г. Владивосток |
|
29 августа 2014 г. |
Дело N А51-7725/2014 |
Резолютивная часть постановления оглашена 25 августа 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 августа 2014 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Т.А. Солохиной,
судей Л.А. Бессчасной, Е.Л. Сидорович,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Т.С. Гребенюковой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу краевого государственного унитарного предприятия "Примтеплоэнерго",
апелляционное производство N 05АП-9415/2014
на решение от 21.05.2014
судьи В.В. Саломая
по делу N А51-7725/2014 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению краевого государственного унитарного предприятия "Примтеплоэнерго" (ОГРН 1022501284970, ИНН 2536112729, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 09.08.2001)
о признании незаконным приказа Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Приморскому краю (ИНН 2540106044, ОГРН 1042504366288, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 20.09.2004)
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Эко Дом", при участии:
от ООО "Эко Дом": директор Саржан Ю.Н. решение N 1 от 30.09.1999, паспорт;
от краевого государственного унитарного предприятия "Примтеплоэнерго", Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Приморскому краю: не явились,
УСТАНОВИЛ:
Краевое государственное унитарное предприятие "Примтеплоэнерго" (далее - заявитель, предприятие, КГУП "Примтеплоэнерго") обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным приказа Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Приморскому краю (далее -управление, Управление Росприроднадзора по Приморскому краю) от 15.01.2014 N 11 об отказе в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для теплового района "Михайловский" КГУП "Примтеплоэнерго", а также об обязании Управления Росприроднадзора по Приморскому краю установить нормативы образования отходов и лимиты на их размещение для теплового района "Михайловский" КГУП "Примтеплоэнерго" с 29.01.2014 в течение 10 дней с момента вступления решения в законную силу.
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, было привлечено общество с ограниченной ответственностью "Эко Дом" (далее - ООО "Эко Дом").
Решением от 21.05.2014 суд отказал предприятию в удовлетворении заявленных требований, признав вышеуказанный приказ управления законным и обоснованным.
Обжалуя указанное решение суда в порядке апелляционного производства, предприятие просит его отменить и принять по делу новый судебный акт.
Согласно апелляционной жалобе материалы дела не содержат доказательств того, что выявленные при проверке проекта нормативов нарушения соответствуют основаниям для отказа, указанным в пункте 10 "Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение", утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25.02.2010 N 50. Так, управление не указало, в чем именно заключается недостоверность информации, содержащейся в пункте 1 оспариваемого приказа; доказательств того, что предприятие в своей деятельности производит обезвреживание отходов, т.е. их сжигание в специализированных установках, управление, согласно жалобе, не представило.
Согласно жалобе управление также не указало, в чем состоит недостоверность информации, содержащейся в пункте 2 оспариваемого приказа о том, что отходы - зоошлаки от сжигания углей используются для отсыпки и укрепления дорог, промплощадок, утепления теплотрасс. При этом доказательств осуществления деятельности по размещению (захоронению) отходов управление не представило.
Ссылаясь на пункт 1 статьи 23 Федерального закона РФ от 27.12.2002 N 184 "О техническом регулировании" предприятие также указало, что управление не представило соответствующий технический регламент, который бы подтвердил необходимость подтверждения соответствия деятельности по передаче населению отходов (осадков), образовавшихся при механической и биологической очистке сточных вод.
Предприятие также представило в материалы дела ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя. Рассмотрев данное ходатайство, коллегия определила его удовлетворить.
Управление Росприроднадзора по Приморскому краю в представленном в материалы дела письменном отзыве на доводы апелляционной жалобы возразило, решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
ООО "Эко Дом" письменный отзыв на апелляционную жалобу в материалы дела не представило. В судебном заседании представитель ООО "Эко Дом" выразил согласие с доводами апелляционной жалобы, обжалуемое предприятием решение суда первой инстанции просит отменить.
Извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, заявитель, управление своих представителей в судебное заседание не направили.
Руководствуясь частью 3 статьи 156, статьей 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), арбитражный суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителей указанных лиц, участвующих в деле, по имеющимся в материалах дела документам.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее.
КГУП "Примтеплоэнерго" было подано заявление в Управление Росприроднадзора по Приморскому краю об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для теплового района "Михайловский" филиала "Михайловский" КГУП "Примтеплоэнерго".
17.01.2014 сопроводительным письмом N 0104-13/40н Управление направило в адрес предприятия приказ N 11 от 15.01.2014 об отказе в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
В приказе N 11 от 15.01.2014 Управление Росприроднадзора по Приморскому краю обосновала принятое решение тем, что в проектных материалах теплового района "Михайловский" филиала "Михайловский" КГУП "Примтеплоэнерго" выявлены следующие нарушения:
- указаны сведения, что отходы обработки и переработки древесины (опилки древесные, загрязненные нефтепродуктами, содержание нефтепродуктов 15% и более) используются для розжига котлов, что фактически является обезвреживанием отхода III класса опасности и противоречит требованиям статьи 1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 N 89-ФЗ;
- указаны сведения, что отходы - золошлаки от сжигания углей используются для отсыпки и укрепления дорог, промплощадок, утепления теплотрасс, что фактически представляет собой деятельность по размещению (захоронению) отходов IV класса опасности на территории предприятия, что противоречит требованиям статьи 1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 N 89-ФЗ;
- указаны сведения о передаче населению отхода (осадка) при механической и биологической очистке сточных вод, что фактически представляет собой выпуск в обращение продукции и требует обязательного подтверждения соответствия на основании п.1 ст. 23 Федерального закона РФ от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
Не согласившись с приказом N 11 от 15.01.2014 об отказе в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, предприятие обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании этого приказа незаконным.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 268, 270 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, выслушав пояснения представителя третьего лица, коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) отходы производства и потребления (далее - отходы) - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
В соответствии с вышеуказанной статьей под размещением отходов понимается их хранение и захоронение. Хранение отходов подразумевает их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов - это изоляция не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду. Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Согласно статье 11 Федерального закона N 89-ФЗ юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.
В соответствии с пунктом 4 статьи 18 указанного Федерального закона порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами.
Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение утвержден Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25.02.2010 N 50 (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 5 Порядка нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются территориальными органами Росприроднадзора на основании комплекта обосновывающих расчетов, материалов и документов - проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разрабатываемого индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Согласно пункту 7 Порядка для утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение юридические лица, в результате хозяйственной деятельности которых образуются отходы, представляют в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления деятельности, в результате которой образуются отходы: а) заявление об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение б) следующие документы: копию лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности (для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности); проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; копию лицензии на пользование участками недр для целей захоронения токсичных и иных опасных отходов (для юридического лица - пользователя недр, имеющего лицензию на пользование участками недр для целей захоронения токсичных и иных опасных отходов); документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за выдачу документа об утверждении нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение.
Пунктом 10 Порядка предусмотрено, что территориальные органы Росприроднадзора в срок, не превышающий 30 рабочих дней с даты приема указанных в пункте 7 данного Порядка заявления и документов, принимают решение об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение либо об отказе в их утверждении (с мотивированным обоснованием). Основанием для отказа в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение является наличие недостоверной информации в составе указанных заявления и документов.
Как следует из оспариваемого приказа в обоснование отказа в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение управление указало, что в проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение заявителем предусмотрена деятельность по обращению с опасными отходами в виде опилок древесных, загрязненных нефтепродуктами на 15% и более. Эти отходы заявитель предполагает использовать для розжига водогрейных котлов, которые не являются специализированными установками для сжигания и обеззараживания загрязненных нефтепродуктами опилок.
Согласно статье 1 Федерального закона N 89-ФЗ обезвреживание отходов - это обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.
Таким образом, указанный обществом способ использования отходов III класса опасности - опилок древесных, загрязненных нефтепродуктами на 15% и более является обезвреживанием
В соответствие с пунктом 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.
Доказательства наличия у предприятия соответствующей лицензии, а также специализированных установок для сжигания и обеззараживания загрязненных нефтепродуктами опилок в материалах дела отсутствуют.
Как следует из материалов дела, проектом нормативов образования отходов и лимитов на их размещение теплового района филиала "Михайловский" КГУП "Примтеплоэнерго" предусмотрено, что золошлаки от сжигания углей планируется использовать для отсыпки и укрепления дорог, промплощадок, утепления теплотрасс.
В соответствии с частью 2 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Кроме того, согласно пункту 3.8 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 N 80 "О введение в действие Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.1322-03" хранение мелкодисперсных отходов в открытом виде (навалом) на промплощадках без применения средств пылеподавления не допускается.
Таким образом, предложенный проектом способ обращения с отходами путем использования золошлаков для отсыпки и укрепления дорог, промплощадок, утепления теплотрасс противоречит вышеуказанному положению СанПиН 2.1.7.1322-03, части 2 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Коллегия также соглашается с выводом управления, суда первой инстанции, о том, что предложенный на согласование проект нормативов образования отходов не соответствует положениям Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", пункт 5 статьи 11 которого предусматривает, что проекты технической документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду являются объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня.
Данное несоответствие выразилось в том, что заявитель не отразил в проекте информацию, что планируемая к использованию технология применения золошлаков от сжигания углей для отсыпки и укрепления дорог, промплощадок прошла экологическую экспертизу.
Как следует из материалов дела, проектом нормативов образования отходов и лимитов на их размещение теплового района филиала "Михайловский" КГУП "Примтеплоэнерго" предусмотрена передача сельскохозяйственным потребителям для использования в качестве удобрения отхода (осадка), полученного при механической и биологической очистке сточных вод, после естественного обезвоживания и компостирования его в течение шести месяцев.
В соответствии с Санитарными нормами и правилами 2.1.7.573-96 "Гигиенические требования к использованию сточных вод и их осадков для орошения и удобрения" использование осадка сточных вод в качестве удобрения допускается только после установления класса токсичности (опасности) в соответствии с действующими нормативными документами, а сроки выдержки осадков сточных вод на площадках стабилизации и обеззараживания в зависимости от климатических районов составляют от 1-3 лет.
В нарушение указанных Санитарных норм и правил заявитель планирует передавать отходы (осадки) сточных вод сельскохозяйственным потребителям после обезвоживания и компостирования его в течение шести месяцев, а не в течение 1-3 лет и без установления класса токсичности.
Руководствуясь вышеизложенным, учитывая, что КГУП "Примтеплоэнерго" в представленных нормативах планировало размещение отходов способами, противоречащими вышеуказанным нормам Федерального закона N 89-ФЗ, Федерального закона от 04.05.2011 года N 99 "О лицензировании отдельных видов деятельности", Федерального закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 N 80 "О введение в действие Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.1322-03", Санитарных норм и правил 2.1.7.573-96 "Гигиенические требования к использованию сточных вод и их осадков для орошения и удобрения", Управление Росприроднадзора по Приморскому краю правомерно приказом N 11 от 15.01.2014 отказало предприятию в утверждении представленных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для теплового района "Михайловский" КГУП "Примтеплоэнерго".
Нормы права применены судом первой инстанции правильно. Судебный акт принят на основании всестороннего, объективного и полного исследования имеющихся в материалах дела доказательств.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Апелляционная жалоба не содержат сведений о фактах, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Учитывая вышеизложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для отмены решения суда по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 21.05.2014 по делу N А51-7725/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Т.А. Солохина |
Судьи |
Л.А. Бессчасная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-7725/2014
Истец: КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "ПРИМТЕПЛОЭНЕРГО"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приморскому краю
Третье лицо: ООО " Эко ДОМ"