г. Вологда |
|
02 сентября 2014 г. |
Дело N А05-3448/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 августа 2014 года.
В полном объеме постановление изготовлено 02 сентября 2014 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Смирнова В.И.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Халиловой В.В.,
при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Хан Е.Е. по доверенности от 20.08.2014, Елисеева К.Н. по доверенности от 24.10.2013, Казанкова Д.Н. по доверенности от 27.08.2014,
рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу на решение Арбитражного суда Архангельской области от 26 мая 2014 года по делу N А05-3448/2014 (судья Шишова Л.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Фирма "Север" (ОГРН 1082907000780; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (ОГРН 1042901604855, далее - инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения N 07-30-14 о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушении от 23.01.2014, которым заявитель привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 129.4 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
На основании статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявление общества рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 26 мая 2014 года заявленные требования удовлетворены.
Инспекция с судебным решением не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на ошибочность вывода суда о наличии обстоятельств, исключающих вину налогоплательщика в совершении налогового правонарушения, так как письма были адресованы иным организациям нежели общество.
От общества отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Заявитель надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
В судебном заседании представители ответчика поддержали доводы жалобы.
Заслушав объяснения представителя налогового органа, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции считает жалобу налогового органа подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, общество 03.12.2013 представило в налоговый орган уведомление о контролируемых сделках, совершенных в 2012 году.
В соответствии с пунктом 1 статьи 101.4 НК РФ должностным лицом инспекции составлен акт от 09.12.2013 N 07-31/141 об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных НК РФ налоговых правонарушениях, в котором указано, что в нарушение пункта 1 статьи 105.16 НК РФ во взаимосвязи с положениями пункта 8.1 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения" обществом не исполнена обязанность по представлению в установленный срок уведомления о контролируемых сделках, совершенных в 2012 году.
Общество представило в налоговый орган письменные возражения от 30.12.2013 на акт от 09.12.2013 N 07-31/141, в которых указало, что в его действиях отсутствует вина и событие налогового правонарушения, в связи с чем нет оснований для привлечения к ответственности по статье 129.4 НК РФ.
По итогам рассмотрения акта N 07-31/141 от 09.12.2013 и материалов проверки начальником Инспекции принято решение от 23.01.2014 N 07-30-14 о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение. Согласно вынесенному решению, за несвоевременное представление уведомления о контролируемых сделках, совершенных в 2012 году, общество привлечено к ответственности по статье 129.4 НК РФ в виде штрафа в размере 2500 руб. штрафа (с учетом применения обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения, размер штрафа уменьшен вдвое).
Не согласившись с указанным решением, общество обратилось в Управление Федеральной налоговой службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - управление) с апелляционной жалобой. Решением управления от 21.02.2014 N 07-10/1/01898 апелляционная жалоба общества оставлена без удовлетворения.
Полагая, что решение инспекции от 23.01.2014 N 07-30-14 является незаконным и нарушает права и законные интересы общества, последнее обратилось в суд с заявлением о признании решения недействительным.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования.
Апелляционный суд считает данный судебный акт подлежащим отмене.
В соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения" (далее - Закон N 227-ФЗ) Налоговый кодекс Российской Федерации с 01.01.2012 дополнен разделом V.1.
Согласно пункту 1 статьи 105.16 НК РФ налогоплательщики обязаны уведомлять налоговые органы о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках, указанных в статье 105.14 настоящего Кодекса.
Сведения о контролируемых сделках указываются в уведомлениях о контролируемых сделках, направляемых налогоплательщиком в налоговый орган по месту его нахождения (месту его жительства) в срок не позднее 20 мая года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки (пункт 2 статьи 105.16 НК РФ).
Федеральным законом от 05.04.2013 N 39-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 4 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения" срок представления уведомлений о контролируемых сделках, совершенных налогоплательщиком в 2012 году, установлен 20.11.2013.
В соответствии с пунктом 1 статьи 105.14 НК РФ контролируемыми сделками признаются сделки между взаимозависимыми лицами (с учетом особенностей, предусмотренных статьей 105.14 НК РФ).
Согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 105.14 НК РФ сделка между взаимозависимыми лицами, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства всех сторон и выгодоприобретателей по которой является Российская Федерация, признается контролируемой, если хотя бы одна из сторон сделки является налогоплательщиком, применяющим один из следующих специальных налоговых режимов: систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) или систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (если соответствующая сделка заключена в рамках такой деятельности), при этом в числе других лиц, являющихся сторонами указанной сделки, есть лицо, не применяющее указанные специальные налоговые режимы.
Сделки признаются контролируемыми, если сумма доходов по сделкам между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 100 млн. рублей (абзац 2 пункта 3 статьи 105.14 НК РФ).
В силу пункта 1 статьи 105.1 НК РФ, если особенности отношений между лицами могут оказывать влияние на условия и (или) результаты сделок, совершаемых этими лицами, и (или) экономические результаты деятельности этих лиц или деятельности представляемых ими лиц, указанные в настоящем пункте лица признаются взаимозависимыми для целей налогообложения
Как установлено в подпункте 3 пункта 2 статьи 105.1 НК РФ, взаимозависимыми лицами признаются организации в случае, если одно и то же лицо прямо и (или) косвенно участвует в этих организациях и доля такого участия в каждой организации составляет более 25 процентов.
В целях главы 14.1 НК РФ доля участия одной организации в другой организации определяется в виде суммы выраженных в процентах долей прямого и косвенного участия одной организации в другой организации. Долей прямого участия одной организации в другой организации признается непосредственно принадлежащая одной организации доля голосующих акций другой организации или непосредственно принадлежащая одной организации доля в уставном (складочном) капитале (фонде) другой организации, а в случае невозможности определения таких долей - непосредственно принадлежащая одной организации доля, определяемая пропорционально количеству участников в другой организации (пункты 1, 2, 5 статьи 105.2 НК РФ).
Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц, в 2012 году физическое лицо Новожилов В.Ф. являлся участником общества с долей участия в уставном капитале 80 % и участником общества с ограниченной ответственностью "Диал Север" (далее - ООО "Диал Север") с долей участия в уставном капитале 100 %.
Таким образом, заявитель по делу и ООО "Диал Север" являются взаимозависимыми лицами по основанию, указанному в подпункте 3 пункта 2 статьи 105.1 НК РФ. Данное обстоятельство обществом не оспаривается.
Заявитель по делу является налогоплательщиком, применяющим систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности - розничная торговля через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы.
В силу подпункта 3 пункта 2 и абзац 2 пункта 3 статьи 105.14 НК РФ применение одной из сторон сделок системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (если соответствующая сделка заключена в рамках такой деятельности) является основанием для признания сделок между взаимозависимыми лицами, контролируемыми при условии, что доход по сделкам между такими лицами за календарный год превысил 100 млн. руб.
В соответствии с пунктом 9 статьи 105.14 НК РФ для целей настоящей статьи сумма доходов по сделкам за календарный год определяется путем сложения сумм полученных доходов по таким сделкам с одним лицом (взаимозависимыми лицами) за календарный год с учетом порядка признания доходов, установленных главой 25 настоящего Кодекса.
Согласно уведомлениям о контролируемых сделках, представленных заявителем и ООО "Диал Север" сумма доходов, полученных ООО "Диал Север" по сделкам с заявителем (реализация продуктов питания, алкогольной продукции; аренда недвижимого имущества и оборудования), составила 139 688 248 руб.
В силу изложенного, сделки, совершенные в 2012 году между взаимозависимыми лицами, то есть заявителем и ООО "Диал Север", являются контролируемыми.
Пунктом 1 статьи 105.16 НК РФ предусмотрена обязанность налогоплательщиков уведомлять налоговые органы о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках, указанных в статье 105.14 НК РФ.
При этом в соответствии с подпунктом 4 пункта 3 статьи 105.16 НК РФ сведения о контролируемых сделках, указываемые в уведомлении о контролируемых сделках, должны содержать информацию о сумме полученных доходов и (или) сумме произведенных расходов (понесенных убытков) по контролируемым сделкам с выделением сумм доходов (расходов) по сделкам, цены которых подлежат регулированию.
Форма уведомления о контролируемых сделках утверждена Приказом ФНС России N ММВ-7-13/524@. Этим же Приказом установлен Порядок заполнения формы уведомления о контролируемой сделке (далее - Порядок). В разделе II Порядка определена структура уведомления.
Согласно пункту 4.19 указанного Порядка в пункте 300 отражается сумма доходов налогоплательщика по контролируемой сделке (группе однородных сделок), определяемых в соответствии с правилами бухгалтерского учета, за календарный год в рублях.
В случае если в контролируемой сделке налогоплательщик приобретает товары (работы, услуги и иные объекты гражданских прав), в поле 300 раздела 1А проставлятся "0".
В пункте 310 отражается стоимость товаров (работ, услуг, иных объектов гражданских прав), приобретаемых налогоплательщиком в контролируемой сделке (группе однородных сделок) за календарный год в рублях.
В случае если в контролируемой сделке налогоплательщик реализует товары (работы, услуги или иные объекты гражданских прав), в поле 310 раздела 1А проставляется "0" (пункт 4.21 Порядка).
В силу пункта 5.17 Порядка в пункте 130 "Цена (тариф) за единицу измерения без учета НДС, акцизов и пошлины, руб." указывается цена предмета исполнения сделки, указанная в первичных документах, а в случае отсутствия цены в первичном документе - исходя из правил формирования доходов, расходов, стоимости активов в целях бухгалтерского учета.
В пункте 140 "Итого стоимость без учета НДС, акцизов и пошлины, руб." указывается стоимость предмета исполнения сделки, указанная в первичных документах, а в случае отсутствия стоимости в первичном документе - исходя из правил формирования доходов, расходов, стоимости активов в целях бухгалтерского учета (пункт 5.18 Порядка).
Содержание пункта 1 и подпункта 4 пункта 3 статьи 105.16 НК РФ, а также перечисленных пунктов Порядка, позволяет прийти к выводу о том, что по одной и той же сделке уведомление должно подаваться всеми сторонами, являющимися участниками сделки.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно признал правомерной позицию налогового органа о наличии у общества как налогоплательщика обязанности по представлению в инспекцию в срок до 20.11.2013 уведомления о контролируемых сделках с ООО "Диал Север".
Несообщение указанной информации в установленный срок налоговому органу образует объективную сторону налогового правонарушения, предусмотренного статьей 129.4 НК РФ.
Статьей 129.4 НК РФ предусмотрена ответственность за неправомерное непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговый орган уведомления о контролируемых сделках, совершенных в календарном году, или представление налогоплательщиком в налоговый орган уведомления о контролируемых сделках, содержащего недостоверные сведения, в виде штрафа в размере 5000 рублей.
Как подтверждено материалами дела, уведомление о контролируемых сделках, совершенных в 2012 году, представлено обществом в налоговый орган 03.12.2013, то есть позднее установленного срока (20.11.2013).
Поскольку обязанность, установленная пунктом 2 статьи 105.16 НК РФ (с учетом изменений от 05.04.2013) заявителем в установленный срок, не была исполнена, в действиях общества имеется событие правонарушения, предусмотренного статьей 129.4 НК РФ.
Вместе с тем, судом первой инстанции принята во внимание ссылка общества на отсутствие оснований для привлечения его к налоговой ответственности, поскольку он руководствовался правовой позицией Минфина России, изложенной в письмах от 15.10.2012 N 03-01-18/7-141 и от 06.08.2013 N 03-01-18/31681.
Согласно пункту 1 статьи 4 НК РФ и пункту 1 положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, Минфин России, являющийся федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов и в области таможенного дела, в пределах своей компетенции издает нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.
Наряду с этим Министерство финансов Российской Федерации на основании пункта 1 статьи 34.2 НК РФ дает письменные разъяснения налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
Таким образом, указанные письма имеют информационно-разъяснительный характер, в них выражается позиция Минфина России по конкретным или общим вопросам, содержащимся в индивидуальных или коллективных обращениях налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов
В соответствии со статьей 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента или иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность.
В силу пункта 2 статьи 109 НК РФ при отсутствии вины в совершении налогового правонарушения налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности. Согласно же подпункту 3 пункта 1 статьи 111 НК РФ обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения, признается выполнение им письменных разъяснений о порядке исчисления налога, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (названные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, независимо от даты издания такого документа).
В письмах от 15.10.2012 N 03-01-18/7-141, от 06.08.2013 N 03-01-18/31681 на которые ссылается заявитель, Минфин России обратил внимание, что согласно пункту 1 статьи 105.16 НК РФ данные уведомления направляют налогоплательщики. Статьей 19 НК РФ установлено, что ими являются физические лица и организации, на которые возложена обязанность по уплате налогов. Проанализировав названные нормы, финансовое ведомство указало, что уведомить налоговый орган о совершенных в течение календарного года контролируемых сделках должно лицо, которое в соответствии с НК РФ уплачивает налоги в связи с получением доходов по таким сделкам.
Однако, вышеуказанные письма не могут быть отнесены к письменным разъяснениям в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 111 НК РФ, поскольку они не были адресованы непосредственно обществу либо неопределенному кругу лиц и представляли собой ответы на вопросы.
Данная правовая позиция непосредственно следует из содержания подпункта 3 пункта 1 статьи 111 НК РФ и получила отражение в постановлениях Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21.01.2013 по делу N А13-16610/2011, от 30.09.2013 по делу N А56-55976/2012.
Поскольку не имеется оснований, предусмотренных подпунктом 3 пункта 1 статьи 111 НК РФ, для освобождения налогоплательщика от налоговых санкций, оспариваемое решение инспекции является законным, обжалуемое решение суда первой инстанции отмене не подлежит.
Поскольку инспекция в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ освобождена от уплаты госпошлины в качестве истца и ответчика при обращении в арбитражный суд, госпошлина не взыскивается.
Руководствуясь статьями 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 26 мая 2014 года по делу N А05-3448/2014 отменить.
В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Фирма "Север" о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 23.01.2014 N 07-30-14 отказать.
Судья |
В.И. Смирнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-3448/2014
Истец: ООО "ФИРМА "СЕВЕР"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N8 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу