Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 13 февраля 2015 г. N Ф09-3900/14 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Пермь |
|
10 октября 2014 г. |
Дело N А50-21699/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 октября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 октября 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Голубцовой Ю.А.,
судей Гладких Е.О., Макарова Т.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Пестовой О.В.,
при участии:
от заявителя - Зорина О.А., паспорт,
от ответчика - Большевых С.С., доверенность от 20.02.2014,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика, Администрации Чайковского городского поселения,
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 29 января 2014 года
по делу N А50-21699/2013,
принятое судьей Батраковой Ю.В.,
по заявлению индивидуального предпринимателя Зориной Ольги Александровны (ОГРНИП 309592009000032, ИНН 592002859226)
к Администрации Чайковского городского поселения
о признании решения незаконным, обязании устранить нарушения прав,
установил:
индивидуальный предприниматель Зорина Ольга Александровна (далее - заявитель, предприниматель Зорина О.А.) обратилась в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным отказа Администрации Чайковского городского поселения (далее - ответчик, Администрация) в утверждении и согласовании схемы границ земельного участка площадью 3631 кв.м. для размещения садов, расположенного по адресу: Пермский край, г. Чайковский, в кадастровом квартале 59:12:0010346, изложенного в письмах от 09.10.2013 N 02-46-1219, от 18.10.2013 N02-46-1219; обязании устранить допущенные нарушение прав и законных интересов заявителя путем утверждения и выдачи схемы расположения на кадастровом плане или кадастровой карте территории земельного участка, находящегося по адресу: Пермский край, г. Чайковский, в кадастровом квартале 59:12:0010346, для размещения садов, в течение десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Решением суда от 29.01.2014 заявленные требования удовлетворены. Признан незаконным отказ Администрации в утверждении и согласовании схемы границ земельного участка площадью 3 631 кв.м., расположенного по адресу: Пермский край, г. Чайковский, в кадастровом квартале 59:12:0010346, с видом разрешенного использования - для размещения садов, на кадастровом плане или кадастровой карте территории, выраженный в письмах от 09.10.2013 N 02-46-1219, от 18.10.2013 N02-46-1219. На Администрацию возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предпринимателя Зориной О.А. путем утверждения и выдачи схемы расположения земельного участка площадью 3 631 кв.м., расположенного по адресу: Пермский край, г. Чайковский, в кадастровом квартале 59:12:0010346, с видом разрешенного использования - для размещения садов, на кадастровом плане или кадастровой карте территории в течение десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.05.2014 решение суда от 29.01.2014 отменено, в удовлетворении требований отказано.
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 07.08.2014 постановление суда апелляционной инстанции от 08.05.2014 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд.
При новом рассмотрении в суде апелляционной инстанции ответчик доводы апелляционной жалобы поддерживает в полном объеме, также указывает, что испрашиваемый земельный участок находится в рекреационной зоне - Р-4. Указанный заявителем вид использования земельного участка "для размещения садов" не соответствует виду разрешенного использования, установленному для зоны Р-4 "размещение лесопитомников, лесопарков, дердропарков, садов, рощ, водоемов, прокладка дорожно-тропиночной сети, лыжных трас, велосипедных и беговых дорожек", являющегося единым и неделимым видом использования. Считает, что обжалуемый отказ не нарушает прав заявителя, размещение земельного участка в рекреационной зоне не соответствует цели предпринимательской деятельности. Кроме того, спорный земельный участок не может быть предоставлен по правилам ст.34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), поскольку указанное противоречит ч.11 ст.35 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ч.9 ст.85 ЗК РФ.
Заявитель в суде апелляционной инстанции с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает решение суда не подлежащим отмене.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекс Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, 07.08.2013 предприниматель Зорина О.А. обратилась в Администрацию с заявлением об утверждении и согласовании схемы расположения земельного участка площадью 3 631 кв.м., расположенного по адресу: Пермский край, г. Чайковский, в кадастровом квартале 59:12:0010346, в зоне Р-4, для целей, не связанных со строительством, - для размещение садов (л.д. 12).
В письме от 09.10.2013 N 02-46-1219 Администрация указала заявителю на необходимость представления информации о смежных земельных участках, указания на схеме доступов, пожарных проездов к земельному участку, при наличии сетей на участке согласования схемы расположения с обслуживающими организациями, а также уточнения объектов и работ, планируемых на земельном участке (л.д. 16).
В письме от 18.10.2013 N 02-46-1219 Администрация отказала заявителю в утверждении схемы расположения земельного участка в связи с тем, что земельный участок находится в рекреационной зоне и предназначен исключительно для организации отдыха, туризма, культурно-оздоровительных и спортивных мероприятий граждан, а также для сохранения благоприятной экологической обстановки. В письме также указано, что испрашиваемый земельный участок относится к территории общего пользования (л.д. 17).
Полагая, что указанный отказ является незаконным, нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Частью 1 ст. 198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 2 ст. 201 АПК РФ для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности для целей, не связанных со строительством, предусмотрен ст. 34 ЗК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений (рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока, не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом); уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Решением Земского собрания Чайковского муниципального района от 29.09.2010 N 827 (в ред. от 31.10.2012) утверждено Положение о порядке предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории Чайковского муниципального района (далее - Положение).
В силу п. 2.1, 2.2 Положения лица, заинтересованные в предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, обращаются с соответствующим заявлением в администрацию. В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на земельный участок.
Между муниципальным образованием Чайковское городское поселение и муниципальным образованием Чайковский муниципальный район установлен единый порядок взаимодействия по предоставлению гражданам и юридическим лицам земельных участков на территории муниципального образования Чайковского городское поселение, определенный в подписанном ими Соглашении о взаимодействии от 16.01.2012 N 1, в редакции дополнительного соглашения от 19.11.2012.
В соответствии с указанным Соглашением на администрацию поселения возложена обязанность по приему заявлений об утверждении схем расположения земельных участков в соответствии с частью 5 ст. 31, ч. 4 ст. 34, ч. 7 ст. 36 Земельного кодекса РФ, утверждению и выдаче заявителям схем расположения участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории для дальнейшей постановки участков на кадастровый учет; определению местоположения границ земельного участка и его площади с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства, а также с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Отказывая в утверждении схемы границ земельного участка, ответчик указал на то, что земельный участок находится в рекреационной зоне и предназначен исключительно для организации отдыха, туризма, культурно-оздоровительных и спортивных мероприятий граждан, а также для сохранения благоприятной экологической обстановки.
Пунктом 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии с п. 9 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Согласно п. 9 ст. 85 ЗК РФ земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма.
В соответствии с п.11 ст.35 Градостроительного кодекса РФ в состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, береговыми полосами водных объектов общего пользования, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом.
В силу ст.98 ЗК РФ к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан. В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты.
Испрашиваемый земельный участок находится в зоне Р-4.
В соответствии с п. 4 ст. 41.5. Правил землепользования и застройки муниципального образования "Чайковское городское поселение", утвержденных решением Думы Чайковского городского поселения от 21.09.2011 N 446, к основным видам разрешенного использования территориальной зоны Р-4 - зоны естественных ландшафтов (болота, кустарник, овраги) - отнесены, в том числе городские леса, зеленые насаждения общего пользования в границах населенных пунктов; размещение лесопитомников, лесопарков, дендропарков, садов, рощ, водоемов, прокладка дорожно-тропиночной сети, лыжных трасс, велосипедных и беговых дорожек.
Как следует из материалов дела, земельный участок испрашивается заявителем для целей не связанных со строительством - для размещения садов, т.е. в соответствии с основным видом разрешенного использования, предусмотренного Правилами.
Доказательств того, что заявителем испрашивается земельный участок для индивидуального садоводства, выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений) либо иной деятельности, не соответствующей градостроительным регламентам территориальной зоны Р-4, ответчиком не представлено (ст.65 АПК РФ).
Из материалов дела не следует невозможность предоставления земельного участка предпринимателю для целей, не связанных со строительством.
Пунктом 4 ст. 34 ЗК РФ предусмотрена обязанность органа местного самоуправления в месячный срок со дня обращения заявителя утвердить и выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Установив, что ответчик в нарушение положений ч. 5 ст. 200 АПК РФ не представили доказательств правомерности отказа, заявленные требования удовлетворены обоснованно.
Нарушений судом первой инстанции норм материального или процессуального права, которые согласно ст. 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено, решение суда от 29.01.2014 является законным и обоснованным.
В соответствии со ст.110 АПК РФ государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на ответчика.
На основании и руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 29 января 2014 года по делу N А50-21699/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Ю.А.Голубцова |
Судьи |
Е.О.Гладких |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-21699/2013
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 13 февраля 2015 г. N Ф09-3900/14 настоящее постановление оставлено без изменения
Хронология рассмотрения дела:
13.02.2015 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-3900/14
10.10.2014 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-3516/14
07.08.2014 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-3900/14
08.05.2014 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-3516/14
29.01.2014 Решение Арбитражного суда Пермского края N А50-21699/13