город Москва |
|
12 октября 2015 г. |
Дело N А40-181629/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05.10.2015.
Постановление изготовлено в полном объеме 12.10.2015.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лящевского И.С.,
судей: Алексеевой Е.Б., Седова С.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Чумудовой Т.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Министерства финансов РФ
на решение Арбитражного суда г. Москвы
от 11.06.2015 по делу N А40-181629/13,
по иску МУП "ЧТУ"
(ОГРН 10221001139268, 428020, Чувашская Республика-Чувавшия, г.Чебоксары,
ул.Энгельса, д.27)
к РФ в лице Министерства финансов РФ
(ОГРН 1037739085636, 109097, г. Москва, ул. Ильинка, д. 9, стр.1)
третье лицо: Министерство транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики
о взыскании денежных средств
при участии в судебном заседании:
от истца: Семикин Д.С. по доверенности от 22.12.2014
от ответчика: не явился, извещен;
от третьего лица: не явился, извещен,
УСТАНОВИЛ:
Арбитражным судом города Москвы рассмотрены заявленные истцом требования к ответчику о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации убытков в размере 37 711 524 руб. 66 коп. за 2010-2012 г.г. в связи с осуществлением городских перевозок льготных категорий граждан федерального регистра, проживающих в городе Чебоксары.
Решением суда иск удовлетворен.
На указанное решение суда стороной подана апелляционная жалоба, в которой заявитель просит решение суда отменить, принять новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель ссылается на нарушение норм материального и процессуального права, на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании апелляционного суда представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал, представитель процессуального оппонента против доводов жалобы возражал, представил правовую позицию по апелляционной жалобе.
Иные участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы (в том числе, с учетом правил п.п.4-16 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12), явку представителей в судебное заседание не обеспечили, дело рассмотрено в порядке п.5 ст.156, ст.266 АПК РФ в их отсутствие.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в порядке ст.ст.268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства с учетом указаний суда кассационной инстанции, проверив доводы апелляционной жалобы, оценив объяснения лиц, участвующих в деле, считает решение суда подлежащим отмене, исходя из следующего.
Решением суда от 13.05.2014, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2014, иск удовлетворен.
24 ноября 2014 года Арбитражный суд Московского округа решение Арбитражного суда города Москвы от 13 мая 2014 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 11 августа 2014 года по делу N А40-181629/13 отменил, дело направил на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Судом кассационной инстанции дано указание о том, чтобы полностью исследовать представленные доказательства и дать им надлежащую оценку, проверить расчет убытков, а также представленный контррасчет ответчика.
Согласно материалам дела Муниципальное унитарное предприятие "Чебоксарское троллейбусное управление", основным предметом деятельности которого является перевозка пассажиров городским электрическим транспортом и получение прибыли, в 2010, 2011 и в 2012 году участвовало в реализации проводимых органами государственной власти Российской Федерации и Чувашской Республики мероприятий по обеспечению льготным категориям граждан России равной доступности услуг общественного транспорта, перевозя упомянутых граждан, проживающих в г. Чебоксары, городским электрическим транспортом.
Названные мероприятия по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта осуществлялись истцом на основании Приказа Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики (Минстрой) от 02.09.2009 г. N04-13/390 "Об утверждении Перечня маршрутов и перевозчиков, осуществляющих перевозки льготных категорий пассажиров при наличии льготного проездного билета для льготных категорий граждан".
В соответствии с упомянутым нормативно-правовым актом истец был обязан осуществлять перевозки льготных категорий граждан на основании льготных проездных билетов (далее по тексту ЛПБ) по утвержденным маршрутам.
Во исполнение ст. 153 Федерального закона N 122-ФЗ от 22.08.2004 Чувашская республика на основании Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 15 декабря 2006 г. N 314 "О государственном регулировании тарифов на перевозки пассажиров", обеспечила граждан, внесенных в федеральный и региональный регистры льготников, равной мерой социальной поддержки в виде права приобретения льготного проездного билета на проезд в транспорте общего пользования на маршрутах регулярных перевозок, осуществляемых в городском и пригородном сообщениях.
Согласно представленному истцом расчету иска, убытки истца представляют собой разницу между расходами истца в виде неполученной от федеральных льготников провозной платы и доходами истца от реализации ЛПБ федеральным льготникам.
Стоимость ЛПБ на основании Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики N 314 от 15.12.2006 г. в январе 2010 г. составляла 345 рублей, с февраля 2010 январь 2011 включительно составляла 360 рублей, с февраля 2011 года по декабрь 2012 включительно - 500 рублей.
Размер дохода Истца от реализации ЛПБ представляет собой произведение количества реализованных федеральным льготникам месячных ЛПБ, стоимости ЛПБ и доли истца в транспортной работе в г. Чебоксары.
В соответствии с Приказом Минстроя Чувашской Республики N 04-20 184 от 14.12.2005 г., истец является уполномоченной организацией по реализации ЛПБ. На истце лежат обязательства ежемесячно предоставлять в Минстрой Чувашской Республики сводные отчеты о количестве проданных проездных билетов, в которых фиксируется общее количество ЛПБ реализованных в г. Чебоксары.
Распределение между организациями транспорта денежных средств, полученных от реализации ЛПД, производится на основании Приказа Минстроя Чувашской республики N 04-20-/184 от 14.12.2005.
В соответствии с упомянутым порядком, (п.п. 8, 9 Приложения N 4 к Приказу N 0484 от 14.12.2005) уполномоченные организации по продаже ЛПБ представляют данные о продаже ЛПБ в Минстрой Чувашии. Средства от продажи ЛПБ аккумулируются на специальных счетах уполномоченных организаций и ежемесячно распределяются между данными организациями соразмерно доле транспортной работы данных организаций в г. Чебоксары. Распределение доходов от реализации ЛПБ утверждается Минстроем Чувашской республики.
Согласно письму Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики сведения об объеме средств об объеме средств, полученных МУП "ЧТУ" в 2010 - 2012 годах (от реализации ЛПБ льготникам, включенным в федеральный регистр, отражен в Сводных отчетах о проданных ЛПБ и составил: в 2010 г. - 21 032 348,17 руб., в 2011 - 21 279 363,24 руб., в 2012 г. - 21 464 851,13 руб.
Согласно ст. 1069 ГК РФ, вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Для наступления гражданско-правовой ответственности в виде возмещения убытков в силу ст.ст. 16, 1069 ГК РФ, необходимо наличие в совокупности следующих условий: установление факта причинения вреда потерпевшему, размера убытков, доказанности совершения ответчиком противоправных действий (бездействия), наличия причинно-следственной связи между понесенными убытками и действиями (бездействием) ответчика.
Доказательства того, что полученные истцом от продажи ЛПБ средства не покрывали реальных расходов перевозчика по перевозке льготников в заявленном периоде, истцом не представлены.
Также не представлены доказательства того, что все льготники, купившие ЛПБ, воспользовались правом проезда в организации истца с учетом доли в транспортной работе в городе.
Из материалов дела не усматривается наличие противоправных действий (бездействия) Российской Федерации, вследствие которых истцу мог бы быть нанесен вред в отыскиваемом размере.
С учетом изложенного требования истца по заявленному основанию в отыскиваемом размере удовлетворению не подлежат.
В соответствии со статьями 110, 266-271 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 11.06.2015 по делу N А40-181629/13 отменить, в иске отказать.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий |
И.С. Лящевский |
Судьи |
С.П. Седов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-181629/2013
Истец: МУП "ЧТУ"
Ответчик: Министерство финансов РФ, РФ в лице Министерства финансов РФ
Третье лицо: Министерство транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики, Минтранс Чувашии
Хронология рассмотрения дела:
03.03.2016 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-11631/14
12.10.2015 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-40449/15
11.06.2015 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-181629/13
24.11.2014 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-11631/14
11.08.2014 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-27758/14
13.05.2014 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-181629/13