г. Владивосток |
|
23 сентября 2014 г. |
Дело N А51-5514/2014 |
Резолютивная часть постановления оглашена 17 сентября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 сентября 2014 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.В. Шевченко,
судей К.П. Засорина, Л.А. Мокроусовой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.Б. Киселевой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги",
апелляционное производство N 05АП-11463/2014
на решение от 21.07.2014
судьи Э.Э. Падина
по делу N А51-5514/2014 Арбитражного суда Приморского края
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) в лице Дальневосточной железной дороги ОАО "РЖД"
к обществу с ограниченной ответственностью "Восточно-Уральский терминал" (ИНН 2508042886, ОГРН 1022500711958)
о взыскании 178 617 рублей 12 копеек,
при участии: от истца - Рой Т.В. - представитель по доверенности от 08.11.2013 N 429, паспорт; от ответчика - Буслаев Д.А. - представитель по доверенность от 21.01.2014 N 19, паспорт,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные Дороги" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Восточно-Уральский терминал" (далее - ответчик) о взыскании задолженности в размере 178 617 рублей 12 копеек по договору на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования.
Решением от 21.07.2014 Арбитражный суд Приморского края в удовлетворении исковых требований отказал.
Не согласившись с вынесенным решением, истец обратился в апелляционный суд с жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить, принять по делу новый судебный акт, в котором требования удовлетворить в полном объеме.
В обоснование своей позиции апеллянт указывает на то, что плата за нахождение вагонов, не принадлежащих перевозчику, на путях общего пользования по вине грузополучателя начисляется на основании подпункта "в" пункта 19 договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования, заключенного между ООО "Восточно - Уральский Терминал" и ОАО "РЖД". Пояснил, что ответчиком не оспаривался факт правомерности начисления платы за пользование вагонами в установленном Тарифным руководством размере. Указывает также, что истец не оспаривает тот факт, что вагоны не принадлежат последнему на праве собственности. В качестве же правового основания для взыскания платы за пользование собственными вагонами в настоящем деле истец усматривает возникшие между сторонами спора правоотношения в момент заключения Договора, в котором стороны определили порядок начисления платы за такие вагоны.
В судебном заседании представитель истца огласил доводы апелляционной жалобы, которые совпадают с текстом апелляционной жалобы, имеющейся в материалах дела. Решение суда первой инстанции просит отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
В судебном заседании представитель ответчика на доводы апелляционной жалобы возразил. Решение Арбитражного суда Приморского края считает законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Как следует из материалов дела, истцом (перевозчик) и ответчиком (владелец) заключен договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ООО "Восточно-Уральский Терминал" по станции Находка Восточная (далее - договор), согласно условиям которого осуществляется подача, расстановка на места погрузки, выгрузки и уборка вагонов с железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего "Владельцу" на праве аренды (основание - Договор аренды N 02/2006-ОС от 01.03.2006), примыкающего к станции Находка Восточная через стрелочный перевод N 403, локомотивом "Перевозчика" с учетом соглашения от 10.03.2009 Рег. N НОДЮ-24, протокола согласования разногласий от 02.04.2009.
Из пункта 5 договора следует, что подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования производится по уведомлению. О времени предстоящей подачи вагонов "Перевозчик" уведомляет "Владельца" по телефону не позднее, чем за 2 часа до подачи вагонов. Уведомление передается приемосдатчиком станции Находка Восточная ответственному лицу "Владельца" по телефону, с последующей записью в Книге уведомлений формы ГУ-2 ВЦ. "Владелец" в письменном виде передает начальнику станции список лиц, ответственных за прием уведомлений, с указанием фамилий и номеров телефонов. При замене ответственного за прием уведомлений лица (болезнь, отпуск и т.п.) "Владелец" обязан своевременно письменно известить об этом "Перевозчика" указав при этом Ф.И.О. другого ответственного работника. Порожние вагоны под погрузку подаются согласно заявке на перевозку грузов, утвержденной в соответствии со статьей 11 Устава железнодорожного транспорта РФ.
Вагоны простаивали на путях общего пользования станции Находка - Восточная ДВост ж.д., прибывшие в адрес ООО "ВУТ", вследствие невозможности их подачи под грузовую операцию по причинам, зависящим от грузополучателя - в связи с занятостью фронтов выгрузки в период с 14.02.2013 - 09-30 по 24.02.2013 - 08-15.
Подтверждением простоя вагонов служат акты общей формы N N 651728, 651729, 651730, 651731, 651732, 651733, 651734, 651735, 651736, 651737, 651738, 651739.
В подтверждение занятости фронтов выгрузки служит "Анализ использования вагонов, контейнеров под погрузкой, выгрузкой на ж/д путях необщего пользования" и памятки приемосдатчика, указанные в данном анализе.
Уведомление о прибытии вагонов на станцию назначения представитель ООО "ВУТ" получил 13.02.2013, о чем внесены сведения в книгу уведомлений формы ГУ-6. Уведомление о подаче вагонов подано 14.02.2013 в 09-30, что подтверждается уведомлением формы ГУ-2.
В связи с отказом грузополучателя в приеме груза под выгрузку на подъездные пути, на объявленное время подачи, вагоны простаивали на путях станции.
Согласно памятке приемосдатчика N 890397 спорные вагоны поданы под выгрузку на выставочный путь только 24.02.2013 в 08-15.
Памятки приемосдатчика подписаны ответчиком без возражений. Ведомость подачи и уборки вагонов подписана представителем ООО "Восточно-Уральский Терминал" с разногласиями.
Истцом в адрес ответчика направлено письмо исх. N 271 от с просьбой погасить задолженность в размере 151 370 рублей 40 копеек (без НДС).
Поскольку задолженность ООО "Восточно-Уральский Терминал" не погашена истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Исследовав и оценив материалы дела, проверив в порядке статей 258, 266, 268-272 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм процессуального и материального права, суд апелляционной инстанции полагает, что обжалуемое решение подлежит отмене.
В соответствии со статьями 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями; односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
В соответствии со статьей 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов.
Согласно пункту 34 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" в соответствии со статьей 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - Устав) за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей или владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих их своими локомотивами, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев этих путей, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Размер платы определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Плата за пользование вагонами, рассчитанная в соответствии со статьей 39 Устава, может быть взыскана в пользу железной дороги при условии принадлежности ей вагонов на праве собственности или ином вещном праве, а также при наличии соглашения сторон о размере платы за пользование вагонами, не принадлежащими железной дороге.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции ссылается на то, что соглашение между сторонами о размере платы за пользование вагонами, не принадлежащими железной дороге, отсутствует.
Между тем судом первой инстанции не учтено, что в договоре на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ООО "Восточно-Уральский Терминал" по станции Находка Восточная (подпункт в пункта 19) согласовано, что Владелец уплачивает Перевозчику плату за время нахождения собственных и арендованных вагонов на путях станции вследствие невозможности подачи, по причине зависящей от Владельца в соответствии с пунктом 12 Тарифного руководства N 2 "Правила применения ставок платы за пользования вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта" с коэффициентом 0.5 к ставкам таблицы 9.
Установление такой платы согласуется с принципом свободы договора, закрепленным в статье 421 ГК РФ.
Таким образом, требуемая истцом плата предусмотрена договором, заключенным сторонами спора, и может быть взыскана при наличии оснований для ее начисления.
Согласно статье 119 Устава обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности, в том числе грузополучателя, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
Оформление задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, составлением актов общей формы предусмотрено пунктом 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 45.
На основании оценки по правилам статьи 71 АПК РФ исследованных доказательств, в том числе составленных в соответствии с указанными Правилами актов общей формы N N 651728, 651729, 651730, 651731, 651732, 651733, 651734, 651735, 651736, 651737, 651738, 651739, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что причиной простоя вагонов явилась невозможность подачи вагонов под грузовую операцию в связи с занятостью фронтов выгрузки вагонов, ранее прибывших в адрес ответчика, в период с 14.02.2013 - 09-30 по 24.02.2013 - 08-15.
Таким образом, факт простоя вагонов по вине грузополучателя установлен и подтвержден материалами дела.
В этой связи ссылки суда первой инстанции на постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 10.03.2009 N 14391/08, от 27.07.2010 N 4387/10, от 18.10.2012 N 6424/12, признаются апелляционным судом ошибочными, поскольку касаются неправомерности взыскания соответствующей платы при отсутствии соглашения сторон о ее начислении и взимании. В данном случае соответствующая договоренность сторонами достигнута и закреплена в договоре на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ООО "Восточно-Уральский Терминал" по станции Находка Восточная.
Факт и продолжительность задержки вагонов на путях необщего пользования в указанные истцом периоды подтверждены надлежащим образом в порядке статьи 65 АПК РФ - в деле представлены акты общей формы, дорожные ведомости, памятки приемосдатчика. Доводов и доказательств, опровергающих отраженные в названных документах данные, не приведено и не представлено. Расчет ответчиком не оспорен. Суд апелляционной инстанции, проверив расчет, пришел к выводу о его соответствии информации о простое вагонов, а также о правильности его составления истцом с арифметической точки зрения.
При таких обстоятельствах исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению в заявленной сумме.
Апелляционную жалобу, с учетом изложенного, следует удовлетворить, а решение арбитражного суда первой инстанции в связи с несоответствием выводов обстоятельствам дела, отменить с принятием нового судебного акта об удовлетворении иска.
Расходы истца, связанные с уплатой государственной пошлины по иску и апелляционной жалобе, по правилам статьи 110 АПК РФ относятся на ответчика.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 21.07.2014 по делу N А51-5514/2014 отменить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Восточно-Уральский терминал" в пользу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" задолженность в сумме 178 617 рублей 12 копеек; 6 358 рублей 51 копейку расходов по оплате госпошлины по иску и 2 000 рублей расходов по оплате госпошлины по апелляционной жалобе.
Арбитражному суду Приморского края выдать исполнительный лист.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
С.В. Шевченко |
Судьи |
К.П. Засорин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-5514/2014
Истец: ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: ООО "Восточно-Уральский терминал"
Хронология рассмотрения дела:
06.08.2015 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-6137/15
01.06.2015 Решение Арбитражного суда Приморского края N А51-5514/14
06.02.2015 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-5924/14
23.09.2014 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-11463/14
21.07.2014 Решение Арбитражного суда Приморского края N А51-5514/14