г. Вологда |
|
23 мая 2014 г. |
Дело N А52-4334/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2014 года.
В полном объеме постановление изготовлено 23 мая 2014 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Виноградовой Т.В., судей Ралько О.Б. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Яндоуровой Е.А.,
при участии от Государственного комитета Псковской области по природопользованию и охране окружающей среды председателя комитета Вдовиной Н.И. на основании распоряжения от 15.04.2014 N 18-рл, Волар Т.А. по доверенности от 20.01.2014,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Государственного комитета Псковской области по природопользованию и охране окружающей среды и общества с ограниченной ответственностью "Кромлеспромхоз" на решение Арбитражного суда Псковской области от 23 января 2014 года по делу N А52-4334/2012 (судья Жупанова Л.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Кромлеспромхоз", место нахождения: 180014, Псковская область, г.Псков, ул.Новгородская, д. 7, ОГРН 1046000301050 (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с иском к Государственному комитету Псковской области по природопользованию и охране окружающей среды, место нахождения: 180000, Псковская область, г.Псков, ул. Некрасова, 23, ОГРН 1056000309331 (далее - Комитет) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора аренды лесного участка, расположенного на землях лесного фонда на территории Псковской области (местоположение - Псковское участковое лесничество, кадастровый номер лесного участка 60:18:060101:0086, квартал 467, выдел 9, 10, 11, площадью 129975 кв.м.), изложив пункты договора 5, 7, 8, 11, 14, 22 и Приложение 4 "Сроки внесения арендной платы" и "Расчет арендной платы" в редакции Общества.
Решением суда положения договора изложены в следующей редакции:
- в преамбуле договора указать: "Государственный Комитет Псковской области по природопользованию и охране окружающей среды в лице в лице И.о. председателя Вдовиной Натальи Ивановны, действующей на основании распоряжения Губернатора области от 02.08.2013 N 21-ргл и Положения, именуемый в дальнейшем Арендодатель, с одной стороны,", далее по тексту, предложенному обществом с ограниченной ответственностью "КромЛесПромхоз";
- пункт 1 "По настоящему Договору Арендодатель, действующий в соответствии со статьями 72 и 74 Лесного Кодекса Российской Федерации на основании распоряжения Администрации Псковской области от 03.12.2004 года N 897-р "О предоставлении в безвозмездное пользование участка лесного фонда для культурно-оздоровительных целей ООО "Кромлеспромхоз" и договора безвозмездного пользования участком лесного фонда N 1/ба от 23.12. 2004, обязуется предоставить, а Арендатор обязуется принять во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, определенный в пункте 2 настоящего Договора (далее - лесной участок).";
- пункт 5 "Арендная плата по настоящему Договору составляет 435 915 (четыреста тридцать пять тысяч девятьсот пятнадцать) рублей 35 копеек в год.";
- в пункте 8 Арендодатель имеет права:
подпункт а) "получать от Арендатора сведения в установленном законодательством Российской Федерации порядке, справочные и другие материалы об использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, расположенных на лесном участке;";
подпункт б) "осуществлять осмотр арендованного лесного участка для оценки соблюдения арендатором условий договора аренды в части использования лесного участка по назначению в соответствии с законодательством Российской Федерации, правилами заготовки древесины. правилами ухода за лесами, правилами лесовосстановления, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах;";
в подпунктах в) и г) указать "в пределах полномочий, определенных статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации,", далее по тексту, предложенному сторонами;
- в пункте 9 Арендодатель обязан:
подпункт а) "передать лесной участок по акту приема-передачи лесного участка в аренду и принять его от Арендатора после завершения срока действия договора аренды согласно приложению N 5";
-- в пункте 10 Арендатор имеет права:
подпункт а) "приступить после государственной регистрации настоящего Договора, подписания сторонами акта приема-передачи лесного участка в аренду, предусмотренного приложением N 5 к настоящему Договору, и предоставления Арендодателю в установленном порядке разработанного проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы к использованию лесного участка в соответствии с условиями настоящего Договора";
- в пункте 11 Арендатор обязан:
подпункт б) "вносить арендную плату в размерах и сроки, которые установлены настоящим Договором;";
подпункт в) "в установленном порядке не позднее 6 месяцев со дня государственной регистрации настоящего Договора разработать и представить Арендодателю проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы";
подпункт г) "ежегодно в установленном порядке подавать лесную декларацию и иную отчетность;";
подпункт л) "в случае прекращения действия настоящего Договора передать лесной участок Арендодателю по акту приема-передачи (приложение N 5) к настоящему Договору в состоянии, пригодном для ведения лесного хозяйства, с характеристиками участка, установленными проектом освоения лесов на момент завершения пользования;";
- дополнить пункт 11 абзацем следующего содержания: "В границах водоохранной зоны реки Великой запрещаются:
использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв;
размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов;
осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами;
движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие;
размещение автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов (за исключением случаев, если автозаправочные станции, склады горюче-смазочных материалов размещены на территориях портов, судостроительных и судоремонтных организаций, инфраструктуры внутренних водных путей при условии соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды и Водного Кодекса РФ), станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств;
размещение специализированных хранилищ пестицидов и агрохимикатов, применение пестицидов и агрохимикатов;
сброс сточных, в том числе дренажных, вод;
разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых (за исключением случаев, если разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых осуществляются пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу иных видов полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах горных отводов и (или) геологических отводов на основании утвержденного технического проекта в соответствии со статьей 19.1 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах").
В границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов. Под сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, понимаются:
централизованные системы водоотведения (канализации), централизованные ливневые системы водоотведения;
сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод в централизованные системы водоотведения (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), если они предназначены для приема таких вод;
локальные очистные сооружения для очистки сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), обеспечивающие их очистку исходя из нормативов, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и Водного кодекса РФ;
сооружения для сбора отходов производства и потребления, а также сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод) в приемники, изготовленные из водонепроницаемых материалов.".
- пункт 15 "По требованию одной из сторон настоящий Договор может быть изменен или расторгнут по решению суда в порядке, установленном гражданским законодательством, а также в случаях, указанных в разделе VI настоящего Договора.";
- пункт 18 "Настоящий Договор прекращает действие в случаях, предусмотренных гражданским законодательством.";
- пункт 19 "Расторжение настоящего Договора по решению суда по требованию одной из сторон осуществляется по основаниям. предусмотренным законодательством Российской Федерации, а также в случае нарушения другой стороной условий настоящего Договора.";
- Приложение N 4 к договору "Сроки внесения арендной платы" изложить в следующей редакции:
Срок внесения арендной платы |
Размер арендной платы, руб. |
|||
|
всего |
в том числе |
||
|
|
в федеральный бюджет |
в бюджет субъекта РФ |
в местный бюджет |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
до 15 февраля |
43591,53 |
43591,53 |
- |
- |
до 15 марта |
43591,53 |
43591,53 |
- |
- |
до 15 апреля |
43591,53 |
43591,53 |
- |
- |
до 15 мая |
43591,53 |
43591,53 |
- |
- |
до 15 июня |
43591,53 |
43591,53 |
- |
- |
до 15 июля |
43591,53 |
43591,53 |
- |
- |
до 15 августа |
43591,53 |
43591,53 |
- |
- |
до 15 сентября |
43591,53 |
43591,53 |
- |
- |
до 15 октября |
43591,53 |
43591,53 |
- |
- |
до 15 ноября |
43591,53 |
43591,53 |
- |
- |
Всего за год |
435 915,35 |
435 915,35 |
- |
- |
- в Приложении к Договору "Расчет арендной платы":
исключить коэффициент К5 - коэффициент, учитывающий использование лесного участка для детских оздоровительных лагерей;
расчет арендной платы изложить в следующей редакции: "А= 8 480 х 12,9975 х 1,13 х 1 х 3,5 х 1 = 435 915,35 (рублей в год). Итого арендная плата за лесной участок по Договору аренды составляет 435 915,35 в год."
- преамбулу Приложения N 5 к Договору "Акт приема-передачи лесного участка" изложить в следующей редакции: "Арендодатель в лице и.о.председателя Государственного комитета Псковской области по природопользованию и охране окружающей среды Вдовиной Натальи Ивановны и Арендатор в лице директора ООО "КромЛеспромхоз" Кроволапова Александра Николаевича, при участии руководителя государственного казенного учреждения Псковской области "Псковское лесничество", составили настоящий акт о том, что на основании договора аренды лесного участка Арендодатель передал, а принял Арендатор лесной участок с КН 60:18:060101:0086 в квартале 467 выдела 9,10,11 Псковского участкового лесничества КУ "Псковское лесничество" общей площадью 12,9975 га.".
Подпись на договоре и приложениях к нему со стороны Арендодателя сопровождается записью в следующей редакции "И.о.председателя Государственного комитета Псковской области по природопользованию и охране окружающей среды Н.И. Вдовина".
Комитет в апелляционной жалобе и его представители в судебном заседании просят решение суда изменить, изложив пункт 1, подпункт "а" пункта 9, подпункт "а" пункта 10 договора, преамбулу Приложения N 5 к договору "Акт приёма-передачи лесного участка" и Приложение к договору "Расчёт арендной платы" в редакции Комитета. Просят исключить из указанных пунктов и преамбулы Приложения N 5 обязанность арендодателя передать лесной участок, поскольку лесной участок перешёл в пользование Общества по договору от 23.12.2004 и Комитету не возвращался; договор в редакции суда может повлечь ответственность по статьям 611, 612 Гражданского кодекса Российской Федерации. Не согласны с выводом суда о том, что условия о неустойке не подлежат включению в договор, поскольку из формы примерного договора аренды, утверждённой приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 26.07.2011 N 319, следует обязательное установление договорных неустоек. Невключение в Приложение к договору "Расчёт арендной платы" расчёта за фактическое пользование лесным участком за период с 01.01.2009 по 16.01.2014 в размере 2 198 685.37 руб. влечёт существенное нарушение имущественных прав арендодателя, поскольку Комитет лишён единственного способа защиты своих имущественных прав.
Общество в апелляционной жалобе просит решение суда изменить, изложив в редакции Общества пункт 5 договора аренды, приложение N 4 к договору "Сроки внесения арендной платы", приложение "Расчёт арендной платы", а также подпункт в) пункта 11, не включать дополнительный абзац пункта 11, запрещающий определённую деятельность в водоохраной зоне реки Великой. Указывают, что отдельные пункты проекта договора не были предметом досудебного рассмотрения сторон; к размеру арендной платы подлежит применению коэффициент 0,1, предусмотренный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310, поскольку Общество в соответствии с первоначальной заявкой испрашивало лесной участок под детский лагерь и переоформило заявку, указав вид лесопользования - культурно-оздоровительные, туристические и спортивные цели, поскольку статья 80 Лесного кодекса Российской Федерации (далее также - ЛК РФ) не предусматривает вид лесопользования - для детских оздоровительных лагерей. Не согласно с установлением шестимесячного срока представления положительного заключения государственной экспертизы, поскольку такой срок законом не предусмотрен. Возражает против дополнения пункта 11 договора абзацем, запрещающим определённую деятельность в водоохраной зоне реки Великой, поскольку данное условие отсутствовало в протоколе разногласий, представленном до судебного разбирательства, и, кроме того, оно полностью воспроизводит положения Водного кодекса Российской Федерации.
Общество о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб извещено надлежащим образом, представители в суд не явились, в связи с чем разбирательство по делу произведено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителей Комитета, исследовав доказательства по делу, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба Комитета не подлежит удовлетворению, апелляционная жалоба Общества подлежит частичному удовлетворению, а решение суда - отмене в части в связи с нарушением норм процессуального права, которое привело к принятию неправильного решения.
Как видно из материалов дела, между ФГУ "Псковский лесхоз" и Обществом на основании распоряжения Администрации Псковской области от 03.12.2004 N 897-р (том 1 лист 96) 23.12.2004 заключен договор безвозмездного пользования участком лесного фонда N 1/ба (том 1 листы 30 - 33), в соответствии с которым Обществу на 49 лет в пользование для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей передан участок лесного фонда, расположенный в квартале N 67 в границах выделов N 9, 10, 11 Пригородного лесничества Псковского лесхоза, кадастровый номер 60:18:060101:0086, общей площадью 129975 кв.м. Государственная регистрация договора в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществлена в установленном законом порядке, о чем имеется соответствующая отметка на договоре.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 4 Федерального закона N 201-ФЗ от 04.12.2006 "О введение в действие Лесного кодекса Российской Федерации" договоры аренды участков лесного фонда и договоры безвозмездного пользования участками лесного фонда должны быть приведены в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации до 1 января 2009 года. Для приведения договора аренды участка лесного фонда и договора безвозмездного пользования участком лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации осуществляется подача заявлений о переоформлении таких договоров на договор аренды лесного участка или договор безвозмездного срочного пользования лесным участком.
В силу пункта 6 названной статьи порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04.10.2007 N 258 утверждён Порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации (далее - Порядок N 258). Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.11.2011 N 927 приказ Минприроды России от 04.10.2007 N 258 признан утратившим силу.
Поскольку договор от 23.12.2004 N 1/ба подлежал приведению в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации в срок до 1 января 2009 года, Общество 30.10.2008 обратилось в Комитет с заявлением о переоформлении договора безвозмездного пользования участком лесного фонда на договор аренды лесного участка (том 1 лист 34).
Комитет письмом от 12.03.2009 N 658 (том 1 лист 35) отказал в переоформлении договора.
Решением Арбитражного суда Псковской области от 21 июля 2009 года по делу N А52-1340/2009 действия Комитета по отказу Обществу в переоформлении договора безвозмездного пользования участком лесного фонда, оформленные письмом от 12.03.2009 N 658, признаны незаконными.
Общество с сопроводительным письмом от 06.08.2012 N 8 (том 1 лист 58) направило Комитету проект договора аренды лесного участка, расположенного на землях лесного фонда на территории Псковской области (том 1 лист 69 - 84).
Комитет письмом от 24.09.2012 N ПР-09-2757 (том 1 лист 26 - 29) сообщил Обществу о несогласии с редакцией договора аренды лесного участка, предложенной Обществом, и предложил заключить договор на иных условиях, изложенных в этом письме.
Истец с предложенной Комитетом редакцией договора не согласился и обратился в суд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты. Сторона, направившая оферту и получившая от стороны, для которой заключение договора обязательно, извещение о ее акцепте на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора), вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение тридцати дней со дня получения такого извещения либо истечения срока для акцепта.
Согласно статье 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Пунктом 5 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что порядок подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и форма примерного договора аренды лесного участка утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 26.07.2011 N 319 утверждён Порядок подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и Форма примерного договора аренды лесного участка (далее - Форма примерного договора).
В соответствии со статьёй 606 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Согласно пункту 3 статьи 607 ГК РФ в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.
Таким образом, в договоре аренды обязательно должно содержаться условие о передаче определённого имущества арендодателем арендатору. В противном случае договор не считается заключённым.
В связи с изложенным отсутствуют основания для удовлетворения апелляционной жалобы Комитета в части исключения из пункта 1, подпункта "а" пункта 9, подпункта "а" пункта 10 договора, преамбулы Приложения N 5 к договору "Акт приёма-передачи лесного участка" и Приложения к договору "Расчёт арендной платы" обязанности арендодателя передать (предоставить) лесной участок арендатору и подписать акт приёма-передачи лесного участка.
Кроме того, принятая судом редакция договора в части указанных положений соответствует позиции Комитета по данному вопросу, отражённой им в протоколе разногласий, изложенном в письме от 24.09.2012. Общество не передавало на рассмотрение суда указанные разногласия. Данные разногласия возникли после обращения Общества в арбитражный суд. Таким образом, у суда первой инстанции отсутствовали основания для исключения из пункта 1, подпункта "а" пункта 9, подпункта "а" пункта 10 договора, преамбулы Приложения N 5 к договору "Акт приёма-передачи лесного участка" и Приложения к договору "Расчёт арендной платы" обязанности арендодателя передать (предоставить) лесной участок арендатору и подписать акт приёма-передачи лесного участка.
Судом первой инстанции правомерно признаны не подлежащими включению в договор предложенные Комитетом условия о договорной неустойке.
Суд первой инстанции правильно указал, что ни Лесным кодексом Российской Федерации, ни Гражданским кодексом Российской Федерации, ни иными нормативными актами не предусмотрено обязательное включение в договор условия о неустойке.
Довод Комитета о том, что из Формы примерного договора следует обязательное установление договорных неустоек за нарушение условий договора, отклоняется апелляционным судом, поскольку данная форма договора является примерной, и применение её не является обязательным для сторон.
Требование Комитета включить в Приложение "Расчет арендной платы" к договору следующий абзац: "Расчет платы за фактическое пользование лесным участком за период с 01.01.2009 по 16.01.2014 г.: 435 915,35 х 5 лет = 2 198 685,37 (два миллиона сто девяносто восемь тысяч шестьсот восемьдесят пять руб.) 75 коп." не основано на законе.
Довод Комитета о том, что невключение в договор данного условия влечёт существенное нарушение имущественных прав арендодателя, апелляционный суд признаёт необоснованным, так как при наличии у Общества обязанности по внесению платы за фактическое пользование лесным участком задолженность может быть взыскана в судебном порядке. Возложение такой обязанности на Общество путём включения в договор аренды соответствующего условия возможно только на добровольной основе.
Кроме того, в протоколе разногласий, изложенном в письме Комитета от 24.09.2012, отсутствует предложение включить в договор положения о плате за фактическое пользование лесным участком за период с 01.01.2009 по 16.01.2014, и Общество не передавало на рассмотрение суда указанные разногласия. Данные разногласия возникли после обращения Общества в арбитражный суд. Таким образом, у суда первой инстанции отсутствовали основания для включения в Приложение к договору "Расчёт арендной платы" указанного условия.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба Комитета удовлетворению не подлежит.
Согласно пункту 5 проекта договора арендная плата составляет 43 591 руб. 54 коп.
При определении такого размера арендной платы Общество руководствовалось постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объёма лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности", которым предусмотрен коэффициент 0,1 для детских оздоровительных лагерей.
Комитет не согласился с применением данного коэффициента и предложил установить арендную плату в размере 435 915 руб. 35 коп., поскольку договором безвозмездного пользования участками лесного фонда от 23.12.2004 N 1б/а предусмотрено предоставление участка для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей коллектива ООО "Кромлеспромхоз", и детские оздоровительные лагеря на участке никогда не располагались.
Суд первой инстанции, принимая пункт 5 договора в редакции Комитета, правомерно указал, что участок лесного фонда по договору безвозмездного пользования участками лесного фонда от 23.12.2004 N 1б/а предоставлялся именно для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей, что отражено в пункте 1.2 договора.
Арендная плата в размере 435 915 руб. 35 коп. соответствует виду лесопользования, указанному в договоре от 23.12.2004 N 1/ба.
Участок лесного фонда для размещения детского оздоровительного лагеря в настоящее время не используется.
Из отзыва Комитета следует, что арендодатель не будет возражать против применения понижающего коэффициента при условии действительного размещения на лесном участке детского оздоровительного лагеря.
Подпунктом "в" пункта 11 проекта договора предусмотрена обязанность арендатора в установленном порядке разработать и представить арендодателю проект освоения лесов.
Комитет предложил дополнить данную обязанность обязанностью по представлению положительного заключения экспертизы указанного проекта освоения лесов и установить срок исполнения этой обязанности - не позднее 6 месяцев со дня государственной регистрации договора.
В соответствии со статьёй 88 ЛК РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса. Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Статьёй 89 ЛК РФ предусмотрено, что проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 22.12.2011 N 545 утверждён Порядок государственной и муниципальной экспертизы проекта освоения лесов.
Сроки составления проекта освоения лесов нормативными актами не установлены.
Суд первой инстанции принял подпункт "в" пункта 11 договора в редакции Комитета, указав, что установление срока представления проекта освоения лесов будет способствовать выполнению сторонами договора своих обязательств.
Апелляционный суд также считает, что в ситуации, когда составление проекта освоения лесов является обязательным для арендатора, а срок исполнения этой обязанности законом не установлен, данный срок следует установить в договоре аренды.
Общество не представило доказательств невозможности представления арендодателю проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы в шестимесячный срок со дня государственной регистрации договора аренды.
Утверждение Общества о том, что Комитет будет злоупотреблять своим правом дачи заключения и искусственно создавать дополнительные основания для досрочного расторжения договора аренды не могут быть приняты апелляционным судом, поскольку, по сути, сводятся к освобождению арендатора от установленной ЛК РФ обязанности по представлению проекта освоения лесов с положительным заключением государственной или муниципальной экспертизы.
При таких обстоятельствах апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения решения суда в части подпункта "в" пункта 11 договора аренды.
По предложению Комитета пункт 11 договора дополнен абзацем следующего содержания:
"В границах водоохранной зоны реки Великой запрещаются:
использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв;
размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов;
осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами;
движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие;
размещение автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов (за исключением случаев, если автозаправочные станции, склады горюче-смазочных материалов размещены на территориях портов, судостроительных и судоремонтных организаций, инфраструктуры внутренних водных путей при условии соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды и Водного Кодекса РФ), станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств;
размещение специализированных хранилищ пестицидов и агрохимикатов, применение пестицидов и агрохимикатов;
сброс сточных, в том числе дренажных, вод;
разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых (за исключением случаев, если разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых осуществляются пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу иных видов полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах горных отводов и (или) геологических отводов на основании утвержденного технического проекта в соответствии со статьей 19.1 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах").
В границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов. Под сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, понимаются:
централизованные системы водоотведения (канализации), централизованные ливневые системы водоотведения;
сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод в централизованные системы водоотведения (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), если они предназначены для приема таких вод;
локальные очистные сооружения для очистки сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), обеспечивающие их очистку исходя из нормативов, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и Водного кодекса РФ;
сооружения для сбора отходов производства и потребления, а также сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод) в приемники, изготовленные из водонепроницаемых материалов.".
Не соглашаясь с данным дополнением, Общество указывает, что Комитет предложил его только в ходе судебного разбирательства, в протоколе разногласий, направленном Обществу до обращения его в суд, указанное дополнение отсутствовало.
Суд первой инстанции признал позицию Комитета правильной, указав, что аналогичные условия предусматривались договором от 23.12.2004 N 1/ба и в силу пункта 10 Порядка N 258 должны быть указаны в заключаемом договоре аренды лесного участка.
Апелляционный суд не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции.
Пунктом 10 Порядка N 258 установлено, что при приведении договоров аренды участков лесного фонда, договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации не допускается изменение в одностороннем порядке ранее установленных объемов лесопользования, а также размера арендной платы. Таким образом, из положений данного пункта Порядка N 258 не следует обязанность включить в переоформляемый договор спорные условия.
Кроме того, Порядок N 258 не действовал ни на момент рассмотрения спора в суде, ни на момент направления проекта договора Комитету.
Предложение дополнить пункт 11 дополнительным абзацем, касающимся запретов в границах водоохранной зоны реки Великой, не содержалось в ответном письме Комитета от 24.09.2012 на проект договора, представленный Обществом. Данное условие включено Комитетом в протокол разногласий, направленный Обществу письмом от 27.11.2013 N Пр-09-3826 (том 2, листы 86-95) во изменение ранее направленного протокола разногласий, то есть после обращения истца в арбитражный суд с заявлением об урегулировании разногласий, возникших при переоформлении договора.
Между тем Общество не обращалось с ходатайством об изменении предмета иска.
Таким образом, суд первой инстанции вышел за пределы заявленных требований и рассмотрел разногласия, которые истец не передавал на рассмотрение суда.
При указанных обстоятельствах решение суда в части дополнения пункта 11 абзацем, касающимся запретов в водоохраной зоне реки Великой, подлежит отмене.
Данный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 08.08.2007 по делу N А21-2185/2006.
Следует также отметить, что спорные положения пункта 11 договора полностью воспроизводят соответствующие положения пунктов 15 и 16 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации (далее - также ВК РФ), в связи с чем наличие их в договоре не влияет на объём прав и обязанностей сторон.
Апелляционный суд не может принять ссылку Комитета на то, что предложение дополнить пункт 11 спорными положениями могло появиться у ответчика только после передачи спора по урегулированию разногласий в суд в связи с внесением изменений в пункты 15 и 16 Водного кодекса Российской Федерации Федеральным законом от 21.10.2013 N 282-ФЗ.
Дополнения, предложенные Комитетом, содержат 4 из 8 пунктов предусмотренного пунктом 15 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации перечня, которые имелись в редакции, действовавшей до внесения указанных изменений.
Положение пункта 16 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации о допустимости определённых в нём видов работ в границах водоохранных зон содержалось в указанном пункте в редакции, действовавшей до внесения изменений в пункт 16 данной статьи.
Таким образом, предложение дополнить пункт 11 договора положениями статьи 65 ВК РФ, действовавшими до внесения изменений в указанную статью, не может быть обосновано внесением в указанную статью изменений Федеральным законом от 21.10.2013 N 282-ФЗ.
Апелляционный суд считает ошибочной ссылку Комитета на определения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2013 по делу N А03-9301/2012 и от 05.09.2013 по делу N А03-10352/2012, поскольку в рамках данных дел рассматривались споры с иными обстоятельствами.
Суды при вынесении судебных актов по указанным делам пришли к выводу, что рассмотрение спора по существу по условиям договоров, которые не были предметом досудебного урегулирования сторон, соответствует требованиям законодательства, поскольку по смыслу пункта 4 статьи 421 и статьи 422 ГК РФ, условия, на которых суд обязывает заключить договор, не могут противоречить законодательству, действующему на момент рассмотрения спора.
В рассматриваемом случае заключения договора без дополнительного абзаца пункта 11 договора не противоречит законодательству. В статью 65 Водного кодекса Российской Федерации внесены изменения, не касающиеся существенных условий договора.
Кроме того, в рассматриваемом случае пункт 11 договора дополнен абзацем по предложению ответчика, который не вправе определять предмет иска. В рамках же дел N А03-9301/2012 и N А03-10352/2012 разногласия, которые не были предметом досудебного урегулирования спора, рассмотрены по предложению истца, уточнившего исковые требования.
В судебном заседании апелляционной инстанции представители Комитета не смогли привести оснований, по которым они считают необходимым включение в пункт 11 договора дополнительного абзаца.
При таких обстоятельствах апелляционный суд не усматривает отказом во включении в пункт 11 договора дополнительного абзаца нарушения права ответчика на судебную защиту.
Апелляционная жалоба Общества подлежит частичному удовлетворению.
Поскольку апелляционная жалоба Общества частично удовлетворена, в соответствии со статьёй 110 АПК РФ с Комитета в пользу Общества подлежит взысканию 2000 руб. в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Псковской области от 23 января 2014 года по делу N А52-4334/2012 отменить в части дополнения пункта 11 договора аренды лесного участка, расположенного на землях лесного фонда на территории Псковской области, абзацем следующего содержания: "В границах водоохранной зоны реки Великой запрещаются:
использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв;
размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов;
осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами;
движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие;
размещение автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов (за исключением случаев, если автозаправочные станции, склады горюче-смазочных материалов размещены на территориях портов, судостроительных и судоремонтных организаций, инфраструктуры внутренних водных путей при условии соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды и Водного Кодекса РФ), станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств;
размещение специализированных хранилищ пестицидов и агрохимикатов, применение пестицидов и агрохимикатов;
сброс сточных, в том числе дренажных, вод;
разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых (за исключением случаев, если разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых осуществляются пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу иных видов полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах горных отводов и (или) геологических отводов на основании утвержденного технического проекта в соответствии со статьей 19.1 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах").
В границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов. Под сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, понимаются:
централизованные системы водоотведения (канализации), централизованные ливневые системы водоотведения;
сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод в централизованные системы водоотведения (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), если они предназначены для приема таких вод;
локальные очистные сооружения для очистки сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), обеспечивающие их очистку исходя из нормативов, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и Водного кодекса РФ;
сооружения для сбора отходов производства и потребления, а также сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод) в приемники, изготовленные из водонепроницаемых материалов.".
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Взыскать с Государственного комитета Псковской области по природопользованию и охране окружающей среды в пользу общества с ограниченной ответственностью "Кромлеспромхоз" 2000 руб. в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы.
Председательствующий |
Т.В. Виноградова |
Судьи |
О.Б. Ралько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А52-4334/2012
Хронология рассмотрения дела:
18.11.2014 Решение Арбитражного суда Псковской области N А52-4334/12
02.09.2014 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-8247/13
23.05.2014 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-1660/14
23.01.2014 Решение Арбитражного суда Псковской области N А52-4334/12
26.11.2013 Определение Арбитражного суда Псковской области N А52-4334/12
12.11.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-8247/13
28.08.2013 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-2252/13
06.02.2013 Определение Арбитражного суда Псковской области N А52-4334/12