г. Москва |
|
07 августа 2014 г. |
Дело N А41-8392/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 августа 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 августа 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Виткаловой Е.Н.,
судей Игнахиной М.В., Мищенко Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Белкиным Н.А.,
при участии в заседании:
от истца - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от ответчика - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от третьего лица - представитель не явился, извещено надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании заявление Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 13 по г. Москве и Московской области к Федеральному бюджетному учреждению - войсковая часть 72175 о взыскании штрафа в сумме 343 074 рублей 10 копеек, третье лицо - Федеральное казенное учреждение "Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации",
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 13 по г. Москве и Московской области (далее - истец, орган ПФР) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Федеральному бюджетному учреждению - войсковая часть 72175 (далее - ответчик) о взыскании штрафа в размере 343 074 рублей 10 копеек.
Решением от 25 марта 2014 года Арбитражный суд Московской области заявленные требования пенсионного фонда удовлетворил в части взыскания с Федерального бюджетного учреждения - войсковая часть 72175 в соответствующий бюджет штраф в сумме 34 307 рублей 41 копейки.
Не согласившись с указанным судебным актом, Федеральное казенное учреждения "Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации" в порядке статьи 42 АПК РФ обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой решение Арбитражного суда Московской области считает незаконным и необоснованным, вынесенным при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, с нарушением норм материального права.
В обоснование доводов жалобы учреждение указывает, что финансирование ФБУ войсковая часть 72175 ведется через ФКУ "Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации", которое своевременно 15.08.2012 представило в пенсионный фонд единый отчет за все юридические лица Министерства обороны РФ за 2 квартал 2012 года.
Определением от 15.07.2014 апелляционный суд перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела судом первой инстанции; привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ФКУ "Единый расчетный центр Министерства обороны РФ".
Согласно исковому заявлению истец ссылается на нарушение страхователем установленных законом сроков представления индивидуальных сведений за отчетный период - 2 квартал 2012 года. Таким образом, ответчик несет ответственность в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей ГУ - Главного Управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 13 по г. Москве и Московской области, ФБУ - войсковая часть 72175, ФКУ "Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации", извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Десятый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в части.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Федеральное бюджетное учреждение - войсковая часть 72175 зарегистрировано в Государственном учреждении - Главном Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации N 13 по г. Москве и Московской области в качестве страхователя.
ФБУ - войсковая часть 72175 не представлены в установленный законом срок сведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования по форме АДВ-6-2 за 2 квартал 2012 года.
Выявив указанные обстоятельства, орган Пенсионного фонда Российской Федерации, составил акт N 153 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 15.08.2013 по признаку представления сведений с нарушением установленных сроков за 2 квартал 2012 года; акт проверки с указанием даты рассмотрения материалов проверки направлен в адрес организации почтой.
Рассмотрев материалы проверки, орган Пенсионного фонда Российской Федерации принял решение N 125 о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 12.09.2013, которым привлек организацию к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ, в виде штрафа в сумме 343 074 рублей 10 копеек.
Направленное страхователю требование исполнено не было, что послужило поводом для обращения органом Пенсионного фонда Российской Федерации в суд с заявлением.
Изучив материалы дела, апелляционный суд приходит к выводу о снижении страхователю назначенного наказания до 1000 рублей в связи со следующим
Согласно статье 3 Федерального закона N 27-ФЗ от 01.04.1996 "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" (далее - Закон) целями индивидуального (персонифицированного) учета являются создание условий для назначения пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица, обеспечение достоверных сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер пенсии при ее назначении, развитии, заинтересованности застрахованных лиц в уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
В силу статьи 5 Закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" страхователь обязан представить в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту своей регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах и трудовом стаже.
В силу абзаца 1 статьи 16 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право требовать от страхователей, в том числе физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, своевременного и правильного представления сведений, определенных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
При этом пунктом 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователи до 15 числа второго календарного месяца, следующим за отчетным периодом, представляют в органы Пенсионного фонда РФ расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на всех застрахованных лиц вместе со сведениями о каждом работающем у него застрахованном лице.
Согласно материалам дела ФБУ - войсковая часть 72175 за отчетный период - 2 квартал 2012 года сведения необходимые для индивидуального (персонифицированного) учета представлены 14.08.2013, то есть с нарушением установленного срока.
Таким образом, ответчиком не исполнена в установленные сроки возложенная на него законом обязанность по представлению полных и достоверных сведений, необходимых для индивидуального (персонифицированного) учета за 2 квартал 2012 года, в связи с чем пенсионный фонд правомерно привлек войсковую часть к ответственности.
Вместе с тем, при проверке расчета суммы штрафа, апелляционным судом установлено следующее.
Федеральным законом от 28.12.2013 N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" внесены изменения в ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", согласно которым за непредставление в установленные сроки необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах к такому страхователю применяются финансовые санкции в виде взыскания 5 процентов от суммы страховых взносов, начисленной к уплате в Пенсионный фонд Российской Федерации за последние три месяца отчетного периода, за который не представлены в установленные сроки либо представлены неполные и (или) недостоверные сведения о застрахованных лицах. Указанные изменения вступили в силу с 1 января 2014 г.
Согласно внесенным изменениям смягчена ответственность страхователя за непредставление либо представление неполных и (или) недостоверных сведений персонифицированного учета, размер санкции составляет 5 процентов от суммы страховых взносов, начисленных к уплате в ПФР за последние три месяца отчетного периода, за который не представлены (представлены неполные или недостоверные) сведения.
Согласно общему принципу, предусмотренному частью 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации, никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
Закон, смягчающий или отменяющий ответственность либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого решение о наложении штрафа не исполнено.
Статья 54 Конституции Российской Федерации имеет прямое действие. Ее нормы подлежат применению и в тех случаях, когда в том или ином законе или нормативном правовом акте они не нашли соответствующего отражения.
Согласно пункту 4.3 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20.04.2006 N 4-П императивное по своему характеру правило части 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации, предписывающее применять новый закон в случаях, когда после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, не предполагает наличие у суда или иного органа, применяющего закон, дискреционных полномочий, которые позволяли бы ему в таких случаях игнорировать действие этого закона.
Следовательно, заявление о взыскании санкции за рассматриваемое правонарушение, допущенное страхователем до 1 января 2014 г., может быть удовлетворено судом лишь в части, не превышающей максимального ее размера, установленного действующей редакцией ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", а именно в размере пяти процентов от суммы страховых взносов, начисленных за последний отчетный период, вместо санкции в размере десяти процентов, действовавшей до 1 января 2014 г.
При этом, суд руководствуется правовой позицией, содержащейся в п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2012 N 34 "О некоторых вопросах, связанных с вступлением в силу Федерального закона от 03.12.2011 N 379-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды" и п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ и Пленума ВС РФ от 11.06.1999 N 41/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации".
С учетом изложенных норм сумма штрафа должна составить 171_537,05 руб.
Вместе с тем, частью 4 пункта 6 статьи 39 Закона N 212-ФЗ установлено, что в ходе рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, в том числе, выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного данным Федеральным законом.
Частью 4 пункта 1 статьи 44 Закона N 212-ФЗ установлен неограниченный круг обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение правонарушения, которые могут быть признаны таковыми судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело.
Согласно пункту 4 статьи 44 указанного Закона обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, устанавливаются судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, и учитываются при привлечении к указанной ответственности.
Из совокупного толкования названных норм следует, что орган контроля за уплатой страховых взносов при рассмотрении материалов проверки о правонарушении и определении размера штрафа должен выявлять и учитывать смягчающие ответственность плательщика страховых взносов обстоятельства в силу прямого указания закона.
В рассматриваемом случае из решения органа ПФР не усматривается, что при его вынесении устанавливались обстоятельства, смягчающие ответственность общества за совершение правонарушения.
Между тем, с 2012 года деятельность по выплате денежного довольствия военнослужащим и гражданскому персоналу Вооруженных Сил Российской Федерации централизованно осуществляет Федеральное казенное учреждение "Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФКУ "ЕРЦ МО РФ").
Приказом заместителя Министра обороны Российской Федерации от 29.06.2012 N 12 организовано зачисление военнослужащих и лиц гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил РФ на финансовое обеспечение ФКУ "ЕРЦ МО РФ".
ФКУ "ЕРЦ МО РФ" реализует государственную, социальную, финансовую и налоговую политику в сфере деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пунктам 18-19 Положения о ФКУ "ЕРЦ МО РФ" в компетенцию данного учреждения входит своевременное проведение расчетов, в том числе с бюджетами бюджетной системы Российской Федерации и внебюджетными фондами, составление и предоставление отчетности.
Централизация системы оплаты страховых взносов по месту нахождения головной организации - Министерства обороны Российской Федерации и ее уполномоченного финансового учреждения - ФКУ "ЕРЦ МО РФ" осуществлялась в соответствии с разъяснением Заместителя председателя правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 06.10.2010 N ТМ-30-19/10590 "Об уплате страховых взносов за воинские формирования" (ответ на запрос заместителя Министра обороны Российской Федерации по финансово-экономической работе от 13.08.2010 исх. N 205/181/4/348). В данном письме было указано, что при переходе организации на централизованную уплату страховых взносов обособленные подразделения данной организации утрачивают признаки самостоятельности. Уплата (перечисление) страховых взносов и представление отчетности по ним осуществляется в составе платежей и отчетности по страховым взносам головной организации по месту ее нахождения с момента централизации учета.
В соответствии с полномочиями, делегированными Министерством обороны Российской Федерации, ФКУ "ЕРЦ МО РФ" представило в Государственное учреждение - Управление N 7 Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 10 по г. Москве и Московской области единый отчет за все юридические лица Министерства обороны Российской Федерации, за 2 квартал 2012 года, что подтверждается электронной квитанцией от 15.08.2012.
Перечисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование за указанный период были произведены в полном объеме, что подтверждается платежным документами на оплату страховых взносов на страховую и накопительную часть трудовой пенсии, а также на оплату страховых взносов в ФФОМС.
На совместном совещании Департаментов Министерства обороны Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации и ФКУ "ЕРЦ МО РФ" 24.09.2012 было принято решение о сдаче отчетов за каждое юридическое лицо в отдельности (Протокол от 24.09.2012 ).
Во исполнение данного решения ФКУ "ЕРЦ МО РФ" представило в Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда по г. Москве и Московской области реестры платежей за 2 квартал 2012 года в разрезе платежей с разбивкой по каждому юридическому лицу для зачисления в территориальные управления по месту регистрации организации с последующим представлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета и Расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам.
Требование Пенсионного фонда РФ о сдаче отчетности за каждое юридическое лицо в отдельности было выполнено.
В соответствии с пунктом 10 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ ""О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) уточненный отчет за 2 квартал 2012 года направлен с использованием информационно-телекоммуникационных сетей ЗАО "ПФ "СКБ Контур" 15 августа 2012 года.
Факт получения территориальным управлением Пенсионного фонда РФ сведений индивидуального (персонифицированного) учета подтверждается электронной квитанцией.
При этом каких-либо обстоятельств, отягчающих ответственность, органом ПФР при вынесении решения о привлечении к ответственности не установлено.
Изучив материалы дела, апелляционный суд расценивает в качестве обстоятельств, смягчающих ответственность ответчика, то, что правонарушение совершено ответчиком не умышленно; правонарушение не повлекло вредных последствий для бюджета ПФР, страховые взносы ответчиком были уплачены своевременно и в полном объеме; обстоятельства организационного характера, связанные с реорганизацией структурных подразделений Министерства обороны Российской Федерации; ответчик является некоммерческой военной организацией - государственным учреждением Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющей социально и государственно необходимую деятельность по обеспечению защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, а финансирование его расходов осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Доказательств обратного органом ПФР не представлено.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлениях от 11.03.1998 N 8-П, от 12.05.1998 N 14-П, от 15.07.1999 N 11-П отметил, что санкции должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности. Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, компенсационного характера применяемых санкций, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств.
На основании изложенного апелляционный суд приходит к выводу о снижении размера назначенного штрафа до 1000 рублей.
Руководствуясь статьями частью 6.1. статьи 268, пунктом 2 статьи 269, статьей 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 25.03.2014 по делу N А41-8392/14 отменить.
Требования удовлетворить частично.
Взыскать с ФБУ - войсковая часть 72175, зарегистрированного в качестве юридического лица за номером 1095031005508 по адресу: Московская область г.Ногинск, в пользу ГУ УПФ РФ N 13 по г. Москве и Московской области штраф в сумме 1000 руб.
В удовлетворении остальной части заявления отказать.
Председательствующий |
Е.Н. Виткалова |
Судьи |
М.В. Игнахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-8392/2014
Истец: ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации N13 по г. Москве и Московской области, ГУ-УПФ РФ N13 по г. Москве и Московской области, ФКУ "Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации"
Ответчик: Федеральное бюджетное учреждение - войсковая часть 72175
Третье лицо: Федеральное казенное учреждение "Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации", ФБУ Войсковая часть 72175