город Ростов-на-Дону |
|
18 сентября 2014 г. |
дело N А01-1475/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 сентября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 сентября 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малыхиной М.Н.,
судей Ломидзе О.Г., Галова В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Штерхун Е.Э.,
в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Адыгея
на решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 27.05.2014 по делу N А01-1475/2013
по иску Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Адыгея
к индивидуальному предпринимателю Колюбаеву Евгению Николаевичу, Администрации муниципального образования "Теучежский район"
при участии третьего лица Федерального государственного унитарного предприятия "Южный производственный осетрово-рыбоводный центр"
об истребовании из чужого незаконного владения земельного участка,
принятое в составе судьи Шебзухова З.М.,
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Адыгея обратилось в Арбитражный суд Республики Адыгея с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Сташ А.А., администрации муниципального образования "Теучежский район" об истребовании из чужого незаконного владения земельного участка с кадастровым номером 01:06:2500001:102, площадью 400 кв.м., расположенного по адресу: Республика Адыгея, Теучежский район, автомагистраль М-4 "Дон" на 1344 км+100 м справа, об обязании привести земельный участок в состояние, предшествующее занятию земельного участка и передаче в тридцатидневный срок в ТУ Росимущества в РА по передаточному акту.
Определением от 22.08.2014 суд заменил ненадлежащего ответчика - индивидуального предпринимателя Сташ А.А. на надлежащего - индивидуального предпринимателя Колюбаева Евгения Николаевича в соответствии с Соглашением о передаче прав и обязанностей арендатора от 15.03.2013 года.
Исковые требования мотивированы тем, что предоставление спорного участка произошло в результате незаконных действий администрации при отсутствии волеизъявления собственника.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Федерального государственного унитарного предприятия "Южный производственный осетрово-рыбоводный центр".
Решением суда от 27.05.2014 в удовлетворении исковых требований отказано. Суд пришел к выводу о том, что границы земельного участка истца не являлись определенно установленными и подлежали уточнению в процессе проведения межевых работ и постановки на постоянный кадастровый учет земельного участка. Истцом не доказан факт нахождения земельного участка ответчика в предполагаемых границах земельного участка ФГУП "ЮПОРЦ",. Спорный земельный участок находится во владении ответчика на законных основаниях, установленных договором аренды.
Решение также мотивировано пропуском срока исковой давности ввиду того, что истец мог и должен был знать о нарушении своего права с учетом застройки спорного участка и наличия общедоступной информации о регистрации прав на него с 2010 г.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Адыгея обжаловало его в порядке, предусмотренном гл. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная жалоба мотивирована следующими доводами. Сведения о земельном участке с кадастровым номером 01:06:2500001:58 были внесены в ГКН на основании госакта N РА-2 000721, содержащего данные о смежных землепользователях и конфигурации земельного участка. Теруправлением был подготовлен межевой план земельного участка с кадастровым номером 01:06:2500001:58, в котором границы земельного участка определены с достаточной степенью соответствия и достоверности относительно границ, содержащихся в вышеуказанных госакте и который содержит сведения о наложении земельного участка предприятия на ряд земельных участков, в том числе и на спорный земельный участок с кадастровым номером 01:06:2500001:02. В рамках судебного разбирательства по делу N А01-1217/2011 была установлена принадлежность указанного земельного участка находящегося в постоянном пользовании ФГУП "ЮПОРЦ" к федеральной собственности,.
Заявитель жалобы также отмечает, что не имел возможности узнать об отчуждении спорного земельного участка, поскольку ни сведения реестра, ни кадастровая выписка не позволяли установить формирование земельного участка из земель, принадлежащих Российской Федерации, в связи с чем срок исковой давности им не пропущен.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
В судебное заседание участвующие в деле лица явку не обеспечили.
От Администрации муниципального образования "Теучежский район" поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Суд в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ФГУП "ЮПОРЦ" создано в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 4 декабря 1975 как Краснодарский осетрово-рыбоводный завод.
Приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации от 3.02.1997 N 24 завод был переименован в Федеральное государственное унитарное предприятие Адыгейский осетрово-рыбоводный завод.
Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 26.11.2003 N 1507 завод переименован в "Южный производственный осетрово - рыбоводный центр".
Согласно уставу ФГУП "ЮПОРЦ" имущество предприятия находится в федеральной собственности и закреплено за предприятием на праве хозяйственного ведения.
6 июня 1986 г. правопредшественнику предприятия (Краснодаррыбпром) выдан государственный акт на право пользования землей серии А-1 N 177449, согласно которому за предприятием закреплено в бессрочное и бесплатное пользование 285,63 га земли.
В связи с изданием постановления Совета Министров РСФСР от 17.09.1991 N 493 "Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей предприятий, учреждений, организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств", а также инструкцией, разработанной во исполнение Постановления Совета Министров РСФСР от 17.09.1991 N 493, правопредшественнику предприятия (Краснодарский осетрово-рыбоводный завод ПО "Адыгрыбхоз") выдан Государственный акт серии РА-2 N 000721, по которому предприятию в постоянное (бессрочное) пользование предоставлен земельный участок, общей площадью 285,63 га.
Согласно кадастровой выписке от 17.08.2011 о земельном участке с кадастровым номером 01:06:2500001:58, площадью 2 856 300 кв. м, указанный земельный участок поставлен на кадастровый учет 25.06.1998 г. В графе "особые отметки" указано: "граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства".
Впоследствии сведения о площади и границах указанного земельного участка были внесены в ГКН на основании землеустроительного дела N 2216 и распоряжений администрации муниципального образования "Теучежский район" от 27.06.2006 N 479, от 11.07.2006 N 516.
В соответствии с указанными документами площадь земельного участка ФГУП "ЮПОРЦ" составила 226,94 га, а образовавшаяся разница в площадях была отнесена к землям государственной собственности, находящимся в пользовании Тлюстенхабльского округа.
В дальнейшем в связи с судебным производством по делу N А01-1720/2006 распоряжения администрации муниципального образования "Теучежский район" от 27.06.2006 N 479 и от 11.07.2006 N 516 были отменены распоряжением от 18.10.2006 N 794.
С целью приведения в соответствие с государственным актом границ земельного участка и последующей регистрации права собственности Российской Федерации на земельные участки, на которые у Российской Федерации возникает право собственности на землю при разграничении государственной собственности на землю, ТУ Росимущества в РА провело кадастровые работы по восстановлению границ земельного участка с кадастровым номером 01:06:2500001:58 согласно договору от 16.08.2010 и акту оказанных услуг от 21.12.2010 года.
При проведении по инициативе ТУ Росимущества в РА кадастровых работ по приведению площади и конфигурации земельного участка с кадастровым номером 01:06:2500001:58 в соответствие с Государственным актом РА-2 N 000721 было выявлено наложение на ранее сформированные, учтенные и уточненные земельные участки (более 50 участков).
Данные участки на различных вещных правах принадлежат физическим и юридическим лицам (сведения из межевого плана, подготовленного по заказу ТУ Росимущества в РА кадастровым инженером Малышевой В.А.). В числе иных, как следует из межевого плана, земельный участок ФГУП "ЮПОРЦ" с кадастровым номером 01:06:2500001:102, площадью 400 кв. м, расположенного по адресу: Республика Адыгея, Теучежский район, автомагистраль М-4 "Дон" на 1344 км+100 м справа, который предоставлен в аренду Колюбаеву Е.Н.
Согласно Выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 13 февраля 2013 N 01/005/2013-43 на земельный участок с кадастровым номером 01:06:2500001:102, площадью 400 кв. м, зарегистрировано право аренды (дата регистрации 11.01.2010, N регистрации 01-01/05/016/2009-34).
Актуальность прав ответчика проверена апелляционным судом по выписке из ЕГРП на 29.08.2014 г.
Полагая, что отчуждение земельного участка с кадастровым номером 01:06:2500001:102, площадью 400 кв. м, произведено в результате незаконных действий администрации в отсутствие волеизъявления собственника, ТУ Росимущества в РА обратилось в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Судом первой инстанции верно квалифицированы спорные правоотношения сторон и правильно применены нормы материального права.
В соответствии с положениями статьи 301 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Земельный участок является объектом оборота при условии постановки на кадастровый учет и регистрации прав на него в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним - ч. 9 ст. 4, ч. 4 ст. 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". Юридическое обособление земельного участка (ведение его в оборот) при утрате владения истца на соответствующий участок означает необходимость рассматривать иск об истребовании соответствующего участка у ответчика как виндикационный. Если участок введен в оборот, даже с нарушением установленных правил, и истец утратил владение, сроки давности должны применяться. Такой подход получил отражение в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 21.05.2013 N 16865/12, постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 21.05.2013 N 16867/12.
Согласно статье 195 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Общий срок исковой давности, распространяющийся и на иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, составляет три года.
Истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске - п. 2 ст. 199 ГК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" сведения, содержащиеся в реестре, по общему правилу являются общедоступными и предоставляются органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по запросам любых лиц.
Управление Росимущества является органом государственной власти, на который возложены обязанности по контролю за использованием и сохранностью находящегося в государственной собственности имущества и который для надлежащего осуществления этих обязанностей наделен различными контрольными полномочиями, а также имеет возможность в пределах срока исковой давности получить сведения о государственной регистрации прав на спорные объекты недвижимости за иным лицом. Перераспределение функций по управлению государственным имуществом между органами государственной власти не может служить основанием для изменения срока исковой давности или порядка его исчисления по требованию, заявленному в защиту интересов публично-правового образования (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2009 N 10527/08, от 14.12.2010 N 10853/10, от 11.10.2011 N 7337/11, от 04.09.2012 N 3809/12).
В соответствии с Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" (далее - положение) для надлежащего осуществления этих обязанностей Росимущество наделено различными контрольными полномочиями, в том числе по осуществлению учета федерального имущества, ведению реестра федерального имущества и выдачу выписок из него, осуществлению контроля за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности, и при выявлении нарушений принятию в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимых мер по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности. Росимущество также наделено правом проводить в пределах своей компетенции проверку использования имущества, находящегося в федеральной собственности, назначать и проводить документальные и иные проверки, в том числе аудиторские проверки федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений в целях определения эффективного использования и сохранности федерального имущества.
Управление Росимущества в силу своих полномочий имело возможность в пределах срока исковой давности получить сведения о выбытии земельного участка из федеральной собственности и о государственной регистрации перехода к предпринимателю права собственности на него. Субъективное право на предъявление иска об истребовании имущества из чужого незаконного владения возникло с момента, когда Российская Федерация в лице Управления должна была узнать о выбытии земельного участка из ее владения, - с момента государственной регистрации перехода к предпринимателю права собственности на него.
Спорный участок был первоначально предоставлен в аренду в 2009 году для целей строительства магазина с закусочной, последовательно сменил ряд арендаторов, фактически владевших участком, то есть с 2009 года выбыл из фактического владения Российской Федерации (опосредованного ввиду передачи в бессрочное пользование предприятию) и ФГУП "ЮПОРЦ" (непосредственного).
При изложенных обстоятельствах истец мог и должен был узнать о выбытии участка из владения Российской Федерации и ФГУП "ЮПОРЦ" как обладателя вторичного вещного титула.
Полагая себя правообладателем, истец не может ссылаться на отсутствие у него информации о фактических границах принадлежащего ему объекта и невозможность осознать, что на принадлежащей ему земле возведены строения. Разумное и добросовестное поведение субъекта гражданского оборота основано на том, что являясь собственником земельного участка, такой субъект должен знать местоположение фактических границ принадлежащего ему участка.
Спорный участок выбыл из владения Российской Федерации более чем за три года до предъявления иска в суд.
Иск подан в суд 05.07.2013.
Действуя разумно и осмотрительно, истец должен был обладать информацией о действиях администрации в отношении формирования спорного земельного участка с кадастровым номером 01:06:2500001:102 в пределах срока исковой давности.
Срок исковой давности по виндикационному требованию обоснованно признан судом пропущенным.
Соответственно сопряженное с виндикационным требование об обязании привести земельный участок в состояние, предшествующее занятию земельного участка и передаче в тридцатидневный срок в ТУ Росимущества в РА по передаточному акту также удовлетворению не подлежит.
Таким образом, отказ в иске правомерен. Суд первой инстанции правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела. Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Суд правильно применил нормы материального и процессуального права.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 27.05.2014 по делу N А01-1475/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
М.Н. Малыхина |
Судьи |
О.Г. Ломидзе |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А01-1475/2013
Истец: Территориальное управление Федерального агенства по управлению государственным имуществом в Республике Адыгея, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Адыгея
Ответчик: Администрация муниципального образования "Теучежский район", ИП Колюбаев Евгений Николаевич, Сташ Азмет Асланбечевич
Третье лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея, ФГУП "Южный производственный осетрово-рыбоводный центр", ФГУП "ЮПОРЦ" в лице конкурсного управляющего Нагузе А. А.