г. Киров |
|
14 августа 2014 г. |
Дело N А82-17775/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 августа 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 августа 2014 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Тетервака А.В.,
судей Малых Е.Г., Поляковой С.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарём Богатырёвой Н.Н.
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Козловой Ирины Дмитриевны, Гуровой Натальи Васильевны, Федькина Александра Ивановича, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ярославской области
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 30.05.2014 по делу N А82-17775/2013, принятое судом в составе судьи Сорокиной С.Р.,
по иску Козловой Ирины Дмитриевны, Гуровой Натальи Васильевны, Федькина Александра Ивановича
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ярославской области (ИНН 7705401340; ОГРН 1027700485757), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области (ИНН 7604071920; ОГРН 1047600432219), Правительству Ярославской области (ИНН 7604003720; ОГРН 1027600684308)
третьи лица: Федеральное государственное унитарное предприятие "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ", Управление земельных ресурсов мэрии города Ярославля, общество с ограниченной ответственностью "Ярэксперт", Администрация Пономаревского сельского округа Переславского муниципального округа
об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, об обязании ФГБУ "ФКП Росреестра по ЯО" внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости, установив кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 76:11:140104:0058 в размере 1 793 000 руб. по состоянию на 01.01.2010, и взыскании судебных расходов в сумме 51 100 руб.,
установил:
Козлова Ирина Дмитриевна, Гурова Наталья Васильевна, Федькин Александр Иванович (далее - истцы) обратились в арбитражный суд с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ярославской области, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области, к Правительству Ярославской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, об обязании ФГБУ "ФКП Росреестра по ЯО" внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости, установив кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 76:11:140104:0058 в размере 1793000 руб. по состоянию на 01.01.2010, а также о взыскании судебных расходов в сумме 51 100 руб.
К участию в деле привлечены ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ", Управление земельных ресурсов мэрии города Ярославля, ООО "Ярэксперт", Администрация Пономаревского сельского округа Переславского муниципального округа.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 30.05.2014 иск удовлетворён частично.
Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 76:11:140104:0058 площадью 3000 кв.м, расположенного по адресу: Ярославская область, Переславский район, Пономаревский с/о, с.Большая Брембола, ул.Полевая, д.1а, равной рыночной в размере 1 793 000 руб.
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ярославской области обязано внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 76:11:140104:0058, указав ее равной 1 793 000 руб.
С Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ярославской области взыскано в пользу Козловой Ирины Дмитриевны 2000 руб. в возмещение судебных расходов.
С Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области взыскано в пользу Козловой Ирины Дмитриевны 2000 руб. в возмещение судебных расходов.
С Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ярославской области взыскано в пользу Гуровой Натальи Васильевны 7500 руб. в возмещение судебных расходов.
С Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области взыскано в пользу Гуровой Натальи Васильевны 7500 руб. в возмещение судебных расходов.
В удовлетворении остальной части иска отказано.
Не согласившись с названным решением, истцы обратились во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просят внести изменение в решение Арбитражного суда Ярославской области от 30 мая 2014 года по делу в части:
"Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 76:11:140104:0058 площадью 3000 кв.м, расположенного по адресу: Ярославская область, Переславский район, Пономаревский с/о, с.Большая Брембола, ул.Полевая, д.1а, равной рыночной в размере 1 793 000 рублей" дополнив фразой "по состоянию на 01.01.2010 г.".
Взыскать с Ответчика (Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, в лице филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Ярославской области) в пользу Истцов расходы государственной пошлины по иску в сумме 2000 рублей.
В обоснование апелляционной жалобы указывают, что решение об установлении кадастровой стоимости с момента вступления в законную силу решения суда нарушает права Истцов и создает препятствия в восстановлении нарушенных прав как налогоплательщиков и противоречит принципам налогового права. Ссылается на постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 30.08.2013 г. N Ф09-6500/13 по делу N А60-47812/2012.
Принимая во внимание несоответствие существующей кадастровой стоимости земельного участка от указанной рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010 г., а также отсутствие возражений ответчиков по вопросу о размере рыночной стоимости указанного земельного участка по состоянию на 01.01.2010 г. просят удовлетворить апелляционную жалобу.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области в своей апелляционной жалобе просит изменить решение Арбитражного суда Ярославской области от 30.05.2014 г. в части взыскания с Управления судебных расходов в размере: 2000 руб. (государственная пошлина) и 7500 руб. - (расходы по оплате экспертизы) отказав истцам в этой части.
В обоснование апелляционной жалобы указывает, что решение вынесено без учёта специфики данной категории дел (признание кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости), а именно неправомерно взысканы судебные расходы с Управления - формального ответчика по делу, в связи с чем данный судебный акт подлежит изменению в части требований к Управлению о взыскании судебных расходов.
Ссылается на Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11. Указывает, что заявленные требования имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий государственного органа. Считает производство по требованиям об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, сродни арбитражному процессу по заявлениям об установлении юридических фактов.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области до возбуждения судебного процесса не предпринимал никаких незаконных действий (бездействия), направленных на нарушение прав и законных интересов истца. Управление является ответчиком исключительно в силу законодательно закрепленной за ним функции ведения государственного кадастра недвижимости, является исполнительным органом государственной власти Российской Федерации, финансируемым из федерального бюджета. Управление, по сути, лишено возможности возражать по существу заявленных требований, поскольку определение кадастровой стоимости земли в размере ее рыночной стоимости предусмотрено п. 3 ст.66 ЗК РФ.
В силу закона истец обязан самостоятельно, до обращения в суд провести оценку рыночной стоимости земельного участка и экспертизу такой оценки.
Считает, что судебные расходы по данной категории дел не подлежат взысканию с ответчика даже в случае удовлетворения заявленных требований; отнесение на Управление судебных расходов по делу будет являться нарушением принципа равенства сторон в судебном процессе.
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ярославской области также обжалует решение Арбитражного суда Ярославской области и просит изменить решение в части взыскания с ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Ярославской области судебных расходов в сумме 2000 руб. и 7500 руб., и отказать заявителям в удовлетворении требований о взыскании судебных расходов.
В обоснование апелляционной жалобы указывает, что фактически судом взысканы с Учреждения расходы по оплате госпошлины за рассмотрение дела и расходы за проведение экспертизы, представленного Истцом отчета по оценке объекта недвижимости. Истец при подаче иска в суд не надлежащим образом выполнил свои процессуальные обязанности и для окончательного определения и обоснования своих требований воспользовался результатами назначенной по его ходатайству судебной экспертизы отчета рыночной стоимости объекта оценки. Заявленные истцом расходы, понесены им во исполнение обязанности по предоставлению доказательств в обоснование своих требований.
Решение суда в части возложения на Ответчика обязанности по возмещению Истцу расходов противоречит требованиям законодательства и нарушает принцип равенства сторон в судебном процессе.
В данной правовой ситуации истцы не оспаривают действия органа кадастрового учета по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельных участков, принадлежащим истцам на праве собственности, а руководствуясь положениями земельного законодательства и законодательства об оценочной деятельности реализуют свое право на изменение кадастровой стоимости земельного участка на рыночную.
Учреждение является ответчиком исключительно в силу законодательно закрепленной за ним функции ведения государственного кадастра недвижимости. При этом Закон о кадастре не предусматривает таких кадастровых действий как установление кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости. Такая процедура возможна только на основании судебного решения, то есть независимо от волеизъявления органа кадастрового учета.
Истцы в отзыве на апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области указывают, что решение Арбитражного суда Ярославской области от 30.05.2014 в части возмещения судебных расходов оставить без изменения, жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области - без удовлетворения. Просят рассмотреть дело в связи с невозможностью присутствия истцов.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 266, пунктом 1 статьи 123, пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба заявителя рассмотрена арбитражным судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Законность обжалуемого решения проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, учитывая обстоятельства дела и представленные по нему доказательства, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к следующему выводу.
Истцы являются собственниками земельного участка с кадастровым номером 76:11:140104:0058, площадью 3000 кв.м., категория земель: земли поселений, расположенного по адресу: Ярославская область, Переславский район, Пономаревский сельский округ, с.Большая Брембола, ул.Полевая, д.1а, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права от 24.01.2006 Серия 76 АА 300939, Свидетельством о государственной регистрации права от 24.01.2006 Серия 76 АА 300940, Свидетельством о государственной регистрации права от 24.01.2006 Серия 76 АА 300941. (л.д. 24, 27-29 т.1)
Земельный участок с кадастровым номером 76:11:140104:0058 поставлен на кадастровый учёт 18 июля 2005 года
С 01.01.2012 вступили в силу результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ярославской области, утвержденные Постановлением Правительства Ярославской области от 20.09.2011 N 702-п. Работы по оценке проведены по состоянию на 01.01.2010. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 76:11:140104:0058 составила 5105220 руб.
Согласно отчёту от 19.12.2013 N 6944/13 "Оценка рыночной стоимости земельного участка, кадастровый номер 76:11:140104:0058, площадью 3000 кв.м., расположенного по адресу: Ярославская область, Переславский район, Пономаревский с/о, с.Большая Брембола, ул.Полевая, д.1а", составленному ООО "Ярэксперт" по заданию истца, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 76:11:140104:0058 по состоянию на 01.01.2010 составила 1793000 руб. (л.д. 4-108 т.2)
Согласно заключению эксперта от 23.04.2014, подготовленному экспертом ООО "Профессиональная оценка" Тюленевой М.Ю., отчёт от 19.12.2013 N 6944/13 соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (л.д. 110 -127 т.2).
Приняв за основу установленную отчетом рыночную стоимость спорного земельного участка, суд первой инстанции удовлетворил исковые требования и установил кадастровую стоимость данного земельного участка в размере рыночной стоимости - 1793000 руб.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ (в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ) в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, статья 66 ЗК РФ допускает не только определение кадастровой стоимости, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Согласно правовой позиции, сформулированной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
При этом права, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка.
Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка.
Поскольку заявленные требования, по существу, имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельных участков на их рыночную стоимость, а не оспаривание действий этого органа, то такое требование, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему, в том числе, и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельных участков.
Учитывая изложенные разъяснения об исковом характере требований, в совокупности с положениями статей 65, 66 ЗК РФ, а также закрепленный статьей 4 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" принцип актуальности кадастровых сведений, на истце лежит процессуальная обязанность доказать в соответствии с требованиями статьи 65 АПК РФ, то обстоятельство, что его права и охраняемые законом интересы нарушены уполномоченными органами именно при внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о стоимости земельного участка, не соответствующих данным о его рыночной стоимости, актуальным на момент совершения таких действий.
Конституционный Суд Российской Федерации в абзаце 4 пункта 2.2 определения от 01.03.2011 N 275-О-О указал, что действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
Следовательно, лицо, чьи права нарушает определенная уполномоченным органом кадастровая стоимость земельного участка вправе требовать установления иной кадастровой стоимости, равной рыночной стоимости земельного участка, в судебном порядке.
Правовым последствием пересмотра кадастровой стоимости в связи с ее несоответствием рыночной стоимости земельного участка является то, что с момента вступления в силу судебного акта у кадастрового органа возникает обязанность внести в кадастр установленную судебным актом рыночную стоимость земельного участка. С этого момента рыночная стоимость получает статус кадастровой и должна применяться в новом, изменённом виде.
Изменение кадастровой стоимости направлено на будущее время. Во всех правоотношениях, в которых используется кадастровая стоимость, ее новый, определенный судом размер может применяться не ранее вступления в законную силу решения суда по соответствующему иску.
В статье 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ установлено, что отчёт независимого оценщика является одним из доказательств по делу (статья 75 АПК РФ). Оценка данного доказательства осуществляется судом в соответствии с правилами главы 7 АПК РФ.
Согласно экспертизе отчёт соответствует требованиям законодательства Российской Федерации. Стоимость участка согласно отчету составила 1793000 руб.
Доказательств иной величины рыночной стоимости земельного участка ответчиками не представлено.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных исковых требований.
В силу пункта 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для понуждения органа кадастрового учёта внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учёт и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учёта и ведения государственного кадастра недвижимости (орган кадастрового учёта).
В соответствии с части 2 статьи 3 Закона N 221-ФЗ предусмотренные Федеральным законом полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.
Согласно части 5 статьи 4 Федерального от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном данным Законом порядке документов, если иное не установлено этим же Законом.
В соответствии с частью 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Из части 3 статьи 16 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" следует, что орган кадастрового учета вправе осуществить кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости, в том числе и о его кадастровой стоимости; при этом, в части 4 названной статьи в качестве основания к обязанию учёта изменений объекта недвижимости указано решение суда.
Кроме того, в соответствии со статьей 24.20. Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности", в течение десяти рабочих дней с даты завершения рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, направляет сведения о кадастровой стоимости в орган кадастрового учета. В течение десяти рабочих дней с даты получения сведений о кадастровой стоимости орган кадастрового учета осуществляет их внесение в государственный кадастр недвижимости, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
В силу пунктов 1, 4 Положения "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" осуществление государственного кадастрового учета является одной из функций федерального органа исполнительной власти Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр). Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, а также подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
В соответствии с пунктом 5 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 года N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности, в том числе:
- осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке: государственный кадастровый учет недвижимого имущества; ведение государственного кадастра недвижимости; ведение государственного реестра кадастровых инженеров; государственный мониторинг земель в Российской Федерации (за исключением земель сельскохозяйственного назначения); государственный земельный контроль; предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости;
- организует: проведение государственной кадастровой оценки; проведение землеустройства в соответствии с решениями федеральных органов государственной власти.
Согласно Уставу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" предметом деятельности учреждения является осуществление полномочий Росреестра по государственному кадастровому учету объектов недвижимости.
Согласно пункту 2 Приказа Росреестра от 11.03.2010 N П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета" федеральные государственные учреждения "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации наделены полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.
На основании Приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 13.09.2011 N 473 федеральные бюджетные учреждения "Кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации, функции и полномочия учредителя которых осуществляет Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, реорганизованы в форме присоединения к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" с сохранением основных целей деятельности.
Приказом Росреестра от 26.12.2011 N П/531 федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" наделено полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.
Следовательно, истец обоснованно заявил требование к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области и федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" как лицам, непосредственно осуществляющим ведение кадастрового учета и уполномоченных на внесение изменений в кадастр недвижимости.
Ввиду изложенного у ответчиков имеется имущественный интерес и финансовая заинтересованность в установлении кадастровой стоимости земельного участка.
Согласно положениям статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным, и для целей налогообложения используются данные о кадастровой стоимости земельного участка, содержащиеся в кадастровом паспорте, существенное расхождение данных о рыночной стоимости земельного участка и его кадастровой стоимости нарушает права истца как лица, обязанного платить налог, поскольку влечет за собой дополнительные расходы для истца, нарушенные права истца могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Следовательно, истец правомерно обратился в арбитражный суд с требованием об установлении кадастровой стоимости используемых им земельных участков со ссылкой на существенное различие между определенной уполномоченным органом кадастровой стоимостью земельных участков и рыночной стоимостью данных земельных участков, определенной оценщиком.
Права истцов, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Указание в апелляционной жалобе на неправомерное возложение судом бремени несения судебных расходов по рассмотрению дела на ответчиков в связи с тем, что причиной обращения общества в суд явилась реализация права на установление кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, отклоняется судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В силу статьи 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
Согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ ответчики освобождены от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах.
Вместе с тем, взыскание судебных расходов по оплате государственной пошлины не влияет на порядок распределения судебных расходов, установленный частью 1 статьи 110 АПК РФ.
Поскольку ответчики являются стороной по делу в рассматриваемом споре, с них правомерно взысканы понесенные лицом, в пользу которого состоялся судебный акт, расходы по оплате государственной пошлины.
Фактически доводы апелляционной жалобы в указанной части противоречат положениям АПК РФ.
Апелляционная жалоба истцов также удовлетворению не подлежит.
По существу правовая позиция подателя жалобы заключается в том, что арбитражным судом первой инстанции в резолютивной части решения, которым установлена кадастровая стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости в той сумме, которую указывал сам истец, по мнению последнего, неправомерно не указал дату, по состоянию на которую установлена указанная стоимость.
Как отмечено выше, кадастровая стоимость спорного земельного участка была определена на основании постановления Правительства Ярославской области от 20.09.2011 N 702-п, которым были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов по состоянию на 01.01.2010. Стоимость определена в размере 5105220 рублей.
В отчете об оценке рыночной стоимости земельного участка рыночная стоимость объекта оценки определена также по состоянию на 01.01.2010 и составляет 1793000 рублей.
Именно в указанном в отчёте размере арбитражным судом первой инстанции и определена кадастровая стоимость земельного участка, то есть в величине, установленной на 01.01.2010.
Определение даты, по состоянию на которую должна быть установлена величина рыночной стоимости земельного участка для определения его кадастровой стоимости, в настоящем иске является не содержанием искового требования, а правовым вопросом, подлежащим разрешению судом. Данный вопрос арбитражным судом в обжалуемом решении разрешен.
В силу изложенного неуказание даты, по состоянию на которую в настоящем случае определялась рыночная стоимость земельного участка, в резолютивной части судебного акта не может являться основанием для изменения судебного акта.
Кроме того, в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11 отмечено, что то обстоятельство, что рыночная стоимость объекта недвижимости доказывается истцом и устанавливается решением суда на дату определения кадастровой стоимости этого объекта, не влияет на определение момента, с которого установленная вступившим в законную силу судебным актом рыночная стоимость применяется в качестве кадастровой стоимости.
Ссылка заявителя на постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 30.08.2013 г. N Ф09-6500/13 по делу N А60-47812/2012 не состоятельна, поскольку по данному делу установлены иные обстоятельства.
Изложенные в апелляционных жалобах доводы не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения.
Исследование представленных сторонами доказательств произведено арбитражным судом должным образом. Этим доказательствам дана надлежащая правовая оценка с позиции их относительности, допустимости и достоверности. Выводы о применении норм материального права соответствуют установленным судом по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а поэтому оснований для отмены решения арбитражного суда по приведенным в жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены обжалуемого решения арбитражного суда первой инстанции, последним не допущено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины в связи с принесением апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы.
От истцов в суд апелляционной инстанции поступило ходатайство о взыскании судебных расходов в размере 2000 рублей. Данная сумма является расходами на оплату госпошлины за подачу апелляционной жалобы.
Поскольку жалоба не удовлетворена, данные расходы относятся на истцов и не подлежат взысканию с ответчика.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 30.05.2014 по делу N А82-17775/2013 оставить без изменения, а апелляционные жалобы Козловой Ирины Дмитриевны, Гуровой Натальи Васильевны, Федькина Александра Ивановича, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ярославской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
А.В. Тетервак |
Судьи |
Е.Г. Малых |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-17775/2013
Истец: Гурова Наталья Васильевна, Козлова Ирина Дмитриевна, Федькин Александр Иванович
Ответчик: Правительство Ярославской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ярославской области
Третье лицо: Администрация Пономаревского сельского округа Переславского муниципального округа, Общество с ограниченной отвественностью "Ярэксперт", Управление земельных ресурсов мэрии города Ярославля, ФГУП "Ростеинветаризация- Федеральное БТИ", Тюленева Марина Юрьевна