Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 22 января 2015 г. N Ф05-16011/14 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
01 октября 2014 г. |
Дело N А41-20574/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 октября 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Игнахиной М.В.,
судей Мищенко Е.А., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: Малоуховой В.Н.,
при участии в заседании:
от ЗАО "Первая Ипотечная Компания - Регион" - Макарова А.В., представитель по доверенности от 19.12.2013 N 166,
от Администрации городского округа Химки Московской области - Чернуха Ю.А., представитель по доверенности от 17.03.2014 N 1169-исх,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского округа Химки Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 11.07.2014 по делу N А41-20574/14, принятое судьей Кузьминой О.А, по заявлению ЗАО "Пик-Регион" к Администрации городского округа Химки Московской области об оспаривании постановления,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Пик-Регион" (далее - общество, ЗАО "ПИК-Регион") обратилось в суд с заявлением об оспаривании постановления Администрации городского округа Химки Московской области от 03.03.2014 N 195 об отмене постановления Администрации городского округа Химки (далее - администрация) от 19.03.2013 N 208 об утверждении корректировки Проекта планировки территории микрорайонов 6,7 и 8 жилого района "Новокуркино" г.Химки Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 11.07.2014 по делу N А41-20574/14 заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным и отменено постановление Администрации городского округа Химки Московской области от 03.03.2014 N198 об отмене постановления Администрации городского округа Химки Московской области от 19.03.2013 N208 "Об утверждении корректировки Проекта планировки территории микрорайонов 6, 7 и 8 жилого района "Новокуркино" в части микрорайона N8 жилого района "Новокуркино" г.Химки Московской области" (л.д. 301-303).
Не согласившись с указанным судебным актом, администрация обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение от 11.07.2014 отменить.
В судебном заседании представитель администрации поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить в удовлетворении заявленных требований отказать.
Представители общества возражали против доводов апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Московской области проверена судом апелляционной инстанции в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ.
Из материалов дела усматривается, что согласно договору аренды от 13.08.2001 N 127, заключенного между администрацией и ООО "Холдинговая компания "Управление экспериментальной застройки "Ново-Куркино", заявителю на праве аренды принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: г.Химки, площадью 81 га под застройку жилых микрорайонов 6, 7, 8 в соответствии с генпланом (л.д. 30-33).
На основании постановления Правительства Московской области от 07.05.2003 N 260/15 "О комплексной застройке микрорайонов 6, 7, 8 в городе Химки Московской области" между администрацией и заявителем заключен договор от 15.05.2003 N 97 комплексной застройки жилых микрорайонов 6, 7 и 8 в г.Химки Московской области (л.д. 34-38).
Главным управлением архитектуры и градостроительства Московской области 06.09.2005 выдано заключение архитектурно-градостроительной экспертизы о согласовании проекта планировки жилых микрорайонов 6, 7 и 8 в г.Химки (л.д.61).
Согласно сводному заключению от 12.04.2006 N 277-06/ГГЭ-3423/06 Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу на проект "Планировка жилых микрорайонов 6, 7 и 8 в г.Химки Московской области" указанный проект рекомендован к реализации (л.д.74-90).
На основании ходатайства заявителя в администрацию о необходимости корректировки проекта планировки микрорайонов 6, 7 и 8 жилого микрорайона "Новокуркино" в г.Химки, утвержденного распоряжением главы Химкинского района Московской области от 26.10.2005 N 1496-р (л.д. 244-245), в связи с уточнением в процессе проектирования размещения отдельных зданий и сооружений в застройке микрорайона, администрацией вынесено постановление от 04.05.2012 N 738 "О корректировке Проекта планировки территории микрорайонов 6,7 и 8 жилого микрорайона "Новокуркино" в г.Химки Московской области" (л.д.20).
В соответствии с постановлением администрации от 04.05.2012 N 738 ЗАО "ПИК-Регион" была разработана корректировка Проекта планировки территории микрорайонов 6, 7 и 8 в части жилого района N 8 "Новокуркино".
По данной корректировке были проведены публичные слушания (протокол от 18.09.2012 N 36), заключение о результатах публичных слушаний опубликовано в газете "Химкинские новости" от 21.09.2012 N 49(2068) и размещено в сети "Интернет" на официальном сайте Администрации городского округа Химки.
На основании перечисленных выше документов в соответствии с требованиями ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и с нормами градостроительного законодательства постановлением Администрации городского округа Химки Московской области N 208 от 19.03.2013 утверждена корректировка Проекта планировки территории микрорайонов 6, 7 и 8 в части жилого района N 8 "Новокуркино" г.Химки Московской области.
Главным управлением архитектуры и градостроительства Московской области 09.01.2014 проведена проверка соблюдения на территории городского округа Химки законодательства о градостроительной деятельности при принятии решений о застройке многоэтажными домами 8-го микрорайона городского округа Химки.
По результатам проверки администрации было выдано предписание от 22.01.2014 N 6/5158/1 об устранении нарушений законодательства о градостроительной деятельности в срок до 13.02.2014 (л.д. 251).
03.03.2014 администрацией вынесено постановление N 195 "Об отмене постановления Администрации городского округа Химки от 19.03.2013 N 208 "Об утверждении корректировки Проекта планировки территории микрорайонов 6, 7 и 8 жилого района "Новокуркино" в части жилого района N 8 "Новокуркино" г.Химки Московской области" (л.д. 252 -253).
Не согласившись с вынесенным постановлением ЗАО "ПИК-Регион" обратилось в суд с настоящими требованиями.
Исследовав материалы дела, апелляционный суд находит обоснованным вывод суда первой инстанции о незаконности постановления Администрации городского округа Химки от 03.03.2014 N 195 "Об отмене постановления Администрации городского округа Химки N 208 от 19.03.2013 г. "Об утверждении корректировки Проекта планировки территории микрорайонов 6, 7 и 8 жилого района "Новокуркино" в части жилого района N 8 "Новокуркино" г.Химки Московской области" на основании следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, самостоятельно определив способы их судебной защиты соответствующие статьей 12 ГК РФ. Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом и должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или реальной защите законного интереса.
В силу статьи 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Согласно пункту 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно совместному постановлению Пленума ВАС РФ и Пленума ВС РФ от 01.07.1996 N 6/8, основанием для признания ненормативного правового акта недействительным, решений, действий (бездействия) незаконными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 8 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области градостроительной деятельности относятся утверждение подготовленной на основании документов территориального планирования поселений документации по планировке территории.
Согласно части 4 статьи 46 Градостроительного кодекса РФ орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа осуществляет проверку документации по планировке территории на соответствие требованиям, установленным частью 10 статьи 45 настоящего Кодекса. По результатам проверки указанные органы принимают соответствующее решение о направлении документации по планировке территории главе поселения, главе городского округа или об отклонении такой документации и о направлении ее на доработку.
Согласно части 5 статьи 46 Градостроительного кодекса РФ проекты планировки территории и проекты межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях. Из материалов дела следует, что 04.05.2012 администрацией было издано постановление N 738 о корректировке Проекта планировки территории микрорайонов 6,7 и 8 жилого микрорайона "Новокуркино" в г.Химки Московской области, в соответствии с которым была разработана корректировка Проекта планировки территории микрорайонов 6, 7 и 8 в части жилого района N 8 "Новокуркино". По данной корректировке были проведены все необходимые согласования, публичные слушания и иные предусмотренные законом процедуры.
Постановлением администрации городского округа Химки Московской области от 19.03.2013 N 208 утверждена корректировка Проекта планировки территории микрорайонов 6, 7 и 8 в части жилого района N 8 "Новокуркино" г.Химки Московской области".
Постановлением администрации от 03.03.2014 N 195 отменено постановление администрации от 19.03.2013 N 208. Из текста указанного постановления следует, что оно принято во исполнение предписания Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области от 22.01.2014 N 6/5158Н в связи с несоответствием корректировки проекта планировки территории жилого района "Новокуркино" в части микрорайона N 8 постановлению Правительства Московской области от 19.06.2006 N 536/23, нормативам градостроительного проектирования Московской области, утвержденных постановлением Правительства Московской области от 16.01.2012 N 24/54 местным нормативам градостроительного проектирования, утвержденным решением Совета депутатов городского округа Химки от 20.03.2013 N 03/1.
В соответствии со статьей 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
Конституционный Суд РФ в Определении от 22.03.2012 N 486-С2-0 указал, что решения об отмене или приостановлении действия ранее изданных муниципальных правовых актов не могут носить произвольный характер, должны быть законными и обоснованными.
В соответствии с пунктом 4 статьи 7, статьи 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, муниципальный орган обязан обосновать необходимость отмены правового акта, указать на несоответствие его содержания нормам права; названное полномочие не может быть реализовано произвольно.
Администрация, принимая постановление, не обосновала правомерность и необходимость отмены данного акта, не указала на несоответствие его содержания нормам права.
Доводу администрации о том, что предписание Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области является самостоятельным основанием принятия постановления о признании недействующим ранее изданного постановления, дана надлежащая оценка судом первой инстанции. с которой суд апелляционной инстанции соглашается.
Согласно пункту 1. постановления Правительства Московской области от 14.11.2007 N 858/28 (ред. от 10.10.2013) "Об утверждении Положения о Главном управлении архитектуры и градостроительства Московской области" Главное управление архитектуры и градостроительства Московской области является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории Московской области в сферах совершенствования архитектурно-художественного облика городов, поселений и иных населенных пунктов, архитектуры и отдельных направлений градостроительной деятельности, реализующим государственную политику в указанных сферах.
Согласно пункту 12.22. указанного постановления в полномочия главного управления входит осуществление государственного контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности.
При этом само по себе предписание управления архитектуры не может быть исполнено принудительно, поскольку оно направлено на понуждение органов и должностных лиц устранить допущенные нарушения закона прежде всего в добровольном порядке.
Поскольку предписание Главархитектуры Московской области содержит лишь предложение по устранению выявленных с позиции Управления нарушений закона и не приводит к возникновению, изменению, прекращению права лица, которому оно выдано, утверждение администрации о том, что предписание является самостоятельным основанием для принятия постановления о признании недействующим ранее изданного постановления, признается судом апелляционной инстанции несостоятельным.
Кроме того, в обжалуемом постановлении указывается, что постановление 19.03.2013 N 208 подлежит отмене также по причине несоответствия корректировки проекта планировки территории в части микрорайона N 8 "Новокуркино" местным нормативам градостроительного проектирования городского округа Химки, утвержденным решением Совета депутатов городского округа Химки от 20.03.2013 N 03/1.
Согласно пункту 1 решения Совета депутатов, местные нормативы градостроительного проектирования городского округа Химки вводятся в действие с 08.04.2013.
Между тем, обжалуемое постановление вынесено администрацией 19.03.2013, то есть до принятия и введение в действие местных нормативов градостроительного проектирования городского округа Химки. Следовательно, указанные нормативы не применяются к откорректированному проекту планировки.
Реализуя право отмены ранее принятого ненормативного акта в порядке части 1 статьи 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", уполномоченный орган или должностное лицо обязаны обосновать необходимость отмены правового акта и указать, в чем заключается его несоответствие закону. Иное толкование указанной нормы допускало бы возможность произвольного прекращения права без судебной процедуры путем отмены муниципального правового акта, наделяющего данным правом, что противоречит частям 1, 2 статьи 46, статье 52 Конституции Российской Федерации.
Администрация не представила достаточных доказательств обоснованности отмены постановления от 19.03.2013 N 208 в порядке самоконтроля.
Кроме того, по смыслу части 17 статьи 45, Градостроительного кодекса РФ документация по планировке территории может быть отменена лишь путем ее обжалования органом местного самоуправления в судебном порядке путем признания недействительным постановления Администрации городского округа Химки от 19.03.2013 N 208 "Об утверждении корректировки Проекта планировки территории микрорайонов 6, 7 и 8 жилого района "Новокуркино" в части жилого района N 8 "Новокуркино" г.Химки Московской области".
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу о незаконности постановления Администрации городского округа Химки от 03.03.2014 N 195 "Об отмене постановления Администрации городского округа Химки от 19.03.2013 N 208 "Об утверждении корректировки Проекта планировки территории микрорайонов 6, 7 и 8 жилого района "Новокуркино" в части жилого района N 8 "Новокуркино" г.Химки Московской области", об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы администрации городского округа Химки Московской области, считает ее ошибочной, основанной на неправильном толковании норм законодательства.
Также апелляционный суд не находит безусловных оснований для отмены обжалуемого решения, не усматривает процессуальных нарушений при принятии оспариваемого судебного акта, перечисленных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 11 июля 2014 года по делу N А41-20574/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.В. Игнахина |
Судьи |
Е.А. Мищенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-20574/2014
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 22 января 2015 г. N Ф05-16011/14 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ЗАО "ПИК-Регион"
Ответчик: Администрация городского округа Химки Московской области
Третье лицо: Межрегиональная благотворительная организация "Общество защиты прав потребителей и охраны окружающей среды "ПРИНЦИПЪ", Межрегиональная общественная благотворительная организация "Общество защиты прав потребителей и охраны окружающей среды "ПРИНЦИПЪ", Администрация городского округа Химки Московской области
Хронология рассмотрения дела:
22.01.2015 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-16011/14
01.10.2014 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-10801/14
18.09.2014 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-9168/14
13.07.2014 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-20574/14