город Москва |
|
11 августа 2014 г. |
Дело N А40-181629/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05.08.2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 11.08.2014.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лящевского И.С.,
судей Алексеевой Е.Б., Седова С.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Закировой У.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Министерства финансов РФ
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 13.05.2014 по делу N А40-181629/13,
принятое судьей Высокинской О.А.
по иску Муниципального унитарного предприятия
"Чебоксарское троллейбусное управление" муниципального образования
города Чебоксары- столицы Чувашской Республики
(ОГРН 1022101139268, 428020,Чувашская Республика-Чувашия,
г.Чебоксары, ул.Энгельса,27)
к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ
(ОГРН 1037739085636, 109097, Москва, ул. Ильинка, д. 9, стр.1)
о взыскании убытков
третье лицо Министерство транспорта и дорожного хозяйства
Чувашской Республики
при участии в судебном заседании:
от истца: Семикин Д.С. по доверенности от 11.11.2013
от ответчика: не явился, извещен
от третьего лица: не явился, извещен
УСТАНОВИЛ:
Арбитражным судом города Москвы рассмотрен иск Муниципального унитарного предприятия "Чебоксарское троллейбусное управление" муниципального образования города Чебоксары-столицы Чувашской Республики к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании за счет казны Российской Федерации убытков в размере 37.711.524 руб. 66 коп.
Решением суда иск удовлетворен.
На указанное решение суда стороной подана апелляционная жалоба, в которой заявитель просит решение суда отменить, принять новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель ссылается на нарушение норм материального и процессуального права, на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании апелляционного суда представитель истца против доводов жалобы возражал, представил пояснения на апелляционную жалобу.
Иные участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы (в том числе, с учетом правил п.п.4-16 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12), явку представителей в судебное заседание не обеспечили, дело рассмотрено в порядке п.5 ст.156, ст.266 АПК РФ в их отсутствие.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в порядке ст.ст.268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, оценив объяснения лиц, участвующих в деле, не находит оснований для отмены обжалуемого решения, исходя из следующего.
Истец отыскивает убытки, возникшие в 2010-2012 г.г. в связи с осуществлением перевозок городским электрическим транспортом льготных категорий граждан федерального регистра, проживающих в городе Чебоксары.
Руководствуясь пунктом 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", пунктом 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", в соответствии с которыми при удовлетворении требований к публично-правовым образованиям взыскание денежных средств осуществляется за счет соответствующей казны, суд пришел к выводу об обоснованности заявленного требования.
Удовлетворяя исковое требование во взыскиваемом размере, суд первой инстанции исходил из того, что согласно законодательству о федеральном бюджете на соответствующий год главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта, является Министерство финансов РФ.
Согласно пункту 5 статьи 790 Гражданского кодекса РФ в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ) с 01.01.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан.
Вместе с тем данный Закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающее сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
Согласно статьям 3, 44 и 63 названного Закона меры социальной защиты инвалидов, социальной поддержки ветеранов и лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации.
Предъявленные предприятием расходы в соответствии со статьями 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации являются реальным ущербом.
Конституция Российской Федерации в статье 7 определяет Российскую Федерацию как социальное государство, в котором обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан. Поэтому Российская Федерация как правовое и социальное государство не может произвольно отказаться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств.
Право бесплатного проезда на городском транспорте общего пользования для льготной категории граждан являлось гарантией, носящей компенсаторный характер. Предоставив это право, государство взяло на себя соответствующие публично-правовые обязанности в отношении социально незащищенных граждан. Исключив Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ соответствующие нормы из Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", законодатель не предусмотрел при этом соразмерной компенсации, связанной с утратой пользования бесплатным проездом независимо от места жительства.
Государством на субъект Российской Федерации возложена обязанность по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта льготным категориям граждан, а не по финансированию названных услуг, поэтому недостаточное выделение на эти цели денежных средств субъекту Российской Федерации в виде субвенций не исключает доплаты разницы за счет средств Российской Федерации.
Перевозка граждан, включенных в федеральный регистр льготников, произведена истцом в интересах Российской Федерации как публично-правового образования, поскольку осуществление мер социальной поддержки федеральных льготников является полномочием Российской Федерации, финансирование данного вида расходов производится из федерального бюджета и относится к расходным обязательствам Российской Федерации.
Согласно позиции Высшего Арбитражного Суда РФ, выраженной в постановлениях Президиума от 23.04.2007 N 1476/07, от 05.02.2008 N16069/07, от 05.02.2008 N12479/07, от 23.06.2009 N2992/09, от 25.01.2011 N9621/10, от 26.04.2011 N17828/10, под расходами предприятий общественного транспорта понимается не полученная с пассажиров, которым предоставлены льготы, провозная плата; наличие либо отсутствие договора не лишает транспортную организацию права требовать полного возмещения расходов в соответствии со статьей 790 Гражданского кодекса РФ; ввиду отсутствия на законодательном уровне, в том числе в конкретном субъекте РФ, способа расчета размера не полученной платы от льготных категорий пассажиров и их количества возможно использование расчетного метода; при определении публично-правового образования, к расходным обязательствам которого отнесено финансирование соответствующих льгот, учитываются сведения федерального и регионального регистра льготников; финансирование льготы для льготников федерального регистра является расходным обязательством РФ; согласно установленным для предприятия тарифам на перевозку компенсация ему расходов исходя из цены льготных билетов не приводит к полному возмещению понесенных им расходов.
В соответствии с представленными в материалы дела сводными отчетами, общее количество ЛПБ, реализованных в г. Чебоксары в 2010 году лицам, внесенным федеральный регистр льготников, составило 87 010 билетов, за 2011 год количество реализованных федеральным льготникам ЛПБ составило 64 145 билетов, в 2012 году количество реализованных федеральным льготникам ЛПБ составило 62 136 билетов.
Согласно представленному истцом расчету иска, убытки истца представляют собой разницу между расходами истца в виде неполученной от федеральных льготников провозной платы и доходами истца от реализации ЛПБ федеральным льготникам. Законодательством Российской Федерации и Чувашской республики не предусмотрено выделение субсидий (субвенций или иных платежей) организациям общественного транспорта, осуществляющим перевозку граждан по ЛПБ.
Истец использовал в расчете иска следующие показатели, позволяющие определить размер неполученной с потребителей (федеральных льготников) платы.
Количество лиц, реализовавших свое право на приобретение льготных проездных билетов - количество федеральных льготников приобретших ЛПБ. Данный показатель указан в помесячных Сводных отчетах о проданных льготных проездных билетах, утвержденных Минстроем Чувашской республики. Поскольку ЛПБ предоставляет право пользования всеми видами общественного транспорта, то использовались показатели, учитывающие количество ЛПБ, реализованное всеми организациями общественного транспорта в г. Чебоксары.
Стоимость обычного проездного билета на два вида транспорта определена Кабинетом Министров Чувашской Республики. Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики N 87 от 04.04.2008 стоимость проездного билета на два вида транспорта установлена в размере 600 рублей. Указанный нормативный акт действовал в январе 2010 г. С февраля 2010 года по май 2012 (включительно) на основании Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики N2 от 27.01.2010, стоимость проездного билета на два вида транспорта составляла 665 рублей. С июня по декабрь (включительно) 2012 года в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики N143 от 25.04.2012, стоимость проездного билета на два вида транспорта составляла 865 рублей.
Проездной билет на два вида транспорта и льготный проездной билет предоставляют гражданам одинаковый объем прав, так как обеспечивают возможность совершения неограниченного числа поездок в течение месяца на всех видах транспорта, эксплуатировавшегося в г. Чебоксары.
Также в расчете применялась доля транспортной работы истца, указанная в сводных отчетах о проданных льготных проездных билетах и утвержденная Минстроем Чувашской республики. Поскольку истец осуществляет перевозки в г. Чебоксары, то доля транспортной работы Истца учитывалась применительно к общему объему транспортной работы всех организаций общественного транспорта в г. Чебоксары.
Размер дохода истца от реализации ЛПБ представляет собой произведение количества реализованных федеральным льготникам месячных ЛПБ, стоимости ЛПБ и доли истца в транспортной работе в г. Чебоксары.
Все используемые в расчете показатели подтверждены соответствующими документами уполномоченных органов и ответчиком не оспорены.
Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные по делу доказательства размера расходов и правильно применил нормы материального права.
С учетом изложенного оснований для изменения или отмены решения суда не имеется.
Согласно ст.65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Возражения заявителя апелляционной жалобы по вопросу расчета суммы иска являются необоснованными, поскольку истец правомерно применил расчетный способ в отсутствие натурных обследований пассажиропотока, мнение ответчика о меньшем количестве совершаемых льготниками поездок носит предположительный характер.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии в действиях ответчика состава убытков не могут быть признаны обоснованными, поскольку осуществление мер социальной поддержки федеральных льготников является полномочием Российской Федерации, финансирование данного вида расходов производится из федерального бюджета и относится к расходным обязательствам Российской Федерации.
Довод заявителя жалобы касательно расчета суммы иска является необоснованным, поскольку материалами дела подтверждается, при составлении расчета последний применял свою долю транспортной работы в общем объеме перевозок к количеству реализованных ЛПБ.
Довод ответчика о выполнении им своих обязательств в полном объеме не принимается во внимание судом апелляционной инстанции. Право требования возмещения с Российской Федерации понесенных юридическим лицом расходов по предоставлению льгот определенным категориям граждан не может быть связано с фактом включения (невключения) в бюджет средств на компенсацию расходов в необходимом размере. Обязанность Российской Федерации по возмещению расходов юридическим лицам обусловлена самим фактом предоставления льгот гражданам, имеющим право на их получение, и соответствующее обязательство Российской Федерации может быть прекращено только путем его исполнения.
Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов решения суда и не содержат указаний на новые имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции, в связи с чем оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии со статьями 110, 266-271 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 13.05.2014 по делу N А40-181629/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства финансов РФ без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в суд кассационной инстанции.
Председательствующий |
И.С. Лящевский |
Судьи |
Е.Б. Алексеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-181629/2013
Истец: МУП "ЧТУ"
Ответчик: Министерство финансов РФ, РФ в лице Министерства финансов РФ
Третье лицо: Министерство транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики, Минтранс Чувашии
Хронология рассмотрения дела:
03.03.2016 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-11631/14
12.10.2015 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-40449/15
11.06.2015 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-181629/13
24.11.2014 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-11631/14
11.08.2014 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-27758/14
13.05.2014 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-181629/13