г. Москва |
|
30 мая 2014 г. |
Дело N А41-41571/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 мая 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Катькиной Н.Н.,
судей Бархатова В.Ю., Короткова Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Чугуевой Н.Н.,
при участии в заседании:
от дачного некоммерческого партнерства "Звезда": Шершнева А.С. по доверенности от 20.05.14,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного казенного учреждения "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Московской области от 24 февраля 2014 года по делу N А41-41571/13, принятое судьей Гриневой А.В., по иску дачного некоммерческого партнерства "Звезда" к администрации Мытищинского муниципального района Московской области, с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства обороны Российской Федерации и федерального государственного казенного учреждения "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации,
о признании договора аренды действительным, признании недействительным решения об отказе в предоставлении в совместную собственность земельного участка, обязании предоставить в совместную собственность земельный участок, признании недействительным постановления,
УСТАНОВИЛ:
Дачное некоммерческое партнерство (ДНП) "Звезда" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к администрации Мытищинского муниципального района Московской области о (с учетом уточнений, поданных в порядке статьи 49 арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации):
- признании договора аренды N 5941 от 02.09.08, заключенного между администрацией Мытищинского муниципального района Московской области и ДНП "Звезда" юридически действительным, действующим и возобновившим свое действие на неопределенный срок;
- признании незаконным решения администрации Мытищинского муниципального района Московской области об отказе в предоставлении ДНП "Звезда" в совместную собственность членов ДНП "Звезда" земельного участка, площадью 7,4 га, кадастровый номер 50:12:0090221:435, расположенного на землях сельскохозяйственного назначения по адресу: Московская область, Мытищинский муниципальный район, муниципальное образование - городское поселение - Мытищи, восточнее деревни Беляниново, разрешенное использование: для ведения дачного хозяйства, оформленное письмом администрации Мытищинского муниципального района Московской области от 18.06.13 N И-3801-УД;
- обязании администрации Мытищинского муниципального района Московской области предоставить в совместную собственность членов ДНП "Звезда" земельный участок, площадью 74 000 кв.м., кадастровый номер 50:12:0090221:435, расположенный на землях сельскохозяйственного назначения по адресу: Московская область, Мытищинский муниципальный район, муниципальное образование - городское поселение Мытищи, восточнее деревни Беляниново, разрешенное использование: для ведения дачного хозяйства;
- признать недействительным постановление Главы администрации Мытищинского муниципального района Московской области N 357 от 09.02.10 об отмене постановлений Главы администрации Мытищинского муниципального района N 1410 от 18.06.08, N 2182 от 06.07.09 и N 2554 от 03.08.09 (т. 1, л.д. 5-15).
Заявление подано на основании статей 124, 125, 621 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением Арбитражного суда Московской области от 26 августа 2013 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, было привлечено Министерство обороны Российской Федерации (т. 1, л.д. 1).
Определением Арбитражного суда Московской области от 02 декабря 2013 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, было привлечено федеральное государственное казенное учреждение "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России) (т. 2, л.д. 50).
Решением Арбитражного суда Московской области от 24 февраля 2014 года решение администрации Мытищинского муниципального района Московской области об отказе в предоставлении ДНП "Звезда" в совместную собственность членов ДНП "Звезда" земельного участка, площадью 7,4 га, кадастровый номер 50:12:0090221:435, расположенного на землях сельскохозяйственного назначения по адресу: Московская область, Мытищинский муниципальный район, муниципальное образование - городское поселение Мытищи, восточнее деревни Беляниново, разрешенное использование: для ведения дачного хозяйства, оформленное письмом администрации Мытищинского муниципального района Московской области N И-3801-УД от 18.06.13, было признано незаконным; администрация Мытищинского муниципального района Московской области была обязана предоставить в совместную собственность членов ДНП "Звезда" земельный участок, площадью 74 000 кв.м., кадастровый номер 50:12:0090221:435, расположенный на землях сельскохозяйственного назначения по адресу: Московская область, Мытищинский муниципальный район, муниципальное образование - городское поселение Мытищи, восточнее деревни Беляниново, разрешенное использование: для ведения дачного хозяйства; постановление Главы администрации Мытищинского муниципального района Московской области N 357 от 09.02.10 об отмене постановлений Главы администрации Мытищинского муниципального района N 1410 от 18.06.08, N 2182 от 06.07.09 и N 2554 от 03.08.09 было признано недействительным; в удовлетворении остальной части требований было отказано (т. 2, л.д. 127-132).
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, указывая на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела и неправильное применение норм материального права (т. 3, л.д. 2-8).
В судебном заседании апелляционного суда представитель ДНП "Звезда" возражал против доводов заявителя апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 153, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей заинтересованного и третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность решения суда проверены апелляционным судом в соответствии со статьями 266-268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя ДНП "Звезда", участвующего в судебном заседании, апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ДНП "Звезда" было создано на основании Приказа Главнокомандующего Военно-воздушными силами N 302 от 19.08.06 с целью предоставления военнослужащим и членам их семей земельных участков для ведения дачного хозяйства (т. 1, л.д. 51).
Решением Минобороны России и распоряжением начальника Службы расквартирования и обустройства Минобороны России N 183/77 от 23.01.07 генерала армии Гребенюка А. из состава земель войсковой части 38551-Б, находящихся по адресу: Московская область, Мытищинский район, восточнее дер. Беляниново, был сформирован и передан в пользование ДНП "Звезда" земельный участок площадью 7,4 га с кадастровым номером 50:12:0090221:435 (т. 1, л.д. 56).
23.04.07 главнокомандующий ВВС РФ генерал армии Михайлов В. обратился к губернатору Московской области Громову Б.В. с письмом N 372/03 с просьбой дать согласие о предоставлении земельного участка площадью 7,4 га ДНП "Звезда" и оформить необходимые документы в установленном порядке (т. 1. л.д. 52).
Постановлением Главы администрации Мытищинского муниципального района Московской области N 2224 от 08.08.07 был утвержден акт N 93-07 от 29.05.07 выбора земельного участка площадью 7,4 га, расположенного по адресу: Московская область, Мытищинский район, муниципальное образование городское поселение Мытищи, восточнее д. Беляниново из земель обороны для ведения дачного хозяйства (т. 1, л.д. 95).
Постановлением Правительства Московской области N 381/16 от 21.05.08 земельный участок площадью 7,4 га с кадастровым номером 50:12:0090221:435, расположенный в Московской области, Мытищинском муниципальном районе, городском поселении Мытищи, восточнее д. Беляниново, для целей дачного строительства был переведен из категории земель "Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения" в категорию земель "Земли сельскохозяйственного назначения"; Главе администрации Мытищинского муниципального района Московской области Азарову В.С. было предложено в установленном законом порядке изменить вид разрешенного использования спорного земельного участка (т. 1, л.д. 58).
Во исполнение данного указания Главой администрации Мытищинского муниципального района Московской области было издано постановление N 1410 от 18.06.08 о предоставлении ДНП "Звезда" вышеуказанного земельного участка в аренду сроком на 11 месяцев для ведения дачного хозяйства с указанием ДНП "Звезда" совершить действия по постановке земельного участка на кадастровый учет (т. 1, л.д. 62).
02.09.08 между Муниципальным образованием "Мытищинский муниципальный район Московской области" (Арендодатель) и ДНП "Звезда" (Арендатор) был заключен договор аренды земли N 5941, по условиям которого Арендодатель сдает, а Арендатор принимает в аренду на срок 11 месяцев земельный участок, площадью 7,4 га, кадастровый номер 50:12:0090221:435 для ведения дачного хозяйства (т. 1, л.д. 61).
ДНП "Звезда" на основании Постановления Главы городского поселения Мытищи N 1295 от 08.09.08 "О разрешении разработки документации но планировке территории дачной застройки в д. Беляниново городское поселений Мытищи Мытищинского муниципального района" и согласованного в установленном законом порядке задания N 19 на разработку документации по планировке территории дачной застройки в д. Беляниново Городское поселение Мытищи был разработан проект застройки территории ДНП "Звезда" (т. 1, л.д. 59, 70-119).
Также ДНП "Звезда" было получено градостроительное заключение N 67 на размещение объекта строительства в Московской области, утвержденное главным архитектором Московской области 10.11.08; был заключен договор на создание научно - технической продукции N 1797/08 от 03.12.08 с МУП "Центр обеспечения градостроительной деятельности Мытищинского Муниципальною района".
03.06.13 ДНП "Звезда" обратилось в администрацию Мытищинского муниципального района Московской области с просьбой предоставить в совместную собственность членов партнерства земельный участок, площадью 74 000 кв.м., кадастровый номер 50:12:0090221:435, расположенный на землях сельскохозяйственного назначения по адресу: Московская область, Мытищинский муниципальный район, муниципальное образование - городское поселение Мытищи, восточнее д, Беляниново. разрешенное использование - для ведения дачного хозяйства (т. 1, л.д. 64).
Письмом N И-3801-УД от 18.06.13 администрация Мытищинского муниципального района Московской области сообщила ДНП "Звезда" об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка в совместную собственность в связи с отсутствием полномочий по распоряжению испрашиваемым участком, поскольку он отнесен к федеральной собственности (т. 1, л.д. 68).
Одновременно в адрес ДНП "Звезда" было направлено постановление Главы Мытищинского муниципального района Московской области N 357 от 09.02.10 "Об отмене постановлений Главы администрации Мытищинского муниципального района N 1410 от 18.06.08, N 2182 от 06.07.09 и N 2554 от 03.08.09" (т. 1, л.д. 69).
Считая отказ и постановление N 357 заинтересованного лица незаконными, заявитель обратился в Арбитражный суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования в части, суд первой инстанции указал, что спорный земельный участок относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена, в связи с чем администрация наделена полномочиями по распоряжению им, при этом договор аренды земельного участка является действующим и возобновленным в силу закона.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции законными и обоснованными, доводы апелляционной жалобы подлежащими отклонению.
Пунктом 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В силу пункта 2 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается настоящим Кодексом, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.
Пунктом 4 статьи 14 Федерального закона N 66-ФЗ от 15.04.98 "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан" закреплено, что после государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством. После утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуре членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность. При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов такого объединения с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
Земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, предоставляются садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению как юридическому лицу в собственность.
Общее собрание членов огороднического некоммерческого объединения вправе принять решение о закреплении за таким объединением как за юридическим лицом всех предоставленных ему земельных участков.
Согласно пункту 5 статьи 14 Закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан" садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, сформированным в соответствии с ведомственной принадлежностью или иным принципом, земельные участки предоставляются в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи.
В силу пункта 1 статьи 28 Федерального закона N 66-ФЗ от 15.04.98 предоставление в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, получившим такие земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов за плату или бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, подлежат передаче в собственность садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения бесплатно (п. 2 указанной статьи).
В соответствии с пунктом 6 статьи 28 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан" исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающие правом предоставления соответствующего земельного участка, в двухнедельный срок с даты получения заявления и необходимых документов в соответствии с пунктом 4 или 5 настоящей статьи обязан принять решение о предоставлении в собственность такого земельного участка либо об отказе в его предоставлении. Основанием для отказа в предоставлении в собственность земельного участка является установленный федеральным законом запрет на предоставление земельного участка в частную собственность.
Из материалов дела следует, что с заявлением о предоставлении в совместную собственность членов партнерства земельного участка, площадью 74 000 кв.м., с кадастровым номером 50:12:0090221:435 ДНП "Звезда" обратилось в администрацию Мытищинского муниципального района Московской области 03.06.13 (т. 1, л.д. 64).
Письмом N И-3801-УД от 18.06.13 администрация Мытищинского муниципального района Московской области сообщила ДНП "Звезда" об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка в совместную собственность в связи с отсутствием полномочий по распоряжению испрашиваемым участком, поскольку он отнесен к федеральной собственности (т. 1, л.д. 68).
Из пунктов 2 статей 9, 10, 11 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью), субъекты Российской Федерации - земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации, а органы местного самоуправления - земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Таким образом, распоряжение каждым видом собственности осуществляется соответствующим органом власти, не допускается распоряжение собственностью, относящейся к иному уровню, чем уровень орган власти.
Из кадастрового паспорта земельного участка N 12.1/08-10479 от 19.08.08 следует, что земельный участок общей площадью 74 000 кв.м. с 1963 года находился в государственной собственности (т. 1, л.д. 93-94).
В соответствии с распоряжением начальника Службы расквартирования и обустройства Минобороны России N 183/77 от 23.01.07 генерала армии Гребенюка А. земельный участок площадью 7,4 га с кадастровым номером 50:12:0090221:435 из состава земель войсковой части 38551-Б, находящихся по адресу: Московская область, Мытищинский район, восточнее дер. Беляниново, был передан в пользование ДНП "Звезда" и исключен из реестра земель Минобороны России (т. 1, л.д. 56).
Согласно представленному в материалы дела письму Управления Росреестра по Московской области N 16А-1849/п от 17.12.13 и письму ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области N 16А-1883/п от 24.12.13 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о правах на земельный участок с кадастровым номером 50:12:0090221:435 отсутствуют (т. 2, л.д. 51, 53).
Вместе с тем, в пункте 10 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ от 25.10.01 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другим федеральным законом не предусмотрено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В силу пункта 2 статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с Кодексом и федеральными законами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки:
- которые признаны таковыми федеральными законами;
- право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
- которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Пунктом 1 статьи 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" закреплено, что в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся:
- земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации;
- земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти;
- земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук;
- земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства;
- иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Таким образом, с момента вступления в силу изменений Федерального закона N 137-ФЗ от 25.10.01 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", в соответствии с которыми данный Федеральный закон был дополнен статьей 3.1, а именно с 01.07.06, земельные участки, отвечающие критериям, указанным в названной статье, считаются отнесенными к тому или ином уровню собственности в силу прямого указания закона.
Доказательств отнесения земельного участка с кадастровым номером 50:12:0090221:435 к какому-либо уровню собственности в материалы дела и апелляционному суду не представлено.
Как следует из материалов дела, данный участок относится к категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, и используется военнослужащими и членами их семей для ведения дачного хозяйства, то есть в соответствии с целями. для которых он выделялся.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что спорный земельный участок относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена, в связи с чем распоряжение им осуществляет администрация Мытищинского муниципального района Московской области.
Поскольку доказательств несоблюдения ДНП "Звезда" требований статьи 28 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан" при обращении к администрации Мытищинского муниципального района Московской области с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 50:12:0090221:435 не представлено, равно как и доказательств ограничения названного участка в обороте, у заинтересованного лица не имелось оснований для отказа заявителю в предоставлении испрашиваемого участка в собственность.
В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Администрацией Мытищинского муниципального района Московской области доказательств законности оспариваемых решений и постановления не представлено.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования в соответствующей части.
Довод заявителя апелляционной жалобы о незаконности выделения спорного земельного участка ДНП "Звезда" в связи с отсутствием у распорядившихся им лиц таких полномочий подлежит отклонению.
Как указывалось выше, спорный земельный участок был предоставлен Минобороны России на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В силу пункта 1 статьи 45 Земельного кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены статьей 53 настоящего Кодекса.
Отказ Минобороны России от права пользования земельным участком площадью 7,4 га с кадастровым номером 50:12:0090221:435 было оформлено распоряжением начальника Службы расквартирования и обустройства Минобороны России N 183/77 от 23.01.07 генерала армии Гребенюка А. (т. 1, л.д. 56).
Пунктом 2 статьи 13 Федерального закона N 61-ФЗ от 31.05.96 "Об обороне" установлено, что управление Вооруженными силами Российской Федерации осуществляет Министр обороны Российской Федерации через Министерство обороны Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 12 статьи 1 Закона "Об обороне" имущество вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
В силу пункта 71 Положения "О Министерстве обороны Российской Федерации", утвержденного Указом Президента Российской Федерации N 1082 от 16.08.04, Министерство осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за вооруженными Силами, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам.
Согласно пункту 9 названного Положения (в редакции от 15.04.06) Министерство обороны России возглавляет Министр обороны Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации. Начальники служб Минобороны России имеют право представлять Минобороны России во взаимоотношениях с Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, органами (исполнительной власти субъектов Российской Федерации, законодательными (представительными) судебными органами государственной власти Российской Федерации, осуществлять согласование проектов нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, вести переписку от имени Минобороны России.
Подпунктом "е" пункта 3 Приказа Министра обороны Российской Федерации N 180 от 28.04.06 заместителям Министра обороны Российской Федерации, начальнику службы расквартирования и обустройства Министерства обороны Российской Федерации в отношении подчиненных предприятий и учреждений предоставлено право направлять в установленном порядке предложения по сделкам предприятий, связанным с недвижимым имуществом, в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом по согласованию с Управлением по координации, осуществления прав собственника имущества организаций Министерства обороны через Службу расквартирования и обустройства Министерства обороны.
Согласно пункту 2 статьи 6 Положения о Службе расквартирования и обустройства Министерства обороны Российский Федерации, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации N 405 от 08.12.04, задачей Службы является осуществление и пределах своей компетенции Министерством правомочий собственника имущества, закрепленного за Вооруженными силами, а также правомочий в отношении земель, лесов, вод и других природных объектом, предоставленных в пользование вооруженным силам.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что на момент предоставления спорного земельного участка ДНП "Звезда" полномочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными силами, осуществлялось Министерством обороны Российской Федерации в части полномочий, ограниченных пределами его компетенции, в том числе в части полномочий собственника по определению юридической судьбы путем изменения его принадлежности, состояния или назначения.
Таким образом, решение начальника Службы расквартировании и обустройства Минобороны РФ является надлежащим документом, подтверждающим отказ Минобороны России от права постоянного (бессрочного) пользования на вышеназванный участок и передачи его в распоряжение органам местного самоуправления, поскольку издано в рамках установленных для данного лица полномочий.
Указанный вывод соответствует позиции Федерального арбитражного суда Московского округа, изложенной в постановлении от 27 декабря 2001 года по делу N А41-37937/10, и позиции Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа, изложенной в постановлении от 04 декабря 2012 года по делу N А56-13844/09.
Как правильно отметил суд первой инстанции, направление главнокомандующим ВВС Михайловым В. губернатору Московской области Громову Б.В. в последующем письма N 372/73 от 23.04.07 о необходимости оформления документов в установленном порядке для передачи земельного участка ДНП "Звезда" является заявлением об отказе от права на земельный участок, и направлено в установленном законом порядке в исполнительный орган государственной власти согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о соблюдении Минобороны России процедуры по отказу от права постоянного (бессрочного) пользования спорным земельным участком и передаче его в пользование ДНП "Звезда".
Доказательств обратного в материалы дела и апелляционному суду не представлено.
Иные доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как основанные на неверном толковании норм материального права и документально неподтвержденные.
Учитывая изложенное, апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 24 февраля 2014 года по делу N А41-41571/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Н. Катькина |
Судьи |
В.Ю. Бархатов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.