город Омск |
|
17 июля 2014 г. |
Дело N А46-16452/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 июля 2014 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко О.А.,
судей Золотовой Л.А., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-5336/2014) открытого акционерного общества "Конструкторское бюро транспортного машиностроения" на решение Арбитражного суда Омской области от 13.05.2014 по делу N А46-16452/2013 (судья Голобородько Н.А.), принятое по заявлению открытого акционерного общества "Конструкторское бюро транспортного машиностроения" к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Омской области,
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом Омской области, Департамента финансов и контроля Администрации города Омска,
об установлении кадастровой стоимости земельных участков, внесении изменений в сведения государственного кадастрового учета,
при участии в судебном заседании представителей:
от открытого акционерного общества "Омский завод транспортного машиностроения" (правопреемник - открытого акционерного общества "Конструкторское бюро транспортного машиностроения") - Сизова Ирина Евгеньевна по доверенности N 129/14 от 09.07.2014 (личность представителя удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации); Иванищев Сергей Геннадьевич по доверенности N 131/14 от 09.07.2014 (личность представителя удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации); Новицкая Елена Владимировна по доверенности N 130/14 от 09.07.2014 (личность представителя удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации);
от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Омской области - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом Омской области - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;
от Департамента финансов и контроля Администрации города Омска - Окишев Константин Владимирович по доверенности N 1224 от 12.09.2012 (личность представителя установлена на основании служебного удостоверения);
установил:
открытое акционерное общество "Конструкторское бюро транспортного машиностроения" (далее - истец, ОАО "Конструкторское бюро транспортного машиностроения", общество) обратилось в арбитражный суд с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ответчик, ФГБУ "ФКП Росреестра"), в котором просило установить кадастровую стоимость следующих земельных участков равной их рыночной стоимости:
1. В размере 10 247 120 рублей для земельного участка с кадастровым номером 55:36:090304:1049, площадью 19 706 кв.м., предоставленного для производственных целей, для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок. С местоположением, установленным относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир 2-этажное здание отдела 375. Почтовый адрес ориентира: Омская обл., г. Омск, Ленинский АО, пер. Красный, д. 2.
2. В размере 10 972 000 рублей для земельного участка с кадастровым номером 55:36:090304:1050, площадью 21 100 кв.м., предоставленного для производственных целей, для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок. С местоположением, установленным относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир здание цеха 117 с АБК. Почтовый адрес ориентира: Омская обл., г. Омск, Ленинский АО, пер. Красный, д. 2.
3. В размере 16 758 560 рублей для земельного участка с кадастровым номером 55:36:090304:1051, площадью 32 228 кв.м., предоставленного для производственных целей, для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок. С местоположением, установленным относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир производственное здание с АБК (цех 107). Почтовый адрес ориентира: Омская обл., г. Омск, Ленинский АО, пер. Красный, д. 2.
4. В размере 12 541 880 рублей для земельного участка с кадастровым номером 55:36:090304:1085, площадью 24 119 кв.м., предоставленного для производственных целей, для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок. С местоположением, установленным относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир здание склада сварочной проволоки отд. 365. Почтовый адрес ориентира: Омская обл., г. Омск, Ленинский АО, пер. Красный, д. 2.
5. В размере 50 678 160 рублей для земельного участка с кадастровым номером 55:36:090304:1086, площадью 97 458 кв.м., предоставленного для производственных целей, для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок. С местоположением, установленным относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир здание цеха 104. Почтовый адрес ориентира: Омская обл., г. Омск, Ленинский АО, пер. Красный, д. 2.
6. В размере 45 285 240 рублей для земельного участка с кадастровым номером 55:36:090304:1088, площадью 87 087 кв.м., предоставленного для производственных целей, для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок. С местоположением, установленным относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир производственное здание ТО-1 (цех 105). Почтовый адрес ориентира: Омская обл., г. Омск, Ленинский АО, пер. Красный, д. 2.
7. В размере 6 014 320 рублей для земельного участка с кадастровым номером 55:36:090304:1089, площадью 11 566 кв.м., предоставленного для производственных целей, для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок. С местоположением, установленным относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир здание корпуса цеха отдела инструментального хозяйства. Почтовый адрес ориентира: Омская обл., г. Омск, Ленинский АО, пер. Красный, д. 2.
8. В размере 373 360 рублей для земельного участка с кадастровым номером 55:36:090304:1056, площадью 718 кв.м., предоставленного для производственных целей, для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок. С местоположением, установленным относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир здание склада. Почтовый адрес ориентира: Омская обл., г. Омск, Ленинский АО, пер. Красный, д. 2.
9. В размере 349 960 рублей для земельного участка с кадастровым номером 55:36:090304:1058, площадью 673 кв.м., предоставленного для производственных целей, для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок. С местоположением, установленным относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир здание склада ОКС (отдел 380). Почтовый адрес ориентира: Омская обл., г. Омск, Ленинский АО, пер. Красный, д. 2.
10. В размере 367 640 рублей для земельного участка с кадастровым номером 55:36:090304:1057, площадью 707 кв.м., предоставленного для производственных целей, для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок. С местоположением, установленным относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир здание склада карбида кальция (отдел 362). Почтовый адрес ориентира: Омская обл., г. Омск, Ленинский АО, пер. Красный, д. 2.
11. В размере 238 160 рублей для земельного участка с кадастровым номером 55:36:090304:1048, площадью 458 кв.м., предоставленного для производственных целей, для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок. С местоположением, установленным относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир здание склада (отдел 362). Почтовый адрес ориентира: Омская обл., г. Омск, Ленинский АО, пер. Красный, д. 2.
12. В размере 955 240 рублей для земельного участка с кадастровым номером 55:36:090304:1052, площадью 1 837 кв.м., предоставленного для производственных целей, для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок. С местоположением, установленным относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир металлический склад. Почтовый адрес ориентира: Омская обл., г. Омск, Ленинский АО, пер. Красный, д. 2.
13. В размере 128 440 рублей для земельного участка с кадастровым номером 55:36:090304:1053, площадью 247 кв.м., предоставленного для производственных целей, для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок. С местоположением, установленным относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир здание кирпичного гаража. Почтовый адрес ориентира: Омская обл., г. Омск, Ленинский АО, пер. Красный, д. 2.
14. В размере 455 000 рублей для земельного участка с кадастровым номером 55:36:090304:1055, площадью 875 кв.м., предоставленного для производственных целей, для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок. С местоположением, установленным относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир здание бытовых помещений у копра. Почтовый адрес ориентира: Омская обл., г. Омск, Ленинский АО, пер. Красный, д. 2.
15. В размере 4 700 280 рублей для земельного участка с кадастровым номером 55:36:090304:1081, площадью 9 039 кв.м., предоставленный для производственных целей, для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок. С местоположением, установленным относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир здание учебных мастерских. Почтовый адрес ориентира: Омская обл., г. Омск, Ленинский АО, пер. Красный, д. 2.
16. В размере 25 904 840 рублей для земельного участка с кадастровым номером 55:36:090304:1082, площадью 49 817 кв.м., предоставленного для производственных целей, для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок. С местоположением, установленным относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир здание цеха 116, 136, 193 с АБК. Почтовый адрес ориентира: Омская обл., г. Омск, Ленинский АО, пер. Красный, д. 2.
17. В размере 97 125 600 рублей для земельного участка с кадастровым номером 55:36:090304:1083, площадью 186 780 кв.м., предоставленного для производственных целей, для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок. С местоположением, установленным относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир производственное здание с АБК (цех 112). Почтовый адрес ориентира: Омская обл., г. Омск, Ленинский АО, пер. Красный, д. 2.
18. В размере 8 552 440 рублей для земельного участка с кадастровым номером 55:36:090304:1084, площадью 16 447 кв.м., предоставленного для производственных целей, для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок. С местоположением, установленным относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир здание гаража ДОСААФ. Почтовый адрес ориентира: Омская обл., г. Омск, Ленинский АО, пер. Красный, д. 2.
19. В размере 282 360 рублей для земельного участка с кадастровым номером 55:36:090304:1010, площадью 543 кв.м., предоставленного для производственных целей, для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок. С местоположением, установленным относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир здание. Участок находится примерно в 580 м от ориентира по направлению на восток. Почтовый адрес ориентира: Омская обл., г. Омск, Ленинский АО, пер. Красный, д. 2.
Решением Арбитражного суда Омской области от 13.05.2014 по делу N А46-16452/2013 в удовлетворении заявленных требований отказано, в обоснование чего суд указал на представление истцом экспертного отчета оценщика по определению рыночной стоимости перечисленных выше земельных участков, который не отвечает требованиям достаточности и достоверности. Выводы суда мотивированы: отсутствием со стороны оценщика обоснованного отказа от подходов и методов рыночной оценки, базирующихся на учете индивидуальных особенностей исследуемых участков; расчетом стоимости не конкретных земельных участков, а единого виртуального земельного участка, отсутствием определения наиболее эффективного использования земельных участков.
Возражая против принятого судом решения, ОАО "Конструкторское бюро транспортного машиностроения" в апелляционной жалобе просит отменить его и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. При этом, общество указывает, что отчет оценщика является достоверным, соответствует требованиям ФСО N 1 и требованиям Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
В том числе оценщик обосновал невозможность применения затратного и доходного подходов при оценке земельного участка.
Основным видом деятельности общества является ремонт и модернизация бронетанковой техники и изготовление для нее запасных частей, а также производство специальной техники, изготовление оружия, боеприпасов. В связи с чем имущественный комплекс, находящийся на рассматриваемых земельных участках, относится к имуществу ограниченно оборотоспособному.
С учетом этого рыночная стоимость должна быть определена для конкретного объекта оценки, исходя из цели определения рыночной стоимости и использования результатов оценки в рамках деятельности общества.
Общество является организацией, принимающей участие в обеспечении обороны и безопасности Российской Федерации, и не может отчуждать имущественный комплекс, результаты оценки предполагалось использовать для определения налоговой нагрузки по заявленным земельным участкам.
Департамент финансов и контроля Администрации города Омска, привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица, представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором изложена позиция о законности и обоснованности обжалованного решения, поддержаны выводы о недостоверности представленного истцом отчета.
Иные участвующие в деле лица отзывы на апелляционную жалобу не представили.
В судебном заседании приняли участие: представители истца, поддержавшие доводы апелляционной жалобы и требования по существу спора; представитель департамента финансов и контроля Администрации г. Омска, возразившего против отмены судебного решения.
Ответчик, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, а также Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом Омской области, не смотря на надлежащее извещение о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей для участия в судебное заседание не обеспечили, ходатайства об отложении не заявили, что по правилам части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для его проведения.
До начала судебного заседания обществом представлены изменения в устав, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе и лист записи Единого государственного реестра юридических лиц, из которых следует изменение наименования истца на открытое акционерное общество "Омский завод транспортного машиностроения" (сокращенное наименование ОАО "Омсктрансмаш").
На основании ходатайства истца в связи с изменением его наименования судом апелляционной инстанции произведена процессуальная замена ОАО "Конструкторское бюро транспортного машиностроения" на ОАО "Омский завод транспортного машиностроения".
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, письменный отзыв и возражения на отзыв, выслушав явившихся представителей сторон, суд апелляционной инстанции проверил законность и обоснованность решения суда и считает его подлежащим отмене исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, ранее ОАО "Конструкторское бюро транспортного машиностроения" обратилось в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области об обязании заключить договора купли-продажи земельных участков с кадастровыми номерами: 55:36:090304:1056; 55:36:090304:1058; 55:36:090304:1057; 55:36:090304:1048; 55:36:090304:1052; 55:36:090304:1053; 55:36:090304:1055.
Решением Арбитражного суда Омской области от 23.05.2013 по делу N А46-3366/2013 требования ОАО "Конструкторское бюро транспортного машиностроения" удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда Решение Арбитражного суда Омской области от 23.05.2013 по делу N А46-3366/2013 оставлено без изменений, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Также ОАО "Конструкторское бюро транспортного машиностроения" обратилось в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области об обязании заключить договора купли-продажи земельных участков с кадастровыми номерами: 55:36:090304:1049; 55:36:090304:1050; 55:36:090304:1051; 55:36:090304:1085; 55:36:090304:1086; 55:36:090304:1088; 55:36:090304:1089.
Решением Арбитражного суда Омской области от 30.05.2013 по делу N А46 3367/2013 в удовлетворении требований отказано.
Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2013 по делу N А46-3367/2013 решение Арбитражного суда Омской области от 30.05.2013 отменено, требования ОАО "Конструкторское бюро транспортного машиностроения" удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского Федерального округа от 29.11.2013 по делу N А46-3367/2013 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2013 оставлено без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Кроме того, ОАО "Конструкторское бюро транспортного машиностроения" обратилось в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области об обязании заключить договора купли-продажи земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:090304:1081; 55:36:090304:1082; 55:36:090304:1083; 55:36:090304:1010.
Решением Арбитражного суда Омской области от 11.12.2013 по делу N А46 8011/2013 требования ОАО "Конструкторское бюро транспортного машиностроения" удовлетворены.
Согласно сведениям, содержащимся в приложении N 1 к приказу Министерства имущественных отношений Омской области от 26.09.2011 N 36-п, кадастровая стоимость спорных земельных участков составляет:
-земельный участок с кадастровым номером 55:36:090304:1049 - 35 611 067,52 рублей;
-земельный участок с кадастровым номером 55:36:090304:1050 - 36 055 255,55 рублей;
-земельный участок с кадастровым номером 55:36:090304:1051 - 53 963 127,71 рублей;
-земельный участок с кадастровым номером 55:36:090304:1085 - 40 639 180,81 рублей
-земельный участок с кадастровым номером 55:36:090304:1086 - 168 727 302,14 рублей;
-земельный участок с кадастровым номером 55:36:090304:1088 - 137 333 186,22 рублей;
-земельный участок с кадастровым номером 55:36:090304:1089 - 17 737 964,10 рублей;
-земельный участок с кадастровым номером 55:36:090304:1056 - 1 057 226,75 рублей;
-земельный участок с кадастровым номером 55:36:090304:1058 - 964 946,03 рублей;
-земельный участок с кадастровым номером 55:36:090304:1057 - 1 013 081,20 рублей;
-земельный участок с кадастровым номером 55:36:090304:1048 - 803 205,55 рублей;
-земельный участок с кадастровым номером 55:36:090304:1052 - 3 057 956,64 рублей;
-земельный участок с кадастровым номером 55:36:090304:1053 - 410 375,34 рублей;
-земельный участок с кадастровым номером 55:36:090304:1055 - 1 291 608,3 рублей;
-земельный участок с кадастровым номером 55:36:090304:1081 - 15 063 626,72 рублей;
-земельный участок с кадастровым номером 55:36:090304:1082 - 73 243 515,41 рублей;
-земельный участок с кадастровым номером 55:36:090304:1083 - 282 943 198,70 рублей;
-земельный участок с кадастровым номером 55:36:090304:1010 - 901 989,71 рублей.
Полагая, что рыночная стоимость указанных земельных участков ниже вышеуказанной кадастровой стоимости, с учетом того, что цена выкупа земельных участков напрямую зависит от их кадастровой стоимости, истец обратился к услугам независимого оценщика с целью определения рыночной стоимости земельных участков с вышеуказанными кадастровыми номерами по состоянию на 01.01.2011.
Оценщик (Репин М.А.) в результате проведения оценки по определению рыночной стоимости земельных участков с вышеуказанными кадастровыми номерами (отчет от 20.11.2013 N 70/13) определил их рыночную стоимость.
Экспертный совет Российского общества оценщиков, оценив вышеуказанный отчет об оценке, установил полное соответствие его содержания и выводов требованиям действующего законодательства (положительное экспертное заключение N 2031/2013 от 22.11.2013).
Поскольку согласно отчету оценщика рыночная стоимость земельных участков оказалась значительно ниже установленной кадастровой стоимости, истец обратился в арбитражный суд с указанными выше требованиями.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В силу Федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4)", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 22.10.2010 N 508, под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316.
В соответствии с пунктами 2, 4, 10 указанных Правил государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, а ее результаты по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5 Правил).
По смыслу приведенных положений действующего законодательства, кадастровая стоимость, по своей природе, является рыночной стоимостью. Однако особенности ее определения при проведении государственной кадастровой оценки с помощью метода массовой оценки не обеспечивают ее точное соответствие реальной рыночной стоимости.
В связи с этим, пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Положениями статьи 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка. Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости. Основанием для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости могут быть недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11. Как указал Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, рыночная стоимость объекта должна быть доказана истцом на ту же дату, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объекта недвижимости.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащейся в Постановлении от 28.06.2011 N 913/11, положения главы III.1 "Государственная кадастровая оценка" Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", а также предусмотренный механизм защиты прав на ранее возникшие правоотношения не распространяются.
При этом пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости. Таким образом, законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Права заявителя, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка. Такое требование подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
Для целей применения Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (статья 3 Федерального закона N 135-ФЗ).
Итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки оформляется отчетом независимого оценщика об оценке объекта оценки.
Согласно представленному в материалы дела отчету об оценке от 20.11.2013 N 70/13, выполненному оценщиком Репиным М.А, рыночная стоимость земельных участков составила:
-земельный участок с кадастровым номером 55:36:090304:1049 - 10 247 120 рублей;
-земельный участок с кадастровым номером 55:36:090304:1050 - 10 972 000 рублей;
-земельный участок с кадастровым номером 55:36:090304:1051 - 16 758 560 рублей;
-земельный участок с кадастровым номером 55:36:090304:1085 - 12 541 880 рублей;
-земельный участок с кадастровым номером 55:36:090304:1086 - 50 678 160 рублей;
-земельный участок с кадастровым номером 55:36:090304:1088 - 45 285 240 рублей;
-земельный участок с кадастровым номером 55:36:090304:1089 - 6 014 320 рублей;
-земельный участок с кадастровым номером 55:36:090304:1056 - 373 360 рублей;
-земельный участок с кадастровым номером 55:36:090304:1058 - 349 960 рублей;
-земельный участок с кадастровым номером 55:36:090304:1057 - 367 640 рублей;
-земельный участок с кадастровым номером 55:36:090304:11048 - 238 160 рублей;
-земельный участок с кадастровым номером 55:36:090304:1052 - 955 240 рублей;
-земельный участок с кадастровым номером 55:36:090304:1053 -128 440 рублей;
-земельный участок с кадастровым номером 55:36:090304:1055 - 455 000 рублей;
-земельный участок с кадастровым номером 55:36:090304:1081 - 4 700 280 рублей;
-земельный участок с кадастровым номером 55:36:090304:1082 - 25 904 840 рублей;
-земельный участок с кадастровым номером 55:36:090304:1083 - 97 125 600 рублей;
-земельный участок с кадастровым номером 55:36:090304:1010 - 282 360 рублей.
При этом статья 17.1 Федерального закона N 135-ФЗ предусматривает возможность экспертизы отчета, под которой понимаются действия эксперта или экспертов саморегулируемой организации оценщиков в целях проверки отчета, подписанного оценщиком или оценщиками, являющимися членами данной саморегулируемой организации, в соответствии с видом экспертизы, в том числе проверки на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности; на подтверждение стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете.
Результатом экспертизы отчета является положительное или отрицательное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 09.08.2012 N ВАС-10186/12 по делу N А64-836/2011, проведение экспертизы отчета оценщика является обязательным по данной категории споров.
В целях проверки представленного истцом отчета оценщика Репина М.А. от 20.11.2013 N 70/13 проведена экспертиза в общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" и получено положительное экспертное заключение N 2031/2013 от 22.11.2013, согласно которому отчет от 20.11.2013 N 70/13 соответствует требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" от 29.07.1998 N 135-ФЗ, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности. Выводы, сделанные оценщиком при определении рыночной стоимости объекта оценки, признаны обоснованными, а итоговые значения рыночной стоимости объекта оценки могут быть рекомендованы для совершения сделок и иных целей, подтверждена стоимость объекта оценки, определенная оценщиком в отчете.
В соответствии с абзацем третьим пункта 1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30.05.2005 N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком" установлено, что в силу статьи 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете, - достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное.
По смыслу пункта 3 статьи 66 ЗК РФ, установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ N 913/11 от 28.06.2011).
Суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в соответствии с частью 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, приходит к выводу, что суд первой инстанции необоснованно не принял рыночную цену, установленную в отчете от 20.11.2013 N 70/13.
Так, в решении от 13.05.2014 (стр. 16-17) суд первой инстанции указал, что оценщик не обосновал применение метода сравнения продаж и "отказ от подходов и методов рыночной оценки, базирующихся на учете индивидуальных особенностей исследуемого участка".
Данный вывод суд первой инстанции мотивировал тем, что "одним из основных документов, использованных в Отчете для обзора и изучения рынка земельных участков, указано Экспертно-аналитическое исследование рынка земли и недвижимости города Омска и Омской области по состоянию на 01.01.2011, проведенное большой группой экспертов, аналитиков, профессиональных участников рынка недвижимости из числа руководителей и ведущих специалистов агентств недвижимости, а также оценочных компаний, имеющих значительный стаж работы на рынке, в число которых входил Репин М.А. (стр. 39, 46 Отчета).
В указанном исследовании рассматривался данный вопрос на примере имеющихся баз данных предложений о продаже такого рода объектов, но и была определена доля стоимости, приходящаяся на земельный участок в общей стоимости единого объекта недвижимости в зависимости от типов объектов недвижимости. В частности по данным таблицы 6 Исследования для производственно-складских объектов недвижимости она составляет 8,1 % процента (средневзвешенное значение). В Исследовании также отмечено, что значение среднего, моды и медианы по выборкам участков максимально близки, что говорит о нормальном распределении".
Однако, из приведенного обоснования суда первой инстанции совершенно не понятно, каким образом факт использования оценщиком названного Экспертно-аналитического исследования при составлении отчета N 70/13 от 20.11.2013 опровергает применение оценщиком сравнительного метода и отказ от применения других методов, которые подробно обоснованны в отчете (стр. 50-68 отчета) и подтверждены Репиным М.А., допрошенным в судебном заседании.
Кроме того, как уже отмечалось выше по тексту настоящего постановления, особенности определения кадастровой стоимости при проведении государственной кадастровой оценки (в целях которой и проводилось Экспертно-аналитическое исследование рынка земли и недвижимости города Омска и Омской области по состоянию на 01.01.2011) с помощью метода массовой оценки не обеспечивают ее точное соответствие реальной рыночной стоимости конкретного земельного участка. В связи с чем законодателем в пункте 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации и предусмотрена возможность определения индивидуальной кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, а потому является некорректным прямое применение каких-либо параметров, полученных при проведении государственной кадастровой оценки с помощью метода массовой оценки, для определения индивидуальной рыночной стоимости. В противном случае такое применение приведет к тому, что кадастровая стоимость, определенная по результатам государственной кадастровой оценки, всегда будет равна рыночной стоимости, определенной для земельного участка индивидуально.
Далее суд первой инстанции (стр. 17-18 решения) пришел к выводу, что оценщиком неправомерно был произведен расчет рыночной стоимости единого виртуального земельного участка, а не конкретных земельных участков, являющихся объектами оценки.
Данный вывод суд апелляционной инстанции находит не соответствующим обстоятельствам дела, так как в отчете оценщика (стр. 46, 53 отчета) сделано лишь допущение о том, что удельный показатель рыночной стоимости спорных земельных участков не должен отличаться, поскольку все они имеют смежные границы, представляют собой единую территорию и образуют одну производственную зону.
В то же время из содержания отчета (стр. 53-65 отчета, таблицы 12.1.1, 12.1.2) видно, что при отборе объектов-аналогов и определении стоимости учитывались индивидуальные характеристики каждого земельного участка.
Также не может быть признан правомерным и вывод суда первой инстанции о неверном определении оценщиком наиболее эффективного использования земельных участков (стр. 18-19 решения), основанный на предположениях о том, что не исключается возможность несения предприятием неблагоприятных последствий, связанных с падением спроса на выпускаемую продукцию, и о том, что на его территории должны иметься строения, такие как, например, склады, которые не утратят ликвидность даже в случае ликвидации общества и демонтажа производственных мощностей.
Во-первых, как уже было указано, данный вывод основывается на предположениях об обстоятельствах, которые могут иметь место в будущем. Таким же образом можно предположить, например, повышение спроса на выпускаемую предприятием продукцию и необходимость увеличения в связи с этим производственных мощностей.
Во-вторых, оценка стоимости производится на конкретную дату и должна учитывать при определении наиболее эффективного использования факторы, существующие в настоящее время, а не те, которые могут либо появиться, либо не появиться в будущем.
В то же время оценщиком при определении наиболее эффективного использования земельных участков (стр. 46-50 отчета) правомерно учтено, что объекты оценки расположены в промышленной зоне Ленинского АО г. Омска в непосредственной близости от промышленной зоны ОАО "РЖД", заняты единым имущественным комплексом предприятия, имеющего стратегическое значение и имеют вид разрешенного использования 9: для производственных целей, для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок.
Далее судом первой инстанции в оспариваемом решении (стр. 19-21) приводятся нормы права, требованиям которых должна соответствовать информация, используемая при проведении оценки, вновь указано на параметр, примененный оценщиком для оценки наиболее эффективного использования земельного участка, и сделан вывод о том, что при таких обстоятельствах использованная оценщиком при проведении исследования информация не удовлетворяет требованиям достаточности и достоверности.
Однако в чем конкретно выражаются недостаточность и недостоверность информации суд не указывает, установить это из содержания решения не представляется возможным, поэтому суд апелляционной инстанции не может дать оценку данному выводу суда и находит его необоснованным и не подтвержденным доказательствами, имеющимися в материалах дела.
Таким образом, противоречий в выводах оценщика, по мнению суда апелляционной инстанции, не имеется, а каких-либо доказательств иной величины рыночной стоимости спорных земельных участков в материалы дела не представлено.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции отклоняет доводы департамента финансов и контроля, сводящиеся к оспариванию достоверности отчета оценщика Репина М.А. от 20.11.2013 N 70/13 как доказательства соответствия рыночной стоимости участков, за их необоснованностью.
Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (статья 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Проанализировав в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в материалах дела доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о доказанности истцом действительной рыночной стоимости земельного спорных земельных участков, указанной в отчете от 20.11.2013 N 70/13.
Указания третьего лица на то, что в отчете от 20.11.2013 N 70/13 имеются спорные положения, не принимаются судом апелляционной инстанции по основаниям, изложенным выше.
Кроме того, возможные незначительные отклонения итоговой величины рыночной стоимости земельных участков в ту или иную сторону не состоят в противоречии с положениями Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в соответствии с которыми под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции.
В связи с этим, учитывая в рассматриваемом случае значительное (в несколько раз) превышение кадастровой стоимости спорных земельных участков по отношению к их рыночной стоимости, определенной оценщиком, суд апелляционной инстанции находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
При этом Департаментом финансов и контроля Администрации города Омска оставлен без внимания тот факт, что в случае оспаривания величины стоимости объекта оценки в рамках рассмотрения конкретного спора следует учитывать, что согласно статье 12 Закона об оценочной деятельности отчёт независимого оценщика является одним из доказательств по делу. Оценка данного доказательства осуществляется судом в соответствии с правилами главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (пункт 2 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2005 N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведённой независимым оценщиком").
Принимая во внимание существенное расхождение между кадастровой стоимостью спорных земельных участков и их рыночной стоимостью, определённой в отчёте, суд вправе назначить экспертизу этого отчёта в целях его проверки при соблюдении правил Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11).
Между тем, лицами, участвующими в деле, ни при рассмотрении дела в суде первой инстанции, ни в суде апелляционной инстанции ходатайства о назначении судебной экспертизы отчета оценщика Репина М.А. от 20.11.2013 N 70/2013 не заявлялись, а также не были заявлены и ходатайства о назначении судебной экспертизы в целях определения рыночной стоимости спорных земельных участков.
С учетом изложенного, отчет от 20.11.2013 N 70/13 об определении рыночной стоимости земельных участков является допустимым доказательством по настоящему делу, а указанная в нем рыночная стоимость - достоверной. При этом доводы Департамента финансов и контроля Администрации города Омска об ее недостоверности не подтверждаются надлежащими доказательствами.
Оспаривая достоверность отчета от 20.11.2013 N 70/13, третье лицо опровергающих доказательств не представило, в том числе предложений по порядку проведения экспертизы, с учетом требований статьи 17.1 Закона N 135-ФЗ, предложений о привлечении конкретных кандидатур экспертов или экспертного учреждения.
Между тем в силу части 1 статьи 9 АПК РФ судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности. Следовательно, нежелание представить доказательства должно квалифицироваться исключительно как отказ от опровержения того факта, на наличие которого аргументировано со ссылкой на конкретные документы указывает процессуальный оппонент. Участвующее в деле лицо, не совершившее процессуальное действие, несет риск наступления последствий такого своего поведения (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.03.2012 N 12505/11, постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22.05.2014 по делу N А46-3948/2013).
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в законную силу судебного акта.
В связи с удовлетворением исковых требований судебные расходы по уплате государственной пошлины, понесенные истцом при рассмотрении настоящего дела, подлежат на основании частей 1 и 5 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации взысканию с ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Омский завод транспортного машиностроения" удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Омской области от 13.05.2014 по делу N А46-16452/2013 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Требования открытого акционерного общества "Омский завод транспортного машиностроения" удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость следующих земельных участков равной их рыночной стоимости:
2. В размере 10 247 120 рублей для земельного участка с кадастровым номером 55:36:090304:1049, площадью 19 706 кв.м., предоставленного для производственных целей, для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок. С местоположением, установленным относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир 2-этажное здание отдела 375. Почтовый адрес ориентира: Омская обл., г. Омск, Ленинский АО, пер. Красный, д. 2.
2. В размере 10 972 000 рублей для земельного участка с кадастровым номером 55:36:090304:1050, площадью 21 100 кв.м., предоставленного для производственных целей, для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок. С местоположением, установленным относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир здание цеха 117 с АБК. Почтовый адрес ориентира: Омская обл., г. Омск, Ленинский АО, пер. Красный, д. 2.
3. В размере 16 758 560 рублей для земельного участка с кадастровым номером 55:36:090304:1051, площадью 32 228 кв.м., предоставленного для производственных целей, для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок. С местоположением, установленным относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир производственное здание с АБК (цех 107). Почтовый адрес ориентира: Омская обл., г. Омск, Ленинский АО, пер. Красный, д. 2.
4. В размере 12 541 880 рублей для земельного участка с кадастровым номером 55:36:090304:1085, площадью 24 119 кв.м., предоставленного для производственных целей, для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок. С местоположением, установленным относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир здание склада сварочной проволоки отд. 365. Почтовый адрес ориентира: Омская обл., г. Омск, Ленинский АО, пер. Красный, д. 2.
5. В размере 50 678 160 рублей для земельного участка с кадастровым номером 55:36:090304:1086, площадью 97 458 кв.м., предоставленного для производственных целей, для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок. С местоположением, установленным относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир здание цеха 104. Почтовый адрес ориентира: Омская обл., г. Омск, Ленинский АО, пер. Красный, д. 2.
6. В размере 45 285 240 рублей для земельного участка с кадастровым номером 55:36:090304:1088, площадью 87 087 кв.м., предоставленного для производственных целей, для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок. С местоположением, установленным относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир производственное здание ТО-1 (цех 105). Почтовый адрес ориентира: Омская обл., г. Омск, Ленинский АО, пер. Красный, д. 2.
7. В размере 6 014 320 рублей для земельного участка с кадастровым номером 55:36:090304:1089, площадью 11 566 кв.м., предоставленного для производственных целей, для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок. С местоположением, установленным относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир здание корпуса цеха отдела инструментального хозяйства. Почтовый адрес ориентира: Омская обл., г. Омск, Ленинский АО, пер. Красный, д. 2.
8. В размере 373 360 рублей для земельного участка с кадастровым номером 55:36:090304:1056, площадью 718 кв.м., предоставленного для производственных целей, для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок. С местоположением, установленным относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир здание склада. Почтовый адрес ориентира: Омская обл., г. Омск, Ленинский АО, пер. Красный, д. 2.
9. В размере 349 960 рублей для земельного участка с кадастровым номером 55:36:090304:1058, площадью 673 кв.м., предоставленного для производственных целей, для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок. С местоположением, установленным относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир здание склада ОКС (отдел 380). Почтовый адрес ориентира: Омская обл., г. Омск, Ленинский АО, пер. Красный, д. 2.
10. В размере 367 640 рублей для земельного участка с кадастровым номером 55:36:090304:1057, площадью 707 кв.м., предоставленного для производственных целей, для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок. С местоположением, установленным относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир здание склада карбида кальция (отдел 362). Почтовый адрес ориентира: Омская обл., г. Омск, Ленинский АО, пер. Красный, д. 2.
11. В размере 238 160 рублей для земельного участка с кадастровым номером 55:36:090304:1048, площадью 458 кв.м., предоставленного для производственных целей, для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок. С местоположением, установленным относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир здание склада (отдел 362). Почтовый адрес ориентира: Омская обл., г. Омск, Ленинский АО, пер. Красный, д. 2.
12. В размере 955 240 рублей для земельного участка с кадастровым номером 55:36:090304:1052, площадью 1 837 кв.м., предоставленного для производственных целей, для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок. С местоположением, установленным относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир металлический склад. Почтовый адрес ориентира: Омская обл., г. Омск, Ленинский АО, пер. Красный, д. 2.
13. В размере 128 440 рублей для земельного участка с кадастровым номером 55:36:090304:1053, площадью 247 кв.м., предоставленного для производственных целей, для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок. С местоположением, установленным относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир здание кирпичного гаража. Почтовый адрес ориентира: Омская обл., г. Омск, Ленинский АО, пер. Красный, д. 2.
14. В размере 455 000 рублей для земельного участка с кадастровым номером 55:36:090304:1055, площадью 875 кв.м., предоставленного для производственных целей, для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок. С местоположением, установленным относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир здание бытовых помещений у копра. Почтовый адрес ориентира: Омская обл., г. Омск, Ленинский АО, пер. Красный, д. 2.
15. В размере 4 700 280 рублей для земельного участка с кадастровым номером 55:36:090304:1081, площадью 9 039 кв.м., предоставленный для производственных целей, для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок. С местоположением, установленным относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир здание учебных мастерских. Почтовый адрес ориентира: Омская обл., г. Омск, Ленинский АО, пер. Красный, д. 2.
16. В размере 25 904 840 рублей для земельного участка с кадастровым номером 55:36:090304:1082, площадью 49 817 кв.м., предоставленного для производственных целей, для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок. С местоположением, установленным относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир здание цеха 116, 136, 193 с АБК. Почтовый адрес ориентира: Омская обл., г. Омск, Ленинский АО, пер. Красный, д. 2.
17. В размере 97 125 600 рублей для земельного участка с кадастровым номером 55:36:090304:1083, площадью 186 780 кв.м., предоставленного для производственных целей, для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок. С местоположением, установленным относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир производственное здание с АБК (цех 112). Почтовый адрес ориентира: Омская обл., г. Омск, Ленинский АО, пер. Красный, д. 2.
18. В размере 8 552 440 рублей для земельного участка с кадастровым номером 55:36:090304:1084, площадью 16 447 кв.м., предоставленного для производственных целей, для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок. С местоположением, установленным относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир здание гаража ДОСААФ. Почтовый адрес ориентира: Омская обл., г. Омск, Ленинский АО, пер. Красный, д. 2.
19. В размере 282 360 рублей для земельного участка с кадастровым номером 55:36:090304:1010, площадью 543 кв.м., предоставленного для производственных целей, для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок. С местоположением, установленным относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир здание. Участок находится примерно в 580 м от ориентира по направлению на восток. Почтовый адрес ориентира: Омская обл., г. Омск, Ленинский АО, пер. Красный, д. 2.
Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Омской области внести в государственный кадастр недвижимости изменения в сведения о кадастровой стоимости названных земельных участков в соответствии с размерами их кадастровой стоимости, установленными настоящим постановлением, со дня его принятия.
Взыскать с Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757, расположенного по адресу: г. Москва, пер. Орликов, 10, стр. 1) в пользу открытого акционерного общества "Омский завод транспортного машиностроения" (ИНН 5505204171, ОГРН 1085543060734, расположенного по адресу: г. Омск, Красный пер., 2) судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 6 000 рублей 00 копеек.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.А. Сидоренко |
Судьи |
Л.А. Золотова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-16452/2013
Истец: ОАО "Конструкторское бюро транспортного машиностроения"
Ответчик: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
Третье лицо: Департамент финансов и контроля администрации города Омска, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом Омской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области
Хронология рассмотрения дела:
17.07.2014 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-5336/14