г. Москва |
|
05 сентября 2014 г. |
Дело N А41-8379/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 сентября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 сентября 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Немчиновой М.А.,
судей Игнахиной М.В., Мищенко Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания Келехсаевым Д.О.
при участии в заседании:
представители заявителя Государственного учреждение - Управления Пенсионного фонда РФ N 13 по г.Москве и Московской области, заинтересованного лица Федерального бюджетного учреждения - войсковая часть 72175 и третьего лица Федерального казенного учреждения "Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации"в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании дело N А41-8379/14 по заявлению Государственного учреждение - Управления Пенсионного фонда РФ N 13 по г.Москве и Московской области к Федеральное бюджетное учреждение - войсковая часть 72175 о взыскании финансовых санкций, с участием третьего лица - Федерального казенного учреждения "Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации",
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 13 по г. Москве и Московской области (далее - пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Федеральному бюджетному учреждению - войсковая часть 72175 (далее - войсковая часть N 72175, ответчик) о взыскании штрафа в размере 208 623 рублей.
Решением Арбитражного суда Московской области от 24 марта 2014 года заявленные требования пенсионного фонда удовлетворены частично. С войсковой части N 72175 в пользу пенсионного фонда взыскан штраф в размере 10 000 руб., а в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано (л.д. 42-43).
Не согласившись с указанным судебным актом, Федеральное казенное учреждения "Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации" в порядке статьи 42 АПК РФ обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой решение Арбитражного суда Московской области считает незаконным и необоснованным, вынесенным при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, с нарушением норм материального права.
Определением от 06 августа 2014 года суд перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела судом первой инстанции.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное казенное учреждение "Единый расчетный центр Министерства обороны РФ" (далее - ФКУ "ЕРЦ МО РФ").
Основанием для перехода к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции явились следующие обстоятельства.
Апелляционным судом установлено, что решением Министра обороны РФ, выраженном в директиве данного должностного лица от 10 июня 2010 года N Д-60дсп "Об организационных мероприятиях, направленных на совершение финансовой деятельности Минобороны России", с 1 января 2011 года с воинских частей Вооруженных Сил РФ, исключена функция финансирования и распоряжения денежными средствами. При этом созданы новые подразделения, которые осуществляют с 01 января 2011 года финансирование воинских частей.
Финансирование ФБУ войсковая часть 72175 ведется через ФКУ "Единый расчетный центр Министерства обороны РФ".
ФКУ "ЕРЦ МО РФ" осуществляет свою деятельность на основании Положения о Федеральном казенном учреждении "Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации", утвержденного Министром обороны Российской Федерации 21 октября 2011 года, в соответствии с пунктом 19 которого на ФКУ "ЕРЦ МО РФ" возложены полномочия по своевременному проведению расчетов, в том числе с бюджетами бюджетной системы РФ и государственными внебюджетными фондами, составлению и предоставлению отчетности.
Указанные полномочия возложены на ФКУ "ЕРЦ МО РФ" с 2012 года.
Во исполнение своих полномочий ФКУ "ЕРЦ МО РФ" в рамках предоставленных лимитов бюджетных обязательств с 2012 года осуществляет выплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование военнослужащих.
Таким образом, предоставление сведений в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 13 по г. Москве и Московской области, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 2013 год от имени ФБУ войсковая часть 72175 осуществляло ФКУ "ЕРЦ МО РФ".
Согласно пункту 4 части 4 статьи 270 АПК РФ принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, является безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции.
В связи с этим решение суда первой инстанции подлежит отмене по безусловным основаниям.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ в отсутствие представителей ГУ - Главного Управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 13 по г. Москве и Московской области, ФБУ - войсковая часть 72175, ФКУ "Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации", извещенных надлежащим образом о дате и времени судебного заседания.
Информация вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Десятого арбитражного апелляционного суда (www.10aas.arbitr.ru) и на сайте (www.arbitr.ru) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27 июля 2010 года N 228-ФЗ, вступившего в силу 01 ноября 2010 года).
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд находит подлежащими частичному удовлетворению требования пенсионного фонда.
Как следует из материалов дела, ФБУ - войсковая часть 72175 зарегистрировано в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ N 13 по г. Москве и Московской области в качестве страхователя.
ФБУ - войсковая часть 72175 не представлены в установленный законом срок сведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования по форме АДВ-6-2 за 3 квартал 2012 года.
Выявив указанные обстоятельства, пенсионный фонд составил акт от 16 августа 2013 года N 155 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования (л.д. 9-10).
Рассмотрев материалы проверки, пенсионный фонд принял решение от 13 сентября 2013 года N 128 о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, которым привлек ответчика к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ, в виде штрафа в сумме 208 623 руб. (л.д. 15-16).
Требования пенсионного фонда от 03 октября 2013 года N 103 об уплате финансовой санкции в Пенсионный фонд Российской Федерации за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования ответчиком исполнено не было, что послужило основанием для обращения пенсионного фонда в суд с рассматриваемым заявлением (л.д. 20).
Изучив материалы дела, апелляционный суд приходит к выводу о снижении страхователю назначенного наказания до 1000 рублей в связи со следующим.
Согласно подпункту 1 пункта 9 статьи 15 Федерального закона N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" плательщики страховых взносов ежеквартально представляют в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в фонды обязательного медицинского страхования. Вместе с расчетом по начисленным и уплаченным страховым взносам, предусмотренным настоящим пунктом, плательщик представляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице, установленные в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
В силу пункта 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) сведения, предусмотренные подпунктами 1-10 данного пункта: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; сумму заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования; сумму начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования; другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии; суммы страховых взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом профессиональной пенсионной системы; периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом профессиональной пенсионной системы.
Согласно пункту 4 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ указанные сведения представляются по формам, определяемым Пенсионным фондом Российской Федерации. Копия сведений о каждом застрахованном лице передается указанному лицу страхователем в этот же срок.
Данные формы документов утверждены постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 31 июля 2006 года N 192п "О формах документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и инструкции по их заполнению" (зарегистрировано в Минюсте России 23 октября 2006 года за номером 8392, опубликовано в издании "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти" от 27 ноября 2006 года N 48, от 04 декабря 2006 года N 49).
В силу абзаца 1 статьи 16 Закона N 27-ФЗ органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право требовать от страхователей, в том числе физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, своевременного и правильного представления сведений, определенных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Как следует из диспозиции вышеуказанной нормы, она устанавливает ответственность за два отдельных состава правонарушений:
- непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования;
- представление неполных и (или) недостоверных сведений.
Как следует из материалов дела, ответчиком за отчетный период - 3 квартал 2012 года сведения необходимые для индивидуального (персонифицированного) учета представлены 14 августа 2013 года, то есть с нарушением установленного срока.
Таким образом, ответчиком не исполнена в установленные сроки возложенная на него законом обязанность по представлению полных и достоверных сведений, необходимых для индивидуального (персонифицированного) учета за 2 квартал 2012 года, в связи с чем пенсионный фонд правомерно привлек войсковую часть к ответственности.
Вместе с тем, при проверке расчета суммы штрафа, апелляционным судом установлено следующее
Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" были внесены изменения в части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, согласно которым за непредставление в установленные сроки необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах к такому страхователю применяются финансовые санкции в виде взыскания 5 процентов от суммы страховых взносов, начисленной к уплате в Пенсионный фонд Российской Федерации за последние три месяца отчетного периода, за который не представлены в установленные сроки либо представлены неполные и (или) недостоверные сведения о застрахованных лицах. Указанные изменения вступили в силу с 1 января 2014 года.
Согласно внесенным изменениям смягчена ответственность страхователя за непредставление либо представление неполных и (или) недостоверных сведений персонифицированного учета, размер санкции составляет 5 процентов от суммы страховых взносов, начисленных к уплате в ПФР за последние три месяца отчетного периода, за который не представлены (представлены неполные или недостоверные) сведения.
Согласно общему принципу, предусмотренному частью 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации, никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
Закон, смягчающий или отменяющий ответственность либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого решение о наложении штрафа не исполнено.
Статья 54 Конституции Российской Федерации имеет прямое действие. Ее нормы подлежат применению и в тех случаях, когда в том или ином законе или нормативном правовом акте они не нашли соответствующего отражения.
В соответствии с пунктом 4.3 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20 апреля 2006 года N 4-П императивное по своему характеру правило части 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации, предписывающее применять новый закон в случаях, когда после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, не предполагает наличие у суда или иного органа, применяющего закон, дискреционных полномочий, которые позволяли бы ему в таких случаях игнорировать действие этого закона.
Следовательно, заявление о взыскании санкции за рассматриваемое правонарушение, допущенное страхователем до 1 января 2014 года, может быть удовлетворено судом лишь в части, не превышающей максимального ее размера, установленного действующей редакцией частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, а именно в размере пяти процентов от суммы страховых взносов, начисленных за последний отчетный период, вместо санкции в размере десяти процентов, действовавшей до 1 января 2014 года.
С учетом изложенных норм сумма штрафа должна составить 104 311 руб. 50 коп.
Вместе с тем, частью 4 пункта 6 статьи 39 Закона N 212-ФЗ установлено, что в ходе рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, в том числе, выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного данным Федеральным законом.
Частью 4 пункта 1 статьи 44 Закона N 212-ФЗ установлен неограниченный круг обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение правонарушения, которые могут быть признаны таковыми судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело.
Согласно пункту 4 статьи 44 указанного Закона обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, устанавливаются судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, и учитываются при привлечении к указанной ответственности.
Из совокупного толкования названных норм следует, что орган контроля за уплатой страховых взносов при рассмотрении материалов проверки о правонарушении и определении размера штрафа должен выявлять и учитывать смягчающие ответственность плательщика страховых взносов обстоятельства в силу прямого указания закона.
В рассматриваемом случае из решения органа ПФР не усматривается, что при его вынесении устанавливались обстоятельства, смягчающие ответственность общества за совершение правонарушения.
Между тем, с 2012 года деятельность по выплате денежного довольствия военнослужащим и гражданскому персоналу Вооруженных Сил Российской Федерации централизованно осуществляет ФКУ "ЕРЦ МО РФ".
Приказом заместителя Министра обороны Российской Федерации от 29 июня 2012 года N 12 организовано зачисление военнослужащих и лиц гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил РФ на финансовое обеспечение ФКУ "ЕРЦ МО РФ".
ФКУ "ЕРЦ МО РФ" реализует государственную, социальную, финансовую и налоговую политику в сфере деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пунктам 18-19 Положения о ФКУ "ЕРЦ МО РФ" в компетенцию данного учреждения входит своевременное проведение расчетов, в том числе с бюджетами бюджетной системы Российской Федерации и внебюджетными фондами, составление и предоставление отчетности.
Централизация системы оплаты страховых взносов по месту нахождения головной организации - Министерства обороны Российской Федерации и ее уполномоченного финансового учреждения - ФКУ "ЕРЦ МО РФ" осуществлялась в соответствии с разъяснением Заместителя председателя правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 06 октября 2010 года N ТМ-30-19/10590 "Об уплате страховых взносов за воинские формирования" (ответ на запрос заместителя Министра обороны Российской Федерации по финансово-экономической работе от 13 августа 2010 года исх. N 205/181/4/348). В данном письме было указано, что при переходе организации на централизованную уплату страховых взносов обособленные подразделения данной организации утрачивают признаки самостоятельности. Уплата (перечисление) страховых взносов и представление отчетности по ним осуществляется в составе платежей и отчетности по страховым взносам головной организации по месту ее нахождения с момента централизации учета.
В соответствии с полномочиями, делегированными Министерством обороны Российской Федерации, ФКУ "ЕРЦ МО РФ" представило в Государственное учреждение - Управление N 7 Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 10 по г. Москве и Московской области единый отчет за все юридические лица Министерства обороны Российской Федерации, за 3 квартал 2012 года, что подтверждается электронной квитанцией от 15 ноября 2012 года.
Перечисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование за указанный период были произведены в полном объеме, что подтверждается платежным документами на оплату страховых взносов на страховую и накопительную часть трудовой пенсии, а также на оплату страховых взносов в ФФОМС.
На совместном совещании Департаментов Министерства обороны Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации и ФКУ "ЕРЦ МО РФ" 24 сентября 2012 года было принято решение о сдаче отчетов за каждое юридическое лицо в отдельности (Протокол от 24 сентября 2012 года).
Во исполнение данного решения ФКУ "ЕРЦ МО РФ" представило в Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда по г. Москве и Московской области реестры платежей за 3 квартал 2012 года в разрезе платежей с разбивкой по каждому юридическому лицу для зачисления в территориальные управления по месту регистрации организации с последующим представлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета и Расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам.
Требование Пенсионного фонда РФ о сдаче отчетности за каждое юридическое лицо в отдельности было выполнено.
В соответствии с пунктом 10 статьи 15 Закона N 212-ФЗ уточненный отчет за 3 квартал 2012 года направлен с использованием информационно-телекоммуникационных сетей ЗАО "ПФ "СКБ Контур" 15 ноября 2012 года.
Факт получения территориальным управлением Пенсионного фонда РФ сведений индивидуального (персонифицированного) учета подтверждается электронной квитанцией.
При этом каких-либо обстоятельств, отягчающих ответственность, органом ПФР при вынесении решения о привлечении к ответственности не установлено.
Изучив материалы дела, апелляционный суд расценивает в качестве обстоятельств, смягчающих ответственность ответчика, то, что правонарушение совершено ответчиком не умышленно; правонарушение не повлекло вредных последствий для бюджета ПФР, страховые взносы ответчиком были уплачены своевременно и в полном объеме; обстоятельства организационного характера, связанные с реорганизацией структурных подразделений Министерства обороны Российской Федерации; ответчик является некоммерческой военной организацией - государственным учреждением Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющей социально и государственно необходимую деятельность по обеспечению защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, а финансирование его расходов осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Доказательств обратного органом ПФР не представлено.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлениях от 11 марта 1998 года N 8-П, от 12 мая 1998 года N 14-П, от 15 июля 1999 года N 11-П отметил, что санкции должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности. Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, компенсационного характера применяемых санкций, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств.
На основании изложенного апелляционный суд приходит к выводу о снижении размера назначенного штрафа до 1000 рублей.
Руководствуясь частью 6.1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 24 марта 2014 года по делу N А41-8379/14 отменить.
Взыскать с Федерального Бюджетного учреждения "Войсковая часть 72175", зарегистрированного в качестве юридического лица за номером 1095031005508 по адресу: Московская область, г. Ногинск, в пользу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 13 по г. Москве и Московской области штраф в размере 1 000 рублей.
В удовлетворении остальной части заявления - отказать.
Председательствующий |
М.А. Немчинова |
Судьи |
М.В. Игнахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-8379/2014
Истец: ГУ-УПФ РФ N13 по г. Москве и Московской области, ФКУ "Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации"
Ответчик: ФБУ Войсковая часть 72175
Третье лицо: ФБУ Войсковая часть 72175