г. Челябинск |
|
23 октября 2014 г. |
Дело N А07-7459/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 октября 2014 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Богдановской Г.Н.,
судей Ермолаевой Л.П., Суспициной Л.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Савчук А.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Галумяна Эдика Артутовича на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 11.08.2014 по делу N А07-7459/2014 (судья Архиереев Н.В.).
В заседании принял участие представитель индивидуального предпринимателя Галумяна Э.А. - Лежнева Э.В. (доверенность от 10.10.2013).
Индивидуальный предприниматель Галумян Эдик Артутович (далее - ИП Галумян Э.А., предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан (далее - Администрация, заинтересованное лицо) о признании неправомерным отказа в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 02:47:090507:161, расположенного в Уфимском районе Республики Башкортостан, п. Красный Яр; обязании заключить договор купли-продажи земельного участка площадью 16 285 кв.м, расположенного в Уфимском районе Республики Башкортостан, п. Красный Яр, в собственность за плату, согласно кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 16.12.2013.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 11.08.2014 (резолютивная часть от 05.08.2014) в удовлетворении заявления предпринимателя отказано.
С указанным решением суда не согласился ИП Галумян Э.А. (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт), в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Апеллянт полагает, что судом первой инстанции не принято во внимание, что испрашиваемый земельный участок, ранее предоставленный в аренду заявителю, имел вид разрешенного использования - для эксплуатации здания телятника-конюшни, что свидетельствует о том, что при формировании земельного участка были соблюдены требования по нормам отвода земельного участка. Суд неправильно истолковал и применил к спорным правоотношениям положения ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ). Фактическая площадь землепользования заявителя соответствует площади испрашиваемого земельного участка, границы земельного участка сформированы в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства, земельный участок используется по назначению.
Ссылаясь на правовую позицию, сформированную в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.09.2011 N 1489/11, N 3771/11, N 4275/11, апеллянт указывает на его исключительное право на приватизацию земельного участка, в границах которого расположено здание конюшни-телятника. Полагает, что обоснования необходимой площади земельного участка от заявителя не требовалось, поскольку в силу п. 7 ст. 36 ЗК РФ спорный земельный участок не являлся вновь образуемым. Площадь испрашиваемого им земельного участка соответствует положениям ст. 15 Закона Республики Башкортостан от 05.01.2004 N 59-з "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан".
Апеллянт также полагает, что судом необоснованно применен к спорным правоотношениям Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", положения которого неприменимы к земельным участкам, на которых расположения объекты недвижимости.
К дате судебного заседания отзывы на апелляционную жалобу не поступили.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители заинтересованного лица не явились.
С учётом мнения представителя заявителя и в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена без участия Администрации.
В ходе судебного разбирательства представитель предпринимателя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2014 (л.д. 81) судебное заседания было отложено на 20.10.2014 для представления лицами, участвующими в деле, дополнительных доказательств.
Во исполнение определения суда заявителем дополнительно представлены:
- кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером 02:47:090507:161 площадью 16 165 кв.м. (по состоянию на 02.10.2014),
- кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером 02:47:091801:0008 площадью 16 165 кв.м. (по состоянию на 06.06.2007),
- письмо федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Башкортостан от 10.12.2013 N 13949.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, на основании договора купли-продажи от 21.12.2007 (л.д. 17) предприниматель является собственником телятника - конюшни, общей площадью 396,7 кв.м., инвентарный номер 11442, лит. А, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, Уфимский район, с. Красный Яр, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 04 АБ 270855 от 17.01.2008 (л.д. 18).
В договоре указано, что телятник - конюшня расположен на земельном участке площадью 16 165 кв.м. с кадастровым номером 02:47:091801:0008, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для эксплуатации здания телятника-конюшни, местоположение: установлено относительно ориентира Республика Башкортостан, р-н Уфимский, в административных границах сельского поселения Красноярский сельсовета, в районе с. Красный Яр, расположенного в границах участка (кадастровый паспорт от 06.06.2007 N 247/07-04-0249, л.д. 26-27).
Постановлением Администрации Уфимского района Республики Башкортостан N 558 от 24.04.2007 (л.д. 21) земельный участок с кадастровым номером 02:47:091801:0008 площадью 16 165 кв.м., категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, занятый зданием телятника-конюшни, предоставлен Галоян Ж.Г. сроком на 49 лет.
По договору аренды N 494-КР находящегося в государственной собственности земельного участка от 06.08.2007 названный земельный участок был предоставлен Галоян Ж.Г. для эксплуатации здания телятника-конюшни на срок с 24.04.2007 по 23.04.2056 (л.д. 24-25). Государственная регистрация договора аренды произведена 12.11.2007.
По договору уступки права требования от 18.02.2008 права и обязанности арендатора по договору аренды N 494-КР находящегося в государственной собственности земельного участка от 06.08.2007 были переданы Галоян Ж.Г. заявителю (л.д. 23). Договор уступки зарегистрирован в установленном порядке 27.03.2008, о чем свидетельствует отметка на договоре (л.д. 23, оборот).
На основании дополнительно представленных в суд апелляционной инстанции доказательств апелляционным судом установлено, что согласно сведениями кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером 02:47:090507:161 площадью 16 165 кв.м. (по состоянию на 02.10.2014) земельный участок отнесён к землям сельскохозяйственного назначения и имеет разрешённое использование "для эксплуатации здания телятника-конюшни". Предыдущим кадастровым номером земельного участка является кадастровый номер 02:47:091801:0008.
Согласно сведениям кадастрового паспорта на земельный участок с кадастровым номером 02:47:091801:0008 площадью 16 165 кв.м. (по состоянию на 06.06.2007), земельный участок отнесён к землям сельскохозяйственного назначения и имеет разрешённое использование "для эксплуатации здания телятника-конюшни".
16.12.2013 заявитель обратился в Администрацию с заявлением о приватизации земельного участка, находящегося на территории Уфимского района Республики Башкортостан.
Письмом исх. N 21 от 16.01.2014 Администрация сообщила о возможности предоставления земельного участка в собственность, сформированного по границам отмостков принадлежащего заявителю объекта недвижимости, поскольку площадь испрашиваемого земельного участка существенно превышает площадь зданий и сооружений, принадлежащих предпринимателю на праве собственности.
Полагая отказ Администрации незаконным и нарушающим права заявителя в сфере осуществляемой им предпринимательской деятельности, последний обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Отказывая в удовлетворении требований предпринимателя, суд первой инстанции пришел к выводу, что находящийся на испрашиваемом земельном участке принадлежащий заявителю на праве собственности объект недвижимости занимает лишь незначительную часть земельного участка, и суду не представлены доказательства того, что для его эксплуатации необходим земельный участок площадью 16 165 кв.м.
Проверив законность и обоснованность решения, оценив доводы апелляционной жалобы, апелляционной суд приходит к выводу об отмене судебного акта.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 4 статьи 200, частей 2, 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснений, изложенных в пункте 6 постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения, урегулирован ст. 36 ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 1 указанной статьи ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В силу разъяснений, изложенных в п. 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого соответствующим зданием, строением, сооружением.
Заявитель на основании договора купли-продажи от 21.12.2007 (л.д. 17) является собственником телятника - конюшни, общей площадью 396,7 кв.м., инвентарный номер 11442, лит. А, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, Уфимский район, с. Красный Яр, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 04 АБ 270855 от 17.01.2008 (л.д. 18).
В силу изложенного, заявитель имеет исключительное право на приватизацию земельного участка, на котором расположен объект недвижимости, и отнесение земельного участка к категории земель "земли сельскохозяйственного назначения" не препятствует возможности реализации предпринимателем исключительного права на приватизацию, предусмотренного названной нормой, независимо от специальных правовых оснований для приватизации земельного участка, установленных Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
В силу п. 7 ст. 36 ЗК РФ местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.
В силу п. 2 ст. 35 ЗК РФ предельные размеры площади части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяются в соответствии с п. 3 ст. 33 ЗК РФ исходя из утвержденных в установленном порядке норм отвода земель для конкретных видов деятельности или правил землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации.
Таким образом, по смыслу статей 33, 35, 36 ЗК РФ приватизации подлежит земельный участок, фактически занимаемый принадлежащим заявителю на праве собственности строением (сооружением, зданием) и необходимый для нормальной эксплуатации последнего по функциональному назначению, сформированный в соответствии с утвержденными уполномоченным органом власти нормами отвода земель, правилами землепользования и застройки, градостроительной документацией муниципального образования для целей размещения и/или эксплуатации конкретного объекта недвижимости (здания, строения, сооружения) и поставленный на государственный кадастровый учет земельный участок.
Пунктом 1 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" также регламентировано, что площадь приватизируемого земельного участка подлежит определению с учетом площади фактически занимаемых строениями (сооружениями, зданиями) земельных участков (их частей), а также площади, необходимой для использования соответствующих объектов недвижимости.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлениях от 01.03.2011 N 13535/10, от 03.04.2012 N 12955/11 разъяснил, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов государственных органов либо органов местного самоуправления об отказе в предоставлении земельных участков в порядке, предусмотренном статьей 36 ЗК РФ, арбитражным судам необходимо исследовать вопрос о том, является ли площадь испрашиваемого заявителем земельного участка объективно необходимой для целей нормальной эксплуатации (использования) по назначению расположенного на нем объекта недвижимости (здания, строения, сооружения). При этом отмечено, что площадь необходимого в таком случае земельного участка определяется с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.
Заявитель, обращаясь с рассматриваемым заявлением, в силу части 1 статьи 65 АПК РФ обязан представить арбитражному суду доказательства, свидетельствующие о нарушении оспариваемым отказом его прав в сфере предпринимательской деятельности. В том числе, заявителю необходимо обосновать тот факт, что для эксплуатации здания телятника - конюшни необходим участок площадью не менее 16 165 кв.м.
Размер и площадь земельного участка, необходимого для эксплуатации объекта недвижимости, определяются в порядке, установленном нормой ст. 33 ЗК РФ.
Согласно п. 3 ст. 33 ЗК РФ предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
Из материалов дела следует, что объект недвижимости, находящийся в собственности заявителя, приобретён им на основании договора купли-продажи от 21.12.2008 (л.д. 17), из пункта 1 которого следует, что здание телятника-конюшни площадью 396,70 кв.м., расположено на земельном участке с кадастровым номером 02:47:091801:0008 площадью 16 165 кв.м. (согласно кадастрового паспорта N 247/07-04-0249 по состоянию на 06.06.2007).
Указанный кадастровый паспорт в порядке ч. 2 ст. 268 АПК РФ приобщён в суде апелляционной инстанции и из его сведений усматривается, что названный земельный участок сформирован для целей эксплуатации здания телятника-конюшни.
Впоследствии, как следует из письма федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Башкортостан от 10.12.2013 N 13949, а также сведений кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером 03:47:090507:161 площадью 16 165 кв.м. (по состоянию на 02.10.2014), земельном участку с кадастровым номером 02:47:091801:0008 был присвоен кадастровый номер 02:47:090507:161 (документы представлены в суд апелляционной инстанции, в деле).
Согласно сведениями кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером 02:47:090507:161 площадью 16 165 кв.м. (по состоянию на 02.10.2014) земельный участок имеет разрешённое использование "для эксплуатации здания телятника-конюшни". Иные характеристики (площадь, местоположение земельного участка) не изменились.
Испрашиваемый земельный участок (с прежним кадастровым номером) был предоставлен в аренду заявителю на основании постановления Администрации Уфимского района Республики Башкортостан N 558 от 24.04.2007 (л.д. 21), договора аренды N 494-КР от 06.08.2007 (с учётом договора ступки права от 18.02.2008, л.д. 23 оборот, л.д. 24) для эксплуатации здания телятника-конюшни на 49 лет.
В силу ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
В силу ст. 7, 21, 38 Закона о кадастре сведения об индивидуальных характеристиках земельного участка вносятся в государственный кадастр недвижимости, в том числе на основании межевого плана, составленного по результатам землеустроительных работ.
Из вышеперечисленных документов, содержащих сведения государственного кадастрового учета земельного участка, следует, что земельный участок, испрашиваемый заявителем, сформирован для целей эксплуатации расположенного на нём объекта недвижимости - здания телятника-конюшни.
Доказательств обратного в дело не представлено, результаты кадастрового учета земельного участка не оспорены, не признаны недействительными.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В нарушение указанной нормы заинтересованным лицом не обоснованы те обстоятельства и доводы, которые послужили основанием для отказа в предоставлении в собственность предпринимателя испрашиваемого земельного участка в оспариваемом ненормативном акте - письме от 16.01.2014 N 21 (л.д. 16), заинтересованным лицом не представлено доказательств того, что сформированная по результатам землеустроительных работ площадь земельного участка 16 165 кв.м. не соответствует требованиям ст. 33 ЗК РФ и не соответствует фактическому землепользованию (п. 7 ст. 36 ЗК РФ).
При изложенных обстоятельствах при наличии в материалах дела совокупности доказательств, свидетельствующих о том, что испрашиваемый земельный участок сформирован для целей эксплуатации расположенного на нём объекта недвижимости, у суда первой инстанции отсутствовали основания для отказа в удовлетворении требований предпринимателя.
В силу части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должны содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
На основании п. 5 ст. 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок. Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (п. 6 ст. 36 ЗК РФ).
С учётом требований указанных норм апелляционный суд, удовлетворяя требования предпринимателя, считает необходимым обязать заинтересованное лицо совершить действия, предписанные нормами п. 6 ст. 36 ЗК РФ.
Судебные расходы распределяются по правилам ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 11.08.2014 по делу N А07-7459/2014 отменить.
Требования индивидуального предпринимателя Галумяна Эдика Артутовича удовлетворить.
Признать незаконным как несоответствующий ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации отказ Администрации муниципального образования Уфимский район Республики Башкортостан, изложенный в письме N 21 от 16.01.2014, в передаче индивидуальному предпринимателю Галумяну Эдику Артутовичу в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 02:47:090507:161 площадью 16165 кв.м. местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Республика Башкортостан, Уфимский район, с/с Красноярский, в районе с. Красный Яр, категория земель "земли сельскохозяйственного назначения", разрешённое использование "для эксплуатации здания телятника-конюшни".
Обязать Администрацию муниципального образования Уфимский район Республики Башкортостан в течение одного месяца с момента принятия настоящего постановления принять решение о предоставлении индивидуальному предпринимателю Галумяну Эдику Артутовичу в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 02:47:090507:161 площадью 16165 кв.м., местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Республика Башкортостан, Уфимский район, с/с Красноярский, в районе с. Красный Яр, категория земель "земли сельскохозяйственного назначения", разрешённое использование "для эксплуатации здания телятника-конюшни", и направить в адрес индивидуального предпринимателя Галумяна Эдика Артутовича проект договора купли-продажи указанного земельного участка.
Взыскать с Администрации муниципального образования Уфимский район Республики Башкортостан в пользу индивидуального предпринимателя Галумяна Эдика Артутовича судебные расходы по государственной пошлине по заявлению в сумме 200 рублей и по апелляционной жалобе в сумме 100 рублей, всего 300 рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Г.Н. Богдановская |
Судьи |
Л.П. Ермолаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-7459/2014
Истец: ГАЛУМЯН ЭДИК АРТУТОВИЧ
Ответчик: Администрация муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан
Третье лицо: ИП Галумян Эдик Артутович