г. Москва |
|
2 октября 2014 г. |
Дело N А40-189071/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 сентября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 октября 2014 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кольцовой Н.Н.,
судей: Мухина С.М., Марковой Т.Т., |
при ведении протокола помощником судьи Шакк С.Н. |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Бибирево-84" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 31.07.2014 по делу N А40-189071/13 принятое судьей Махалкиным М.Ю. (16-1797)
ООО "Бибирево-84" (ОГРН 1027739230562, 127549. Москва, ул. Бибиревская, д. 7, корп. 1)
к 1) ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве (ОГРН 1027700485757, 107078, Москва, Орликов пер., д. 10, стр. 1), 2) Управлению Росреестра по Москве (ОГРН 1097746680822, 115191, Москва, ул. Б. Тульская, д. 15
третье лица: 1) Правительство Москвы (125032, Москва, ул. Тверская, д. 13), 2) Департамент городского имущества г. Москвы (115054, Москва, ул. Бахрушина, д. 20)
об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости и внесении изменений в государственный реестр недвижимости
при участии:
от заявителя: |
Гриненко И.В. по доверенности от 21.04.2014; Дуржинский Л.В. по доверенности от 08.07.2014; |
от ответчиков: |
не явился, извещен; не явился, извещен; |
от третьих лиц: |
1) не явился, извещен; 2) не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд г. Москвы обратилось ООО "Бибирево-84" с иском к Управлению Росреестра по Москве и ФГБУ "ФКП Росреестра" об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:02:0003005:19, общей площадью 2 891, 07 кв.м., расположенного по адресу: г. Москва, ул. Бибиревская, д. 7, корп. 1, по состоянию на 01.01.2012 г. в размере его рыночной стоимости 43 155 000 рублей и обязании ответчика внести соответствующие изменения в сведения государственного кадастра недвижимости.
В качестве третьих лиц привлечены Правительство Москвы, Департамент городского имущества г. Москвы.
Решением суда от 31.07.2014 отказано в удовлетворении исковых требований. При этом суд исходил из того, что, действующее законодательство не предусматривает возможности установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости задним числом, за уже прошедший период времени.
С решением суда не согласился истец - ООО "Бибирево-84" и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда. В обоснование своих требований истец ссылается на неправильное применение закона, подлежащего применению, а именно п.3 ст. 66 Земельного кодекса РФ.
Представители ответчиков и третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явились.
Отзывы на апелляционную жалобу не представлены.
Судом апелляционной инстанции дело рассмотрено в порядке ст. ст. 123, 156, 266, 268 АПК РФ. Оснований для отмены или изменения решения суда не установлено.
Как правильно установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела Департаментом земельных ресурсов города Москвы и ООО "Бибирево-84" был заключён договор аренды земельного участка N М-02-00473 от 22.03.1996 г., в соответствии с которым обществу был предоставлен в аренду земельный участок площадью 2 479 кв.м., расположенного по адресу: г. Москва, ул. Бибиревская, д. 7, корп. 1, для размещения магазина сроком на 15 лет.
Договор расторгнут с 01.04.2013 г. соглашением сторон (т.2 л.д.41).
Полагая, что установленная кадастровая стоимость земельного участка в размере 134 310 496, 81 рублей значительно превышает его рыночную стоимость, определенную ООО "Межрегиональное бюро судебных экспертиз им. Сикорского" в размере 43 155 000 рублей, истец обратилось в суд с требованием об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2012 г.
Согласно п. 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии со ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 июня 2011 года N 913/11, действующее законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Права заявителя, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка. Такое требование подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза. Согласно правилам п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Как указано в Постановлении Президиума ВАС РФ от 25.06.2013 г. N 10761/11 установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено прежде всего на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату. Именно поэтому статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности прямо предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость; основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости необходимо приложить отчет о рыночной стоимости объекта в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости. Закон об оценочной деятельности прямо не называет ту дату, которую следует считать датой установления кадастровой стоимости. Однако, принимая во внимание в совокупности положения главы III.1 Закона об оценочной деятельности, подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана в вводной части отчета об определении кадастровой стоимости (приказ Минэкономразвития РФ от 29.07.2011 N 382 "Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости"). В случае отсутствия такой даты в отчете оценщика она может быть установлена исходя из сведений, содержащихся в акте органа исполнительной власти субъекта, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки. При этом то обстоятельство, что рыночная стоимость объекта недвижимости доказывается истцом и устанавливается решением суда на дату определения кадастровой стоимости этого объекта, не влияет на определение момента, с которого установленная вступившим в законную силу судебным актом рыночная стоимость применяется в качестве кадастровой стоимости.
В данном случае согласно отчету от 15.11.2013 г. итоговая согласованная рыночная стоимость объекта оценки установлена по состоянию на 01.01.2012 г.
С учетом изложенного судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что законодательство не предусматривает возможности установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости за уже прошедший период времени.
Доводы истца о том, что в случае несогласия с датой, с которой истец просит установить кадастровую стоимость на уровне рыночной стоимость, иск мог быть удовлетворен частично, не принимаются судом апелляционной инстанции, поскольку суд рассматривает требования в рамках заявленных предмета и основания, и в данном случае суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Доводы истца со ссылкой на судебные акты по делу N А41-3163/2013 г. являются необоснованными, поскольку по указанному делу судом устанавливались иные обстоятельства с учетом конкретных доказательств, представленных по делу и оценки результатов экспертизы.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем отмене не подлежит. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии со ст. 110, 112 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на истца.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 31.07.2014 по делу N А40-189071/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Н.Н. Кольцова |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-189071/2013
Истец: ООО "Бибирево-84"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ РОСРЕЕСТРА ПО МОСКВЕ, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве, ФГБУ ФКП Росреестра в лице филиала по Москве
Третье лицо: Департамент городского имущества г. Москвы, Правительство Москвы