВодоканал" по развитию систем водоснабжения и водоотведения в городе Омске, ни условиями подключения объекта не предусмотрено строительство (реконструкция) сетей в районе строительства объекта истца, а также не предусмотрено мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности этой сети, в связи с чем плата за подключение к сетям водоснабжения и водоотведения не должна взиматься, и, соответственно, о противоречии пунктов 1.1. договора (в части обязанности Заказчика оплатить услуги по подключению согласно Графику, приведенному в Приложении N 2), 3.2.1, 3.2.3, 3.2.6, 4.1.6, раздела 5, пунктов 6.4, 6.5, 6.7, 8.5 (в части "График платежей (приложение N 2) и приложение N 2 - "График платежей" по договору) пункту 14 Правил N 360, по мнению апелляционной коллегии ошибочен.
Подход, избранный судом первой инстанции, не учитывает, что денежные средства, полученные ОАО "ОмскВодоканал" по договору направлены последним на осуществление мероприятий инвестиционной программы по развитию систем водоснабжения и водоотведения, коммунальной инфраструктуры общегородского значения в городе Омске и их изъятие повлечет невозможность исполнения им социально значимых мероприятий для города Омска, составляющих уставную деятельность ответчика, а, следовательно, срыв программы.
Изложенный выше подход соответствует сложившейся по данной категории дел судебной практике (определения Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.04.2011 N ВАС-4178/2011, от 31.01.2013 N ВАС-129/13, постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23.01.2014 по делу N А70-2619/2013, от 27.02.2014 NА46-7674/2013, от 27.02.2014 NА46-5800/2013).
Таким образом, поскольку Программа ОАО "ОмскВодоканал" разработана и утверждена для развития систем водоснабжения и водоотведения, в целях обеспечения возможности гарантированного подключения к сетям водоснабжения и водоотведения новых построенных объектов капитального строительства на территории города Омска, а также повышения надежности и качества предоставления услуг водоснабжения и водоотведения в городе Омске, фактически спорный договор в части подключения объекта истца к сетям водоснабжения и водоотведения исполнен, осуществляется водоснабжение и водоотведение, тариф на подключение вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости для ответчика утвержден, то отсутствуют основания для признания недействительными пункта 1.1 договора в части обязанности Заказчика оплатить услуги по подключению согласно Графику, приведенному в Приложении N 2, пунктов 3.2.1, 3.2.3, 3.2.6, 4.1.6, раздела 5, пунктов 6.5, 6.7, 8.5 в части "График платежей" (Приложение N 2) и приложения N 2 - "График платежей" по договору.
При данных обстоятельствах обжалуемое решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных ЗАО "АСК КПД" требований, апелляционная жалоба ОАО "ОмскВодоканал" - удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В связи с отказом в удовлетворении требований ЗАО "АСК КПД" судебные расходы в виде государственной пошлины за рассмотрение заявления в суде первой инстанции в размере 4 000 руб. относятся на истца.
Также, в связи с удовлетворением апелляционной жалобы ОАО "ОмскВодоканал" судебные расходы по уплате государственной пошлины за её рассмотрение в размере 2 000 руб., согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, относятся на ЗАО "АСК КПД".
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктами 3, 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 27 января 2014 года по делу N А46-12604/2013 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении исковых требований закрытого акционерного общества "Акционерная строительная компания крупнопанельного домостроения" (ИНН 5502003815, ОГРН 1025500528074) отказать.
Взыскать с закрытого акционерного общества "Акционерная строительная компания крупнопанельного домостроения" (ИНН 5502003815, ОГРН 1025500528074) в пользу открытого акционерного общества "ОмскВодоканал" (ИНН 5504097128, ОГРН 1045507037344) судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в размере 2000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Е.Н. Кудрина |
Судьи |
А.С. Грязникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-12604/2013
Хронология рассмотрения дела:
27.05.2014 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-2119/14
27.01.2014 Решение Арбитражного суда Омской области N А46-12604/13