г. Самара |
|
27 августа 2014 г. |
Дело N А55-3091/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 августа 2014 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кувшинова В.Е., судей Кузнецова В.В., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сафроновой О.А.,
с участием в судебном заседании:
представителя Министерства имущественных отношений Самарской области - до и после перерыва - Екатеринина И.И. (доверенность от 26.12.2013 N 363),
представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Самарской области - до перерыва - Ряховой Л.В. (доверенность от 24.06.2014 N 12-3930), после перерыва - не явился, извещен надлежащим образом,
представитель Машкова Ивана Викторовича - до и после перерыва - не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 20 - 25 августа 2014 года в помещении суда апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 20 июня 2014 года по делу N А55-3091/2014 (судья Харламов А.Ю.),
принятое по заявлению Министерства имущественных отношений Самарской области (ОГРН 1066315051824, ИНН 6315800964), г. Самара,
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара,
третье лицо: Машков Иван Викторович, г. Самара,
о признании незаконным отказа в государственной регистрации договора аренды земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Министерство имущественных отношений Самарской области (далее - министерство) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - Росреестр) от 05.12.2013 N 01/675/2013-265 в государственной регистрации договора от 01.10.2013 N 2796а-2013/2014 аренды земельного участка незаконным, обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области зарегистрировать договор аренды от 01.10.2013 N 2796а-2013/2014 земельного участка, общей площадью 21,00 кв. м., отнесенный к категории земель населенных пунктов, имеющий кадастровый номер 63:01:0606001:1056, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Октябрьский район, ул. Невская, д. 1, под металлический гараж" (т. 1 л.д. 3-7).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Машков Иван Викторович.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 20.06.2014 по делу N А55-3091/2014 заявленные требования удовлетворены. Суд признал отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области от 05.12.2013 N 01/675/2013-265 в государственной регистрации Договора от 01.10.2013 N 2796а-2013/2014 "Аренды земельного участка".
Суд обязал Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Министерства имущественных отношений Самарской области, путем осуществления государственной регистрации Договора от 01.10.2013 N 2796а-2013/2014 "Аренды земельного участка", общей площадью 21,00 кв.м., категория земель - населенных пунктов, кадастровый номер - 63:01:0606001:1056, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Октябрьский район, ул. Невская, д. 1, под металлический гараж" (т. 2 л.д.83-86).
В апелляционной жалобе Росреестр просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт (т. 2 л.д.92-98).
Министерство апелляционную жалобу отклонило по основаниям, изложенным в пояснении на нее.
Третье лицо отзыв на апелляционную жалобу не представило.
На основании статей 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу по имеющимся в деле материалам и в отсутствие представителя третьего лица, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель Росреестра поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней основаниям.
Представитель министерства отклонил апелляционную жалобу по основаниям, приведенным в пояснении на нее.
В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв с 20.08.2014 до 11 час. 50 мин. 25.08.2014, после перерыва рассмотрение дела продолжено.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, пояснении на нее и в выступлении представителей Росреестра и министерства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, распоряжением главы администрации Октябрьского района г.Самары от 06.04.2005 N 341 предоставлен Машкову Ивану Викторовичу в аренду без права выкупа в собственность земельный участок площадью 21.00 кв.м. (т.1 л.д.16, 115).
29.04.2005 между Комитетом по управлению имуществом г.Самары - "арендодатель" и Машковым Иваном Викторовичем - "арендатор" заключен Договор N 020969з аренды земельного участка, согласно подпунктам 1.1, 1.2 пункта 1 которого, на основании распоряжения Администрации Октябрьского района г. Самары от 06.04.2005 N 341 (т. 1 л.д. 16), согласно которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает и использует на условиях аренды земельный участок, относящийся к категории "земли поселений", находящийся по адресу: г. Самара, Октябрьский район, ул. Невская, 1, площадью 21.00 кв.м. (т. 1 л.д. 8-15).
Согласно пункта 1.2 договора, участок предоставляется под - металлический гараж.
В соответствии с подпунктом 3.1 пункта 3 указанного гражданско-правового договора его условия применяются к отношениям, существовавшим между сторонами с 06.04.2005.
Согласно пункта 3.2 договора, договор вступает в силу с момента его подписания.
Земельный участок, являющийся предметом аренды, поставлен в установленном Законом порядке на кадастровый учет, с присвоением кадастрового номера - 63:01:0606001:1056, что подтверждается Кадастровым паспортом земельного участка от 05.07.2013 N 63-00-102/13-320274 (т. 1 л.д. 25-28).
Соглашением от 01.10.2013 стороны расторгли договор аренды земельного участка от 29.04.2013 N 020969з с 13.06.2013 (т.2 л.д.2).
01.10.2013 между Министерством имущественных отношений Самарской области - "арендодатель" и Машковым Иваном Викторовичем - "арендатор" заключен Договор N 2796а-2013/2014 "Аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством", по условиям которого, арендодатель предоставил, а арендатор принял в пользование - земельный участок, общей площадью 21,00 кв.м., отнесенный к категории земель населенных пунктов, имеющий кадастровый номер 63:01:0606001:1056, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара Октябрьский район, ул. Невская, 1, под металлический гараж (далее - "участок"), в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка, в качественном состоянии как он есть (т.1 л.д.17-24).
На участке расположен принадлежащий арендатору временный некапитальный объект (движимое имущество) - металлический гараж, согласно договору от 29.04.2005 N 020969з "Аренды земельного участка".
11.06.2013 Министерство имущественных отношений Самарской области и Машков Иван Викторович обратились в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области с Заявлением о государственной регистрации Договора от 01.10.2013 N 2796а-2013/2014 "Аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством" (т. 1 л.д. 51, 52).
По результатам рассмотрения, Росреестр Сообщением от 05.12.2013 N 01/675/2013-265 отказал в государственной регистрации заявителям со ссылкой на абзацы 4 и 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Отказ мотивирован тем, что у арендатора отсутствует преимущественное право на заключение договора аренды на новый срок, поскольку предыдущий договор от 29.04.2005 N 020969з "Аренды земельного участка" не был зарегистрирован в установленном Законом порядке, а также не представлены документы, требуемые в соответствии с законодательством Российской Федерации (т. 1 л.д. 32-35).
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения Министерства имущественных отношений Самарской области в суд с рассматриваемым заявлением.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, удовлетворив заявленные требования, правильно применил нормы материального права.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 Кодекса.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату.
В силу пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Для этого указанные органы обязаны:
- принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе, порядок рассмотрения заявок и принятия решений.
Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока.
Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено Законом, указанные органы обязаны уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган, обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
В соответствии с частью 2 статьи 10 Закона Самарской области от 11.03.2005 N 94-ГД "О земле" юридические лица, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в соответствующий уполномоченный на управление и распоряжение земельными участками орган исполнительной власти Самарской области или орган местного самоуправления.
В указанном в части 2 статьи 10 Закона Самарской области от 11.03.2005 N 94-ГД "О земле" заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (часть 3 статьи 10 Закона Самарской области от 11.03.2005 N 94-ГД "О земле").
Орган местного самоуправления на основании указанного в части 2 статьи 10 Закона Самарской области от 11.03.2005 N 94-ГД "О земле" заявления либо обращения уполномоченного на управление и распоряжение земельными участками органа исполнительной власти Самарской области с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (часть 4 статьи 10 Закона Самарской области от 11.03.2005 N 94-ГД "О земле").
Уполномоченный на управление и распоряжение земельными участками орган исполнительной власти Самарской области или орган местного самоуправления в двухнедельный срок, со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка, принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в части 4 статьи 10 Закона Самарской области от 11.03.2005 N 94-ГД "О земле" и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (часть 5 статьи 10 Закона Самарской области от 11 марта 2005 года N 94-ГД "О земле").
Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в части 5 статьи 10 Закона Самарской области от 11.03.2005 N 94-ГД "О земле".
На основании Постановления Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, а также земельными участками, необходимыми для установки временных объектов, не предусматривающих наличие фундамента и не являющихся объектами недвижимого имущества, возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.
В соответствии с пунктом 1 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором аренды, арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, по истечении срока договора имеет при прочих равных условиях преимущественное перед другими лицами право на заключение договора аренды на новый срок.
Арендатор обязан письменно уведомить арендодателя о желании заключить такой договор в срок, указанный в договоре аренды, а если в договоре такой срок не указан, в разумный срок до окончания действия договора.
При этом действующим гражданским законодательством Российской Федерации не установлен запрет на заключение договора аренды на новый срок, в случае, если арендатор изъявил желание продлить договорные отношения после истечения срока действия договора аренды, учитывая, что пункт 2 данной правовой нормы Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает - если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок.
Согласно пункту 3 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации по истечении срока договора аренды земельного участка его арендатор имеет при прочих равных условиях преимущественное право на заключение нового договора аренды земельного участка.
Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара, регламентировано Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 "О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара" (далее - "Порядок").
Абзацем 6 пункта 3.1 Порядка предусмотрена норма, позволяющая предоставлять земельные участки без проведения торгов в форме аукциона при условии расположения на таком земельном участке строений, сооружений, не подлежащих постановке на технический учет в качестве объектов капитального строительства (далее - временные объекты); наличии акта уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка для размещения временного объекта, принятый до 01.07.2006, или акта принятия в эксплуатацию временного объекта, выданного уполномоченным органом местного самоуправления после предоставления в установленном законодательством порядке земельного участка, на котором расположен временный объект; подачи заявления о предоставлении земельного участка лицом, права которого на временный объект возникли на основании сделок или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством.
Суд первой инстанции установил, что договор N 024068з "Аренды земельного участка" был заключен его сторонами сроком с 15.04.2005. При этом предельный срок действия данного гражданско-правового договора по его условиям не установлен.
Таким образом, данный гражданско-правовой договор был заключен сторонами на неопределенный срок (пункт 2 статьи 610 Гражданского кодекса Российской Федерации), а, следовательно, государственной регистрации не подлежал.
Данный вывод подтверждается позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 11 Информационного письма от 16 февраля 2001 года N 59 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", позицией Федерального арбитражного суда Поволжского округа, изложенной в постановлении от 31.05.2011 по делу N А55-21472/2010.
Суд первой инстанции обоснованно поддержал в качестве правомерного довод представителя заявителя о том, что ни гражданским, ни земельным законодательством Российской Федерации при продлении (пролонгации) арендных отношений не предусмотрено принятие нового решения компетентного органа о предоставлении земельного участка, поскольку продление арендных отношений является безусловным правом сторон договора, что также в полной мере согласуется в с правовой позицией Федерального арбитражного суда Поволжского округа, изложенной в постановлениях, соответственно: от 28.01.2008 по делу N А55-5246/07, от 26.02.2009 по делу N А55-9473/2008.
Следовательно, при проведении правовой экспертизы указанного выше гражданско-правового договора, заявленного на государственную регистрацию, государственный орган должен давать правовую оценку только самой сделке без оценки постановления компетентного органа.
Представленными в материалы дела доказательствами, а именно: распоряжением главы администрации Октябрьского района г.Самары от 06.04.2005 N 341 и договором от 29.04.2005N 020969з, подтверждается выполнение условия, предусмотренного абзацем 6 пункта 3.1 Порядка.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции сделал правильный вывод, что заявителем были предоставлены на государственную регистрацию документы, достаточные для проведения Росреестром государственной регистрации спорного Договора, по форме и содержанию соответствующие требованиям Закона.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод, что оспариваемый заявителем отказ противоречит требованиям статей 18, 20 Федерального закона от 21.06.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту; нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод, что Министерство имущественных отношений Самарской области во исполнение требований части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации надлежащим образом доказало правомерность и обоснованность заявленных требований, в связи с чем, заявленные требования подлежат удовлетворению.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины, госпошлина управлением в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 20 июня 2014 года по делу N А55-3091/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Самарской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Е. Кувшинов |
Судьи |
В.В. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-3091/2014
Истец: Министерство имущественных отношений Самарской области
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
Третье лицо: Машков И. В.