Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12 декабря 2014 г. N Ф08-8713/14 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
18 сентября 2014 г. |
дело N А32-34063/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 сентября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 сентября 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.
судей Сулименко О.А, Филимоновой С.С.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Щегровой Н.А.
при участии:
от Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю: Кондакова Андрея Валентиновича по доверенности от 02.12.2013; Беспечной Екатерины Александровны по доверенности от 06.05.2013 N 240;
от общества с ограниченной ответственностью "Научно-производственное объединение "Современные диагностические системы": Серпковой Натальи Анатольевны по доверенности от 07.10.2013; Кутергиной Зульфии Файзулловны по доверенности от 16.06.2014,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.05.2014 по делу N А32-34063/2012
принятое в составе судьи Погорелова И.А.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Научно-производственное объединение "Современные диагностические системы"
к Главному управлению МЧС России по Краснодарскому краю при участии третьих лиц: открытого акционерного общества "Центр передачи технологий строительного комплекса Краснодарского края "Омега", общества с ограниченной ответственностью "Кубань Универсал Проект"
о признании недействительным ненормативного правового акта
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Научно-производственное объединение "Современные диагностические системы" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Краснодарскому краю (далее - ГУ МЧС по Краснодарскому краю, управление) о признании недействительными отдельных положений (пункты 5 (частично), 6, 7, 8, 9) ненормативного правового акта "Технические условия на сопряжение структурированной системы мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений (СМИС) объекта "Крытый конькобежный центр вместимостью 8 тыс. зрителей. Имеретинская низменность (проектные и строительные работы, строительство)" с ЦОУ Олимпиады, ЦУКС МЧС России по г. Сочи и Федеральным казенным учреждением "Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю" (с учетом уточнения первоначально заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на предмет спора, привлечены ОАО "Центр передачи технологий строительного комплекса Краснодарского края "ОМЕГА" и ООО "Кубань Универсал Проект".
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 07.05.2013, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 25.07.2013, в удовлетворении заявленных требований отказано. Суды пришли к выводу о том, что заявитель не представил в материалы дела достаточные доказательства несоответствия обжалованного ненормативного акта закону или иному правовому акту, а также нарушение охраняемых законом интересов общества.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10.12.2013 решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.05.2013 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2013 по делу N А32-34063/2012 отменены. Дело передано на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края. Суд кассационной инстанции указал, что суды не проверили довод общества о том, что в заключенном с ним договоре отсутствует обязанность общества применять ГОСТ Р 22.1.12-2005 с учетом Изменений N 1, и сделали вывод о том, что Технические условия выданы управлением в рамках имеющихся у него полномочий и в соответствии с ОТТ СМИС. При этом судебные инстанции не указали нормы права, свидетельствующие о наличии у управления полномочий для выдачи обществу Технических условий. Сделав вывод о том, что пункты 6 - 9 Технических условий не противоречат закону и не нарушают права и законные интересы общества, судебные инстанции не исследовали вопрос о наличии у управления права для выдачи Технических условий и не оценили доводы общества о необходимости применения при рассмотрении данного дела Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях".
При новом рассмотрении дела решением суда от 15.05.2014 заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что управление не доказало законности возложения на общество обязанности исполнения требований, перечисленных в пунктах 5-9 Технических условий.
Не согласившись с данным судебным актом, ГУ МЧС по Краснодарскому краю обжаловало его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение суда от 15.05.2014 отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. В обоснование апелляционной жалобы управление указывает, что ГОСТ Р 22.1.12-2005 включен в утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 N 1047-р перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", следовательно, указанный ГОСТ подлежит обязательному применению. Поскольку в пунктах 1, 4.1, 4.3, 4.6, 4.7 и 4.8 ГОСТ Р22.1.12-2005 определен порядок информационного сопряжения данных от Структурированной системы мониторинга и управления инженерными системами (далее - СМИС) только с единой дежурно-диспетчерской службой города, района, заявителю было предложено исполнить ГОСТ Р 22.1.12-2005 с учетом Изменения N 1. Оспариваемые пункты Технических условий были предложены обществу в соответствии с требованиями Организационно-технических требований к реализации структурированных систем мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений (СМИС) на объектах Олимпиады, утвержденными МЧС России. Управлением в силу возложенных на него полномочий является уполномоченным органом на выдачу Технических условий. Оспариваемые Технические условия на сопряжение СМИС объекта выданы по обращению общества (письмо от 06.04.2012 N 740-12).
Представители ГУ МЧС России по Краснодарскому краю в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержали. Просили решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Представители ООО НПО "СОДИС" в судебном заседании против доводов апелляционной жалобы возражали. Считают решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
ОАО "Центр передачи технологий строительного комплекса Краснодарского края "ОМЕГА" в пояснениях от 10.09.2014 указало, что считает решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.05.2014 законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании договора от 30.12.2010 N З-53-10 общество обязалось выполнить для ООО "Кубань Универсал Проект" работы по разработке разделов проекта "Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами (СМИС)", "Система связи и управления в кризисных ситуациях", "Система мониторинга несущих конструкций" на стадии "Рабочая документация" объекта "Крытый конькобежный центр вместимостью 8 тыс. зрителей, Имеретинская низменность".
В приложении N 2 к названному договору стороны согласовали "Техническое задание и архитектурно-планировочные решения".
Пунктом 6 технического задания установлен перечень нормативных документов, в том числе ГОСТ Р 22.1.12-2005 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений. Общие требования", утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28.03.2005 N 65-ст.
В целях соблюдения требований ГОСТ Р 22.1.12-2005 управление направило обществу "Технические условия на сопряжение структурированной системы мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений (СМИС) объекта "Крытый конькобежный центр вместимостью 8 тыс. зрителей. Имеретинская низменность (проектные и строительные работы, строительство)" с ЦОУ Олимпиады, ЦУКС МЧС России по г. Сочи и Федеральным казенным учреждением "Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю" (далее - Технические условия).
В пункте 5 Технических условий указано, в том числе: в спецификации оборудования, изделий и материалов, локальной смете на оборудование проекта СМИС объекта заложить технические и программные средства для реализации данных ТУ, учитывая требования ТУ провайдера; в сметах на строительно-монтажные и пусконаладочные работы предусмотреть затраты на реализацию данных ТУ и ТУ провайдера.
Пунктом 6 Технических условий предусмотрено, что СМИС объекта должна соответствовать требованиям ГОСТ Р 22.1.12-2005 (в редакции приказа Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 01.06.2011 N 110-ст), специальных технических условий на создание СМИС.
В силу пункта 7 Технических условий реализация, проектирование СМИС объекта, строительно-монтажные и пуско-наладочные работы по СМИС должны осуществляться специализированными организациями, сотрудники которых имеют дипломы (свидетельства, удостоверения) государственного образца о специальной подготовке (повышении квалификации) в соответствии с требованиями пункта 4.12 ГОСТ Р 22.1.12-2005 (в редакции приказа Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 01.06.2011 N 110-ст).
В соответствии с пунктом 8 Технических условий программно-технический комплекс СМИС (далее - ПТК СМИС) должен соответствовать утвержденным в МЧС России техническим требованиям к ПТК СМИС объектового уровня РСЧС, сопрягаемыми с автоматизированными системами органов повседневного управления РСЧС.
Согласно пункту 9 Технических условий для реализации сопряжения с ПТК СМИС/СМИК ЦУКС по Краснодарскому краю ПТК СМИС объекта должен иметь акт подтверждения соответствия техническим требованиям, выдаваемый ФГУ Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России (федеральным центром науки и высоких технологий) в соответствии с утвержденным в МЧС России "Порядком утверждения соответствия мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений объектов техническим требований к программно-техническим комплексам СМИС объектового уровня РСЧС, сопрягаемых с автоматизированными системами органов повседневного управления РСЧС".
Полагая, что вышеназванные пункты 5 (в части), 6 - 9 Технических условий противоречат закону и нарушают его права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктами 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или отдельных положений, решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт, действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Выданные управлением заявителю Технические условия обосновано квалифицированы судом первой инстанции как ненормативный акт, поскольку указанный документ выдан органом, осуществляющим публичные полномочия, и содержит сформулированные в императивной форме требования к заявителю.
Таким образом, оспариваемые обществом пункты Технических условий могут быть признаны незаконными только при наличии совокупности двух условий: несоответствия их закону и нарушения ими прав и законных интересов заявителя по делу.
Наличие совокупности указанных условий суд первой инстанции обоснованно посчитал доказанным.
Приказом от 01.06.2011 N 110-ст "Об утверждении изменения к национальному стандарту" внесены Изменения N 1 в ГОСТ Р 22.1.12-2005 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений. Общие требования", которые подлежат применению на добровольной основе, а именно:
пункт 4.11 дополнен абзацем:
"Программно-технические средства СМИС объектов должны иметь подтверждение соответствия техническим требованиям сопряжения с автоматизированными системами органов повседневного управления РСЧС в соответствии с (1)".
Пункт 4.12 изложен в новой редакции:
"4.12. Проектирование и строительство СМИС должны осуществлять организации, имеющие свидетельства саморегулируемых организаций о допуске к работам в области мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Специалисты указанных организаций должны иметь дипломы (свидетельства, удостоверения) государственного образца о специальной подготовке (повышении квалификации) по образовательным программам в данной области, включая СМИС, (9), (10)".
Раздел 4 дополнен пунктом 4.13:
"4.13. В случае, если для подготовки проектной документации по СМИС требуется отступление от требований стандартов и сводов правил в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, недостаточно требований, установленных нормативными документами, или такие требования не установлены, разработке проектной документации по СМИС должна предшествовать разработка специальных технических условий.
Разработка специальных технических условий должна проводиться проектной, научно-исследовательской или другой организацией в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в соответствии с техническим заданием заказчика (инвестора) и (11), (12), ГОСТ 2.114".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 458 "Об обеспечении безопасности олимпийских объектов, предусмотренных Программой строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта, в период их строительства" установлены требования о необходимости согласования заданий на проектирование олимпийских объектов с МЧС России.
Во исполнение данного Постановления Приказом ФСБ России от 27.08.2009 N 417 утвержден Перечень олимпийских объектов, задания на проектирование которых подлежат согласованию с МЧС России, в который включен и объект - "Крытый конькобежный центр вместимостью 8 тыс. зрителей. Имеретинская низменность (проектные и строительные работы, строительство)".
Объекты олимпийского строительства, указанные в Приказе ФСБ России от 27.08.2009 N 417, подлежат оборудованию на них СМИС.
В пункте 5 выданных обществу Технических условий указано, в том числе, на необходимость заложить в спецификации оборудования, изделий и материалов, локальной смете на оборудование проекта СМИС объекта технические и программные средства для реализации данных ТУ, учитывая требования ТУ провайдера и предусмотреть в сметах на строительно-монтажные и пусконаладочные работы затраты на реализацию данных ТУ и ТУ провайдера.
Учитывая, что на момент обращения в управление проектирование спорного объекта завершено, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о необоснованном возложении на заявителя обязанности по включению в проектную документацию вышеназванных положений.
Пунктом 6 Технических условий предусмотрено, что СМИС объекта должна соответствовать требованиям ГОСТ Р 22.1.12-2005 (в редакции приказа Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 01.06.2011 N 110-ст), специальных технических условий на создание СМИС.
Между тем, с учетом положений статьи 2, 15 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", оценив содержания Приказа Росстандарта от 01.06.2011 N 110-ст, внесенные Изменения N 1 не носят обязательного характера и применяются на добровольной основе, в связи с чем, не имеют признаков нормативного правового акта.
Таким образом, установленные положения не являются обязательными для общества и не могут нарушать его права в сфере проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки.
Включение ГОСТ Р 22.1.12-2005 в перечень обязательных национальных стандартов не делают общеобязательными положения Изменений N 1, поскольку в тексте Приказа указывается на "добровольное применение изменений", в связи с чем, данные положения уполномоченным органом фактически исключаются из нормативно-обязательного поля действия ГОСТ.
Аналогичный вывод содержится в постановлении Федерального арбитражного суда Московского округа от 31 октября 2012 года по делу N А40-5298/12-147-48.
Пункт 7 Технических условий также воспроизводит положения пункта 4.12 приказа Ростехнадзора от 01.06.2011 N 110-СТ, согласно которому реализация, проектирование СМИС объекта, строительно-монтажные и пуско-наладочные работы по СМИС должны осуществляться специализированными организациями, сотрудники которых имеют дипломы (свидетельства, удостоверения) государственного образца о специальной подготовке (повышении квалификации).
Пунктом 4.11 ГОСТ Р 22.1.12-2005 с учетом Изменений, внесенных приказом Ростехнадзора от 01.06.2011 N 110-СТ также предусмотрено, что программно-технические средства СМИС объектов должны иметь подтверждение соответствия техническим требованиям сопряжения с автоматизированными системами органов повседневного управления РСЧС.
В соответствии с пунктом 8 Технических условий программно-технический комплекс СМИС должен соответствовать утвержденным в МЧС России техническим требованиям к ПТК СМИС объектового уровня РСЧС, сопрягаемыми с автоматизированными системами органов повседневного управления РСЧС.
Согласно пункту 9 Технических условий для реализации сопряжения с ПТК СМИС/СМИК ЦУКС по Краснодарскому краю ПТК СМИС объекта должен иметь акт подтверждения соответствия техническим требованиям, выдаваемый ФГУ Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России (федеральным центром науки и высоких технологий) в соответствии с утвержденным в МЧС России "Порядком утверждения соответствия мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений объектов техническим требований к программно-техническим комплексам СМИС объектового уровня РСЧС, сопрягаемых с автоматизированными системами органов повседневного управления РСЧС".
Между тем, статьей 20 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" предусмотрены формы подтверждения соответствия: добровольное - в форме добровольной сертификации и обязательное - в форме принятия декларации о соответствии и обязательной сертификации. При этом названным Законом не предусмотрено других форм обязательного подтверждения соответствия. Следовательно, возложение на заявителя обязанности получить акт подтверждения соответствия техническим требованиям программно-технического комплекса СМИС не соответствует Закону о техническом регулировании.
Таким образом, вышеназванные пункты выданных заявителю Технических условий направлены на выполнение требований ГОСТ Р 22.1.12-2005 с Изменениями N 1, носящими необязательный характер. Следовательно, возложение на заявителя обязанности по их выполнению необоснованно.
Суд кассационной инстанции в постановлении от 10.12.2013 по настоящему делу указал на необходимость проверки наличия у управления полномочий на выдачу технических условий на сопряжение структурированной системы мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений (СМИС) объекта.
Пунктом 8 статьи 6 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" предусмотрено, что в случае, если для подготовки проектной документации требуется отступление от требований, установленных включенными в указанный в части 1 статьи 6 Закона перечень национальными стандартами и сводами правил, недостаточно требований к надежности и безопасности, установленных указанными стандартами и сводами правил, или такие требования не установлены, подготовка проектной документации и строительство здания или сооружения осуществляются в соответствии со специальными техническими условиями, разрабатываемыми и согласовываемыми в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом ГК "Олимпстрой" от 29.06.2011 N 406 утверждены Типовые требования по обеспечению комплексной безопасности, предъявляемые к олимпийским объектам, предусмотренным Перечнем олимпийских объектов, задания на проектирование которых подлежат согласованию МВД России, МЧС России, ФСБ России, ФСО России, в соответствии с пунктом 6.1.5 которых на данных категориях олимпийских объектов должны разрабатываться специальные технические условия для создания и эксплуатации СМИС.
Порядок разработки и согласования специальных технических условий утвержден приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 01.04.2008 N 36 "О порядке разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства" (далее - Порядок).
Пунктом 4 Порядка установлено, что разработка специальных технических условий проводится в соответствии с техническим заданием заказчика (инвестора) проектной организацией, научно-исследовательской или другой организацией, обладающей научно-техническим потенциалом и опытом практической работы в соответствующей области.
С учетом положения вышеназванных норм, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что проектной организацией, научно-исследовательской или другой организацией, обладающей научно-техническим потенциалом и опытом практической работы в соответствующей области подлежат разработке специальные технические условия на создание СМИС, тогда как в настоящем случае ГУ МЧС по Краснодарскому краю выданы технические условия на сопряжение структурированной системы мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений олимпийских объектов с Центром оперативного управления по обеспечению безопасности и правопорядка, ЦУКС МЧС России по г. Сочи и Федеральным казенным учреждением "Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю".
В соответствии с ГОСТ Р 22.1.12-2005 СМИС должна строиться на базе программно-технических средств, осуществляющих автоматический мониторинг дестабилизирующих факторов природного и техногенного характера и обеспечивающих передачу информации в органы повседневного управления единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС) об угрозе и факте возникновения аварии, чрезвычайных ситуаций, в т. ч. вызванных террористическими актами. МЧС России, как оператор РСЧС, является конечным потребителем данных полученных от СМИС.
МЧС России 15.06.2010 приняты Методические рекомендации для территориальных органов МЧС России по реализации требований ГОСТ Р 22.1.12-2005 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений. Общие требования" (далее - Рекомендации).
В силу пункта 2.2 Рекомендаций по запросу заказчика территориальный орган управления МЧС России субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления (в пределах своей компетенции) выдает исходные данные и требования для разработки раздела "СМИС" проектной документации.
Основные исходные данные и требования для разработки (создания) СМИС включают, в том числе: обоснование необходимости разработки специальных технических условий для создания СМИС и порядок получения технических условий на сопряжение СМИС объекта и единой дежурно-диспетчерской службой (пункт 2.4 Рекомендаций).
Пунктом 2.5 названных Рекомендаций предусмотрено, что исходные данные также должны содержать требования к разработке:
- специальных технических условий на создание СМИС объекта;
- технического задания на проектирование СМИС объекта, которое разрабатывается отдельно в рамках задания на "Мероприятия ГОЧС";
- технических условий на сопряжения СМИС объекта с центром управления в кризисных ситуациях (единой дежурно-диспетчерской службой). Данные технические условия должны выдаваться территориальным органом МЧС России.
Таким образом, в силу вышеназванных положений понятия специальные технические условия (СТУ) и технические условия на спряжение СМИС с соответствующими службами различаются.
При этом согласно пункту 1.5 Рекомендаций разработку специальных технических условий и СМИС осуществляют специализированные организации, список которых предоставляется заказчику территориальными органами МЧС России, тогда как технические условия на сопряжения СМИС объекта с центром управления в кризисных ситуациях выдаются территориальным органом МЧС России.
Приказом МЧС России от 06.08.2004 N 372 утверждено Положение о территориальном органе МЧС России, которое предусматривает полномочия территориальных органов МЧС России, в том числе: на подготовку проектов нормативных актов и иных документов в пределах своей компетенции во вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением соответствующих требований в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций; организацию работы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; участие в управлении территориальной подсистемой единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (пп. 1, 4 п. 13, пп. 3, 22, 36, 42, п. 12 раздела IV).
Приказ МЧС России от 05.05.2012 N 257 "О принятии на снабжение в системе МЧС России программно-технического комплекса приема информации систем мониторинга и предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (ПТК СМИС)" направлен МЧС России в адрес ГУ МЧС по Краснодарскому краю для разработки технических условий на сопряжение структурированной системы мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений олимпийских объектов с Центром оперативного управления по обеспечению безопасности и правопорядка, ЦУКС МЧС России по г. Сочи и Федеральным казенным учреждением "Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю" (т. 1 л.д. 155).
Таким образом, поскольку МЧС России является постоянно действующим органом управления единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, следовательно, у МЧС России и его территориальных органов в силу вышеназванных нормативных положений и рекомендаций, имеется полномочие на выдачу соответствующих технических условий на сопряжение структурированной системы мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений олимпийских объектов с соответствующим Центром управления в кризисных ситуациях (в настоящем случае - с ЦОУ Олимпиады, ЦУКС МЧС России по г. Сочи и Федеральным казенным учреждением "Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю").
Вместе с тем, поскольку судом установлено несоответствие действующему законодательству пунктов 5-9 Технический условий, основания к удовлетворению апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.05.2014 по делу N А32-34063/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
О.А. Сулименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-34063/2012
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12 декабря 2014 г. N Ф08-8713/14 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Научно-производственное объединение "Современные диагностические системы", ООО НПО Современные диагностические системы
Ответчик: Главное управление МЧС России по Краснодарскому краю, ООО "Кубань Универсал Проект"
Третье лицо: Кутергина З. Ф. представитель ООО "НПО "СОДИС", ОАО "Центр передачи технологий строительного комплекса Краснодарского края "Омега", ГУ МЧС России по Краснодарскому краю, ООО "Кубань Универсал Проект"
Хронология рассмотрения дела:
12.12.2014 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-8713/14
18.09.2014 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-11195/14
15.05.2014 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-34063/12
10.12.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-7396/13
25.07.2013 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-8314/13
07.05.2013 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-34063/12