г. Воронеж |
|
12 августа 2014 г. |
Дело N А35-11298/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 августа 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 августа 2014 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семенюта Е.А.,
судей Протасова А.И.,
Донцова П.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бауман Л.В.,
при участии:
от открытого акционерного общества "Оборонэнергосбыт": Шамко Е.И. представитель по доверенности N 01/02 от 20.11.2013, паспорт РФ;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области, на решение Арбитражного суда Курской области от 28.05.2014 по делу N А35-11298/2014 (судья Лымарь Д.В.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью общества с ограниченной ответственностью "Оборонэнергосбыт" (ОГРН 1097746448315) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Курской области (ОГРН 1024600964123) о признании незаконным и об отмене постановления о назначении административного наказания,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Оборонэнергосбыт" (далее - ОАО "Оборонэнергосбыт", Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Курской области (далее - УФАС по Курской области, Управление) о признании незаконным и об отмене постановления о назначении административного наказания по делу N 04-02-42-2013 от 06.12.2013.
Решением Арбитражного суда Курской области от 28.05.2014, принятым по настоящему делу, заявленные требования были удовлетворены.
Не согласившись с оспариваемым судебным актом, Управление Федеральной антимонопольной службы по Курской области, обратились в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить.
УФАС по Курской области указывает, что оспариваемое постановление было принято в соответствии с нормами действующего законодательства.
Настаивает на том, что Управлением была надлежащем образом соблюдена процедура проверки официального сайта ОАО "Оборонэнергосбыт".
Обращает внимание суда на то, что Обществом не оспаривался тот факт, что на официальном сайте ОАО "Оборонэнергосбыт" отсутствовала информация, предусмотренная действующим законодательством за июнь-июль 2013 года.
Считает решение суда области незаконным и необоснованным.
Общество в представленном отзыве возражает против удовлетворения апелляционной жалобы, указывает на то, что составленный Управлением акт осмотра от 09.09.2013 содержит недостоверные сведения.
Настаивает на том, что УФАС по Курской области была нарушена процедура проведения осмотра страницы Интернет-сайта ОАО "Оборонэнергосбыт", поскольку информация, содержащаяся в компакт-диске, который, в свою очередь, является приложением к акту осмотра от 09.09.2013, не может являться достоверной.
Считает решение суда области законным и обоснованным.
Представитель Общества в судебном заседании возражал против доводов жалобы, просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Управление в судебное заседание явку своего представителя не обеспечило. Учитывая наличие у суда доказательств надлежащего извещения данного лица о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в его отсутствие в порядке статей 156 и 266 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав мнение лица, участвующего в деле, оценив представленные доказательства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, открытое акционерное общество "Оборонэнергосбыт" зарегистрировано в качестве юридического лица и внесено в единый государственный реестр юридических лиц за ОГРН 1097746448315; ИНН 7704731218; место регистрации юридического лица: 119160, город Москва, улица Знаменка, 19.
09.09.2013 в целях осуществления государственного контроля за соблюдением Стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.01.2004 N 24, уполномоченными сотрудниками Курского УФАС России был произведен осмотр официального сайта ОАО "Оборонэнергосбыт" hhh://www.oes.su/index.
По результатам указанного осмотра составлен акт осмотра Интернет-сайта ОАО "Оборонэнергосбыт" от 09.09.2013, в котором отражено, что Общество не разместило в установленные действующим законодательством сроки информацию, предусмотренную подпунктом "б" пункта 20, подпунктом "в" пункта 20, подпунктом "д" пункта 20, подпунктом "б" пункта 22, подпунктом "в" пункта 22, подпунктом "д" пункта 22, подпунктом "б" пункта 23 Стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.01.2004 N 24.
Данные обстоятельства, по мнению антимонопольного органа, образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ст.9.15 КоАП РФ.
22.11.2013 специалистом-экспертом отдела естественных монополий Курского УФАС России был составлен протокол об административном правонарушении N 04-02-42-2013, в котором отражен факт совершения ОАО "Оборонэнергосбыт" административного правонарушения, предусмотренного ст.9.15 КоАП РФ.
В адрес ОАО "Оборонэнергосбыт" было направлено определение о назначении времени и места рассмотрения дела N 04-02-42-2013 об административном правонарушении от 25.11.2013.
Постановлением руководителя УФАС по Курской области о назначении административного наказания по делу N 04-02-42-2013 от 06.12.2013 ОАО "Оборонэнергосбыт" было признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.9.15 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 200000 рублей.
Не согласившись с решением антимонопольного органа, посчитав, что оно нарушает права и законные интересы Общества и не соответствует закону, ОАО "Оборонэнергосбыт" обратилось в суд с рассматриваемыми требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что представленные Управлением доказательства не соответствовали критериям допустимости, достаточности и достоверности доказательств, свидетельствующих о наличии в действиях ОАО "Обороэнергосбыт" состава административного правонарушения, предусмотренного, ст. 9.15 КоАП РФ, а также о вине лица в совершении административного наказания.
Суд апелляционный инстанции находит обжалуемое решение суда первой инстанции неподлежащим отмене исходя из следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии со ст.9.15 КоАП РФ нарушение субъектом оптового рынка электрической энергии и мощности или розничного рынка электрической энергии установленных стандартами раскрытия информации порядка, способов или сроков опубликования информации в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти, в электронных средствах массовой информации, а также порядка, способов или сроков предоставления информации по письменному запросу заинтересованных лиц, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Объектом правонарушения, предусмотренного ст.9.15 КоАП РФ, выступают общественные отношения, складывающиеся в сфере электроэнергетики, направленные на обеспечение прозрачности финансово-хозяйственной деятельности субъектов оптового и розничного рынков электрической энергии.
Объективной стороной правонарушения является неопубликование информации, предусмотренной Стандартами раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21.01.2004 N 24 "Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии" (далее - Стандарты), в электронных средствах массовой информации.
Согласно п.п. "б" п.22 Стандартов (в редакции, действовавшей на момент вменяемого правонарушения) гарантирующие поставщики помимо информации, предусмотренной пунктами 9 и 20 настоящего документа, раскрывают следующую информацию: предельные уровни нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность) в соответствующем расчетном периоде, дифференцированные по ценовым категориям, в том числе следующие составляющие расчета предельного уровня нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность) для первой ценовой категории, учтенные гарантирующим поставщиком при расчете указанного предельного уровня:
средневзвешенная нерегулируемая цена на электрическую энергию (мощность), используемая для расчета предельного уровня нерегулируемых цен по первой ценовой категории;
средневзвешенная нерегулируемая цена на электрическую энергию на оптовом рынке;
средневзвешенная нерегулируемая цена на мощность на оптовом рынке;
коэффициент оплаты мощности потребителями (покупателями), осуществляющими расчеты по первой ценовой категории;
объем фактического пикового потребления гарантирующего поставщика на оптовом рынке;
величина мощности, соответствующей покупке электрической энергии гарантирующим поставщиком у производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках;
суммарная величина мощности, оплачиваемой потребителями (покупателями), осуществляющими расчеты по второй - шестой ценовым категориям, с разбивкой по ценовым категориям;
объем потребления мощности населением и приравненными к нему категориями потребителей;
фактический объем потребления электрической энергии гарантирующим поставщиком на оптовом рынке;
объем покупки электрической энергии гарантирующим поставщиком у производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках;
суммарный объем потребления электрической энергии потребителями (покупателями), осуществляющими расчеты по второй - шестой ценовым категориям, с разбивкой по ценовым категориям, в том числе суммарный объем потребления электрической энергии в отношении потребителей (покупателей), осуществляющих расчеты по второй ценовой категории, с разбивкой по каждой зоне суток;
объем потребления электрической энергии населением и приравненными к нему категориями потребителей;
величина изменения средневзвешенной нерегулируемой цены на электрическую энергию (мощность), связанная с учетом данных, относящихся к предыдущим расчетным периодам (при наличии такого изменения).
Согласно п.22(1) Стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.01.2004 N 24, указанная в подпункте "б" пункта 22 настоящего документа информация подлежит опубликованию гарантирующими поставщиками в сроки, предусмотренные Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, но не реже одного раза в месяц, по форме согласно приложению к Правилам определения и применения гарантирующими поставщиками нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность).
Из материалов дела усматривается, что ОАО "Оборонэнергосбыт" как хозяйствующий субъект, осуществляющий на территории Курской области деятельность по купле-продаже электрической энергии, в силу положений Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", п.3 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012, является субъектом розничного рынка электрической энергии - гарантирующим поставщиком, что предусматривает обязанность данного хозяйствующего субъекта раскрывать информацию в порядке, объеме и сроки, предусмотренные Стандартами раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21.01.2004 N 24.
В ходе проведенных проверочных мероприятий сотрудниками УФАС по Курской области были выявлены нарушения Обществом требований Стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии. Выявленные нарушения, по мнению Управления, образующие состав административного правонарушения, предусмотренного ст.9.15 КоАП РФ, были зафиксированы в протоколе об административном правонарушении N 04-02-42-2013.
По имеющимся материалам административного дела Управление вынесло постановление о привлечении Общества к административной ответственности по основаниям ст. 9.15 КоАП РФ.
Как следует из оспариваемого постановления, доказательством совершения ОАО "Оборонэнергосбыт" административного правонарушения, предусмотренного ст.9.15 КоАП РФ, является акт осмотра Интернет - сайта Общества от 09.09.2013.
В соответствии со ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (ч.2 ст.26.2 КоАП РФ).
Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона, в том числе доказательств, полученных при проведении проверки в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля (ч.3 ст.26.2 КоАП РФ).
Из акта осмотра от 09.09.2013 усматривается, что осмотр начат в 09 часов 00 минут, осмотр производился путем последовательности переходов, отражаемых в акте, на страницы осматриваемого Интернет-сайта; в случае необходимости фиксации значимых особенностей отображаемой на страницах сайта информации, она выводилась на печать и приобщалась к материалам осмотра.
В акте осмотра отображена последовательность переходов и перечень файлов, сохраненных на компакт-диск; компакт-диск с записью содержимого страниц сайта и локальной копией сайта по состоянию на 09.09.2013 является приложением к акту осмотра.
12.03.2014 антимонопольным органом в арбитражный суд был представлен компакт-диск DVD-RW N 9 317 601 О А 13 20540 М4 0619, на котором, согласно пояснениям антимонопольного органа, были сохранены полученные в ходе осмотра 09.09.2013 копии страниц официального сайта ОАО "Оборонэнергосбыт" hhh://www.oes.su/index, отображающие результаты проведенного осмотра, и являющиеся приложениями к акту осмотра от 09.09.2013.
Между тем, при осмотре данных, записанных на компакт-диске DVD-RW N 9 317 601 О А 13 20540 М4 0619 с первичными файлами приложений к протоколу осмотра судом области было установлено и отражено в судебном акте, что на данном диске имеется две папки с наименованиями "Оборонэнергосбыт" (размер 1,50 ГБ) и "Сохраненные файлы ОАО "Обороэнергосбыт" (размер 14,8 МБ).
В папке "Сохраненные файлы ОАО "Обороэнергосбыт" (размер 14,8 МБ) содержится 20 файлов.
Также арбитражным судом было установлено, что файлы, имеющиеся в папке "Сохраненные файлы ОАО "Обороэнергосбыт" - сохранены на диск частично 10.09.2013, а частично 11.09.2013, вложенные папки в общем количестве 20 - сохранены на диск только 05.03.2014.
В связи с чем, суд области пришел к обоснованному выводу о том, что на 09.09.2013 (на дату завершения составления акта как процессуального документа с указанием компакт-диска как существующего приложения к акту) отдельные файлы, сохраненные на указанном компакт-диске, не существовали, в силу чего сам компакт-диск как неотъемлемое приложение к акту не мог существовать на 09.09.2013 (дату завершения осмотра и составления акта осмотра). В силу этого акт осмотра как доказательство вменяемого правонарушения не отвечает критериям допустимости и достоверности.
С учетом изложенного, апелляционный суд также приходит к выводу о том, что акт осмотра от 09.09.2013 составлен с существенными нарушениями требований действующего законодательства и не может являться допустимым доказательством по делу, поскольку содержит противоречивые сведения о дате и времени осуществления осмотра Интернет сайта заявителя и о дате и времени фиксации результатов осмотра в акте осмотра.
Кроме того, суд области верно отметил, что в акте осмотра от 09.09.2013 указано, что содержимое осмотренных страниц сайта сохранено на компакт-диск и является приложением к акту осмотра, следовательно, данный компакт-диск является неотъемлемой частью акта осмотра, отражающей результаты произведенного осмотра. Исходя из общих требований к составлению процессуальных документов, все приложения к процессуальному документу являются неотъемлемой частью документа и должны существовать в момент окончания составления документа.
Суд апелляционной инстанции также отмечает, что доказательств исследования представленного в качестве доказательства диска в процессе рассмотрения дела об административном правонарушении не усматривается. Данный диск представлен в материалы дела в ходе судебного разбирательства.
Доводы антимонопольного органа о том, что действующее законодательство не обязывает антимонопольный орган фиксировать результаты осмотра Интернет-сайта непосредственно на электронном носителе, а сам акт осмотра, без приложений к нему, является достаточным и достоверным доказательством факта совершения вменяемого правонарушения, были правомерно отклонены арбитражным судом, поскольку, имея в виду положения ст.27.8 КоАП РФ, сам акт осмотра, в отсутствие надлежаще оформленных доказательств, достоверно и неизменяемым образом фиксирующих результаты осмотра (материальных носителей, содержащих полученную в результате осмотра информацию - копии осмотренных страниц Интернет-сайта), сам по себе не может считаться доказательством, отвечающим критерию достоверности.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что Управлением Федеральной антимонопольной службы по Курской области в данном случае не представлено доказательств, отвечающих критериям допустимости, достаточности и достоверности доказательств, свидетельствующих о наличии в действиях ОАО "Оборонэнергосбыт" состава административного правонарушения, предусмотренного, ст.9.15 КоАП РФ, а также о вине лица в совершении административного наказания, в связи с чем, соответственно факт совершения вменяемого Обществу правонарушения не доказан.
Указанные обстоятельства являются самостоятельным основанием к признанию оспариваемого постановления незаконным и его отмене.
В соответствии с пунктом 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебном практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). В рассматриваемом случае доказательства, подтверждающие событие и состав вменяемого правонарушения не представлены.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не могут быть приняты судом апелляционной инстанции в качестве основания для отмены решения арбитражного суда, поскольку выводов суда первой инстанции они не опровергают, а выражают лишь несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В связи с изложенным, решение арбитражного суда области не подлежит отмене, а апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 28.05.2014 по делу N А35-11298/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в установленном законом порядке в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.А. Семенюта |
Судьи |
А.И. Протасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-11298/2013
Истец: ОАО "Оборонэнергосбыт"
Ответчик: УФАС по Курской области
Третье лицо: Ленинский районный суд г. Курска, ОАО "Оборонэнергосбыт"
Хронология рассмотрения дела:
24.06.2015 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-3943/14
09.12.2014 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-4190/14
12.08.2014 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-3943/14
28.05.2014 Решение Арбитражного суда Курской области N А35-11298/13