г. Москва |
|
07 августа 2015 г. |
Дело N А40-173520/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 августа 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Свиридова В.А.,
судей: |
Каменецкого Д.В., Якутова Э.В. |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Муравьевой Л.В. |
Рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Москве на решение Арбитражного суда города Москвы от 26 мая 2015 г. по делу N А40-173520/13 (41-1581) судьи Березовой О.А.
по заявлению ОАО "МОСШЛИФИНСТРУМЕНТ" (ОГРН 1037739346523)
к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Москве; Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Москве,
третьи лица: 1) Департамент городского имущества города Москвы; 2) Правительство Москвы;
об оспаривании решения и действий
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Малолин В.А. по дов. от 03.02.2015 г.;
от ответчика: Ахмеджанова В.Р. по дов. от 14.01.2015 г.;
от третьих лиц: 1-2) не явились, извещены;
УСТАНОВИЛ:
ОАО "МОСШЛИФИНСТРУМЕНТ" (далее общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением об оспаривании решения Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Москве (далее Управление Росреестра по Москве) и действий ФГБУ "ФКП Росреестра" (далее Палата) по вопросу изменения кадастровой стоимости земельного участка, арендатором которого является заявитель.
Решением от 26.05.2015 г. арбитражный суд удовлетворил заявленные требования, сделав вывод о законности требований общества.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Управление Росреестра по Москве обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению управления, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, нормы материального права применены неверно. Указал, что расчет кадастровой стоимости земельного участка произведен Палатой законно и обоснованно.
Отзывы на апелляционную жалобу от сторон не поступали.
В судебном заседании представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель заявителя поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
В судебное заседание не явились третьи лица, суд располагает доказательствами их надлежащего извещения о времени и месте судебного заседания. Дело рассмотрено в порядке ст.156 АПК РФ.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, выслушав объяснение сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, считает, что решение подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, заявитель является арендатором земельного участка с кадастровым номером 77:09:0003013:64 на основании договора аренды от 14.01.2005 г. N М-09-028073, заключенного с Москоземом в качестве арендодателя (зарегистрирован 11.03.2005 г.), по которому заявителю как арендатору предоставлен в пользование на условиях аренды земельный участок площадью 32 862 кв.м. по адресу: г.Москва, Старопетровский пр., вл.7а.
По дополнительному соглашению от 31.10.2006 г. N 1 площадь земельного участка уменьшена до 29 615 кв.м., а по дополнительному соглашению от 06.07.2012 г. N 2 - до 29 315 кв.м. Кроме того, данным дополнительным соглашением изменен порядок исчисления арендной платы: из приложения к соглашению следует, что арендная плата исчисляется исходя из кадастровой стоимости земельного участка, которая составляет 329 029 214 руб. 80 коп., и удельного показателя кадастровой стоимости, который составляет 29 315 руб. за 1 кв.м. Кадастровая стоимость и удельный показатель кадастровой стоимости указаны в кадастровом паспорте земельного участка - приложении к дополнительному соглашению от 06.07.2012 г. N 2. В графе 9 кадастрового паспорта указаны и виды разрешенного использования земельного участка.
Вместе с тем из кадастрового паспорта земельного участка от 07.05.2013 г. следует, что в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере 1 437 431 710 руб. и удельном показателе кадастровой стоимости в размере 49 034 руб. за 1 кв.м.
Аналогичные сведения указаны и в уведомлении арендодателя от 07.02.2013 г. N 33-А-43691/13-(0)-0.
Не согласившись с этими сведениями, посчитав, что при определении кадастровой стоимости в размере 1 437 431 710 руб. использованы недостоверные сведения, заявитель обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве, которая решением от 29.08.2013 г. N 51-664/2013 отказала в изменении кадастровой стоимости земельного участка.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в арбитражный суд.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с п.1 ст.65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Согласно п.5 ст.65 Земельного кодекса РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом РФ, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 2 ст.66 Земельного кодекса РФ установлено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п.3 ст.66 Земельного кодекса РФ. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земли утвержден Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 г. N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель" (далее Правила), в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (п.4).
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
Согласно п.8 Правил в процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории.
Оценочной зоной признается часть земель, однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков.
В зависимости от территориальной величины оценочных зон их границы совмещаются с границами земельных участков с учетом сложившейся застройки и землепользования, размещения линейных объектов (улиц, дорог, рек, водотоков, путепроводов, железных дорог и др.), а также границами кадастровых районов или кадастровых кварталов.
По результатам оценочного зонирования составляется карта (схема) оценочных зон и устанавливается кадастровая стоимость единицы площади в границах этих зон.
Пунктом 10 Правил установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Постановлением Правительства Москвы от 27.11.2012 г. N 670-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы" с 01.01.2013 г. удельный показатель кадастровой стоимости спорного земельного участка утвержден в размере 17 502 руб. 49 коп. за 1 кв.м. Таким образом, кадастровая стоимость земельного участка исходя из утвержденного Правительством Москвы удельного показателя составляет 513 085 494 руб. 35 коп.
В силу п.1 ст.43 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица осуществляют принадлежащие им права на земельные участки по своему усмотрению, если иное не установлено Земельным кодексом РФ, федеральными законами.
Согласно п.1 ст.41 Земельного кодекса РФ лица, не являющиеся собственниками земельных участков, за исключением обладателей сервитутов, осуществляют права собственников земельных участков, установленные ст.40 Земельного кодекса РФ, за исключением прав, установленных подпунктом 2 п.2 ст.40 Земельного кодекса РФ.
Таким образом, арендатору земельного участка принадлежат права собственника земельного участка, предусмотренные ст.40 Земельного кодекса РФ, в том числе, осуществлять другие права на использование земельного участка, предусмотренные законодательством (п/п.4 п.1).
В силу ст.24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации") (далее Закон об оценочной деятельности) результаты кадастровой оценки могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
Поскольку арендная плата арендуемого у города Москвы земельного участка зависит от его кадастровой стоимости, то и обязательства арендатора такого земельного участка напрямую зависят от того, какова кадастровая стоимость арендуемого им земельного участка.
В силу ст.24.19 основаниями для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости являются либо установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, либо недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.
Росреестр либо подведомственные ему государственные бюджетные учреждения определяют кадастровую стоимость объектов недвижимости только в случае, если в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществлен государственный кадастровый учет ранее не учтенных объектов недвижимости и (или) в государственный кадастр недвижимости внесены соответствующие сведения при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что положения Закона об оценочной деятельности позволяют заявителю оспорить кадастровую стоимость в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности физических или юридических лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Кроме того, решения комиссии могут быть оспорены в суде (до 22.07.2014 г. в арбитражном суде).
В соответствии со ст.16 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в п.7, 10-21 ч.2 ст.7 данного Федерального закона сведений об объекте недвижимости. Применительно к земельному участку в соответствии с ч.1 ст.7 к его уникальным характеристикам, изменение которых влечет осуществление кадастрового учета, относятся:
1) вид объекта недвижимости (земельный участок);
2) кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости;
3) описание местоположения границ объекта недвижимости;
4) площадь.
Согласно п.7, 10-21 ч.2 ст.7 к дополнительным сведениям о земельном участке, вносимым к государственный кадастр недвижимости, изменение которых влечет за собой осуществление кадастрового учета, относятся:
1) адрес объекта недвижимости или при отсутствии такого адреса описание местоположения объекта недвижимости (субъект Российской Федерации, муниципальное образование, населенный пункт и т.п.);
2) сведения о части объекта недвижимости, на которую распространяется ограничение (обременение) вещных прав, если такое ограничение (обременение) не распространяется на весь объект недвижимости;
3) сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости;
4) сведения о лесах, водных объектах и об иных природных объектах, расположенных в пределах земельного участка, если объектом недвижимости является земельный участок;
5) категория земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок;
6) разрешенное использование земельного участка;
7) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты, по которым осуществляется связь с собственником объекта недвижимости или, если объектом недвижимости является земельный участок, с лицом, обладающим данным земельным участком на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования (далее - почтовый адрес и (или) адрес электронной почты правообладателя объекта недвижимости).
Поскольку постановлением Правительства Москвы от 27.11.2012 г. N 670-ПП с 01.01.2013 г. удельный показатель кадастровой стоимости спорного земельного участка утвержден в размере 17 502 руб. 49 коп. за 1 кв.м. (соответственно кадастровая) стоимость земельного участка исходя из этого удельного показателя составляет 513 085 494 руб. 35 коп.), внесение в государственный кадастр недвижимости в 2013 году сведений об ином удельном показателе кадастровой стоимости спорного земельного участка и кадастровой стоимости, определенной на основании этого иного удельного показателя, могло производиться органом кадастрового учета только в двух случаях:
1) постановки на кадастровый учет ранее не учтенного земельного участка (например, при разделе земельного участка с кадастровым номером 77:09:0003013:73, его объединении с другим участком, перераспределении и т.п.);
2) изменения внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений о качественных и (или) количественных характеристиках земельного участка с кадастровым номером 77:09:0003013:73, которые влекут за собой изменение его кадастровой стоимости.
Суд первой инстанции достоверно установил, что на спорном земельном участке не находятся офисные здания делового и коммерческого назначения.
При этом ответчики не представили доказательств, которые позволили в 2013 г. изменить удельный показатель кадастровой стоимости спорного земельного участка по сравнению с установленным постановлением Правительства Москвы от 27.11.2012 г. N 670-ПП, что повлекло за собой изменение кадастровой стоимости участка.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно согласился с мнением заявителя об отсутствии оснований для внесения в 2013 году в государственный кадастр недвижимости сведений об удельном показателе кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере 49 034 руб. за 1 кв.м. и о кадастровой стоимости участка, определенной на основании этого удельного показателя, в связи с чем удовлетворил требования заявителя полном объеме.
Кроме того, суд первой инстанции обоснованно указал, что заявитель не оспаривает результаты государственной кадастровой оценки, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 27.11.2012 г. N 670-ПП, а оспаривает внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости и ее удельном показателе, которые не соответствуют утвержденным названным постановлением, не просит о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, а просит о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений об удельном показателе кадастровой стоимости участка, утвержденном постановлением Правительства Москвы от 27.11.2012 г. N 670-ПП и о кадастровой стоимости участка, исчисленной исходя из этого показателя.
Кроме того, суд первой инстанции правомерно указал, что органом, на который возложены полномочия по внесению сведений в государственный кадастр недвижимости является ФГБУ "ФКП Росреестра" и возложил на него обязанность по внесению в кадастр сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
С учетом изложенного апелляционный суд не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, что влечет оставление апелляционной жалобы без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч.4 ст.270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 26.05.2015 г. по делу N А40-173520/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
В.А. Свиридов |
Судьи |
Д.В. Каменецкий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-173520/2013
Истец: ОАО "МОСШЛИФИНСТРУМЕНТ"
Ответчик: УФС государственной регистрации кадастра и картографии по Москве, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Рореестра", Филиал ФГБУ ФКП Росреестра по Москве
Третье лицо: ДГИ г. Москвы, Департамент городского имущества г. Москвы, Правительство Москвы
Хронология рассмотрения дела:
11.11.2015 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-16400/14
07.08.2015 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-29452/15
26.05.2015 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-173520/13
20.02.2015 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-16400/14
30.09.2014 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-28641/14
14.05.2014 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-173520/13