г. Ессентуки |
|
28 августа 2014 г. |
Дело N А15-3834/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 августа 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 августа 2014 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Белова Д.А.,
судей: Афанасьевой Л.В., Семенова М.У.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шрамко А.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу Дагестанской таможни на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 29.05.2014 по делу N А15-3834/2013 (судья Батыраев Ш.М.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Агроальянс" (ИНН 0542033327, ОГРН 1100542000965)
к Дагестанской таможне (ИНН 0541015036, ОГРН 1020502528727)
о признании незаконными решений об отказе в предоставлении тарифных преференций от 17.09.2013 N 10801000-21-32/0000151, 10801000-21-32/0000152, 10801000-21-32/0000153, 10801000-21-32/0000154, 10801000-21-32/0000155, 10801000-21-32/0000156, от 23.09.2013 N 10801000-21-32/0000157, 10801000-21-32/0000158, 10801000-21-32/0000159, 10801000-21-32/0000160, 10801000-21-32/0000161, 10801000-21-32/0000162, 10801000-21-32/0000163, 10801000-21-32/0000164, 10801000-21-32/0000165, 10801000-21-32/0000166, 10801000-21-32/0000167, 10801000-21-32/0000168, 10801000-21-32/0000169, 10801000-21-32/0000170, 10801000-21-32/0000171, 10801000-21-32/0000172, 10801000-21-32/0000173, 10801000-21-32/0000174, 10801000-21-32/0000175, 10801000-21-32/0000176, 10801000-21-32/0000177, 10801000-21-32/0000178, 10801000-21-32/0000179, 10801000-21-32/0000180, 10801000-21-32/0000181, 10801000-21-32/0000182, 10801000-21-32/0000183, 10801000-21-32/0000184, 10801000-21-32/0000185, 10801000-21-32/0000186, 10801000-21-32/0000187, 10801000-21-32/0000188, 10801000-21-32/0000189, 10801000-21-32/0000190, 10801000-21-32/0000191, 10801000-21-32/0000192, 10801000-21-32/0000193, 10801000-21-32/0000194, 10801000-21-32/0000195, 10801000-21-32/0000196, 10801000-21-32/0000197, 10801000-21-32/0000198, 10801000-21-32/0000199, 10801000-21-32/0000200, 10801000-21-32/0000201, 10801000-21-32/0000202, 10801000-21-32/0000203, 10801000-21-32/0000204, 10801000-21-32/0000205, 10801000-21-32/0000206, 10801000-21-32/0000207, 10801000-21-32/0000208, 10801000-21-32/0000209, 10801000-21-32/0000210, 10801000-21-32/0000211, 10801000-21-32/0000212, 10801000-21-32/0000213, требований об уплате таможенных платежей от 09.10.2013 N 245, 246, 247, 248, 249,250, 251, 252, 253, 254, 255, 256, 257, 258, 259, 260, 261,
при участии в судебном заседании:
общества с ограниченной ответственностью "Агроальянс" Агаева К.И. по доверенности от 12.02.2014;
Дагестанской таможни Абдулжалилова С.Ю. по доверенности от 07.03.2014.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Агроальянс" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением к Дагестанской таможне (далее - таможня, заинтересованное лицо) о признании незаконными решений об отказе в предоставлении тарифных преференций от 17.09.2013 N 10801000-21-32/0000151, 10801000-21-32/0000152, 10801000-21-32/0000153, 10801000-21-32/0000154, 10801000-21-32/0000155, 10801000-21-32/0000156, от 23.09.2013 N 10801000-21-32/0000157, 10801000-21-32/0000158, 10801000-21-32/0000159, 10801000-21-32/0000160, 10801000-21-32/0000161, 10801000-21-32/0000162, 10801000-21-32/0000163, 10801000-21-32/0000164, 10801000-21-32/0000165, 10801000-21-32/0000166, 10801000-21-32/0000167, 10801000-21-32/0000168, 10801000-21-32/0000169, 10801000-21-32/0000170, 10801000-21-32/0000171, 10801000-21-32/0000172, 10801000-21-32/0000173, 10801000-21-32/0000174, 10801000-21-32/0000175, 10801000-21-32/0000176, 10801000-21-32/0000177, 10801000-21-32/0000178, 10801000-21-32/0000179, 10801000-21-32/0000180, 10801000-21-32/0000181, 10801000-21-32/0000182, 10801000-21-32/0000183, 10801000-21-32/0000184, 10801000-21-32/0000185, 10801000-21-32/0000186, 10801000-21-32/0000187, 10801000-21-32/0000188, 10801000-21-32/0000189, 10801000-21-32/0000190, 10801000-21-32/0000191, 10801000-21-32/0000192, 10801000-21-32/0000193, 10801000-21-32/0000194, 10801000-21-32/0000195, 10801000-21-32/0000196, 10801000-21-32/0000197, 10801000-21-32/0000198, 10801000-21-32/0000199, 10801000-21-32/0000200, 10801000-21-32/0000201, 10801000-21-32/0000202, 10801000-21-32/0000203, 10801000-21-32/0000204, 10801000-21-32/0000205, 10801000-21-32/0000206, 10801000-21-32/0000207, 10801000-21-32/0000208, 10801000-21-32/0000209, 10801000-21-32/0000210, 10801000-21-32/0000211, 10801000-21-32/0000212, 10801000-21-32/0000213, требований об уплате таможенных платежей от 09.10.2013 N 245, 246, 247, 248, 249, 250, 251, 252, 253, 254, 255, 256, 257, 258, 259, 260, 261.
Решением от 29.05.2014 заявленные требования удовлетворены.
Дагестанская таможня не согласилась с решением суда первой инстанции и обратилась в апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда от 29.05.2014 и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просит оставить решение суда от 29.05.2014 без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель таможни поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда от 29.05.2014 и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение суда от 29.05.2014 без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Арбитражный суд апелляционной инстанции в соответствии с требованиями ст. ст. 268 - 271 АПК РФ, проверив законность вынесенного определения и правильность применения норм материального и процессуального права, изучив и оценив в совокупности все материалы дела, считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из части 2 статьи 201 АПК РФ следует, что для признания недействительным решений таможни необходимо установить его несоответствие закону или иному нормативному правовому акту, нарушение этим решением прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемых решений закону или иному нормативному правовому акту в соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ возлагается на государственный орган, должностное лицо.
Статьей 183 ТК ТС предусмотрено, что подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация. К таким документам, в частности относятся документы, подтверждающие право на льготы по уплате таможенных платежей.
В соответствии со статьей 74 ТК ТС под льготами по уплате таможенных платежей понимаются в том числе и тарифные преференции.
На основании пункта 1 статьи 36 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" Российская Федерация предоставляет тарифные преференции в соответствии с международными договорами государств-членов Таможенного союза, международными договорами Российской Федерации. Под тарифной преференцией понимается освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из стран, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны.
Соглашением Правительств государств - участников стран Содружества Независимых Государств от 20.11.2009 N "О правилах определения страны товаров в Содружестве Независимых Государств" (далее - Правила) установлено, что в целях предоставления тарифных преференций лицо, перемещающее товары, предоставляет таможенному органу сертификат о происхождении товара по форме СТ-1 на бумажном носителе. Согласно пункту 5.3 Правил в отношении товаров, происхождение которых установлено, но при этом в отношении них не может быть применен режим свободной торговли из-за отсутствия необходимых документов, пропускаются в страну ввоза в соответствии с требованиями тарифного и нетарифного регулирования страны ввоза. В случае отсутствия сертификата о происхождении товара формы СТ-1, таможенные платежи должны быть уплачены в полном объеме.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в ноябре 2012 года обществом из Азербайджанской Республики на таможенную территорию Российской Федерации ввезены товары - хурма свежая, яблоки, гранаты и т.д., которые оформлены в Дербентском таможенном посту по декларациям на товары N 10801010/021112/0005291, 10801010/031112/0005340, 10801010/051112/0005384, 10801010/071112/0005429, 10801010/071112/0005462, 10801010/081112/0005487, 10801010/091112/0005541, 10801010/091112/0005542, 10801010/101112/0005569, 10801010/101112/0005581, 10801010/121112/0005591, 10801010/121112/0005592, 10801010/131112/0005650, 10801010/141112/0005704, 10801010/151112/0005722, 10801010/151112/0005733, 10801010/161112/0005753, 10801010/171112/0005774, 10801010/171112/0005802, 10801010/201112/0005866, 10801010/201112/0005867, 10801010/211112/0005910 и выпущены в свободное обращение с предоставлением тарифных преференций в части освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины.
При проведении последующего таможенного контроля отделом товарной номенклатуры, происхождения товаров и торговых ограничений Дагестанской таможни 17 и 23 сентября 2013 года приняты решения N 10801000-21-32/0000151, 10801000-21-32/0000152, 10801000-21-32/0000153, 10801000-21-32/0000154, 10801000-21-32/0000155, 10801000-21-32/0000156, 10801000-21-32/0000157, 10801000-21-32/0000158, 10801000-21-32/0000159, 10801000-21-32/0000160, 10801000-21-32/0000161, 10801000-21-32/0000162, 10801000-21-32/0000163, 10801000-21-32/0000164, 10801000-21-32/0000165, 10801000-21-32/0000166, 10801000-21-32/0000167, 10801000-21-32/0000168, 10801000-21-32/0000169, 10801000-21-32/0000170, 10801000-21-32/0000171, 10801000-21-32/0000172, 10801000-21-32/0000173, 10801000-21-32/0000174, 10801000-21-32/0000175, 10801000-21-32/0000176, 10801000-21-32/0000177, 10801000-21-32/0000178, 10801000-21-32/0000179, 10801000-21-32/0000180, 10801000-21-32/0000181, 10801000-21-32/0000182, 10801000-21-32/0000183, 10801000-21-32/0000184, 10801000-21-32/0000185, 10801000-21-32/0000186, 10801000-21-32/0000187, 10801000-21-32/0000188, 10801000-21-32/0000189, 10801000-21-32/0000190, 10801000-21-32/0000191, 10801000-21-32/0000192, 10801000-21-32/0000193, 10801000-21-32/0000194, 10801000-21-32/0000195, 10801000-21-32/0000196, 10801000-21-32/0000197, 10801000-21-32/0000198, 10801000-21-32/0000199, 10801000-21-32/0000200, 10801000-21-32/0000201, 10801000-21-32/0000202, 10801000-21-32/0000203, 10801000-21-32/0000204, 10801000-21-32/0000205, 10801000-21-32/0000206, 10801000-21-32/0000207, 10801000-21-32/0000208, 10801000-21-32/0000209, 10801000-21-32/0000210, 10801000-21-32/0000211, 10801000-21-32/0000212, 10801000-21-32/0000213 об отказе в предоставлении тарифных преференций на товары, оформленных по вышеперечисленным таможенным декларациям. В связи с принятием указанных решений таможней в адрес общества направлены требования об уплате таможенных платежей от 09.10.2013 N 245, 246, 247, 248, 249,250, 251, 252, 253, 254, 255, 256, 257, 258, 259, 260, 261.
Не согласившись с указанными решениями об отказе в предоставлении тарифных преференций и требованиями об уплате таможенных платежей, общество обжаловало их в арбитражный суд.
В оспариваемых решениях от 17 и 23 сентября 2013 года об отказе в предоставлении тарифных преференций в качестве обоснования их принятия указано постановление Правительства Российской Федерации N 1038 и статья 62 ТК ТС.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 716 было установлено, что сертификат о происхождении товара при ввозе его на таможенную территорию Российской Федерации из государства - участника Содружества Независимых Государств, за исключением Республики Белоруссия, представляется по требованию таможенного органа Российской Федерации для удостоверения страны происхождения товаров согласно приложению.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 1038 указанное постановлением признано утратившим силу.
Таким образом, со дня вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации N 1038 при ввозе товара на таможенную территорию Российской Федерации из государства - участника Содружества Независимых Государств сертификат о его происхождении формы СТ-1 представляется в таможенный орган в обязательном порядке для предоставления тарифных преференций, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 62 ТК ТС.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации N 763 акты Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования, если в самом акте не установлен иной порядок вступления в силу. Официальным опубликованием актов Президента Российской Федерации и актов Правительства Российской Федерации считается публикация их текстов в "Российской газете" и в "Собрании законодательства Российской Федерации" (в течение десяти дней со дня их подписания).
С 03.01.1998 Законом о Правительстве Российской Федерации N 2-ФКЗ было введено специальное условие: постановления Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее дня их официального опубликования.
С 01.01.2004 по 28.12.2010 статьей 4 Таможенного кодекса Российской Федерации было установлено, что запреты, ограничения и требования в области таможенного дела, устанавливаемые актами Правительства Российской Федерации, вводились в действие не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования, за исключением случаев, если:
- соответствующие положения актов законодательства, на основании и во исполнение которых издавались акта Правительства Российской Федерации, направленные на обеспечение соблюдения запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, прямо предусматривали введение их в действие в более короткие сроки;
- Таможенным кодексом Российской Федерации был установлен специальный порядок введения в действие указанных запретов и ограничений или требований.
С 29.12.2010 в соответствии со статьей 6 Федерального закона N 311-ФЗ правовые акты Российской Федерации в области таможенного дела (в том числе указы Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации в области таможенного дела вступают в силу не ранее чем по истечении 30 дней после дня их официального опубликования, за исключением случаев:
- если актами таможенного законодательства таможенного союза или настоящим Федеральным законом установлен специальный порядок вступления в илу указанных правовых актов Российской Федерации в области таможенного дела;
- если указанные правовые акты Российской федерации в области таможенного дела устанавливают более льготный порядок. чем действующий. в части представления документов и сведений, сроков для принятия решений таможенными или иными государственными органами или других административных (процедурных) ограничений.
Установление такого особого порядка вступления в силу правовых актов в сфере таможенного дела призвано обеспечить участникам таможенных правоотношений возможность внесения своевременных коррективов в свою деятельность, направленных на соблюдение изменяющихся требований таможенного законодательства, так как, учитывая специфику внешнеэкономической деятельности, сделать это в более короткие сроки представляется затруднительным.
В соответствии с частью 3 статьи 90 Конституции Российской Федерации указы и распоряжения Президента Российской федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации.
Указ Президента Российской Федерации N 763 является подзаконным актом, соответственно в данном случае при определении даты вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации N 1038 следует руководствоваться положениями Федерального закона N 311-ФЗ, как нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу.
Кроме того, согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29.06.2004 N 13-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 7,15,107,234 и 450 Уголовно - процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы" независимо от времени принятия приоритетными признаются нормы того закона, который специально предназначен для регулирования соответствующих отношений.
В данном случае таким специальным законом является Федеральный закон N 311-ФЗ, согласно которому постановления Правительства Российской Федерации в области таможенного дела вступают в силу по истечении 30 дней со дня их официального опубликования.
Постановление Правительства Российской Федерации N 1038 опубликовано в "Собрании законодательства Российской Федерации" 22.10.2012 и вступило в законную силу не 30.10.2012, как утверждает таможня, а 22.11.2012, т.е. по истечении 30 дней.
Из материалов дела следует, что товары, в отношении которых таможней приняты оспариваемые решения об отказе в предоставлении тарифных преференций декларировались в Дербентский таможенный пост в период до 22.11.2012 (до вступления указанного постановления в силу). При этом должностными лицами таможенного поста сертификаты о происхождении товаров у декларанта затребованы не были. Учитывая, что постановление Правительства Российской Федерации N 1038 вступило в законную силу после подачи вышеперечисленных деклараций на товары и не имеет обратной силы у общества не возникла обязанность по представлению сертификатов о происхождении товаров в целях предоставления тарифных преференций.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что оспариваемые решения таможни об отказе в предоставлении обществу тарифных преференций в отношении товаров, ввезенных по вышеперечисленным таможенным декларациям, противоречат законодательству Российской Федерации в области таможенного дела, нарушают права и интересы общества в сфере предпринимательской деятельности незаконно возлагая на него обязанности по представлению сертификатов о происхождении товаров в связи с чем признал их незаконными и отменил. Поскольку таможенные платежи доначислены обществу в связи с принятием решений об отказе в представлении преференций, которые суд признал незаконными, то и оспариваемые требования об уплате таможенных платежей также являются недействительными.
Ссылка таможни на Закон о Правительстве Российской Федерации N 2-ФКЗ, как на нормативный правовой акт, имеющий большую юридическую силу чем Федеральный закон N 311-ФЗ, судом правомерно отклонена, поскольку в названном конституционном законе указано общая норма, согласно которой постановления Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее дня их официального опубликования, а Федеральный закон N 311-ФЗ, являясь специальной нормой, конкретизирует дату вступления в силу актов Правительства Российской Федерации в области таможенного дела.
На основании вышеизложенного судом первой инстанции правомерно удовлетворены заявленные требования.
Доводы таможни, изложенные в апелляционной жалобе, судом отклоняются, поскольку основаны на неправильном толковании законодательства, противоречат материалам дела и сложившейся в Российской Федерации судебной практике, а также опровергнуты приведенными выше правовыми нормами.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, не допущено.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, и поэтому у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда Республики Дагестан от 29.05.2014 по делу N А15-3834/2013.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 29.05.2014 по делу N А15-3834/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.А. Белов |
Судьи |
Л.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А15-3834/2013
Истец: ООО "Агроальянс"
Ответчик: ГУ "Дагестанская таможня"
Третье лицо: ГУ "Дагестанская таможня"
Хронология рассмотрения дела:
14.03.2016 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-9676/15
03.03.2016 Определение Арбитражного суда Республики Дагестан N А15-3834/13
11.01.2016 Определение Арбитражного суда Республики Дагестан N А15-3834/13
27.10.2015 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-2523/14
26.10.2015 Определение Арбитражного суда Республики Дагестан N А15-3834/13
13.10.2015 Определение Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-2523/14
06.08.2015 Решение Арбитражного суда Республики Дагестан N А15-3834/13
08.12.2014 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-8191/14
01.12.2014 Определение Арбитражного суда Республики Дагестан N А15-3834/13
28.08.2014 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-2523/14
27.08.2014 Определение Арбитражного суда Республики Дагестан N А15-3834/13
29.05.2014 Решение Арбитражного суда Республики Дагестан N А15-3834/13