г. Москва |
|
30 июля 2014 г. |
Дело N А41-9331/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 июля 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Епифанцевой С.Ю., Огурцова Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Пятиной Л.Н.,
при участии в заседании:
от ООО "Объединенные коммунальные системы": Завалуев П.А. по доверенности от 10.06.2013 N б/н;
от конкурсного управляющего Фомина Александра Витальевича: Грабовская Э.А. по доверенности от 16.06.2014;
от Администрации сельского поселения Знаменское Каширского муниципального района Московской области: не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации сельского поселения Знаменское Каширского муниципального района Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 25 апреля 2014 года по делу N А41-9331/14, принятое судьей Солдатовым Р.С. по иску Общества с ограниченной ответственностью "Объединенные коммунальные системы" к Администрации сельского поселения Знаменское, третье лицо: временный управляющий Фомин Александр Витальевич, о взыскании 16 588 367 руб. 60 коп.,
УСТАНОВИЛ:
ООО "ОКС" обратилось в арбитражный суд с иском к Администрации сельского поселения Знаменское (далее - ответчик) о взыскании 16 588 367 руб. 60 коп. задолженности, возникшей вследствие бездоговорного пользования системами коммунального водоснабжения.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечен временный управляющий ООО "ОКС" Фомин А.В.
Решением Арбитражного суда Московской области от 25 апреля 2014 года требования ООО "ОКС" удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Московской области от 25.04.2014 по делу N А41-9331/14 отменить.
Истцом по делу представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором общество просит изменить решение суда первой инстанции в части взыскиваемой задолженности, уменьшив ее сумму до 15 197 712, 17 рублей.
Истец и третье лицо направили в судебное заседание своих представителей, которые поддержали доводы отзыва на апелляционную жалобу.
Ответчик своего представителя в судебное заседание не направила.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121 - 124, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), но не явившихся в заседание и не направивших своих представителей.
Изучив представленные в дело доказательства, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции усматривает основания для изменения решения арбитражного суда в части, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, 01.06.2012 комиссией ООО "ОКС" была произведена проверка соблюдения потребителями "Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации" на территории сельского поселения Знаменское, в результате которой был выявлен факт самовольного пользования системами водоснабжения и канализации в отсутствии заключенного договора. Так, проверкой выявлен факт присоединения водопроводных сетей: п.Новоселки, ул.Центральная от д.1 до д.5 и до д.Терново-1, ул.Терновская, д. 1; от п.Новоселки ул.Центральная д.5 до д.Терново-2 ул.Дачная д. 1; от д.Баскачи ул.Заречная д. 1 до д.Баскачи ул.Загородная д.28; от д.Андреевское д.1 до д.Знаменское д.20, к водопроводной сети от г.Ожерелье ул.Кирова д.16 до д.Баскачи ул.Заречная д. 15, принадлежащей Администрации городского поселения Ожерелье, арендатором которой является ООО "ОКС" на основании договора аренды N 19 от 04.05.2012.
Также установлено, что приборы учета воды в трубопроводах отсутствуют. Диаметры водопроводных сетей сельского поселения Знаменское в местах присоединения отражены в схеме присоединения, являющейся неотъемлемой частью составленного по результатам проверки акта от 01.06.2012 г.
Письмом N 64-01/1 от 30.05.2012 г., полученным Администрацией сельского поселения Знаменское 30.05.2012 г., Администрация была уведомлена о предстоящей 01.06.2012 г. проверке и необходимости явки представителя.
ООО "ОКС" был произведен расчет объема бездоговорного потребления питьевой воды и водоснабжения за период с 05.04.2012 г. по 30.11.2012 г., стоимость которого составила 16 588 367 руб. 60 коп. Расчет произведен исходя из установленных в ходе проверки диаметров трубопроводов (сечения трубы), а также утвержденных тарифов.
В соответствии с Законом Московской области N 185/2008-ОЗ от 03.12.2008 г., Администрации сельского поселения Знаменское принадлежат на праве собственности водопроводные и канализационные сети и сооружения на территории муниципального образования.
Указывая, что выставленный счет N 3 от 11.02.2014 г. не был оплачен со стороны Администрации, а направленный акт N 00000003 от 11.02.2014 г. не подписан, ООО "ОКС" обратилось с рассматриваемым иском в арбитражный суд.
Удовлетворяя исковые требования в полном объеме суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии с Правилами N 167, самовольным признается пользование системами водоснабжения и канализации при отсутствии договора на отпуск (получение) воды и прием (сброс) сточных вод, а также в случае нарушения условий договора абонентом.
По смыслу пункта 18 Правил N 167, пользование устройствами коммунального водоснабжения и водоотведения при отсутствии договора с организацией водопроводно-канализационного хозяйства считается самовольным.
Также, пунктом 78 вышеупомянутых Правил предусмотрено, что при обнаружении самовольно возведенного устройства и сооружения для присоединения к системам водоснабжения и канализации представитель организации водопроводно-канализационного хозяйства оформляет акт и выписывает владельцу указанных устройств и сооружений, не являющемуся абонентом, платежный документ для оплаты за полученную питьевую воду и сброшенные сточные воды и загрязняющие вещества, объемы которых определяются в соответствии с пунктом 57 настоящих Правил.
Пунктом 57 Правил N 167 предусмотрено, что в случаях самовольного присоединения и самовольного пользования системами водоснабжения и канализации количество израсходованной питьевой воды исчисляется по пропускной способности устройств и сооружений для присоединения к системам водоснабжения и канализации при их круглосуточном действии полным сечением и скорости движения воды 1,2 метра в секунду с момента обнаружения. Объем водоотведения при этом принимается равным объему водопотребления.
Отклоняя довод Администрации о заключении ответчиком договора аренды с ООО "Люсена" в отношении объектов водоснабжения, суд первой инстанции сослался на решение Арбитражного суда Московской области по делу N А41-2275/14.
Указанным решением суда, принятого в рамках дела N А41-2275/14, договор аренды, заключенный Администрацией с ООО "Люсена" признан недействительным.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2014 по делу N А41-2275/14 решение суда первой инстанции отменено. При этом, апелляционный суд указал, что договор аренды с ООО "Люсена" не может быть признан недействительным в рамках требований, заявленных ООО "ОКС", так как спорный договор заключался до создания общества и, соответственно, не может нарушать его прав.
В отзыве на апелляционную жалобу истец по настоящему делу признал, что требования о взыскании расходов за бездоговорное потребление воды за период с 05.04.2012 по 27.04.2012 (период действия договора аренды с ООО "Люсена") заявлены им необоснованно.
Учитывая вышеизложенное, истец представил в материалы настоящего дела расчет задолженности. Указанный расчет проверен апелляционным судом и признан обоснованным.
Соответственно, обжалуемое решение подлежит изменению в части взыскиваемой суммы задолженности с учетом указанного обстоятельства, взысканию с Администрации подлежит 15 197 712, 17 рублей.
В апелляционной жалобе, администрация ссылается на статью 299 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой право хозяйственного ведения возникает на основании акта собственника о закреплении имущества с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника. При этом, в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" имущество унитарного предприятия формируется за счет: имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества; доходов унитарного предприятия от его деятельности; иных не противоречащих законодательству источников. Право на имущество, закрепляемое за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества, возникает с момента передачи такого имущества унитарному предприятию, если иное не предусмотрено федеральным законом или не установлено решением собственника о передаче имущества унитарному предприятию.
Таким образом, как полагает администрация, надлежащим ответчиком по делу является МУП "Знаменское", так как право хозяйственного ведения на имущество, предназначенное для распределения воды, сбора и отвода бытовых сточных вод, расположенное на территории сельского поселения Знаменское, возникло у него с момента его передачи.
Указанные доводы заявителя апелляционной жалобы не могут быть приняты апелляционным судом во внимание в силу следующего.
Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации. Регистрации подлежит и право оперативного управления. Таким образом, в отношении недвижимого имущества законом установлен особый порядок возникновения (перехода) права оперативного управления, заключающийся в необходимости государственной регистрации.
В пункте 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества. Право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за учреждением, возникает у него с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решениями собственника (пункт 1 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками (абзац 5 пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации). В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации (абзац 2 пункта 5 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").
В силу статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения прав на недвижимое имущество в соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Кроме того, вступившим в законную силу решениями Арбитражного суда Московской области от 30.12.2013 по делу N А41-42167/13 и от 01.04.2014 по делу N А41-55685/13 установлено, что право хозяйственного ведения МУП "Знаменское" не зарегистрировано.
Указанная правовая позиция изложена в Постановлении Федерального арбитражного суда Московского округа от 23.07.2014 по делу N А41-42167/13.
Также в своей апелляционной жалобе Администрации указывает, что заинтересованное лицо является органом местного самоуправления и от уплаты государственной пошлины освобождено в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Частью 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 4.1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" ответчики в арбитражных судах признаются плательщиками государственной пошлины, только если решение суда принято не в их пользу, а истец освобожден от уплаты государственной пошлины.
Поскольку апелляционным судом изменена сумма взыскиваемой задолженности, сумма подлежащей взысканию с ответчика государственной пошлины так же подлежит уменьшению пропорционально удовлетворенным требованиям.
Таким образом, обжалуемое решение подлежит изменению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 1 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 25 апреля 2014 года по делу N А41-9331/14 изменить.
Взыскать с Администрации сельского поселения Знаменское (ИНН 5019017568) в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Объединенные коммунальные системы" (ИНН 5019023949) задолженность в размере 15 197 712, 17 рублей.
Взыскать с Администрации сельского поселения Знаменское (ИНН 5019017568) в доход федерального бюджета Российской Федерации государственную пошлину в размере 97 060, 40 рублей.
Председательствующий |
С.А. Коновалов |
Судьи |
С.Ю. Епифанцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-9331/2014
Истец: ООО "Объединенные коммунальные системы"
Ответчик: Администрация сельского поселения Знаменское
Третье лицо: Фомин А. В.