г. Красноярск |
|
19 июня 2014 г. |
Дело N А74-5438/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена "09" июня 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен "19" июня 2014 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Колесниковой Г.А.,
судей: Борисова Г.Н., Морозовой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Чистяковой Н.С.
при участии, находясь в Арбитражном суде Республики Хакасия:
от ответчика (Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия): Земцовой Ж.С., представителя по доверенности от 16.01.2014,
рассмотрев в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Ломбард "Алмаз"
на решение Арбитражного суда Республики Хакасия от "29" января 2014 года по делу N А74-5438/2013, принятое судьей Парфентьевой О.Ю.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью Ломбард "Алмаз" (далее - общество, заявитель, ИНН 1902023110, ОГРН 1101902000496) обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением к Государственному учреждению - региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия (далее - фонд, ответчик, ИНН 1901016287, ОГРН 1021900528100) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными решения от 30.10.2012 N 1900050013 об отказе в выделении средств на возмещение расходов страхователя на выплату страхового обеспечения в сумме 112 585 рублей 05 копеек; отказа в выделении средств на осуществление расходов страхователя на выплату страхового обеспечения, выраженного в письме от 23.08.2013 N 14-11/10/7958, об обязании ответчика устранить нарушение прав и законных интересов общества путем выделения средств на осуществление и возмещение расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения, в сумме 226 264 рублей 80 копеек.
Решением суда от 29 января 2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество обратилось с апелляционной жалобой (с учетом дополнений), в которой с решением суда первой инстанции не согласно, считает вывод суда об отсутствии уважительных причин пропуска срока на оспаривание решения фонда от 30.10.2012 необоснованным, поскольку до момента получения постановления суда общей юрисдикции по иску Безгиной А.А. о взыскании с общества пособий у общества отсутствовали основания для обжалования решения фонда.
Общество считает незаконным отказ фонда в выделении средств на осуществление расходов страхователя на выплату страхового обеспечения, выраженный в письме от 23.08.2013 N 14-11/10/7958, поскольку необходимые заявление и документы обществом фонду представлены; законом не исключается повторное обращение страхователя с соответствующим заявлением, которое должно быть рассмотрено фондом в установленном порядке; такое основание для отказа как наличие ранее вынесенного решения об отказе в выделении средств на возмещение расходов страхователя на выплату страхового обеспечения законом не предусмотрено.
Общество ссылается на преюдициальное значение апелляционного определения Верховного Суда Республики Хакасия от 11.06.2013, которым установлено, что Безгина А.А. состояла в фактических трудовых отношениях с обществом, в связи с чем возложение обязанности на фонд выделить средства на возмещение расходов на выплату страхового обеспечения в сумме 113 551 рубль 16 копеек не противоречит законодательству.
Фонд представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Фонд считает обоснованным вывод суда об отсутствии уважительных причин пропуска срока на оспаривание решения фонда от 30.10.2012. Ответчик указывает на то, что письмо от 23.08.2013 не является отказом в выделении средств на возмещение расходов страхователя на выплату страхового обеспечения, так как заявление страхователя от 09.08.2013 не содержало перечня документов, при наличии которых фонд мог принять решение о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения, обществом не представлен отчет по форме 4-ФСС, в связи с чем заявление общество рассмотрено фондом как запрос страхователя.
Общество в судебное заседание не явилось, о времени и месте его проведения извещено надлежащим образом путем информирования в судебном заседании 07.05.2014 года и размещения информации в Картотеке арбитражных дел на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации http://kad.arbitr.ru. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие общества.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Общество 27.06.2012 обратилось в Государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования в Российской Федерации по Республике Хакасия с заявлением о возмещении расходов на выплату страхового обеспечения в размере 112 585 рублей 05 копеек.
Одновременно с заявлением обществом предоставлены два расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам по форме-4 ФСС.
Фондом социального страхования проведена выездная проверка, по результатам которой 26 сентября 2012 года составлен акт. Акт вручен обществу, возражений на акт общество не представило. По результатам рассмотрения акта и материалов выездной проверки заместителем управляющего учреждением 30.10.2012 принято решение N 1900050013 об отказе в выделении средств на возмещение расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения в сумме 112 585 рублей 05 копеек, а также решение о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Указанные решения и протокол рассмотрения материалов документальной выездной проверки от 24.10.2012 вручены директору общества 31 октября 2012 года.
09 августа 2013 года общество обратилось в фонд с заявлением в котором, ссылаясь на принятые по результатам выездной проверки решения от 30.10.2012 N 1900050013 и на апелляционное определение Верховного Суда Республики Хакасия от 11.06.2013, просило принять к зачету выплаченные работнику пособия. Расчет по форме -4ФСС с заявлением не представлен.
Письмом от 23.08.2013 N 14-11/10/7958 фонд сообщил обществу о том, что по результатам выездной проверки были приняты решения об отказе в выделении средств и в непринятии к зачету расходов, в связи с чем, у регионального отделения не имеется правовых оснований для выплаты пособий.
26 сентября 2013 года (дата направления заявления по почте) общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.
На основании статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда лицу стало известно о нарушении его прав и законных интересов. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Таким образом, заявитель должен доказать, что он обратился с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта (решения, действия, бездействия) в установленный законом срок с момента, когда ему стало известно о нарушении его прав и законных интересов, а в случае пропуска такого срока ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока с обоснованием причин уважительности пропуска срока. При этом пропуск трехмесячного срока на обжалование решения государственного органа является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
По требованию о признании незаконным решения фонда от 30.10.2012 N 1900050013 об отказе в выделении средств на возмещение расходов страхователя на выплату страхового обеспечения в сумме 112 585 рублей 05 копеек (т. 1 л.д. 65).
Отказывая в удовлетворении заявленных обществом требований о признании незаконным решения фонда от 30.10.2012 N 1900050013 об отказе в выделении средств на возмещение расходов страхователя на выплату страхового обеспечения в сумме 112 585 рублей 05 копеек, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что заявителем пропущен срок на оспаривание указанного решения, предусмотренный 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, уважительные причины пропуска срока отсутствуют, по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, оспариваемое решение от 30.10.2012 N 1900050013 получено обществом 31.10.2012, с заявление об оспаривании данного решения общество обратилось в арбитражный суд 26.09.2013, то есть с пропуском трехмесячного срока, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что обществом не оспаривается.
Обществом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока, в котором в обоснование наличия уважительных причин пропуска срока общество ссылается на то, что в период течения срока для обжалования указанного решения, а именно 14 января 2013 года Безгина А.А. (застрахованное лицо, получившее пособие в сумме 112 946 рублей 40 копеек), обратилось в Саяногорский суд Республики Хакасия с исковым заявлением к обществу о взыскании задолженности по выплате единовременного пособия по беременности и родам за 16 дней в размере 12 908 рублей 16 копеек, единовременного пособия при рождении ребенка в размере 16 126 рублей 92 копейки, ежемесячного пособия по уходу за ребенком за 11 дней в размере 3553 рубля 92 копейки. В Саяногорском городском суде Республики Хакасия дело рассмотрено 5 марта 2013 года, в суде апелляционной инстанции дело рассмотрено 11 июня 2013 года. Апелляционное определение обществом получено лишь в июле 2013 года. До момента получения судебного постановления, принятого по делу по иску Безгиной А.А. у общества не имелось оснований для обжалования решения фонда.
Суд апелляционной инстанции считает, что указанные обществом причины пропуска срока на оспаривание решения от 30.10.2012 N 1900050013 не являются уважительными, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо имеет право обжаловать акты ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права. Обжалование актов государственных органов, действий (бездействия), решений их должностных лиц является формой защиты субъективных прав и охраняемых законом интересов субъектов права.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 18.11.2004 N 367-О указал, что установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.
Субъективное право на защиту - это юридически закрепленная возможность управомоченного лица использовать меры правоохранительного характера с целью восстановления нарушенного права и пресечения действий, нарушающих право.
Следовательно, решение вопроса об обжаловании ненормативного акта, решения, действий (бездействия) предполагает определенную инициативу лица, чьи права, по его мнению, нарушают оспариваемые им ненормативные акты, действия (бездействии), решения, а срок на их обжалование исчисляется с момента, когда лицу стало известно о нарушении его прав и законных интересов, то есть, когда заявитель узнал о совершении оспариваемых ненормативного акта, решения, действий (бездействия) и пришел к субъективному мнению о том, что его права и законные интересы нарушены таким актами, действиями (бездействием).
Обращение застрахованного лица Безгиной А.А. в суд общей юрисдикции с исковым заявлением к обществу о взыскании задолженности по выплате единовременного пособия по беременности и родам за 16 дней в размере 12 908 рублей 16 копеек, единовременного пособия при рождении ребенка в размере 16 126 рублей 92 копейки, ежемесячного пособия по уходу за ребенком за 11 дней в размере 3553 рубля 92 копейки (т. 1 л.д. 67-69) не являлось препятствием для обращения общества в арбитражный суд с заявлением об оспаривании решения фонда от 30.10.2012 N 1900050013, поскольку право (возможность) общества на обращение с указанным заявлением не зависит от наличия или отсутствия гражданско-правового спора в рамках правоотношений между работником (застрахованным лицом) и работодателем (страхователем, обществом) о выплате задолженности по пособиям. Кроме того, из апелляционного определения Верховного Суда Республики Хакасия от 11.06.2013 следует, что в данном деле средства, в выделении которых обществу было отказано решением от 30.10.2012 N 1900050013, предметом спора не являлись.
Общество не представило арбитражному суду каких-либо пояснений и доказательств в подтверждение того, что в период с 31.10.2012 (дата получения оспариваемого решения) по 26.09.2013 (дата обращения в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением) у общества имелись препятствия для обращения в арбитражный суд.
Таким образом общество не доказало наличие уважительных причин пропуска срока на оспаривание решения фонда от 30.01.2012 N 1900050013.
С учетом позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 31.01.2006 N 9316/05, пропуск срока на обжалование решения от 30.10.2012 N1900050013 является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленного обществом требования о признании указанного решения незаконным.
По требованию о признании незаконным отказа фонда в выделении средств на осуществление расходов страхователя на выплату страхового обеспечения, выраженного в письме от 23.08.2013 N 14-11/10/7958 (т. 1 л.д. 71).
Отказывая в удовлетворении требования общества о признании незаконным отказа фонда в выделении средств на осуществление расходов страхователя на выплату страхового обеспечения, выраженного в письме от 23.08.2013 N 14-11/10/7958, суд первой инстанции исходил из того, что само по себе указанное письмо не нарушает права и законных интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд апелляционной инстанции считает вывод суда первой инстанции необоснованным в силу следующего.
Как следует из материалов дела, 09.08.2013 общество обратилось в фонд с заявлением в котором, ссылаясь на принятые по результатам выездной проверки решения от 30.10.2012 N 1900050013 и на апелляционное определение Верховного Суда Республики Хакасия от 11.06.2013, просило принять к зачету выплаченные работнику Безгиной А.А. пособие по беременности и родам за 140 дней в сумме 112 946 рублей 40 копеек, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, в сумме 604 рубля 76 копеек, дополнительно пособие по беременности и родам за 16 дней в сумме 12 908 рублей 16 копеек, единовременное пособие при рождении ребенка в сумме 16 126 рублей 92 копейки, ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет в сумме 83 678 рублей 56 копеек (т. 1 л.д. 70). К заявлению приложены документы согласно приложению.
Письмом от 23.08.2013 N 14-11/10/7958 фонд сообщил обществу о том, что по результатам выездной проверки приняты решения об отказе в выделении средств и в непринятии к зачету расходов, в связи с чем, у регионального отделения не имеется правовых оснований для выплаты пособий. При этом, наличие вступившего в законную силу судебного акта ответчиком, принимавшим участие в рассмотрении соответствующего дела в суде общей юрисдикции, не учтено, ссылка общества на судебный акт не оценена.
В ходе рассмотрения дела ответчик также указал на то, что заявление от 09.08.2013 подано по неустановленной форме и не содержало необходимых приложений. Вместе с тем, указанные обстоятельства в качестве основания для отказа в выделении средств в письме от 23.08.2013 не указаны.
Суд апелляционной инстанции считает, что указанное основание отказа - наличие ранее вынесенного решения об отказе в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения не соответствует законодательству и, с учетом конкретных обстоятельств настоящего дела, нарушает права и законные интересы общества в связи со следующим.
Правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, круг лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и виды предоставляемого им обязательного страхового обеспечения, права и обязанности субъектов обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, регулируются Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ).
Статьей 1.3 Закона N 255-ФЗ предусмотрено, что страховыми случаями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством признаются, в том числе беременность и роды; рождение ребенка (детей); уход за ребенком до достижения им возраста полутора лет. Видами страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством являются, в том числе следующие выплаты: пособие по беременности и родам; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности; единовременное пособие при рождении ребенка; ежемесячное пособие по уходу за ребенком.
Правовое регулирование отношений, связанных с уплатой страховых взносов страхователями, указанными в части 1 статьи 2.1 настоящего Федерального закона, в том числе определение объекта обложения страховыми взносами, базы для начисления страховых взносов, сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, установление порядка исчисления, порядка и сроков уплаты страховых взносов, осуществляется Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (статья 4.4 Закона N 255-ФЗ).
Статьей 3 Закона N 255-ФЗ предусмотрено, что финансовое обеспечение расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, а также за счет средств страхователя в случаях, предусмотренных пунктом 1 части 2 настоящей статьи (часть 1).
Статьей 4.2 Закона N 255-ФЗ установлено, что страховщик имеет право, в том числе: проводить проверки правильности начисления и уплаты страховых взносов страхователями в Фонд социального страхования Российской Федерации, а также выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам, требовать и получать от страхователей необходимые документы и объяснения по вопросам, возникающим в ходе проверок; запрашивать у страхователей документы, связанные с начислением и уплатой страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, расходами на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, в том числе при выделении страхователю средств на указанные расходы сверх начисленных страховых взносов; не принимать к зачету в счет уплаты страховых взносов расходы на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, произведенные страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденные документами, произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов (часть 1). Страховщик обязан, в том числе осуществлять контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - контроль за уплатой страховых взносов), а также контроль за соблюдением страхователями законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством при выплате страхового обеспечения застрахованным лицам; осуществлять в случаях, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, выплату страхового обеспечения застрахованным лицам (часть 2).
Статьей 4.6 Закона N 255-ФЗ установлен порядок финансового обеспечения расходов страхователей на выплату страхового обеспечения за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации. Так, страхователи, указанные в части 1 статьи 2.1 настоящего Федерального закона, выплачивают страховое обеспечение застрахованным лицам в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, за исключением случаев, указанных в пункте 1 части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, когда выплата страхового обеспечения осуществляется за счет средств страхователей (часть 1). Сумма страховых взносов, подлежащих перечислению страхователями, указанными в части 1 статьи 2.1 настоящего Федерального закона, в Фонд социального страхования Российской Федерации, уменьшается на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам. Если начисленных страхователем страховых взносов недостаточно для выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам в полном объеме, страхователь обращается за необходимыми средствами в территориальный орган страховщика по месту своей регистрации (часть 2). Территориальный орган страховщика выделяет страхователю необходимые средства на выплату страхового обеспечения в течение 10 календарных дней с даты представления страхователем всех необходимых документов, за исключением случаев, указанных в части 4 настоящей статьи. Перечень документов, которые должны быть представлены страхователем, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования (часть 3). При рассмотрении обращения страхователя о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения территориальный орган страховщика вправе провести проверку правильности и обоснованности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения, в том числе выездную проверку, в порядке, установленном статьей 4.7 настоящего Федерального закона, а также затребовать от страхователя дополнительные сведения и документы. В этом случае решение о выделении этих средств страхователю принимается по результатам проведенной проверки (часть 4). В случае отказа в выделении страхователю необходимых средств на выплату страхового обеспечения территориальный орган страховщика выносит мотивированное решение, которое направляется страхователю в течение трех дней со дня вынесения решения (часть 5). Решение об отказе в выделении страхователю необходимых средств на выплату страхового обеспечения может быть обжаловано им в вышестоящий орган страховщика или в суд (часть 6).
В силу изложенных норм права при обращении страхователя с заявлением о выплате страхового обеспечения фонд либо выделяет страхователю необходимые средства на выплату страхового обеспечения в течение 10 календарных дней с даты представления страхователем всех необходимых документов (часть 3 статьи 4.6 Закона N 255-ФЗ) либо проводит проверку правильности и обоснованности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения, в том числе выездную проверку, в порядке, установленном статьей 4.7 Закона N 255-ФЗ, а также затребует у страхователя дополнительные сведения и документы, по результатам которой принимает решение о выделении (об отказе в выделении) этих средств страхователю (часть 4 статьи 4.6 Закона N 255-ФЗ).
В соответствии с частью 4 статьи 4.7 Закона N 255-ФЗ, пунктом 18 постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности, вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
Таким образом, законом не установлена возможность отказа в выделении средств без проведения проверки заявления страхователя.
Поскольку общество обратилось в фонд с заявлением от 09.08.2013, к которому приложены указанные в приложении документы (л.д. 70), то фонд обязан был рассмотреть данное заявление в установленной Законом N 255-ФЗ процедуре и либо выделить страхователю необходимые средства на выплату страхового обеспечения либо провести проверку правильности и обоснованности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения, в том числе выездную проверку, в порядке, установленном статьей 4.7 Закона N 255-ФЗ, затребовав у страхователя необходимые дополнительные сведения и документы, по результатам которой принять решение о выделении (об отказе в выделении) этих средств страхователю. При этом, отказ в выделении средств на выплату страхового обеспечения может быть принят только по вышеуказанным основаниям, предусмотренным законом.
В оспариваемом письме фонда от 23.08.2013 указано на отсутствие правовых оснований для выплаты пособий обществу со ссылкой на то, что по ранее проведенной фондом выездной проверке уже было принято решение об отказе в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя по выплате пособий и решение о неприятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию. Данное письмо фактически является решением фонда об отказе в выделении средств на осуществление расходов страхователя на выплату страхового обеспечения по основаниям, не предусмотренным законодательством.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решения, действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Учитывая изложенное, отказ фонда в выделении средств на осуществление расходов страхователя на выплату страхового обеспечения, выраженный в письме от 23.08.2013 N 14-11/10/7958, следует признать незаконным как несоответствующий Закону N 255-ФЗ и нарушающий права общества как страхователя на рассмотрение его заявления в установленном законом порядке.
В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться, в том числе указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Общество просит устранить нарушение прав и законных интересов общества путем выделения средств на осуществление и возмещение расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения, в сумме 226 264 рублей 80 копеек.
Как следует из материалов дела, по результатам проведенной фондом выездной проверки правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию фондом приняты решения от 30.10.2012 N 1900050013 об отказе в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения, в сумме 112 585 рублей 05 копеек и решение от 30.10.2012 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения в сумме 113 551 рубль 16 копеек. Из акта проверки от 26.09.2012 следует, что основанием для принятия указанных решений послужил вывод фонда о направленности действий общества на неправомерное возмещение расходов за счет средств обязательного социального страхования путем создания видимости трудовых отношений (при их фактическом отсутствии) с работником Безгиной А.А.
Вместе с тем, как следует из апелляционного определения Верховного Суда Республики Хакасия от 11.06.2013 (л.д. 67-69) трудовой договор и дополнительное соглашение к нему с Безгиной А.А. не носили формальный характер. Представитель фонда не привел доказательств с достоверностью свидетельствующих о том, что заключение трудового договора с Безгиной А.А. носило формальный характер.
В соответствии с частью 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
Учитывая, что установленный судом общей юрисдикции в определении от 11.06.2013 факт трудовых отношений между обществом и Безгиной А.А. имеет преюдициальное значение и опровергает вывод фонда о фиктивном трудоустройстве Безгиной А.А., ранее общество предоставляло ответчику заявление с приложением необходимых документов, проверка которого произведена ответчиком в установленном порядке, то обществу подлежат выделению средства на возмещение расходов общества по выплате Безгиной А.А. страхового обеспечения в общей сумме 113 551 рублей 16 копеек, в том числе пособие по беременности и родам за период с 18 мая 2012 по 04 октября 2012 года в сумме 112 946 рублей 40 копеек, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности в сумме 604 рубля 76 копеек.
При этом, восстановительная мера в виде обязания фонда выделить средства на возмещение расходов общества по выплате Безгиной А.А. страхового обеспечения в общей сумме 112 713 рублей 64 копейки, в том числе дополнительное пособие по беременности и родам за 16 дней в сумме 12 908 рублей 16 копеек, единовременное пособие при рождении ребенка в сумме 16 126 рублей 92 копейки, ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет в сумме 83 678 рублей 56 копеек, не подлежит применению судом апелляционной инстанции в силу следующего.
В соответствии с частью 3 статьи 4.6 Закона N 25-ФЗ территориальный орган страховщика выделяет страхователю необходимые средства на выплату страхового обеспечения в течение 10 календарных дней с даты представления страхователем всех необходимых документов, за исключением случаев, указанных в части 4 настоящей статьи. Перечень документов, которые должны быть представлены страхователем, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
В соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от 04.12.2009 N 951н, утвердившим перечень документов, которые должны быть представлены страхователем для принятия решения территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения, страхователем должен быть представлен расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, за соответствующий период, подтверждающий начисление расходов на выплату страхового обеспечения (пункт 2). Форма указанного расчета (4ФСС) утверждена Приказом Минтруда России от 19.03.2013 N 107н.
Как следует из материалов дела, вместе с заявлением от 09.08.2013 обществом не представлен указанный расчет по Форме-4ФСС. Фондом не проводилась проверка в соответствии со статьей 4.7 Закона N 255-ФЗ по заявлению общества от 09.08.2013. Обществом повторно представлено заявление от 29.08.2013 о восстановлении задолженности по обязательному социальному страхованию в общей сумме 122 188 рублей 48 копеек (пособие по беременности и родам в сумме 12 908 рублей 16 копеек, ежемесячное пособие по уходу за ребенком в сумме 93 153 рубля 40 копеек, единовременное пособие при рождении ребенка в сумме 16 126 рублей 92 копейки) с приложением расчета по Форме-4ФСС (т. 2 л.д. 32-37, 49, 50, 51-55).
Фондом проведена камеральная проверка представленного обществом заявления и расчета по Форме-4ФСС от 29.08.2013, по результатам которой составлен акт проверки от 09.12.2013 (т. 2 л.д. 56-60) и принято соответствующее решение.
При изложенных обстоятельствах основания для принятия судом в рамках настоящего спора восстановительной меры в виде обязания фонда выделить средства на возмещение расходов общества по выплате Безгиной А.А. страхового обеспечения в общей сумме 112 713 рублей 64 копейки отсутствуют.
Таким образом, решение суда первой инстанции подлежит изменению в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела (пункт 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы общества по оплате государственной пошлины в сумме 1000 рублей за рассмотрение апелляционной жалобы подлежат взысканию с фонда в пользу общества.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от "29" января 2014 года по делу N А74-5438/2013 изменить.
Требования удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия в выделении средств на осуществление расходов страхователя на выплату страхового обеспечения, выраженный в письме от 23 августа 2013 года N 14-11/10/7958.
Обязать Государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью Ломбард "Алмаз" путем выделения средств на возмещение расходов на выплату страхового обеспечения в сумме 113 551 рублей 16 копеек, в том числе пособие по беременности и родам за период с 18 мая 2012 по 04 октября 2012 года в сумме 112 946 рублей 40 копеек, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности в сумме 604 рубля 76 копеек.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Взыскать с Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия в пользу общества с ограниченной ответственностью Ломбард "Алмаз" 1000 рублей расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Г.А. Колесникова |
Судьи |
Г.Н. Борисов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А74-5438/2013
Хронология рассмотрения дела:
13.11.2014 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-5717/14
30.10.2014 Определение Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-5420/14
12.09.2014 Определение Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-4656/14
21.08.2014 Определение Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-4296/14
19.06.2014 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-1426/14
09.06.2014 Определение Арбитражного суда Республики Хакасия N А74-5438/13
07.05.2014 Определение Арбитражного суда Республики Хакасия N А74-5438/13
29.01.2014 Решение Арбитражного суда Республики Хакасия N А74-5438/13