г. Чита |
|
21 мая 2014 г. |
Дело N А10-3385/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 мая 2014 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Д. Н. Рылова,
судей Г. Г. Ячменёва, В. А. Сидоренко,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Королёвой Д. С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Бурятия на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 24 января 2014 года по делу N А10-3385/2012 по заявлению Администрации муниципального образования "Северо-Байкальский район" Республики Бурятия (ИНН 0317001532, ОГРН 1020300796526) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Бурятия (ИНН 0323001121, ОГРН 1020300982790) о признании недействительным предписания N АВЗТ-029/10 от 15.05.2012,
(суд первой инстанции судья Пунцукова А. Т.)
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился;
от заинтересованного лица: Гамбоева А. Б. - представитель по доверенности от 20.05.2014;
от третьих лиц:
1. МКУ "Комитет по управлению муниципальным хозяйством": не явился;
2. ООО "Байкальский северный транзит": не явился;
3. ООО Управляющая компания "Молокон": не явился,
установил
Администрация муниципального образования "Северо-Байкальский район" Республики Бурятия (далее Администрация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Бурятия (далее Росприроднадзор, административный орган) о признании недействительным предписания N АВЗТ-029/10 от 15.05.2012 об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.
Решением суда первой инстанции от 24 января 2014 года заявленные требований удовлетворены в полном объеме.
Основанием для удовлетворения требований заявителя послужил вывод суда о том, что действия Администрации по помещению отходов IV и V класса опасности в специально оборудованные места (заглубленная емкость, металлический контейнер на открытой площадке) и вывоз указанных отходов специализированными организациями, ведущими учет отходов и имеющими договоры с Администрацией в лице ее структурного подразделения, не могут быть признаны деятельностью в области обращения с отходами.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Росприроднадзор обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе поставлен вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии по делу нового решения в связи с его незаконностью и не обоснованностью.
Представитель административного органа доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объеме просила решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Заявитель и третьи лица отзывы на апелляционную жалобу в суд не направили.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке ст.ст. 122, 123 АПК РФ. Заявитель и третьи лица своих представителей в судебное заседание не направили. В соответствии с п. 2 ст. 200, п. 3 ст. 205, п. 2 ст. 210, п. 2 ст. 215 АПК РФ, неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, выслушав доводы представителя заинтересованного лица, пришел к следующим выводам.
Как следует из представленных в материалы дела документов, на основании приказа руководителя Росприроднадзора N АВЗТ-029 от 10.04.2012 должностными лицами административного органа в период с 16 по 20 апреля 2012 года проведена плановая проверка деятельности Администрации по соблюдению требований экологического законодательства.
В ходе проверки установлено, что при осуществлении Администрацией хозяйственной деятельности по эксплуатации административного здания образуются следующие виды отходов производства и потребления:
- 1 класса опасности (ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак);
- 4 класса опасности (отходы из выгребных ям жидкие; мусор от бытовых помещений организаций несортированный);
- 5 класса опасности (отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства, смёт с территории).
По результатам проверки составлен Акт N АВЗТ-029 от 15.05.2012, согласно которому Администрацией допущены следующие нарушения:
- не разработан Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;
- лимит на размещение отходов для Администрации не установлен;
- не представлен статистический отчёт по форме 2-ТП (отходы) за 2011 год;
- паспорта на отходы I-IV классов опасности, образующиеся в результат деятельности Администрации, не составлены;
- отсутствует приказ о назначении лица, допущенного к работе с опасными отходами и прошедшего профессиональную подготовку, подтверждённую свидетельством (сертификатом) на право работы с опасными отходами;
- Администрацией как собственником объектов размещения отходов (полигонов ТБО п. Нижнеангарск, п. Новый Уоян) не организовано ведение мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях вышеуказанных объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду;
- Администрацией как собственником объектов размещения отходов не обеспечено внесение в Государственный реестр объектов размещения отходов сведений о полигонах ТБО п. Нижнеангарск и п. Новый Уоян;
- Муниципальное имущество - Полигон ТБО п. Нижнеангарск и Полигон ТБО п.
Новый Уоян не закреплено за каким-либо юридическим лицом;
- в 2011 году и за истекший период 2012 года не произведен расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду, предусмотренный приказом Ростехнадзора от 05.04.2007 N 204 "Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду".
На основании результатов проверки должностным лицом административного органа выдано предписание N АВЗТ-029/10.
Указанным предписанием N АВЗТ-029/10 от 15.05.2012 Администрации предписано в срок до 20.07.2012 произвести расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду (размещение отходов) за 2011 год, 1 и 2 кварталы 2012 года, согласовать с Управлением Росприроднадзора по РБ, внести плату в бюджет.
Не согласившись с предписанием административного органа, заявитель обжаловал его в судебном порядке.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходы производства и потребления (далее - отходы) - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов; накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
В соответствии со статьей 11, частью 1 статьи 19 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны:
соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека;
разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования;
внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений;
проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения;
проводить мониторинг состояния окружающей природной среды на территориях объектов размещения отходов;
предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами;
соблюдать требования предупреждения аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации;
в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей природной среде, здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц, немедленно информировать об этом федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.
Статьей 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлено, что негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами. К видам негативного воздействия на окружающую среду относится, в том числе размещение отходов производства и потребления.
Как указывалось выше, в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" размещением отходов является хранение и захоронение отходов; хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.
Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Вместе с тем, в соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в постановлении N 15331/11 от 13.03.2012, под обращением с отходами следует понимать деятельность по накоплению, сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов, при этом названные виды деятельности (за исключением накопления отходов) вправе осуществлять специализированные организации, имеющие специальное разрешение (лицензию).
Поскольку в рассматриваемом случае Администрацией деятельность по обращению с отходами как специализированной организацией в смысле, придаваемом этой деятельности Законом об отходах (Федеральный закон от 30.12.2008 N 309-ФЗ "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона об охране окружающей среды и в отдельные законодательные акты Российской Федерации"), не осуществляется, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что действия Администрации по помещению отходов IV и V класса опасности в специально оборудованные места (заглубленная емкость, металлический контейнер на открытой площадке) и вывоз указанных отходов специализированными организациями, ведущими учет отходов и имеющими договоры с Администрацией в лице ее структурного подразделения, не могут быть признаны деятельностью в области обращения с отходами, регулируемой Законом об отходах.
В связи с чем, выданное Росприроднадзором Администрации спорное предписаниеN АВЗТ-029/10 от 15.05.2012, противоречит требованиям Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
В связи с чем, суд апелляционной инстанции признает не состоятельными доводы административного органа, приведенные в апелляционной жалобе, как построенные на неправильном толковании норм действующего законодательства.
При таких фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 24 января 2014 года по делу N А10-3385/2012, арбитражный суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 24 января 2014 года по делу N А10-3385/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий судья |
Д. Н. Рылов |
Судьи |
Г. Г. Ячменёв |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-3385/2012
Хронология рассмотрения дела:
21.05.2014 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-1735/13
24.01.2014 Решение Арбитражного суда Республики Бурятия N А10-3385/12
17.10.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-4059/13
16.05.2013 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-1735/13
22.03.2013 Решение Арбитражного суда Республики Бурятия N А10-3385/12