город Ростов-на-Дону |
|
03 сентября 2014 г. |
дело N А32-2065/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 августа 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 сентября 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шимбаревой Н.В.
судей А.Н. Стрекачёва, Д.В. Николаева
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Провоторовой В.В.
при участии:
лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.05.2014 по делу N А32-2065/2014 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "БРИГ" к заинтересованному лицу: Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску Краснодарского края о признании недействительным ненормативного акта налогового органа, принятое в составе судьи Любченко Ю.В.
УСТАНОВИЛ:
ООО "Бриг" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительным решения Инспекции ФНС России по г. Новороссийску (далее - инспекция) от 01.11.2013 N 62708 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения ООО "Бриг" (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, произведенных в порядке ст. 49 АПК РФ).
Заявленные требования мотивированы тем, что услуги, оказанные заявителем, относятся к транспортно - экспедиционным в смысле подпункта 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ. Требование налогового органа уплатить налог, основанное на отказе в праве на нулевую ставку НДС, при утверждении, что договор заявителя не является договором транспортной экспедиции в связи с несоответствием ГОСТ Р 52298-2004, является незаконным. Оказав услуги по размещению груза на борту судна, которое не является территорией РФ, заявитель тем самым организовал перевозку, характер которой - международный. Заявитель в порядке п. 3.1 ст. 165 НК РФ представил в налоговую инспекцию налоговую декларацию по НДС с приложением документов, по форме и содержанию соответствующих требованиям закона, поэтому имеет право на применение в отношении реализации его услуг ставки 0% по НДС в порядке ст. 164 НК РФ.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 22.05.2014 по делу N А32-2065/2014 решение ИФНС России по г. Новороссийску N 62708 от 01.11.2013 года о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения признано недействительным, как не соответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации. С ИФНС России по г. Новороссийску в пользу ООО "Бриг" взыскано в возмещение расходов по уплате государственной пошлины 2 000 рублей.
Решение мотивировано тем, что общество доказало право на применение ставки по НДС 0% по спорным транспортно-экспедиционным услугам, оказанным при организации международной перевозки.
Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску Краснодарского края обжаловала решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.05.2014 по делу N А32-2065/2014 в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ и просила отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт, отказав ОО "Бриг" в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании 19.08.2014 суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями ч. 3 ст. 156 АПК РФ счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу без участия не явившихся представителей лиц, участвующих в деле, уведомленных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Лица, участвующие в деле, ходатайств и иных документов не направили.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Суд первой инстанции, исследовав материалы дела и оценив в совокупности все представленные доказательства, установил следующие обстоятельства дела.
Общество с ограниченной ответственностью "Бриг" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1082315007279, ИНН 2315147441, место нахождения: 353900, Краснодарский край, г. Новороссийск, ул. Свободы, 35.
Инспекцией проведена камеральная проверка уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) за 1 квартал 2012 года в период с 06.06.2013 по 06.09.2013, представленной обществом 06.06.2013 года (регистрационный номер 32877470), по результатам которой составлен акт от 19.09.2013 N 50752.
По результатам рассмотрения акта камеральной налоговой проверки от 19.09.2013 г. N 50752, материалов проверки, инспекцией вынесено решением от 01.11.2013 г. N 62708 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которому ООО "Бриг" привлечено к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде штрафов в общей сумме 53169,40 руб., предложено уплатить НДС в сумме 265 847 руб.
Основанием для доначисления НДС в сумме 265 847 рублей послужил вывод налоговой инспекции о том, что обществом необоснованно в порядке подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 НК РФ применена налоговая ставка 0% по НДС по операциям по реализации транспортно-экспедиционных услуг, на основании договора транспортной экспедиции российской организацией, не организующей международную перевозку товаров. Налоговый орган посчитал, что услуга, оказанная на территории РФ в рамках договоров транспортного экспедирования, заключенного с компанией компанией "Granter Global Corp.", подлежит налогообложению НДС по ставке 18%.
Не согласившись с результатами камеральной налоговой проверки, общество обжаловало решение от 01.11.2013 г. N 62708 в досудебном порядке согласно п. 5 ст. 101.2 Налогового кодекса РФ, в вышестоящий налоговый орган - Управление Федеральной налоговой службы России по Краснодарскому краю.
Решением УФНС России по Краснодарскому краю от 26.12.2013 N 20-12-1225 апелляционная жалоба общества оставлена без удовлетворения, решение от 01.11.2013 N 62708 утверждено и вступило в силу.
Данные обстоятельства послужили основанием обращения заявителя в арбитражный суд первой инстанции.
Суд первой инстанции установил, что отсутствуют процессуальные нарушения принятия решения Инспекции ФНС России по г. от 01.11.2013 N 62708 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения ООО "Бриг".
Суд первой инстанции при вынесении обжалуемого решения проверил соблюдение налоговой инспекцией требований, установленных статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации, и не установил процессуальных нарушений принятия оспариваемого решения. Решение суда первой инстанции в этой части соответствует установленным по делу обстоятельствам и статье 101 Налогового кодекса Российской Федерации.
Отсутствуют разногласия в отношении арифметической правильности исчисленных налоговым органом и оспариваемых обществом доначисленных сумм налогов, пени и санкций.
Оценив представленные доказательства в совокупности, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что суд первой инстанции правомерно удовлетворил требование общества, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, ООО "БРИГ" (экспедитор) заключило с компанией "Granter Global Corp." (заказчик) договоры по транспортно-экспедиционному обслуживанию от 01.11.2011 N 4-GGC/11, согласно которому экспедитор обязуется организовать перевалку вверенного ему заказчиком груза через причалы ОАО "Новороссийский Судоремонтный завод" и ОАО "Новороссийский Морской Торговый Порт" (далее - порт), а заказчик обязуется уплатить за перевалку груза плату, указанную в Приложениях (п. 1.1 договора).
В соответствии с п. 2.1 данных договоров экспедитор при наличии у заказчика всех необходимых документов организует прием и перевалку на железнодорожный/автомобильный транспорт грузов заказчика, прибывающих в порт морским транспортом; выполняет другие поручения заказчика, связанные с транспортно-экспедиционным обслуживанием грузов заказчика; организует своевременную оплату порту перевалки груза, внесение всех иных платежей, сборов, пошлин, необходимых при перевалке груза; производит выдачу груза только при условии подтверждения заказчиком оплаты услуг по договорам, оговоренным в Приложениях к договору; по запросу заказчика информирует заказчика о состоянии и движении грузов.
Сторонами подписано приложение N 2 от 11.01.2012 к договору от 01.11.2011 N 4-GGC/11.
Согласно указанному Приложению стороны договора установили стоимость транспортно-экспедиционного обслуживания груза в размере 0,20 долларов США за одну тонну груза. Все ставки указаны без НДС. Экспедитор в рамках транспортно-экспедиторского обслуживания груза оказывает заказчику следующие услуги: прием и переработка товаросопроводительных документов на груз (железнодорожные накладные, декларации на товар); составление данных по наличию груза в виде таблиц на основании товаросопроводительных документов; составление поручений на погрузку и оформление их в ОСТП Новороссийской таможни; составление и согласование проформ грузовых документов (штурманская расписка, коносамент, грузовой манифест) при отправке груза на экспорт морскими судами; согласование с перегрузочными терминалами (ОАО "НСРЗ", ОАО "НМТП") плана завоза грузов; согласование с перегрузочными терминалами (ОАО "НСРЗ", ОАО "НМТП") сроков приема и обработки морских судов под вывоз грузов на экспорт; контроль за соблюдением комплектности партии груза при погрузке на борт судна согласно поручению на погрузку.
Обществом по коду 1010405 раздела 4 представленной декларации по НДС за 1 квартал 2012 г. отражена стоимость экспедиторских услуг в сумме 1 476 928 рублей.
В качестве обоснования доказательства выполнения работ и для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 % по НДС общество представило в налоговую инспекцию договор от 01.11.2011 N 4-GGC/11 с приложением N 2; копии ГТД с отметками "Выпуск разрешен", "Товар вывезен" с указанием количества, заверенные оттиском личной номерной печати сотрудника Магнитогорской таможни; коносаменты с указанием порта разгрузки за пределами таможенной территории Российской Федерации с отметкой капитана о фактическом принятии товара на борт судна; поручения на отгрузку экспортируемых грузов с указанием порта разгрузки с отметкой "Погрузка разрешена" Новороссийской таможни; копии выписок КРФ ОАО "СМП Банк", подтверждающих фактическое поступление выручки за выполненные работы, оказанные услуги от компании "Granter Global Corp.", книги продаж за 1 квартал 2012, копии счетов-фактур, актов выполненных работ, поручений экспедитору и экспедиторских расписок.
Проанализировав представленные заявителем документы, налоговая инспекция пришла к выводу, что комплекс услуг в адрес заказчика, непосредственно связанных с организацией международной перевозки товаров, обществом оказан не был. Инспекция посчитала, что общество не представило документы, на основании которых оказывались услуги по организации международной перевозки товаров; в представленных коносаментах экспортного груза заявитель не выступает ни грузополучателем, ни перевозчиком; заключенные обществом договоры с перевозчиками грузов в качестве документов, подтверждающих организацию международной перевозки грузов, не представлены.
Суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции об ошибочности доводов инспекции.
Согласно пункту 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ. При этом в силу п. 1 ст. 39 НК РФ реализацией товаров признается передача на возмездной основе права собственности на товары одним лицом другому лицу.
До 01.01.2011 в подпункте 2 п. 1 статьи 164 НК РФ содержалось положение о применении ставки 0% в отношении работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны.
Положение данного подпункта распространялось на работы (услуги) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории РФ или ввозимых на территорию РФ товаров, выполняемые (оказываемые) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями (за исключением российских перевозчиков на железнодорожном транспорте), и иные подобные работы (услуги), а также на работы (услуги) по переработке товаров, помещенных под таможенный режим переработки на таможенной территории.
С 01.01.2011 подпункт 2 п. 1 ст. 164 НК РФ утратил силу, вместо него установлен перечень работ (услуг), связанных с экспортом, облагаемых по ставке НДС 0%, разделенный на несколько подгрупп, для каждой из которых предусмотрен подробный перечень документов, обосновывающих право применение ставки 0%.
В соответствии с подпунктом 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ налогообложение по нулевой ставке производится при реализации услуг по международной перевозке товаров. Под международными перевозками товаров понимаются перевозки товаров морскими, речными судами, судами смешанного (река - море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами, при которых пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами территории Российской Федерации.
Действие указанного подпункта распространяется на услуги по предоставлению принадлежащего на праве собственности или на праве аренды (в том числе финансовой аренды (лизинга) железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров для осуществления международных перевозок, а также на транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки.
При этом в целях названной статьи к транспортно-экспедиционным услугам относятся участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров, оформление документов, прием и выдача грузов, завоз-вывоз грузов, погрузочно-разгрузочные и складские услуги, информационные услуги, подготовка и дополнительное оборудование транспортных средств, услуги по организации страхования грузов, платежно-финансовых услуг, услуги по таможенному оформлению грузов и транспортных средств, а также разработка и согласование технических условий погрузки и крепления грузов, розыск груза после истечения срока доставки, контроль за соблюдением комплектной отгрузки оборудования, перемаркировка грузов, обслуживание и ремонт универсальных контейнеров грузоотправителей, обслуживание рефрижераторных контейнеров и хранение грузов в складских помещениях и на открытых площадках экспедитора (абзац 5 подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 НК РФ).
В подпункте 2.1 пункта 1 ст. 164 НК РФ помимо услуг по предоставлению принадлежащего на праве собственности или на праве аренды (в том числе финансовой аренды (лизинга) железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров для осуществления международных перевозок закреплены еще два вида услуг в качестве основания для применения налоговой ставки 0% по НДС - это непосредственно услуги по международной перевозке товаров и транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки. Соответственно, и в первом, и во втором случаях основанием для оказания данных услуг являются отдельные договоры - перевозки и транспортной экспедиции.
В первом случае - договор перевозки, на основании которого перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (ст. 785 ГК РФ). Однако НК РФ в ст. 164 ограничивает возможность применения налоговой ставки 0% только случаями международной перевозки.
Во втором случае - договор транспортной экспедиции, на основании которого одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента - грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.
Согласно пункту 1 статьи 801 ГК РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента- грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.
Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.
В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.
В пункте 2 названной статьи законодатель разделил понятия "экспедитор" и "перевозчик", указав, что правила главы 41 ГК РФ "Транспортная экспедиция" распространяются и на случаи, когда в соответствии с договором обязанности экспедитора исполняются перевозчиком.
Условия выполнения договора транспортной экспедиции определяются соглашением сторон, если иное не установлено законом о транспортно-экспедиционной деятельности, другими законами или иными правовыми актами (пункт 3 статьи 801 ГК РФ).
Таким образом, п. 1 ст. 801 ГК РФ содержит открытый перечень услуг, которые могут являться предметом договора транспортной экспедиции. Квалифицирующим признаком этих услуг является их взаимосвязь с перевозкой. Второй абзац названного пункта содержит некоторые примеры обязанностей, которые могут составить предмет договора транспортной экспедиции. К ним относятся: организация перевозки совместно с консультированием клиента о наиболее приемлемом виде транспорта и маршруте или без такового консультирования; заключение договора перевозки экспедитором от своего имени или от имени клиента; обеспечение отправки, получения груза. С учетом того, что перечень услуг является открытым, а соответствующие нормы - диспозитивными, предметом договора транспортной экспедиции могут быть и иные услуги, связанные с перевозкой.
Договор транспортной экспедиции может предусматривать оказание экспедитором как фактических, так и юридических значимых услуг. Содержание фактических услуг составляют, например, проверка количества и состояния груза, подготовка груза к перевозке, упаковка, пакетирование, нанесение транспортной маркировки на груз, погрузка и выгрузка груза, организация доставки груза на станцию или в порт либо со станции получателю. Наряду с фактическими экспедитору приходится выполнять также юридические действия. Таково согласование с перевозчиком условий перевозки, заключение договоров перевозки от своего имени или от имени клиента, организация перевалки груза на другие виды транспорта, оформление документов на отправление и прием груза от перевозчика, прохождение таможенных процедур, участие в составлении коммерческих актов и другое.
Таким образом, договоры транспортной экспедиции могут принципиально отличатся содержанием обязанностей экспедитора друг от друга. Так, выделяются договоры о транспортно-экспедиционном обеспечении доставки груза получателю, о транспортно- экспедиционном обеспечении завоза (вывоза) грузов со станций железных дорог, в порты (на пристани) и аэропорты, об отдельных транспортно-экспедиционных операциях и услугах. Общим для всех этих видов договоров является то, что действия экспедитора по выполнению или организации выполнения услуг во всех случаях связаны с перевозкой груза.
Число разновидностей договора об отдельных транспортно-экспедиционных операциях и услугах не имеет законченного перечня. Но во всех подобных случаях договоры, заключаемые между экспедиторскими организациями и клиентами, признаются договорами транспортной экспедиции, регулирующими оказание клиенту со стороны экспедитора услуг, связанных с перевозкой груза (определение ВАС РФ от 25.06.2012 N ВАС-4665/12).
Подпунктом 2.1 пункта 1 ст. 164 НК РФ предусмотрено, что налогообложение налогом на добавленную стоимость по ставке 0% производится, в том числе при реализации транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки. Каких-либо дополнительных требований, связанных с транспортно-экспедиционными услугами, в частности непосредственно сама организация международной перевозки законодательством не предусмотрена.
Буквальное толкование нормы, содержащейся в абзаце 5 подпункта 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ, позволяет сделать вывод об установлении законодателем условия применения ставки 0% по НДС при оказании транспортно-экспедиционных услуг, связанных с организацией международной перевозки, т.е. налогоплательщик-экспедитор в данном случае не обязан сам организовывать международную перевозку, но оказываемая им услуга должна быть непосредственно связана с организацией международной перевозки.
Отношения между экспедитором и клиентом регулируются ГК РФ, Федеральным законом от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно - экспедиционной деятельности", постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 N 554 "Об утверждении правил транспортно - экспедиционной деятельности". Согласно п. 4 указанных правил под транспортно- экспедиционными услугами понимаются услуги по организации перевозки груза, заключению договоров перевозки груза, обеспечению отправки и получения груза, а также иные услуги, связанные с перевозкой груза. Осуществление непосредственно самой перевозки груза является правом, а не обязанностью экспедитора, в подпункте 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ не указано, что экспедитор должен выступать организатором перевозки.
В рамках оказания спорных транспортно-экспедиционных услуг обществом оказаны услуги по организации на морском терминале перевалки (погрузки) груза на морское судно в отношении товара, отправляемого на экспорт в рамках международной перевозки. Согласно п. 9 ст. 4 Федерального закона от 08.11.2007 N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" перевалка грузов - это комплексный вид услуг и (или) работ по перегрузке грузов с одного вида транспорта на другой вид транспорта при перевозках в прямом международном сообщении и непрямом международном сообщении, прямом и непрямом смешанном сообщении, в том числе перемещение грузов в границах морского порта и их технологическое накопление, или по перегрузке грузов без их технологического накопления с одного вида транспорта на другой вид транспорта.
Таким образом, оказанные транспортно-экспедиционные услуги по своему факту не могут быть фактически оказаны вне рамок международной перевозки. Следует также отметить, что в соответствии со статьей 17 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации, пунктом 1 статьи 94 Конвенции от 10.12.1982 ООН по морскому праву территория иностранного судна является территорией иностранного государства, под флагом которого оно ходит. Согласно договорам поставки товара, услуги по перевозке которого организовывает заявитель, условием поставки (в терминах INCOTERMS) является FOB ("free on board" - буквально "свободно на борту"), что означает, что продавец осуществил доставку, когда товары перешли через борт судна в указанном порту погрузки. Термин ФОБ требует, чтобы продавец очистил товар для экспорта. Оказав услуги по размещению экспортируемого груза на борту судна, которое не является территорией Российской Федерации, заявитель тем самым оказал транспортно-экспедиционные услуги при организации международной перевозки.
Непосредственно осуществление или организация международной перевозки есть право, а не обязанность экспедитора. Это прямо указано по тексту статьи 801 ГК РФ "Договор транспортной экспедиции", согласно которой договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.
Суд первой инстанции правомерно отклонил довод инспекции о том, что без организации перевозки общество не может являться экспедитором, а взаимоотношения общества с заказчиками не подлежат регулированию по статье 801 ГК РФ, поскольку статья 801 ГК РФ имеет диспозитивный характер, содержит оговорку: "а также другие обязанности, связанные с перевозкой", то есть позволяет расширительное толкование. Договор транспортной экспедиции неразрывно связан с перевозкой груза (п. 1 ст. 801 ГК РФ). Кроме того, общество лишь выполняет условия договора - оказывает услуги при организации международной перевозки товара третьим лицом.
Из представленных в материалы дела актов выполненных работ и счетов-фактур следует, что обществом выполнены работы в соответствии с Приложением N 2 от 11.01.2012 к договору от 01.11.2011 N 4-GGC/11, а именно, прием и переработка товаросопроводительных документов на груз (железнодорожные накладные, декларации на товар); составление данных по наличию груза в виде таблиц на основании товаросопроводительных документов; составление поручений на погрузку и оформление их в ОСТП Новороссийской таможни; составление и согласование проформ грузовых документов (штурманская расписка, коносамент, грузовой манифест) при отправке груза на экспорт морскими судами; согласование с перегрузочными терминалами (ОАО "НСРЗ", ОАО "НМТП") плана завоза грузов; согласование с перегрузочными терминалами (ОАО "НСРЗ", ОАО "НМТП") сроков приема и обработки морских судов под вывоз грузов на экспорт; контроль за соблюдением комплектности партии груза при погрузке на борт судна согласно поручению на погрузку.
Данные услуги по транспортно-экспедиционному обслуживанию в порту Новороссийска относятся к услугам, предусмотренным в подпункте 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ, по оформлению документов, приему и выдаче грузов, погрузочно-разгрузочным и складским услугам, информационным услугам, при организации международной перевозки товаров.
Все перечисленные услуги оказаны обществом в отношении товара, транспортировка которого осуществлялась между двумя пунктами, один из которых находится на территории РФ, другой - за ее пределами, что подтверждается представленными документами (в частности, коносаментами). Сам факт международной перевозки товара налоговая инспекция не оспаривает.
Исходя из представленных в материалы дела доказательств фактически при организации международной перевозки товаров общество оказало транспортно-экспедиционные услуги, отвечающие признакам, указанным в подпункте 2.1 пункта 1 ст. 164 НК РФ.
В соответствии пунктом 3.1 статьи 165 НК РФ при реализации услуг, предусмотренных подпунктом 2.1 пункта 1 статьи 164 НК РФ, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% налогоплательщиками представляются в налоговые органы следующие документы: контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным или российским лицом на оказание указанных услуг; выписка банка (ее копия), подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного или российского лица - покупателя указанных услуг на счет налогоплательщика в российском банке; копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации (ввоз товаров на территорию Российской Федерации).
Общество в соответствии с п. 3.1 статьи 165 НК РФ для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 % представило в налоговую инспекцию полный пакет документов, среди которых договор от 01.11.2011 N 4-GGC/11 с приложением N 2; дополнительное соглашение к договору 4-GGC/11 от 01.11.2011 г.; копии коносаментов на перевозку экспортного груза, с указанием порта разгрузки за пределами таможенной территории РФ, с отметкой капитана судна о фактическом принятии товара па борт судна: N 1 от 14.03.2012 г., N 2, 3 от 15.03.2012 г., N 4 от 11.03.2012 г., N 5 от 12.03.2012 г. - грузоотправитель ОАО "Евраз Нижнетагильский металлургический комбинат" (Evraz N'I'MK), грузополучатель по поручению Evraz Palini Е Bertoli Spa Via Enrico Fermi 28 (Италия), адрес для уведомления Evraz Palini E Bertoli Spa Via Enrico Fermi 28 (Италия), судно Marina F. порт выгрузки Триест, Италия; N 1 от 05.03.2012 г.- грузоотправитель ОАО "Евраз Нижнетагильский металлургический комбинат" (Evraz NTMK), грузополучатель по поручению Т.С. Ziraat Bankasi A.S., адрес для уведомления MecsiesDemir Celiksanayai ve ticare LTD. ST! Kurlulus Man Samayii CD NO 50 78000 Merkez Karabnk TR, судно Vallentina, порт выгрузки Бартип, Турция; копии поручений на погрузку: N 51, 51/1, 51/2, 51/3, 51/4, 51/5, 51/6, 51/7, 51/8, 51/9, 51/10, 51/11. 51/12. 51/13, 51/14, 51/15, 51/16 от 10.03.2012 груза с отметкой Новороссийского таможенного органа "погрузка разрешена 10.03.2012 г.", N 51/17, 51/18 от 12.03.2012 груза с отметкой Новороссийского таможенного органа "погрузка разрешена - 12.03.2012 г.", заверенной печатью и подписью таможенного органа, согласно которому: грузоотправитель - ОАО "Евраз Нижнетагильский металлургический комбинат", получатель - "EAST METALS АС" (Швейцария), согласно погрузинструкций компании "EAST METALS AG", место погрузки ОАО "НМТП", порт выгрузки Италия, поручение па погрузку оформляет ООО "Бриг"; N 33, 33/1, 33/2 от 21.02.2012 г. груза с отметкой Новороссийского таможенного органа "погрузка разрешена - 21.02.2012 г.", N 33/3 от 29.02.2012 г. груза с отметкой Новороссийского таможенного органа "погрузка разрешена - 29.02.2012 г.", заверенной печатью и подписью таможенного органа, согласно которому: грузоотправитель - ОАО "Евраз Нижнетагильский металлургический комбинат", получатель; - "EAST METALS AG" (Швейцария), согласно погрузинструкций компании "EAST METALS AG", место погрузки ОАО "НМТП", порт выгрузки Турция, поручение на погрузку оформляет ООО "Бриг"; N 36 от 27.02.2012 г. груза с отметкой Новороссийского таможенного органа "погрузка разрешена - 27.02.2012 г.", заверенной печатью и подписью таможенника, согласно которому: отправитель - ОАО " Магнитогорский Металлургический Комбинат", получатель - ММК Trading АС(Швсйцария), согласно погрузинструкций грузоотправитель Fercomctal SAS (Франция), грузополучатель KG Fcrsped GmdH тСо(Германия), место погрузки ОАО "НСРЗ", порт выгрузки Гунне, поручение на погрузку оформляет ООО "Бриг"; книга продаж за 1 квартал 2012 г., копии счетов-фактур, копии актов выполненных работ; банком представлена выписка по операциям на счете организации КРФ ОАО "СМП Банк".
Оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд первой инстанции правомерно установил, что услуги по оформлению заявителем указанных документов, необходимых для международной перевозки груза, осуществляются с единственной целью - организовать международную перевозку груза.
В связи с изложенным суд апелляционной инстанции согласен с выводом суда первой инстанции о наличии у общества права на применение ставки по НДС 0% по спорным транспортно-экспедиционным услугам, оказанным при организации международной перевозки.
Довод инспекции о том, что такие услуги, как составление данных по наличию груза в виде таблиц на основании товаросопроводительных документов и согласование с перегрузочными судов под вывод грузов на экспорт, обозначенные в приложении от 11.02.2012 N 2 к договору от 01.11.2011 N 4-GGC/11, не предусмотрены подпунктом 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ (с учетом классификации ГОСТ Р 52298-2004), не могут быть приняты, поскольку иная формулировка оказанных транспортно-экспедиционных услуг по сравнению с перечисленными законодателем в подпункте 1 п. 1 ст. 164 НК РФ не означает, что эти услуги нельзя признать транспортно-экспедиционными и они по содержанию не совпадают с услугами перечисленными законодателем, а также названное не опровергает факт их оказания при международной перевозке товаров.
Суд первой инстанции правомерно отклонил довод инспекции о том, что для квалификации договора в качестве транспортной экспедиции необходимо, чтобы общество доказало наличие у него статуса грузоотправителя или грузополучателя. Договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено заключение договоров с перевозчиком экспедитором от своего имени, тогда статусом грузоотправителя будет обладать сам экспедитор. Подобный подход отражен в постановлении Президиума ВАС РФ от 21.12.2010 N 11612/10.
Апелляционной коллегией так же отклоняется довод инспекции о том, что деятельность заявителя облагается по ставке 0% при оказании им транспортно-экспедиционных услуг по организации международной перевозки на основании договора транспортной экспедиции, а применение нулевой ставки НДС в отношении транспортно-экспедиционных услуг юридическим лицам, не организующим международную перевозку вывозимых за пределы территории РФ товаров, нормами п. 1 ст. 164 НК РФ не предусмотрено. То есть налоговый орган считает, что такие услуги должны оказываться именно при организации международной перевозки, а если они оказывались не на основании непосредственно договора транспортной экспедиции, то реализация таких услуг подлежит налогообложению на основании п.3 ст. 164 НК РФ по налоговой ставки 18%. Согласно Письмам Минфина РФ транспортно-экспедиционные услуги, оказанные в рамках договора, не являющегося договором транспортной экспедиции, облагаются НДС по ставке 18 процентов.
При принятии решения судом первой инстанции принята во внимание правовая позиция, содержащаяся в постановлениях Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16.05.2013 по делу N А32-43736/2011, Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2014 по делу N А32-32161/2012.
Постановлением ФАС Северо-Кавказского округа от 29.05.2014 по делу N А32-37070/2012 суд установил, что общество реализовывало услуги по перевалке грузов. Исследовав условия договоров, характер и содержание оказанных обществом услуг, суд кассационной инстанции пришел к следующему выводу: спорные услуги неразрывно связаны с процессом организации перевозки грузов и являются необходимым элементом осуществления международной перевозки товаров морским транспортом. В силу этого они относятся к транспортно-экспедиционным услугам.
Аналогичная позиция изложена в постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 18.01.2010 по делу N А32-26882/2009-59/539, постановлении ФАС Дальневосточного округа от 29.04.2009 по делу N А73-13050/2008, постановлении ФАС Московского округа от 30.04.2009 по делу N А40-54927/08-75-208.
Учитывая изложенные выше обстоятельства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии у налогового органа достаточных правовых оснований для принятия оспариваемого решения, следовательно, требование общество правомерно удовлетворено в полном объеме.
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
В связи с этим вывод суда о наличии у налогоплательщика права на применение ставки 0% по спорным транспортно-экспедиционным услугам, оказанным им при организации международной перевозки основан на правильном применении норм права к установленным им конкретным обстоятельствам, соответствует имеющимся в материалах дела доказательствам.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность сделанных судом первой инстанции и подтвержденных материалами дела выводов. Учитывая изложенное, фактические обстоятельства дела, суд апелляционной инстанции считает, что заявленные требования общества суд первой инстанции верно удовлетворил.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 АПК РФ, не имеется.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судом первой инстанции правильно распределены судебные расходы.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.05.2014 по делу N А32-2065/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.В. Шимбарева |
Судьи |
Д.В. Николаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-2065/2014
Истец: ООО "Бриг"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску Краснодарского края
Третье лицо: ИФНС РФ по г. Новороссийску